Наименование разделов
и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1
Введение
| |
|
|
Тема 1.1
Дизайн в аспекте культуры
| Содержание учебного материала
|
|
|
1 Виды предметного творчества.
2 Понятие дизайна как вида созидательной творческой деятельности.
3 Культурологическое значение дизайна для развития общества.
| Ознакомительный,
|
Лабораторные работы
| -
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: объекты стихийного дизайна
|
| Продуктивный
|
Тема 1.2
Зарождение ремесла
| Содержание учебного материала
|
|
|
1 Время зарождения ремесла.
2 Понятие стихийного дизайна. Сочетание красоты и пользы в образцах предметной среды.
3 Структурная и композиционная обусловленность предметов стихийного дизайна во времени.
| Ознакомительный,
|
Лабораторные работы
| -
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: объекты стихийного дизайна
|
| Продуктивный
|
Раздел 2
Предметный мир доиндустриального периода
| |
|
|
Тема 2.1
Древнеегипетская цивилизация
| Содержание учебного материала
|
|
|
1 Временной период существования Древнеегипетской цивилизации. Характеристика социально-экономического уклада в Др. Египте
2 Целостность и органичность предметного мира.
3 Знаковость орнаментов.
4 Устойчивость эстетического идеала и традиций на протяжении Древнего, Среднего и Нового царств.
5 Связь эстетической природы предметов обихода и костюма.
| Ознакомительный,
|
Лабораторные работы
| -
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: признаки дизайна в объектах предметного мира Др. Египта.
|
| Продуктивный
|
Тема 2.2
Античный мир
| Содержание учебного материала
|
|
|
1 Временной период существования Античной цивилизации. Характеристика социально-экономического уклада в Др. Греции и Др. Риме.
2 Единство художественной системы предметного мира. Связь ремесла и художественного творчества. Эстетика целесообразности.
3 Композиционное и стилевое единство архитектуры и объектов предметной среды. Знаковая роль вещей. Формирование и особенности организации средового пространства.
4 Характерные черты эстетического идеала, проявившиеся в античном костюме. Приёмы формообразования античного костюма.
| Ознакомительный,
|
| Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: признаки дизайна в объектах предметного мира Античности.
|
| Продуктивный
|
Тема 2.3
Предметный мир средневековья
| Содержание учебного материала
|
|
|
1 Временной период существования Средних веков. Характеристика социально-экономического уклада в романский и готический периоды.
2 Ремесла и искусство раннего средневековья. Романский стиль. Основные эстетические представления, сформированные под влиянием церкви.
3 Развитие ремесел в эпоху позднего средневековья. Готический стиль, его проявления в композиции элементов предметной среды и костюме.
4 Особенности формирования объектов среды и средового пространства.
5 Реформирование структуры костюма. Появление первых признаков кроёной одежды.
| Ознакомительный,
|
Лабораторные работы
| -
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: признаки дизайна в объектах предметного мира Средних веков.
|
| Продуктивный
|
Тема 2.4
Эпоха Возрождения
| Содержание учебного материала
|
|
|
1 Временной период существования Эпохи Возрождения. Характеристика социально-экономического уклада в Эпоху Возрождения. Колыбель эпохи Возрождения – Италия. Изменения в духовной и материальной жизни общества. Особенности проникновения идей Возрождения в страны Европы: Испанию, Англию, Францию, Германию.
2 Первые научные достижения. Неразрывность художественного и технического творчества.
3 Расцвет мануфактурного производства.
4 Новый эстетический идеал, его отражение в предметном мире. Особенности формирования объектов среды и средового пространства.
5 Характерные признаки искусства эпохи Возрождения, проявившиеся в костюме.
| Ознакомительный,
|
Лабораторные работы
| -
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: признаки дизайна в объектах предметного мира Возрождения.
|
| Продуктивный
|
Тема 2.5
Предметный мир Европы в Новое время
| Содержание учебного материала
|
|
|
1 Временной период существования определения Нового времени, XVII-XVIII вв. Характеристика социально-экономического уклада в период Нового времени.
2 Наступление эпохи промышленного производства, развитие мануфактур. Разделение искусства и техники. Промышленная революция, технические изобретения.
3 Стиль барокко, его характерные черты. Сочетание утилитарности и эстетичности. Традиционность и модные перемены. Особенности стиля барокко в различных странах Европы.
| Ознакомительный,
|
| 4 Стиль рококо, его основные черты. Особенности формирования объектов среды и средового пространства.
5 Стиль классицизм, проникновение античных идей в организацию объектов среды и средового пространства.
6 Проявление декоративности, комфортабельности, удобства в костюме. Инженерные идеи в форме и структуре костюма.
| |
|
Лабораторные работы
| -
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: признаки дизайна в объектах предметного мира Европы в Новое время.
|
| Продуктивный
|
Тема 2.6
Предметный мир России X-XVIII вв.
| Содержание учебного материала
|
|
|
1 Характеристика социально-экономического уклада в России в период X-XVIII вв.
2 Предпосылки формирования высокоразвитых художественных ремёсел. Влияние ремёсел на формирование эстетики предметной среды (архитектура, жилой интерьер, предметы быта).
3 Россия XVIII века – эпоха исторических реформ Петра I. Развитие промышленности. Влияние художественных принципов Европы на развитие средового пространства в России.
4 Влияние английской культуры конца XVIII века на российскую.
5 Влияние Европейской моды на формирование светского костюма России.
| Ознакомительный,
|
Лабораторные работы
| -
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: признаки дизайна в объектах предметного мира России X-XVIII вв.
|
| Продуктивный
|
Раздел 3
Зарождение и формирование дизайна в XIX-н. XX века
| |
|
|
Тема 3.1
Промышленный переворот в XIX веке
| Содержание учебного материала
1 Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции.
2 Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.
3 Эклектика – основной художественный признак предметного искусства XIХ века.
4 Появление стиля модерн в условиях смешанного характера производства. Основные черты нового стиля, отказ от прямой преемственности стилей. Значение модерна для развития дизайна.
5 Особенности развития костюма. Промышленное производство одежды.
|
| Ознакомительный,
|
Лабораторные работы
| -
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: стили «Эклектизм» и «Модерн» в промышленных объектах XIX в.
|
| Продуктивный
|
Тема 3.2
Первые теоретики дизайна
| Содержание учебного материала
1 Разрыв между техникой и эстетикой. Машинное производство – копирование ремесленных изделий.
2 Идеи Дж. Рёскина, Г. Земпера, Ф. Рёло в теории дизайна.
3 Уильям Моррис: теория и практика дизайна.
4 Мастера модерна: А. Ван де Вельде, Ч.Р. Макинтош.
5 Конструктивизм и функционализм в работах Ф. Л. Райта, М. Брейера, М. Ван дер Роэ.
|
| Ознакомительный,
|
|
|
|
|
| 6 Новая роль женщины в обществе, изменения эстетического идеала красоты. Форма и структура костюма как отражение взглядов общества. Первые дизайнеры костюма
| |
|
Лабораторные работы
| -
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка информационного листа: объекты среды, спроектированные У. Моррисом; объекты среды, спроектированные А. Ван де Вельде.
|
| Продуктивный
|
Тема 3.3
Первые школы дизайна
| Содержание учебного материала
1 Необходимость появления новой профессии – промышленный художник.
2 Школа «Веркбунд» и первый дизайнер Петер Беренс.
3 Идеи Г.Мутезиуса и В. де Вельде по обучению и подготовке промышленных художников.
4 «Баухауз» – первая школа художественного конструирования. Новые принципы подготовки художников промышленности.
5 Образование ВХУТЕМАСа (ВХУТЕИНа). Новые идеи. Победа на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в 1925 году в Париже.
6 Первые советские дизайнеры – В. Татлин, А. Родченко Л. Попова, Л. Лисицкий. Супрематические объекты В. Кандинского.
7 Возникновение школы моделирования: А. Экстер, Н. Ломанова. Развитие массового производства одежды. Появление Домов моделей.
|
| Ознакомительный,
|
Лабораторные работы
| -
|
Практическое занятие
Разработка конструктивной структуры объекта дизайна
|
| Продуктивный
|
Контрольная работа
Разработка внешнего вида объекта современной предметной среды на основе анализа стилевого порядка и композиционной структуры ремесленного объекта
|
| Репродуктивный
|
Самостоятельная работа обучающихся
1 Разработка информационного листа: объекты среды XX в., спроектированные советскими дизайнерами.
2 Подготовка практической работы к зачёту
3 Проведение анализа ошибок по результатам контрольной работы
|
| Продуктивный
|
|
|
|
Раздел 4
Развитие дизайна в XX веке
| |
|
|
Тема 4.1
Развитие дизайна в США
| Содержание учебного материала
1 Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна.
2 Формирование новаторского подхода к дизайну изделий массового потребления. «Стайлинг».
3 Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна.
4 Дизайн в США после 1945 года
|
| Ознакомительный,
|
Лабораторные работы
| -
|
Практическое занятие
Разработка композиционной структуры объекта дизайна
|
| Продуктивный
|
Контрольные работы
| -
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
1 Доклад-каталог: «Работы дизайнеров XX века в США (Европе, Японии, России) (по ресурсам Интернет)
2 Подготовка практической работы к зачёту
|
|
|
| Продуктивный,
|
| Продуктивный
|
| | | | | |