Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ в системе стратегического менеджмента




 

Для любой организации, действующей в современных условиях рынка, центральной проблемой является проблема выживания и обеспечения устойчивости и непрерывности развития.

С чем же связано появление подобной проблемы в организации?

Во-первых, с глобальной проблемой нехватки природных ресурсов и обострением конкуренции за доступ к ним и рынки сбыта продукции.

Во-вторых, ускорение темпов научно-технического прогресса, который оказывает непосредственное влияние на общий режим жизнедеятельности и всех процессов, связанных с ней, заставляет быстро реагировать на изменения спроса, условий бизнеса, что ведет к быстроте обновляемости технологий, получения и обмена информацией.

В-третьих, усиление роли государства в регулировании экономики.

В-четвертых, резкое обострение и усложнение конкуренции.

В-пятых, быстроизменяющаяся социально-культурная среда и общественная ситуация ведет к изменению в ценностных установок и ориентиров.

В-шестых, усиление разрыва социального и экономического благополучия может создавать определенную социально-политическую напряженность.

Все перечисленное вызывает и усиливает нестабильность внешних условий бизнеса, а быстрота их изменений не позволяет уверенно прогнозировать их поведение в будущем. Решение проблемы выживания и устойчивого развития сводится к ответу на вопрос: «Как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды бизнеса?» Ответ на вопрос подтвердит необходимость проведения стратегического анализа и оценки среды, а также прогнозирования того, как она будет изменяться во времени.

Процесс проведения стратегического анализа включает два основных этапа:

1) анализ внешней среды;

2) анализ внутренней среды.

Целью проводимого анализа является: определение позиции организации в отрасли и отношение позиции с выбранными целями.

Диагностика стратегической позиции организации позволяет оценить удаленность текущего состояния от желаемого (стратегический пробел), т.е. ответить на вопросы: «Где находится организация в настоящее время?» и «Достижимы ли поставленные цели?» Для этого необходимо выявить проблемы несоответствия в положении организации, причины их возникновения и, самое главное, менеджерам провести оценку конкурентной позиции организации.

Основное назначение анализа внешней среды – выявить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для организации в будущем, с тем, чтобы правильно определить стратегию и общую политику организации.

Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии соответствующей реакции организации ослабить его конкурентный статус.

Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на ее стратегию.

По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках организации, выделяют две группы внешних факторов: отдаленного воздействия, представляющих макросреду; непосредственного влияния отраслевого окружения, или макросреда.

Внешний анализ направлен на выявление реальных возможностей и угроз, связанных с изменением среды организации.

При осуществлении стратегического управления менеджеры должны использовать не только анализ внешней среды, но и анализ ситуации внутри организации. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны организации, оценивать их важность и устанавливать, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Анализ внутренней среды организации – это процесс управленческого обследования внутренних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, стратегических проблем организации. Цель внутреннего анализа: оценить стратегическую ситуацию в организации с учетом имеющихся ограничений слабых и возможностей сильных сторон.

В основе анализа внутренней среды организации лежат принципы:

системность – рассмотрение организации как сложной социально-экономической системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений);

комплексность – анализ всех составляющих частей организации;

сопоставимость – проведение анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих организаций;

уникальность, или специфические цели организации.

Рассмотрим основные методы диагностики стратегической позиции организации, выявление и анализ проблем, причинно-следственные связи их возникновения. К методам диагностики состояния внешней и внутренней среды организации относят:

PEST-анализ;

анализ конкуренции в отрасли;

метод SWOT-анализа;

метод SPACE-анализа;

метод ключевых вопросов;

цепочка ценностей;

метод составления профиля среды;

метод сценариев;

программные методы анализа внешней и внутренней среды.

В практической деятельности распространение получили не все методы, хотя их рекомендуется использовать комплексно, дополняя друг друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.