Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль информатизации в развитии общества




План

Тема 1. Введение в информатику

ИНФОРМАТИКА

 

 

Конспект лекций для студентов заочного отделения

 

Челябинск


 

© Костылева Л.Ю., 2008.


Предисловие

Информатика претендует на звание базовой дисциплины в системе высшего образования и в комплексе с другими классическими дисциплинами (математикой, физикой, химией, историей и т.п.) призвана создавать фундамент профессионального образования в ВУЗе.

Жизнь показывает, что информатика и связанные с ней информационные технологии – необходимый атрибут профессиональной пригодности в обществе. Претендент на престижную работу должен обладать не только профессиональными знаниями и владеть иностранным языком, но и свободно разбираться в информационной технологии работы на персональном компьютере.

Курс информатики включает в себя две основных части — лекционный курс и компьютерный практикум. На лекциях вы получите целостное представление об информатике и ее роли в развитии общества, узнаете о возможностях технических и программных средств информатики. Цель практики — научиться пользоваться программным инструментарием для работы на персональном компьютере с документами, текстами, данными.

Материал данного пособия разбит на главы, каждая из которых посвящена отдельной теме теоретической части. Основные термины и определения выделены рубленым курсивом. В начале каждой главы приведен план ее изложения, а в конце — краткое содержание темы.


1. Роль информатизации в развитии общества.

2. Информатика как наука о процессах преобразования информации.

3. Структура информатики.

4. История информатики.

Резкое возрастание роли и значения информации наряду с компьютеризацией (внедрением ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности) во второй половине ХХ века послужило началом процесса информатизации человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

В истории человечества было несколько промышленных и информационных переворотов. Первый промышленный переворот основывался на паровом двигателе, затем на электромоторе и двигателе внутреннего сгорания. С ним связана индустриализация общества (т.е. развитие промышленности). Второй промышленный переворот связан с овладением человечеством атомной энергией и проникновением в космос – современная научно-техническая революция.

Переворотов в информационной сфере было 4. Это изобретение письменности, обусловившее возможность фиксирования и распространения информации, передачи ее от поколения к поколению. Далее было изобретено книгопечатание, с которым возник механизм размножения и хранения информации. Огромное увеличение скорости распространения информации связано с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, телевидение и т.п. И, наконец, четвертая информационная революция связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.

В условиях технического прогресса человечество сталкивается с противоречием между машинной вооруженностью рук и информационной вооруженностью интеллекта. Информационно-управляющие возможности людей, ограниченные физическими рамками, перестали соответствовать вещественно-энергетическим возможностям производства, ставшим, по сути, безграничными в силу использования машинной техники. Это противоречие и разрешается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в областях переработки и использования знаний.

Итак, информатизация — это процесс создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для улучшения качества труда и условий жизни в обществе.

Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации.

Термин информатизация постепенно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин компьютеризация общества. При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации основное внимание уделяется обеспечению полного использования достоверного, исчерпывающего и современного знания во всех видах человеческой деятельности.

Информатизация является необходимым условием современного социального прогресса и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Появление и развитие компьютеров – необходимая составляющая процесса информатизации общества, техническая база этого процесса. Поэтому понятие «информатизация» шире, чем понятие «компьютеризация общества».

Информатизация обеспечивает переход общества от индустриального к информационному.Информационное общество (ИО) – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Признаки ИО:

1. ИО характеризуется высокоразвитой информационной сферой, включающей указанную деятельность по обработке и распространению информации.

2. Обеспечена возможность доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением сведений, составляющих государственную тайну).

3. Информация является важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

4. Информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы деятельности человека; формируется единое информационное пространство всей человеческой цивилизации.

Отрицательные тенденции ИО:

1. Увеличение влияния на общество средств массовой информации.

2. Проникновение информационных технологий в частную жизнь людей.

3. Проблема отбора качественной и достоверной информации.

4. Проблема адаптации людей к сфере информационного общества.

Последняя проблема выявляет необходимость подготовки человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура проявляется:

- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до ПК и компьютерных сетей);

- в способности использовать в своей деятельности информационные технологии, базирующиеся на разнообразных программных продуктах;

- в умении извлекать информацию из различных источников (периодической печати, электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; в умении работать с различной информацией;

- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

- в знании различных наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности – информатики, математики, теории проектирования и различных специальных наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.