Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обнаруженные различия в группе




Использовавшиеся показатели

Величину семьи и порядок рождения для каждого индивидуума очень легко было установить по актам регистрации. Следует заметить, что использование таких данных допустимо только при абсолютной гарантии истинности имени каждого тестируемого лица. Для описания социального положения отца использовались три широкие социальные категории: «интеллигенция» (специалисты и «белые воротнички»); рабочие (специалисты, полуобученные и чернорабочие) и работники сельского хозяйства (фермеры и сельскохозяйственные рабочие) (Белмонт и Маролле, 1973, с. 1097).

Оценки интеллекта были получены у испытуемых в возрасте 19 лет. В данном исследовании использовался Датский вариант прогрессивных матриц Равена (Равен, 1947). Образец одной из задач показан на рис. 9.1. Показатели интеллекта были разбиты на шесть классов или уровней; лучшие помещались в класс 1 и худшие —

в класс 6. Таким образом, каждый испытуемый получал после тестирования оценку 1, 2, 3, 4, 5 или 6.

Все полученные результаты представлены на трех графиках па рис. 9.2.

На вертикальных осях отложены средние оценки интеллекта по всей группе. Левый график (а) наглядно демонстрирует влияние численности детей и социального положения семьи. Показатель интеллекта, по Равену, в общем уменьшается, по мере того как семья увеличивается (исключение составляют семьи с 1 ребенком). Одновременно показатели тем выше, чем выше уровень социального положения. На среднем графике (б) мы видим влияние порядка рождения — регулярное понижение среднего показателя интеллекта по мере продвижения по ряду вплоть до девятого ребенка (сюда относятся и еще большие семьи). Таким образом, были показаны влияния на интеллект численности семьи и порядка рождения при условии, что сме-

шивающаяся переменная — социальное положение — сохранялась постоянной, т. е. контролировалась статистически. И точно так же при сохранении постоянными численности семьи и порядка рождения показано влияние на интеллект социального положения.

До тех пор, пока мы не рассмотрим несколько более сложную группу кривых на третьем графике (в), мы не избавимся полностью от связи между числом детей в семье и порядком рождения. Это потому, что, как уже указывалось, более поздние порядки рождения представлены более многодетными семьями. Однако график (в) показывает, что порядок рождения влияет даже при сохранении постоянной численности семьи: каждая линия, которая представляет одну численность детей в семье (ЧД), заметно понижается по мере увеличения порядка рождения. Из этой группы кривых следует также, что влияние размера семьи не есть следствие большей представленности многодетных семей в более поздних порядках рождения. Хотя такой вывод можно сделать при сравнении кривых для двух и трех детей (ЧД 2 и ЧД 3), поскольку положение точки для третьего ребенка на линии ЧД 3 лежит на продолжении линии ЧД 2, тем не менее, для семей с большим числом детей это совсем не так: все линии для семей с числом детей 4, 5, 6, 7, 8 и 9 лежат ниже предыдущих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.