Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социально-демографической ситуации 2 страница




Церковь (от греческого kyriake – божий дом) – общепризнанный тип религиозной организации. Ее основными конституирующими элементами выступают: общее вероучение (символ веры), религиозная деятельность (культовая и внекультовая) и церковный институт (иерархическая система управления). Принадлежность к церкви как сравнительно широкому объединению определяется как свободным выбором индивида, так и традицией. Членом церкви может быть каждый человек, ее последователи анонимны, строгого учета членства не ведется. Церкви как традиционному религиозному институту присуще деление верующих на клир (имеющие специальную подготовку профессиональные служители культа – священнослужители) и мирян (рядовые верующие). Первичными ячейками церквей являются общины, над которыми надстраиваются комплексы звеньев и связей вплоть до высшего звена – управляющего центра объединения. В общую структуру объединения включены разнообразные элементы: духовенство, монашество, политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования, братства, ордены, издательские центры и др.

Термином «церковь» обозначается также христианское культовое здание, имеющее помещение для богослужения. Так называют и наиболее крупные организации тех или иных религиозных объединений (например, христианская церковь, но и Русская православная церковь, и Белорусская православная церковь и т. п.).

Секта (от латинского sekta – образ мыслей, учение) – оппозиционное течение по отношению к устоявшемуся религиозному направлению (церкви, конфессии). Примерами такого рода могут служить хлысты, скопцы, духоборцы, «жидовствующие», молокане и другие ереси в Русской православной церкви; друзы, ваххабиты, исмаилиты и др. в исламе; лютеранство, цвинглианство, кальвинизм и другие протестантские группы эпохи Реформации ХVI века в отношении католицизма; зарождавшееся в I столетии христианство в отношении иудаизма; современные неокульты и ряд форм позднего протестантизма и. др. Для сект характерны настроения избранничества, претензии на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов; тенденция к изоляционизму, активная миссионерская деятельность. Как правило, отсутствует особый институт священства, лидерство считается харизматическим. Руководители этих организаций нередко претендуют на роль «живого бога», «мессии», «небесных избранников» и т. д. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них спустя некоторое время прекращают свое существование, другие превращаются в церкви.

В качестве типа религиозной организации могут также выделять деноминацию (от латинского denomination – наделение специальным именем) – объединение, находящееся в стадии становления, организационного оформления. Деноминация противоречиво соединяет черты других типов религиозной организации – секты и церкви. Она сохраняет принцип избранничества верующих Богом, практику контролируемого членства. Вместе с тем деноминация признает возможность духовного «спасения» и за другими верующими. Принцип равенства членов внутри религиозных групп сочетается с существованием постоянных духовных руководителей.

В современном религиоведении получило также распространение понятие «конфессия». В широком смысле конфессией (от латинского сonfessio – признание, исповедание) называют самостоятельное религиозное объединение, имеющее собственное вероучение, культ и организацию. Синонимом конфессии выступает вероисповедание – принадлежность к какой-либо религии. В более строгом значении термин «конфессия» используют в отношении религиозных направлений, имеющих развитую богословскую школу (православие, католицизм, протестантизм в христианстве, махаяна и хинаяна в буддизме, суннизм и шиизм в исламе и т. п.).

Религия играет определенную роль в обществе, выполняя ряд функций. Эта проблема исследуется во многих религиоведческих трудах, но решается неоднозначно. В западноевропейской науке известна, в частности, позиция О’Диа. В работе «Социология религии» (1966) он выделял функции «утешения» (поддержка людей, испытывающих невзгоды и трудности), «священника» (установление связи между людьми и сверхъестественным), «социального контроля» (освящение норм и ценностей определенной социальной системы), «пророка» (критика социальных порядков с точки зрения религиозного идеала), «идентификации» (осознание верующими своей принадлежности к определенной религиозной общности), «созревания» (воздействие на развитие отдельного индивида в процессе его роста). Английский социолог Б. Уилсон в работе «Религия в социологической перспективе» (1982) различал «явную» («спасения») и «скрытые» (социальной интеграции, коммуникативную, мировоззренческо-этическую и др.) функции религии.

В отечественном религиоведении выделяют следующие основные функции религии: компенсационную, мировоззренческую, коммуникативную, регулятивную, интеграционную, культуротворческую.

Компенсационная (иллюзорно-компенсаторная, восполнительная) функция религии проявляется в том, что вера в сверхъестественное компенсирует ограниченность, зависимость, слабость, бессилие людей, принося воздаяние за горести, несчастья, болезни и одиночество, страх перед уходом из земной жизни в потусторонний мир. Реальное угнетение восполняется «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, страдании, покорности; разобщенность и изоляция заменяется братством в общине; безличные, вещные отношения возмещаются личностным «общением» с трансцендентным. Важное значение имеет психологический аспект религиозной компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис.

Мировоззренческая функция состоит в том, что религия предоставляет верующему обобщенную систему взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. В религии вырабатываются специфические ответы на коренные вопросы всякого мировоззрения: о происхождении мира и человека, общественного устройства, о тайне рождения и смерти. В содержании различных религий имеется ряд общих фундаментальных идей: творение мира богом «из ничего» (креационизм), предопределение происходящих в мире событий богом (провиденциализм), целесообразность устроенного богом мирового порядка (телеология), бессмертие души как особой сущности в человеке, связь человека и бога, воскрешение после телесной смерти, посмертное существование и др.

Специфика религиозного мировоззрения основывается на противопоставлении земного и потустороннего, телесного и духовного. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.

Религия также обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях. Оно включает два аспекта: общение верующих друг с другом и общение верующих с мыслимыми богами, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации и т. д.

Регулятивная функция заключается в том, что с помощью определенных религиозных идей, ценностей, установок, традиций и обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивида и общин. В религиях вырабатываются системы норм (религиозного права, морали), образцов (примеров для подражания), контроля (отслеживания реализации предписаний), поощрений и наказаний (воздаяний действительных и обещаемых в посмертном существовании). Наиболее значимым аспектом регулятивной функции является реализация разрабатываемой концепции морали.

В религии содержатся размышления над вечными этическими проблемами, формулируются простейшие и важнейшие правила нравственности, выработанные поколениями людей ценности и принципы социального общежития («не убивай», «не кради», «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «не прелюбодействуй», «и так во всем и, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» и т. д.). В религиозных формах человечество накапливало и развивало понятия о милосердии, сострадании, долге, другие существеннейшие нравственные постулаты. Они имеют в религии специфическую интерпретацию, приобретают значение благодатных, отличаются внешней простотой. Для верующих особенно значима заявляемая в религии нравственная ответственность человека за совершенные деяния перед «всевидящим» богом.

Вместе с тем следует иметь в виду то обстоятельство, что религия проповедует мировоззренческий догматизм, социальную пассивность, допускает нетерпимость и даже фанатизм, игнорирует нецерковное основание морали. Не вполне надежны и гарантии нравственности верующего. Человек ответственен вроде бы перед богом, но на практике от имени бога говорят священнослужители, «пророки», харизматические лидеры, которые могут высказывать взаимоисключающие положения и требования.

Главной особенностью религиозной морали является «удвоение» нравственных обязанностей, ориентация верующего как на земные, человеческие, так и на небесные, сверхчеловеческие ценности. Причем нравственные обязанности людей друг перед другом и обществом оказываются подчиненными задачам служения «создателю». Поклонение сверхъестественному занимает главное место в системе религиозных предписаний, рассматривается как высшая добродетель. Классическим примером такой иерархии могут служить этические кодексы христианства (Декалог и Девять заповедей блаженства).

Интеграционная функция основывается на способности религии оказывать консолидирующее воздействие на социальные группы и институты. Интеграционные возможности проявляются в объединении индивидов по вероисповедному признаку, что делает их единомышленниками не только в религиозных вопросах, но и в вопросах общественного, бытового и личного характера.

Религия также способствует сохранению существующей социальной системы. Она может выступать фактором стабильности и устойчивости общества в целом, но при условии его вероисповедной однородности. Вместе с тем религия содержит и потенциал дезинтеграции. Он может быть реализован в форме противостояния различных религиозных групп и конфессий. История человечества знает многочисленные примеры межрелигиозной розни, неприязни и ненависти. В религиозные формы нередко облекаются межнациональные конфликты. Известны феномены религиозного фанатизма и религиозных войн, которые велись под предлогом защиты или распространения веры.

Сохранение гражданского мира и согласия в поликонфессиональных обществах возможно только на основе религиозной терпимости, толерантности, равенства конфессий перед законом, способности политических элит решать проблемы духовной жизни мирным, ненасильственным путем.

Религия является частью культуры, выполняет культуротворческую функцию. Она обеспечивает сохранение и развитие вероисповедных ценностей, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению. Исходя их религиозных потребностей появились и получили развитие определенные жанры литературы (агиографии, проповеди, молитвы, каноны и др.) и искусства (иконопись, культовая скульптура и архитектура, церковное песнопение и др.). Религиозная культура взаимодействует с культурой светской. В истории разных стран и народов с религиозными институтами было связано становление письменности, книги, грамоты, национальных форм духовности. Вместе с тем нельзя не учитывать и разрушительные для культуры последствия религиозных трансформаций общества. Многие культурные ценности утрачивались в периоды межконфессионального противостояния. Известны конфликты религии и науки, преследования и даже расправы над инакомыслящими, уничтожение неугодных церкви книг и т. п.

 

7.3. Исторические типы религии

 

Многообразие религиозных культов исторического прошлого и современного мира обусловливает проблему их типологии. Известны различные подходы к классификации религий: географический (по месту возникновения и первоначального распространения), по общности происхождения и определенных вероучительных признаков (религии откровения, естественные религии, религии аскетизма и т. д.) и др. Различают религии натуралистические (с характерной для них сакрализацией природных объектов) и теистические, предполагающие веру в богов. В свою очередь, теистические культы разделяются по объекту поклонения на зооморфные (божества с чертами животных: боги Древнего Египта и др.) и антропоморфные (божества в образе человека: боги древних греков и римлян, Иисус Христос, Будда Шакьямуни и др.). При этом следует учитывать, что в некоторых вероисповеданиях, в частности в исламе, содержится прямой запрет изображать богов. В особую группу нередко выделяют авраамические религии (от имени библейского персонажа Авраама) – иудаизм, христианство и ислам, признающие авторитет той или иной части Библии. В наиболее общей форме теистические религии делят на политеистическиеи монотеистические.

Политеистическим (от греческого poly – много и theos – бог) свойственно многобожие, наличие пантеона богов (религии ранних цивилизаций, древнейший иудаизм, конфуцианство, даосизм, индуизм, синтоизм, буддизм и многие другие).

Монотеистические (от греческого monos – единственный и theos – бог) признают одного всемогущего Бога (современный иудаизм, христианство, ислам). Но в них сохранились следы прежнего многобожия, что выражается в иерархическом сонме менее значительных сверхъестественных существ – ангелов и демонов. Выделяют также разновидности политеизма – супремотеизм и генотеизм. Супремотеизм (от латинского super – над и theos – бог – надбожие) – почитание многих богов, но при приоритете одного (номовые боги-демиурги египтян, культ Мардука в Вавилоне и т. п.). Генотеизм (от греческого hen – первый и theos – бог – первобожие) – признание существования многих богов, но почитание одного из них, покровителя этого народа (библейский Яхве у древних евреев).

В отечественной научной традиции наиболее широкое распространение получила классификация религий на родоплеменные, национально-государственные и мировые.

Родоплеменные религии свойственны первобытнообщинному строю. Экстремальные условия человеческого бытия, непосредственная зависимость от неподвластного людям мира природы порождали стремление к олицетворению, одушевлению или сакрализации (придание черт сверхъестественного) окружающей действительности. Фантастическое отражение внешней природной реальности и социальных связей родового общества, трудовой деятельности первобытных людей нашло выражение в таких ранних верованиях, как фетишизм, магия, анимизм, культ природы (солнца, земли, воды), предков, вождей и др. Многие из этих представлений в дальнейшем были адаптированы национально-государственными и мировыми религиями либо продолжили существование в форме различных суеверий и примет, а также сохранились у некоторых локальных народностей даже в наши дни.

Национально-государственные религии зарождаются с возникновением классовых обществ и государств. Сфера их распространения ограничивается территорией проживания соответствующих этносов. Национально-государственные религии подразделяются на вероисповедания ранних цивилизаций (зороастризм, брахманизм, культы древних египтян, греков, римлян, славян и др.) и современные религии (иудаизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм и др.). Их придерживаются лица определенной национальности (иудаизма – евреи, синтоизма – японцы, индуизма – индийцы, даосизма и конфуцианства – китайцы), так как они впитали в себя духовно-культурные особенности соответствующих этносов и воспринимаются своими последователями как часть национальной традиции. Наиболее четко национальная окрашенность выявляется в иудаизме, вероучение которого содержит идею богоизбранности и религиозной исключительности евреев.

Следует различать национально-государственные и государственные религии. Государственные религии – это вероисповедания, имеющие официальный статус в той или иной стране, прямо или косвенно закрепленный в законодательстве. Примерами из исторического прошлого могут служить католицизм в странах Западной Европы эпохи Средневековья, православие в Киевской Руси, Византии, Российской империи и др. Ныне государственный статус имеют иудаизм в Израиле, англиканство и пресвитерианство – в Англии, католицизм – на Мальте, в Колумбии, Парагвае, Испании и др., католицизм и лютеранство – в Германии, лютеранство – в Швеции, Дании, Норвегии, ислам – в Иране, Ираке, Малайзии, Брунее, Египте, Ливии, Тунисе и др., православие – в Греции, буддизм – в Таиланде, Камбодже и др.

Мировые религии – буддизм, христианство и ислам – носят наднациональный характер. Их отличительная особенность – космополитизм, признание равенства верующих перед богом, независимо от их этнической, расовой, социально-политической и другой принадлежности. Различаются основания космополитизма: в буддизме это равенство в страдании, в христианстве – в грехе, в исламе – в покорности. В мировых религиях отказались от специфической узконациональной обрядности, упростили процедуру приобщения к церкви, что обеспечило расположенность к ним большей части верующих современного мира.

Новым явлением религиозной жизни мира второй половины ХХ в. стало появление и распространение так называемых неокультов (например, «новые религиозные объединения», «новые религиозные движения», «религии нового века», «новые религии», «новые духовные объединения», «новые религии века» и т. п.). Отличительной особенностью их содержания является попытка синтеза отдельных идей, представлений и культовых требований, заимствованных из разных религий. Эта эклектичность представляет собой приспособление к новым условиям социально-экономического и научно-технического развития общества ХХ в. В итоге появились сложные духовные образования, во многом искусственные сплетения и смешения разнотипных, противоречивых составляющих – рационального и иррационального, научного и псевдонаучного, религиозного и псевдорелигиозного, реального и мистического.

Большинство неокультов возникло в США, Западной Европе и Азии в 1950–1980-х гг., а в 1990-х гг. они получили распространение в странах СНГ, включая Беларусь. Их появление и развитие на постсоветском пространстве связано с ситуацией социально-экономической нестабильности, разрушения привычного уклада жизни, с процессами глобализации в сфере духовной культуры, с расширением культурных контактов с зарубежными странами, с недостаточно высокой религиоведческой образованностью населения.

Среди неокультов выделяют группу деструктивных культов, деятельность которых официально признана противоречащей законодательству Республики Беларусь. Исследователи подчеркивают такие общие для них черты, как антихристианская тенденция, неоязыческий и антиобщественный характер, ярко выраженный харизматизм лидеров, стремление к подчинению и унификации сознания верующих. Обрядовая сторона деструктивных культов направлена на кардинальное изменение психики адептов, вторжение в область подсознания и уничтожение личностного компонента индивида.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.