Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3




“Билль о правах” 1689-го года, возник в результате борьбы между вигами (буржуазия) и тори (старая земельная аристократия). По содержанию этот документ был актом, который закреплял лидирующее политическое положение буржуазии. Был формой гарантированности прав английского парламента, гарантией прав политических партий. При вступлении на престол, король теперь обязан был выражать интересы буржуазии. Этим актом, между вигами и тори было заключено конституционное соглашение, которое выражалось в следующем: тори остаются у власти, но будут проводить политику в интересах вигов. Этот компромисс стал основой дальнейшего политического развития Англии.

В 1789-ом году, парламент был объявлен верховным органом, он также увеличил свой срок полномочий до 7-ми лет.

“Акт об устроении” (Закон о престолонаследии) 1701-го года.

  1. Этим актом окончательно оформляется принцип разделения властей, теперь оно чётко прослеживается. Что касается престолонаследия, то теперь на престол мог входить только тот наследник, который придерживался англиканской церкви.
  2. Принцип контрактуры – чётко разграниченные полномочия монарха и правительства. Английский монарх мог издавать законодательные акты, но постепенно это право отошло к английскому парламенту. Также ранее монарх мог издавать иные нормативные акты, теперь это делали специальные министры, тем самым была снята ответственность с короля за издание нормативных актов, короли лишились практически всех полномочий.
  3. Была провозглашена свобода и самостоятельность судебной власти. Если раньше монарх назначал и смещал с должности всех судей. То с вступлением этого акта в силу, монарх потерял право смещать судей без каких-либо очевидных причин, теперь мог сместить только в виду того, что судья совершил преступление. Также монарх лишился права изменять решения судов.

Таким образом в конце 17-го начале 18-го века оформляется новая форма государственного строя. Вот основополагающие принципы этого государственного строя:

  • Принцип господства права. В соответствии с обычаями страны, законами и только на основе их, создаются и принимаются новые законодательные акты.
  • Принцип верховенства парламента. Он теперь мог сделать практически все.

Развитие государственного строя не было завершено, поэтому создавались новые условия, которые обеспечили дальнейшее развитие государственного строя Англии. На протяжении 18-го – 19-го века идёт бурное развитие промышленности, появляется рабочий класс. Крестьянство как класс исчезает. В виду сложившихся экономических и социальных изменений, наблюдаются изменения в политических партиях, соотношении между ними, их социальной базы, и организационных структурах партий. Возрастает количество территориальных организаций партий, проводятся съезды, выборы лидеров. Появляется новая рабочая партия (лейбористская), которая существенно изменила состав парламента. Но система выборов в парламент сохранилась старая, несмотря на кардинальные изменения в социальной и экономической сфере страны. Поэтому вся история 18-го – 19-го века складывается в противоборстве политических партий, вплоть до установления нормальной избирательной системы.

Правовой основой функционирования парламента, короля и правительства стало конституционное соглашение. В него входили неписаные правила, сложившиеся в политической жизни государства, которые соблюдались всеми политическими силами страны добровольно, поскольку добровольно, отсутствовал какой-либо орган, который бы контролировал выполнение этих правил.

Монарх не являлся ответственным лицом за политику государства, не мог совершать каких-либо важных государственных и политических действий. Требовался юридический механизм отстранения монарха от судебной, исполнительной, законодательной власти. Существовали только неписаные правила, которые регулировали эти положения, требовалось установление письменных законов.

Примером сложившейся ситуации с “дефицитом” писанных законов может послужить ситуация с английским парламентом. Согласно британской конституции правительство как орган исполнительной власти вообще не предусматривалось, упоминается в конституции лишь как орган, являющийся продолжением английского монарха. Каких-либо правовых оснований для существования правительства вообще не было. К тому в правительстве было такое структурное подразделение, как кабинет министров, положения которого, также не регулировалось нормативной базой.

Английский парламент начиная с революции и вплоть до начала 18-го века постепенно закрепил своё верховное положение в системе высших государственных органов. Актом 1841-го года, только парламенту разрешалось судить своих членов. Актом 1884-го года было закреплено право парламента распоряжаться своими делами, тем самым было существенно ограниченно влияние других ветвей власти на дела парламента. Парламент остаётся 2-ух палатным. Вопрос взаимоотношений между палатами остаётся острым до сих пор.

В начале 19-го века, с возникновением кабинета министров, образование правительства было напрямую связанно с парламентом. Партии, имеющие большинство в парламенте формировали правительство (опять же в соответствии с неписаными правилами). Правительство – это орган управления, который управляет отраслевыми функциями. Правительство Англии того периода состояло из группы должностных лиц, которые представлялись премьер-министрам в палате общин, и только после этого их утверждали в парламенте, и они могли начинать выполнять свои функции. Премьер правительства – это глава/член победившей на выборах в парламент партии. Способ формирования кабинета министров определялся самим премьером. В кабинет министров входил наиболее узкий костяк членов.

Если правительство не имеет большинства поддержки в Парламенте, то оно обязано уйти в отставку, что являлось опять же неписаным правилом. Таким образом, в 18-ом веке возник принцип ответственности. Можно проследить эволюцию этого принципа. Первоначально существовал принцип персональной ответственности членов правительства, он существенно не влиял состав правительства, не играл определяющего воздействия. Затем возникает принцип коллегиальной ответственности, который сильно повлиял на состав правительства. В виду этого изменился характер взаимоотношений в верховных органах власти.

Англия превращается из конституционной монархии в парламентскую монархию. Основой, определяющей взаимоотношения правительства, парламента и монарха был следующий принцип: “Английский монарх царствует, но не управляет”. Верховенство парламента складывается только в 18-от веке. “Король в парламенте” - то есть законодательную деятельность осуществлял парламент, но под пристальным вниманием короля. Теоретически Английский монарх имеет право вето, право быть командующим вооруженными силами страны, право заключать международные договоры и так далее, но он эти правами не пользуется, наиболее полно сложившуюся обстановку отражает фраза - “Спящий лев”.

Также для Англии характерно и несколько других принципов государственного функционирования:

  • Принцип непосещения королём заседаний правительства, который сложился в результате многократного не посещения королём заседаний правительства.
  • Принцип разделения властей, который является основным принципом государственного строя Англии.
  • Принцип гарантированности основных прав и свобод английских граждан.

Литература:

1. Законодательство английской революции 1640-1660. (Сост. Н.П. Дмитриевский.) М-Л., 1946.

2. Лавровский В.М. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции. в 17 в. М., 1973.

3. Лильберн Д. Памфлеты. М., 1937.

4. Барг М.А. Кромвель и его время. М., 1960.

5. Барг М.А. Английская буржуазная революция. М., 1958.

6. Прозорова Н.С. Политические и правовые взгляды Джона Лильберна. М., 1960.

7. Из истории идейно-политической борьбы в годы Английской буржуазной революции 17 в. М., 1975.

8. Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов: 1660-1681. М., 1982.

9. Ерофеев Н.А. Чартистское движение. М., 1961.

10. Чартизм: Сборник статей. М., 1961.

11. Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии в 1815-1917 гг. М., 1959.

12. Ерофеев Н.А. Английский колониализм в середине 19 века. М., 1977.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.