Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социально-демографической ситуации 1 страница




в Республике Беларусь

 

Республика Беларусь несколько позже, по сравнению с Западной Европой, вступила во вторую фазу демографического перехода. У нас имеются все проявления этого явления, но есть и ряд особенностей. В частности, главными причинами снижения рождаемости необходимо назвать следующие:

– демографический переход страны к новому типу воспроизводства населения – закономерный процесс, который характеризуется снижением рождаемости, уменьшением норм детности семьи;

– особенности половозрастной структуры – с конца 1980-х гг. в активный детородный возраст начали вступать малочисленные когорты, родившиеся в 1960-е гг.;

– социальная и экономическая нестабильность вызвала у большого количества людей нарастание неуверенности в завтрашнем дне и отказ от рождения очередного желаемого ребенка;

– снижение уровня благосостояния населения, осложнение жилищных проблем, повышение требований к содержанию и воспитанию детей, высокая занятость женщин в общественном производстве и стремление к карьерному росту;

– экологические последствия катастрофы на ЧАЭС обострили беспокойство родителей за здоровье своих детей;

– неблагоприятное положение с репродуктивным здоровьем населения страны, распространение первичного и особенно вторичного бесплодия.

К концу 1990-х гг. в республике стабилизировалось количество родившихся, однако говорить о стабилизации интенсивности рождаемости до середины первого десятилетия XXI в. оснований не было. Стабилизация количества родившихся происходила на фоне роста численности женщин в активном детородном возрасте 20–29 лет, на долю которых приходится около 70 % всех рождений.

В результате интенсивность рождаемости продолжала снижаться. Суммарный коэффициент рождаемости, который более адекватно, чем общий коэффициент рождаемости, отражает интенсивность рождаемости в стране и не зависит от возрастной структуры населения, продолжал уменьшаться. Так, в 1990 г. он был равен 1,913 детей на одну женщину. В 2002 г. он составлял 1,222, в 2003 г. – 1,206, в 2004 г. – 1,201 рожденных детей в среднем на одну женщину за весь репродуктивный период. Некоторые позитивные подвижки начались только с 2005 г. В 2005 г. суммарный показатель рождаемости составил 1,210.

Учитывая такую тенденцию, была разработана программа демографической безопасности. Благодаря комплексу мероприятий по охране репродуктивного здоровья с 2003 г. в республике постепенно увеличивается рождаемость (на 35 %). Суммарный коэффициент рождаемости, хотя он и ниже уровня простого воспроизводства, возрос в 2012 г. до 1,62.

В Беларуси в последние годы многое сделано для повышения уровня социальной и медицинской защищенности матерей. Как результат, уровень материнской смертности снижается: с 21,3 на 10 тысяч живорожденных детей в 2000 г. до 0,9 в 2012 г., в том числе от прямых акушерских причин – 6,4 и 0,9 соответственно.

Позитивную роль в росте рождаемости сыграли не столько факторы экономического порядка (увеличение единовременных выплат при рождении первого ребенка и последующих и т. д.). Определяющим явилось то, что в детородный период вступило многочисленное поколение, родившихся в конце 1980-гг., которому на смену идут малочисленные когорты 1990-х.

Снижение рождаемости в стране обусловлено, прежде всего, снижением социальных норм детности и степени их реализации. В настоящее время среди населения преобладают ориентации на однодетную (60 % всех семей) или двухдетную семью (34 %). Особенно низкие репродуктивные установки у молодежи. Дети в условиях невысокого уровня жизни населения становятся главным фактором бедности, а соответственно отказ семьи от рождения детей или ограничение их количества являются средством социальной самозащиты населения.

В связи с этим радикально изменились и репродуктивные установки населения. Тревожным является снижение потенциальной реализации планируемого молодыми замужними женщинами числа детей. То есть все большее число семей планируют рожать меньшее количество детей, чем они желали бы иметь в своей семье. Согласно социологическим опросам, только у 70 % молодых семейных пар ожидаемое число детей соответствует желаемому.

Отказ от рождения желаемых детей становится довольно массовым явлением. Его используют как наиболее эффективный способ противостоять снижению уровня благосостояния своей семьи. Как показывает мировой опыт, повлиять на увеличение ориентации семей на большее количество детей в семье очень трудно.

Повысить же долю семей, которые смогут полностью реализовать свои планы, – более выполнимая задача при условии роста благосостояния населения и качества жизни в стране. Поэтому государственная демографическая политика в первую очередь должна быть направлена именно на создание условий для полной реализации планируемого семьей количества детей.

Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2014 г., по предварительным данным, составила 9 468,1 тысяч человек.

Городское население – 74,5 % и сельское – 25,5 %. По численности населения Беларусь занимает 5-е место среди стран СНГ после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. В ней проживает в 14 раз меньше населения, чем в России, в 5 раз меньше, чем в Украине, но в 1,3 раза больше, чем во всех трех странах Балтии вместе взятых, в 2 раза больше, чем в Финляндии или Дании. В нашей республике живет больше людей, чем в Австрии, Болгарии, Швеции, Швейцарии. Примерно такая же, как в Беларуси, численность населения в Бельгии, Венгрии, Греции, Португалии, Чешской Республике, Югославии и ряде других стран. На протяжении всех послевоенных лет, вплоть до начала 1990-х гг., численность населения Республики Беларусь постоянно росла. Однако интенсивность этого роста начала снижаться уже с начала 1970-х гг.

Впервые в Беларуси смертность превысила рождаемость в 1993 г., и страна вступила в качественно новый этап своего развития – депопуляцию. Однако численность населения в стране начала снижаться с 1994 г., так как в 1993 г. естественная убыль была меньше, чем миграцион- ный прирост. Уже более 15 лет в Республике Беларусь годовая численность умерших превышает численность родившихся и, несмотря на сохраняющийся положительный миграционный прирост, население в стране постоянно уменьшается. В результате по численности населения Беларусь неуклонно сдвигается в сторону более мелких государств.

Депопуляция, которую мы видим в Беларуси, не уникальное явление в мире. Она наблюдается во многих других странах Европы, причем не только постсоветских. Так, во Франции депопуляция отмечалась еще в 1940-е гг., в Германии она началась с 1970-х гг. и длится до сих пор. С начала 1980-х гг. депопуляция началась в Венгрии, а с середины 1990-х гг. – более чем в десятке стран Европы: Беларуси, Болгарии, Греции, Италии, Латвии, Литве, Молдавии, России, Румынии, Словении, Украине, Чехии, Швеции, Эстонии.

Однако страны Западной и Южной Европы пополняют естественную убыль населения за счет миграционного прироста, и в целом население этих государств увеличивается. Беларусь, единственная из постсоветских стран, все 1990-е гг. имела положительный миграционный прирост в сравнении со всеми государствами СНГ и странами Балтии, но он был невелик и не компенсировал убыли за счет естественного движения. Убыль населения республики за счет отрицательного естественного прироста до 1997 г. быстро росла: с 11,2 тыс. в 1993 г. и до 47,1 тысяч в 1997 г. Затем с некоторыми колебаниями убыль продолжилась и достигла 57,9 тысяч человек в 2002 г. После 2002 г. естественная убыль населения снижается, и в 2009 г. она составила 25,8 тысяч человек.

Средний возраст населения страны продолжает расти. По данным переписи, в 1999 г. он равнялся 37,1 года, а по переписи 2009 г. – 39,5 года. У мужчин он вырос соответственно с 34,5 до 36,8 года, у женщин – с 39,3 до 41,8 года. В городах население значительно моложе, чем в сельской местности. Средний возраст горожан равен 38,2 года (35,6 года у мужчин и 40,1 года у женщин), сельчан – 43,7 года (40 лет у мужчин и 46,9 года у женщин).

На протяжении всех послевоенных лет вплоть до конца ХХ в. основной тенденцией эволюции возрастной структуры населения Беларуси являлось старение населения, т. е. увеличение доли лиц в старших возрастах. По методике ООН, население, в котором доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет более 7 %, считается старым.

На дату переписи 2009 г. в республике проживало около полутора миллионов лиц в возрасте 65 лет и старше (1350,5 тысяч человек). Их доля составила 14,2 %, это в два с лишним раза больше, чем у старого населения, по методике ООН. В 1989 г. в республике доля лиц в этом возрасте была значительно меньше, она составляла 10,4 %. В настоящее время в пенсионном возрасте находится более двух миллионов человек (2139,3 тысяч человек), это каждый пятый житель республики. В сельской местности каждый третий житель находится в пенсионном возрасте.

На развитие общества большое влияние оказывает структура населения по полу. Так, диспропорции структуры населения по полу препятствуют нормальному формированию семей, отрицательно влияют на воспроизводство населения, увеличивают текучесть кадров. За десять лет после предыдущей переписи в общей численности населения произошли некоторые изменения в соотношении мужчин и женщин.

Нарушения структуры населения Беларуси по полу, образовавшиеся в годы Великой Отечественной войны, к настоящему времени в значительной степени сгладились и дают о себе знать только в возрастах старше 80 лет. На данный момент диспропорции в структуре населения по полу в основном связаны с различиями в рождаемости и смертности мужчин и женщин, а также со структурой миграционных потоков. По данным переписи 1959 г., на 1 000 мужчин приходилось 1 249 женщин, по данным переписи 1989 г. – соответственно 1 138 женщин. По переписи 1999 г., на 1000 мужчин приходилось 1129 женщин, по данным переписи 2009 г. – 1 150 женщин. Тенденция выравнивания структуры населения по полу прекратилась и уже к середине 1990-х гг. поменялась на противоположную. Это связано с тем, что более высокий темп роста смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте, ухудшил структуру населения по полу.

В настоящее время в республике женщин на 663,7 тысяч человек больше, чем мужчин, т. е. 53,5 % всего населения составляют женщины и 46,5 % – мужчины.

Структура по полу существенно различается по возрастам, что видно на половозрастной пирамиде населения страны. В младших возрастах вплоть до 30 лет мужчин больше, чем женщин. Затем соотношение меняется на противоположное. С увеличением возраста перевес женщин постепенно нарастает. К 65 годам численность мужчин в полтора раза меньше, чем женщин, к 75 годам – в два раза.

Следует отметить, что сложившаяся к настоящему времени в целом по стране структура населения по полу благоприятствует демографическому развитию Беларуси. Практически наблюдается равновесие соотношения полов в наиболее активных брачных и детородных возрастах.

Благоприятная половозрастная структура последних лет оказала положительное влияние на демографические процессы в 2003–2009 гг. Количество браков несколько увеличилось, количество умерших уменьшилось, количество родившихся выросло.

Естественная убыль населения в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшилась на 30,4 % и составила 7 409 человек. Миграционный прирост за 2013 г. составил 11 643 человека и компенсировал естественную убыль населения, обеспечив увеличение численности населения по сравнению с началом года (впервые отмечен рост населения с 1994 г.) на 4,2 тысяч человек.

В 2013 г. по сравнению с 2012 г. количество зарегистрированных браков увеличилось на 14,3 %, количество разводов уменьшилось на 7,5 %. В 2013 г. на 1 000 браков приходилось 414 разводов, в 2012 г. – 512 разводов.

Второй демографический переход означает непростую адаптацию всей модели демографического поведения к меняющемуся стилю жизни, что, как правило, имеет следствием, особенно на более ранних этапах перехода, не только изменение формы возрастной кривой, но и снижение общего уровня рождаемости. Возможно, этим объясняется сходство тенденций в республике и в странах Центральной и Южной Европы, равно как их общее отличие от стран Северной и Западной Европы, где переход начался много раньше и в меньшей мере был затруднен препятствиями идеологического или религиозного характера, а также не стимулировался резкими экономическими переменами.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему семья рассматривается и как социальный институт, и как социальная группа?

2. В чем состоит отличие института брака от института семьи?

3. Объясните различия между следующими группами понятий: пол – гендер; гендерная идентификация – гендерная роль.

4. Какие типы семейных структур вам известны?

5. Что относится к специфическим функциям семьи?

6. Что такое закон «контракции»? Почему этот закон обусловлен процессами урбанизации и миграции населения?

7. Почему многодетность как норма семейной жизни для традиционного общества в последнее время уступила место малодетности или даже бездетности? Ответ аргументируйте.

8. Дайте оценку альтернативным формам брака. Является ли это прогрессивным шагом? Аргументируйте свой ответ.

9. Что вы знаете о «втором демографическом переходе»? Назовите причины данного явления. Как этот «переход» отражается на семье?

10. Каковы основные тенденции социально-демографического развития Республики Беларусь?

11. Почему процесс депопуляции в республике по-прежнему не прекращен?

12. Какие положительные тенденции отмечаются в последнее время в демографической сфере республики? Назовите причины таких изменений.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеева, Л. С. О насилии над детьми в семье / Л. С. Алексеева // Социс. – 2003. – № 4 (228). – С. 78–84.

2. Бурова, С. Н. Гендерные аспекты подготовки молодежи к браку и семейной жизни / С. Н. Бурова // Социология. – 2000. – № 4. – С. 24–32.

3. Бурова, С. Н. Состояние института семьи в условиях трансформации белорусского общества / С. Н. Бурова // Социология. – 2008. – № 2. – С. 110–119.

4. Бурова, С. Н. Благополучие семьи как предмет социологического исследования (методологические основы изучения) / С. Н. Бурова // Социология. – 2009. – № 4. – С. 98–111.

5. Бурова, С. Н. Условия жизни семьи как фактор ее благополучия / С. Н. Бурова // Социология. – 2010. – № 4. – С. 85–100.

6. Бурова, С. Н. Домашнее насилие в отношении женщин и их жизненные стратегии / С. Н. Бурова, О. А. Янчук // Социология. – 2010. – № 4. – С. 99–116.

7. Вдовина, М. В. К методологии исследования конфликта между поколениями в семье / М. В. Вдовина // Социальные технологии, исследования. – 2007. – № 4. – С. 15–25.

8. Вдовина, М. В. Многообразие семейных межпоколенных конфликтов / М. В. Вдовина // Социальные технологии, исследования. – 2005. – № 6. – С. 56–61.

9. Варивончик, И. В. Кризис американской семьи / И. В. Варивончик // Социология. – 2012. – № 4. – С. 54–65.

10. Гаплинчик, Т. И. Насилие в семье как социальная проблема / Т. И. Гаплинчик, Л. В. Филинская, А. К. Воднева // Социология. – 2009. – № 1. – С. 94–102.

11. Демидова, А. В. Социологический анализ изменений семьи в постсоветской Беларуси / А. В. Демидова, А. В. Борисова // Вестник МГУ им. А.А. Кулешова. – 2006. – № 2–3. – С. 61–66.

12. Зиновский, В. И. Численность и основные социально-демографические характеристики населения Республики Беларусь по данным переписи 1999 года / В. И. Зиновский // Социология. – 1999. – № 4. – С. 3–18.

13. Зиновский, В. И. Численность и состав населения Республики Беларусь по данным переписи 2009 г. / В. И. Зиновский, С. Н. Бурова, О. А. Янчук // Социология. – 2010. – № 3. – С. 111–128.

14. Злотников, А. Г. Современная демографическая политика Беларуси / А. Г. Злотников, А. А. Раков // Социология. – 2010. – № 3. – С. 116–124.

15. Курилович, Н. В. Социальный аспект мускулинности / Н. В. Курилович // Социология. – 2000. – № 4. – С. 85–89.

16. Пахомова, Е. И. Можно ли говорить о кризисе семьи? / Е. И. Пахомова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2006, январь – март. – № 1 (77). – С. 11–21.

17. Сурмач, М. Ю. Репродуктивные установки и репродуктивное поведение молодежи Беларуси / М. Ю. Сурмач // Социология. – 2008. – № 1. – С. 145–152.

18. Сурмач, М. Ю. Первая беременность: медико-социологическая характеристика / М. Ю. Сурмач // Социология. – 2009. – № 1. – С. 102–108.

19. Титаренко, Л. Г. Проблемы гендерной социологии / Л. Г. Титаренко // Социология. – 1998. – № 2. – С. 35−41.

20. Чечет, В. В. Современная белорусская семья: состояние, поддержка, проблемы / В. В. Чечет, А. И. Андорало // Адукацыя і выхаванне. – 2007. – № 5. – С. 3–8.

Лекция 7. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 

7.1. Понятие религии

 

Понятие «религия» возникает в древнеримской культуре. Считают, что впервые его употребил, выводя из латинского «relegere» («собирать», «вновь перечитывать», относящееся к богопочитанию), Марк Тулий Цицерон (I в. до н. э.). В трактате «О природе богов» он определяет религию как «благочестивое почитание богов». Христианские авторы Лактанций (III в.) и Августин (IV в.) объясняли этимологию этого понятия от «religare» («вновь связывать, воссоединять») и трактовали его как «путь примирения человека с Богом после того, как он стал на путь греха». Впрочем, любой этимологический подход не в состоянии раскрыть объема и глубины содержания данного понятия. Серьезные противоречия и трудности возникают при определении религии. Констатируя проблематичность решения этой задачи, основатель сравнительного религиоведения Джеймс Фрэзер писал, что «нет такого предмета, в отношении которого мнения так сильно разделились, как в отношении религии. Невозможно дать определение религии, которое удовлетворило бы всех». Скептицизм автора не помешал ему, однако, изложить дефиницию, вполне конкурентоспособную для своего времени: «под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни… в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклонность…» («Золотая ветвь», 1890).

Попытки постичь феномен религии, понять его природу и значение, определить его сущность предпринимались в истории человеческой мысли с глубокой древности. Столетия религиоведческого поиска привели к формированию ряда подходов к пониманию религии: теологического, объективно- и субъективно-идеалистических, антропологического, социологического, биологизаторского, марксистского и др., различающихся по специфике восприятия объекта, главному объяснительному принципу и методологии исследования. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Теологический подход. Теологическому (от греческого theos – бог и logos – учение, буквально – учение о боге), или богословскому, подходу свойственно постулирование идеи бога как сверхъестественного источника религии и бытия вообще, понимание религии как взаимоотношения между богом и человеком.

Религия в данном подходе понимается и как субъективное отношение к богу, и как объективная реальность. Вера видится арбитром любой человеческой души, поскольку та сотворена богом и тяготеет к своему создателю. В результате вопрос о природе религии превращается в вопрос о сущности и бытии бога. Своей задачей теологи видят разъяснение божественного откровения, изложенного в Священном писании. Предпосылкой теологии выступает идеалистическая философия. Основными философскими истоками традиционной теологии христианства, иудаизма и ислама выступают учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма, получившие развитие в эпоху Средневековья. Теологическая традиция в отечественной культуре берет начало в религиозной философии Киевской Руси («Слово о Законе и Благодати» Илариона, творчество Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др.).

Социологический подход исходит из социальной природы религии, определяя ее предназначение конструированием того общего мира, в рамках которого социальная жизнь приобретает значение и смысл. Основоположником этого подхода является французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм. Его главный труд – «Элементарные формы религиозной жизни». Э. Дюркгейм рассматривал божество как персонификацию социального целого. Религия определяется им как «система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды». Э. Дюркгейм отождествляет религию и общественное сознание в целом, признавая религиозными любые коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер, связывая тем самым индивида с обществом, подчиняя его последнему.

Биологизаторский подход трактует религию как порождение человеческих инстинктов, атрибут биологической природы человека. Изучением религии как психофизиологического феномена активно занимался Зигмунд Фрейд (1856–1939). В работах «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии» и др. он пытается установить связь между религией и субъективными влечениями, желаниями и страстями человека, главную роль среди которых играет сексуальный инстинкт («либидо»). Природные желания индивида подавляются социальными нормами, которые ограничивают его произвол, вводят его поведение в определенные границы культуры социума. Это подавление в человеке природного и порождает, по З. Фрейду, такую иллюзию, как религия, или «общечеловеческий навязчивый невроз». При этом он проводит аналогию с «индивидуальным навязчивым неврозом», объясняемым «либидо» и «эдиповым комплексом» ребенка: детское амбивалентное отношение к отцу (соперник и одновременно защитник) трансформируется в создание образов богов, которых опасаются и одновременно считают своими «заступниками».

Религия, по З. Фрейду, – «исполнение древнейших, сильнейших, навязчивейших желаний человечества». Оставаясь неудовлетворенными, они вытесняются в сферу бессознательного, а в процессе «сублимации» преобразуются в формы социального творчества, в том числе в религиозные культы. Другим аспектом психоаналитического понимания З. Фрейдом религии является представление о ней как системе, способной выработать ответы на «загадочные для человеческой любознательности вопросы» (о возникновении мира, об отношении между телом и душой и др.), что «сулит гигантское облегчение для индивидуальной психики». В целом он объясняет религию на основе посылки о врожденных импульсах и влечениях человека, перенося невроз как состояние индивида на общество.

Исходя из такого беглого анализа можно сказать, что религия – это социокультурный феномен, тип мировоззрения и формы общественного сознания.

Религия– этоособое миропонимание и мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), а также вероисповедная организация, которые основываются на вере в реальное существование сверхъестественных сил (богов, духов), выступающих объектом поклонения.

Главным признаком религии является, таким образом, вера в реальное существование сверхъестественного. Она включает веру в сверхъестественные связи между явлениями бытия и сверхъестественные свойства вещей. Религиозная вера – одно из проявлений веры вообще и базируется на представлении о бытии сверхъестественного (богов, духов) как нематериальной, внеприродной и надчеловеческой сущности, которая сотворила мир, определила ход земной истории, влияет на жизнь всего «тварного», в том числе и человека. Эта вера подразумевает особое эмоциональное отношение к сверхъестественному (религиозное чувство), признание особых двусторонних отношений между человеком и богом, обусловливающих систему поклонения (обрядность) и социальную интеграцию на конкретной вероисповедной основе.

 

7.2. Структура и функции религии

 

В структурном отношении развитая религия представляет собой сложное социокультурное образование. В ней можно выделить три основных компонента – религиозное сознание, религиозный культ и религиозную организацию, содержание и взаимоотношения которых определяются конкретно-историческими условиями, особенностями становления соответствующих религий.

Ведущим компонентом выступает религиозное сознание. Его определяют как совокупность представлений, настроений, чувств, традиций, идей, концепций, основанных на вере в сверхъестественное. Религиозное сознание обладает многообразными внутренними связями, включает два уровня – религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология непосредственно, обыденно-эмпиричес-ки отражает условия бытия людей и предстает в виде стереотипов, иллюзий, чаяний, взглядов, чувств рядовых верующих. Она формируется стихийно, существует чаще всего в отрывочных, разрозненных, наглядно-образных формах чувственного восприятия трансцендентного. Религиозная идеология, напротив, выступает как более или менее целостная, стройная система взглядов на мир. Она выражается в форме догматов, принципов, концепций, объединенных в вероучении. Вероучение – интегрирующий компонент как религиозного сознания, так и религиозного комплекса в целом. Религиозная идеология создается сознательно, целенаправленно и концептуально фиксирует теоретические основы религиозного миропонимания. В современных религиях она вырабатывается теологией (богословием) и религиозной философией. Теология состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные аспекты вероучения.

Оба уровня религиозного сознания тесно взаимодействуют, оказывают друг на друга влияние. Религиозная идеология возникает на базе религиозной психологии, в дальнейшем обособляется от нее и активно воздействует на развитие и функционирование массового, обыденного религиозного сознания. Усилия религиозных идеологов направлены на то, чтобы обобщить и согласовать все элементы религиозного комплекса, приспособить их к сознанию верующих.

Вероучение реализуется в сфере повседневной деятельности любой религии в культе (от латинского cultus – уход, почитание), или обрядности. Обрядовая сторона религии образована совокупностью строго регламентированных символических действий (богослужения, проповеди, паломничества, обряды, посты, молитвы, заклинания, праздники, ритуалы и др.), обусловленных верой в существование особой двусторонней связи между человеком и божеством. Средствами религиозной обрядности выступают культовые здания (святилища, храмы, костелы, синагоги, кирхи, молитвенные дома и т. д.), религиозное искусство (архитектура, иконопись, скульптура, музыка), культовые предметы (церковная утварь, священнические облачения, кресты, свечи, иконы и др.). Содержание культа определяется существующими религиозными представлениями, идеями, догматами, которые придают ритуальному акту собственно религиозный, или сакральный, смысл.

Возникает культ в ранних религиях и развивается в связи со становлением религиозного сознания. Так, магическая обрядность была связана с представлением о сверхъестественных свойствах, присущих материальным предметам. Анимистические верования обусловили практику жертвоприношений, заклинания духов и др. С формированием представлений о богах ширится умилостивительный культ, призванный задобрить богов, добиться их расположения и помощи. В связи с усложнением обрядовой стороны религии для ее обслуживания на стадии классово дифференцированного общества выделяется особая жреческая каста. Со временем в большинстве религий сословие священнослужителей (духовенство) превращается в замкнутый и иерархически организованный социальный институт.

Культовая деятельность направлена на поддержку и укрепление религиозного мироощущения. Торжественность церковной службы способна оказывать интенсивное воздействие на психическое состояние верующих. Применяемые механизмы внушения, подражания, психологического «заражения» вызывают сильные эмоциональные переживания. Они могут восприниматься верующими как ощущения успокоения, удовлетворенности и умиротворения или, напротив, духовного подъема, радости, прилива сил. Культ также является средством реального общения верующих друг с другом, сплочение религиозной группы способствует вероисповедной консолидации данной религии.

Религиям классового общества свойственна определенная организация. Религиозной организацией называют объединения последователей того или иного вероисповедания во главе с профессиональными служителями культа и со сложившейся системой подчинения. Ее функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой (обрядовой) деятельности, в обеспечении устойчивости и целостности данного объединения, в защите и пропаганде религиозной идеологии, в религиозном просветительстве (подготовка священнослужителей, издание религиозной литературы и др.). Может вестись и нерелигиозная (внекультовая) деятельность – хозяйственная, политическая, правовая и т. п., направленная на сохранение позиций в социальной и духовной жизни общества. Религиозные объединения разномасштабны: от небольших образований локального характера, насчитывающих несколько десятков или сотен единомышленников, до организаций, имеющих всемирное распространение и сотни миллионов единоверцев. К основным типам религиозной организации относятся церковь и секта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.