КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия психологического обследования детей
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ
С жалобами на плохую успеваемость или аномальное поведение к психологу обращаются родители или учителя. В беседе с ними важно выяснить психическое и физическое развитие ребенка для постановки гипотезы о наличии психических отклонений. На основании выдвинутой гипотезы о типе нарушений психолог определяет набор методик. Ход эксперимента, беседа с ребенком могут изменить гипотезу, поэтому психологу нужно “на ходу” менять и методики. Таким образом, схема патопсихологического обследования ребенка может быть только приблизительная.
Приблизительная схема патопсихологического обследования ребенка младшего и среднего школьного возраста Исследование умственной работоспособности. Исследование внимания (объема, концентрации, переключения). Исследование памяти (смысловой, речевой, неречевой, объема и длительности). Исследование восприятия (при нарушении этого процесса). Изучение интеллекта (при олигофрении и задержке психического развития). Изучение процессов мышления. Обследование речи (смысловой, фонетической, наличия нарушений чтения и письма). Обследование эмоций (наличия страхов, тревожности, колебаний настроения). Обследование личностных особенностей (мотивации деятельности, самооценки, наличия личностных конфликтов и механизмов компенсации, экстраверсии, нейротизма, темперамента и др.). На основе полученных данных делается вывод: * есть ли вообще у данного ребенка нарушение психики; * какой тип нарушений преобладает, какие механизмы привели к его формированию (структура первичного и вторичного дефекта); * необходимо ли вмешательство или нет (есть ли социальная дезадаптация, формируется ли вторичный дефект, наблюдается ли ухудшение состояния); * какова зона ближайшего развития ребенка, с кем должна проводиться коррекция нарушений развития, каковы рекомендации патопсихолога (изменить воспитательный подход, изменить место и формы обучения, необходима консультация специалиста другого профиля: врача, логопеда, психотерапевта и др.). Психологическое обследование подростков имеет свои особенности. Кроме обычного обследования у подростков выявляют наличие и тип акцентуации характера, мотивационную структуру личности, направленность, самооценку. Существует ряд специфических подростковых проблем и психических состояний, которые требуют диагностики и коррекции. К этой группе относятся реакции адаптации, нарушения в формировании склонностей, личностные кризисы.
Условия патопсихологического обследования детей * Установление положительного контакта с ребенком (необходимо заинтересовать его заданием так, чтобы ребенку хотелось его выполнять; поэтому с дошкольниками и младшими школьниками обследование проводится в виде игры). * Наблюдение за реакциями ребенка на успех и неудачу во время обследования. * Обследование должно проходить в отдельном помещении без посторонних, без ярких предметов и игрушек, без шума. * Обследование проводится индивидуально. До 6 лет допускается присутствие матери. * Не проводится обследование: если ребенок испуган, голоден или только поел, переутомлен, сильно возбужден, болен. * Исследование проводится в форме обучающего эксперимента. Если у ребенка возникают трудности, ему необходимо помочь. Это делается в виде общей стимуляции (подбадривание, похвала), наводящих вопросов, прямой подсказки, показа, обучения на аналогичном материале. При анализе учитывается, какой вид помощи оказан и насколько это помогло выполнению задания. * Протокол обследования ведется сразу после эксперимента. Во время эксперимента делаются только короткие пометки.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |