КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М. М. Бахтин 5 страница
1 См.: Лотман Ю. М. О проблеме значений во вторичных моделирующих системах.— В кн.: Труды по знаковым системам. Вып. 2. Тарту, 1965, с. 22—37. Размежевание Бахтина с новейшим отечественным структурализмом продолжается в заметках «К методологии гуманитарных наук» (см. с. 393 настоящего издания). Из стихотворения В. Ходасевича «Перед зеркалом» (1924): «Я, я, я. Что за дикое слово! Неужели вон тот — это я? Разве мама любила такого, Желто-серого, полуседого И всезнающего, как змея?» 3 Ср. с. 50—51 настоящего издания. 4 По свидетельству автора, им была написана работа о сенти 5 См.: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и Спиритуалы — в конце XIII в. наиболее радикальные последователи Франциска Ассизского, резко протестовавшие против обмирщения церкви. По-видимому, Бахтин имеет в виду прежде всего религиозного поэта Якопоне да Тоди, ревностного спиритуала, в стихах которого на народном итальянском языке с небывалой проникновенностью выражен мотив сострадания мукам Христа и Девы Марии (например, «Donna del Paradiso...»). Возможно, ему принадлежит также латинская секвенция «Stabat Mater», отмеченная тем же «слезным» настроением. Приведем строфу из этой секвенции, следующую за описанием скорбной Богоматери на Голгофе: «Это видя сердцем зрячим, Кто горячим, долгим плачем Не зальется в горести, Кто душой не уязвится, В ком, о, в ком не пробудится Сила теплой жалости?» 7 Ср. характеристику «встречи» как одного из важнейших «хроно- 8 «Коммуникация» — центральное понятие немецкого философа- 9 Заметки о «чужом слове» относятся к задуманной для журнала 10 Дильтей разрабатывал обоснования «наук о духе» в их отличии М. М. Бахтин тика» Дильтея — совпадают с методами «понимающей психологии». Характеристика понимающей и интерпретирующей психологии Дильтея в связи с философией языка и «методологическими потребностями гуманитарных наук» была дана автором в книге «Марксизм и философия языка» (с. 29—30). Риккерт (см. примеч. 9 к работе «Автор и герой в эстетической деятельности») противопоставлял индивидуализирующие методы «наук о культуре» генерализирующим методам естествознания (см.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб„ 1911). " См.: Misch G. Geschichte der Autobiographie. Leipzig und Berlin, 1907. 12 См.: Жинкин Н. И. О кодовых переводах во внутренней речи.— «Вопр. языкознания», 1964, № 6. Задуманная работа на эту тему должна была главным образом опираться на анализ «Дневника писателя» Достоевского в соотнесении с его романами. 14 См. «Проблемы поэтики Достоевского» (с. 164—165). 15 В главном сочинении раннесредневекового философа Иоанна 16 Основная идея философии искусства Мартина Хайдеггера: 17 Soliloquia (латин. одинокие беседы с самим собой) — жанр 18 См. «Преступление и наказание», ч. 2, гл. IV. 19 См.: Письмо Ф. М. Достоевского Н. Д. Фонвизиной от февраля 20 К. Д. Кавелин в «Письме Ф. М. Достоевскому» («Вестн. '428 Примечания Проект ответа Кавелину содержится в записных книжках Достоевского за 1880 г. (см.: «Лит. наследство», т. 83, с. 674—696). 21 «Пьяненькие» — замысел романа, предшествовавший «Пре 22 Из стихотворения Тютчева «Весна» (1838). 23 Иоан., 1, 1: «В начале было Слово...». 24 Из статьи А. Блока «Об искусстве и критике» (1920): «Право, 25 Наметки предисловия к подготовлявшемуся Бахтиным сборни К МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Исходным материалом для этих заметок послужил небольшой текст, набросанный автором в конце 30-х или начале 40-х гг. и названный им «К философским основам гуманитарных наук». Отправляясь от этого текста, автор составил в начале 1974 г. настоящие заметки; это была последняя написанная М. Бахтиным работа. Специально подготовленная В. В. Кожиновым для публикации редакция заметок была одобрена автором, но напечатана (под заглавием «К методологии литературоведения») уже после его кончины (см.: Контекст-1974. М., 1975, с. 203—212). Полный состав заметок в их авторской композиции публикуется впервые. Приводим с некоторыми сокращениями текст «К философским основам гуманитарных наук»: «Познание вещи и познание личности. Их необходимо охарактеризовать как пределы: чистая мертвая вещь, имеющая только внешность, существующая только для другого и могущая быть раскрытой вся сплошь и до конца односторонним актом этого другого (познающего). Такая вещь, лишенная собственного неотчуждаемого и непотребляемого нутра, может быть только предметом практической заинтересованности. Второй предел — <...> диалог, вопрошание, молитва. Здесь необходимо свободное самооткровение личности. Здесь есть внутреннее ядро, которое нельзя поглотить, потребить, где сохраняется всегда дистанция, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие; открываясь для другого, оно всегда остается и для себя. Вопрос задается здесь познающим не себе самому и не третьему в присутствии мертвой вещи, а самому познаваемому. Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения. Познание здесь направлено на индивидуальное. Это область открытий, откровений, узнаний, сообщений. Здесь важна и тайна и ложь (а не ошибка). Здесь важна нескромность и оскорбление. Мертвая вещь в пределе не существует, это абстрактный элемент (условный); всякое целое (природа и все ее явления, отнесенные к целому) в какой-то мере личностно. Сложность двустороннего акта познания-проникновения. Активность познающего и активность открывающегося (диалогичность). М. М. Бахтин Умение познать и умение выразить себя. Мы имеем здесь дело с выражением и познанием (пониманием) выражения. Сложная диалектика внешнего и внутреннего. Личность имеет не только среду и окружение, но и собственный кругозор. Взаимодействие кругозора познающего с кругозором познаваемого. Элементы выражения (тело не как мертвая вещь, лицо, глаза и т. п.), в них скрещиваются и сочетаются два сознания (я и другого); здесь я существую для другого и с помощью другого. История конкретного самосознания и роль в ней другого (любящего). Отражение себя в другом. Смерть для себя и смерть для другого. Память. Конкретные проблемы литературоведения и искусствоведения, связанные с взаимоотношением окружения и кругозора, я и другого; проблема зон; театральное выражение. Проникновение в другого (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места), обеспечивающее избыток познания. Выражение личности и выражение коллективов, народов, эпох, самой истории с их кругозорами и окружением. Дело не в индивидуальной сознательности выражения и понимания. Самооткровение и формы его выражения народов, истории, природы. Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собою и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении. Маска, рампа, сцена, идеальное пространство и т. п. как разные формы выражения представительст-венности бытия (а не единичности и вещности) и бескорыстия отношения к нему. Точность, ее значение и границы. Точность предполагает совпадение вещи с самой собой. Точность нужна для практического овладения. Самораскрывающееся бытие не может быть вынуждено и связано. Оно свободно и потому не предоставляет никаких гарантий. Поэтому здесь познание ничего не может нам подарить и гарантировать, например, бессмертия как точно установленного факта, имеющего практическое значение для нашей жизни. «Верь тому, что сердце скажет, нет залогов от небес». Бытие целого, бытие человеческой души, раскрывающееся свободно для нашего акта познания, не может быть связано этим актом ни в одном существенном моменте. Нельзя переносить на них категории вещного познания (грех метафизики). <...> Становление бытия — свободное становление. Этой свободе можно приобщиться, но связать ее актом познания (вещного) нельзя. Конкретные проблемы различных литературных форм: автобиографии, памятника (самоотражение в сознании врагов и в сознании потомков) и проч. <...> Философские и этические различия между внутренним самосозерцанием (я-для-себя) и созерцанием себя в зеркале (я-для-другого, с точки зрения другого). Можно ли созерцать и понимать свою наружность с чистой точки зрения я-для-себя? Нельзя изменить фактическую вещную сторону прошлого, но смысловая, выразительная, говорящая сторона может быть изменена, ибо она незавершима и не совпадает сама с собой (она свободна). Роль памяти в этом вечном преображении прошлого. Познание-понимание прошлого в его незавершимости (в его несовпадении с самим собою). Момент бесстрашия в познании. Страх и устрашение в выражении (серьезность), в самораскрытии, в откровении, в слове. Корреспондирующий момент смирения познающего; благоговение. Выражение как осмысленная материя или материализованный смысл, элемент свободы, пронизавший необходимость. Внешняя и Примечания внутренняя плоть для милования. Различные пласты души в разной степени поддаются овнешнению. Неовнешняемое художественно ядро души (я-для-себя). Встречная активность познаваемого предмета. Философия выражения. Выражение как поле встречи двух сознаний. <...> Оболочка души лишена самоценности и отдана на милость и милование другого. Несказанное ядро души может быть отражено только в зеркале абсолютного сочувствия». ' Из стихотворения Б. Пастернака «Август». 2 Аверинцев С. С. Символ.— КЛЭ, т. 7. М., 1972, стб. 827. 3 Тема «далеких контекстов» была среди замыслов Бахтина в 4 КЛЭ, т. 7, стб. 828. 5 См. примеч. 15 к публикации «Из записей 1970—1971 годов». 6 См. примеч. 10 к публикации «Из записей 1970—1971 годов». 7 Об идее «истории искусства без имен» в западноевропейском 8 Ремизов А. Подстриженными глазами. Книга узлов и закрут 9 См. анализ этих форм в ранней работе об авторе и герое (глава 10 Ср. мысли о Шекспире, высказанные автором в написанной Эта особенность Шекспира (она только в очень ослабленной форме есть у испанцев) является прямым наследием средневекового театра и народно-зрелищных форм. Живое ощущение сцены как мира, определенная ценностно-космическая окраска верха и низа — М. М. Бахтин все это унаследовано шекспировским театром у средневековья, да, рудименты внешнего устройства сцены (например, балкон на задж.: части сцены — бывшее небо). Но главное — восприятие (точнее, живое ощущение, не сопровождавшееся отчетливым осознанием) всего театрального действия как некоего по-особому символического обряда. Общеизвестно, даже стало трюизмом, что античная трагедия и средневековые театральные действа произошли и развились из древних религиозных обрядов. Это происхождение их довольно хорошо изучено и освещено в специальных трудах. Но их дальнейшее развитие и превращение в светскую драму далеко не так ясно. Но важно в этом развитии следующее: отпадение религиозного осмысления и религиозного догматизма сделало возможным свободное художественное творчество в драме, но обрядовость как совокупность определенных формальных особенностей сохранилась и на светском этапе развития. Эти черты обрядовости — всемирность, всевременность, символизм особого рода, космичность — получили художественно-жанровое значение. На этом этапе развития обряда в жанр дошла до нас древнегреческая трагедия. На этом же этапе создавались и трагедии Шекспира». 11 Ср. аналогичные мысли в ранней работе автора: «Нет ничего 12 См.: Аверинцев С. С. Символ.— КЛЭ, т. 7, стб. 827. 13 Платон. Федр. В переводе А. Н. Егунова: «Извини меня, добрый 14 Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М.. 1973. 15 Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его 16 Кожинов В. Не соперничество, а сотворчество.— «Лит. газ.», 17 «Проблема содержания, материала и формы в словесном худо 18 См. примеч. 1 к публикации «Из записей 1970—1971 годов». Примечания ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЗ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ В 20-е гг. Бахтин много выступал с публичными лекциями на литературные и философские темы в различных аудиториях Витебска и Ленинграда, а также читал разнообразные циклы лекций по истории философии, эстетике и литературе в домашней обстановке. Один из таких циклов был прочитан в кружке по изучению русской литературы, образованном юными слушателями в Витебске; для некоторых из них лекции были затем продолжены в Ленинграде. У одной из слушательниц, Рахили Моисеевны Миркиной, сохранились записи этих лекций, охватывающие историю русской литературы от XVIII в. до новейших произведений советской литературы 20-х гг. «Следует подчеркнуть,— пишет Р. М. Миркина в воспоминаниях о Бахтине,— что эти записи вела сначала школьница, а затем студентка младших курсов. Лекции в них, конечно, сокращены и лишь в некоторой степени сохранили стиль и дух Бахтина». Для публикации в настоящем издании выбрана лекция о Вячеславе Иванове. Составитель и комментаторы благодарят Р. М. Миркину, предоставившую свои записи для публикации и использования в примечаниях к настоящей книге. 1 Прерафаэлиты — условное обозначение группы английских 2 Имеется в виду прежде всего статья Иванова «Две стихии в 3 Ср. статью Иванова «О Нисхождении» («Весы», 1905, № 5), 4 Заключительные слова статьи «О Нисхождении». 5 Поэтические сборники Георге действительно выявляют строгую, 6 «Смиренномудрие» Вердена — сборник «Sagesse» (1881), не Указатель имен Абеляр Пьер (1079—1142) —французский философ, богослов и поэт 139, 412 Августин Блаженный Аврелий (354—430) — христианский мыслитель и писатель 57, 135, 139, 206, 207, 375, 411, 428 Аверинцев Сергей Сергеевич (род. 1937) —советский филолог 381, 382, 407, 408, 431, 432 Анненский Иннокентий Федорович (1856—1909) — русский поэт 158, 186, 400 Апулей (ок. 124—?) — римский писатель 199, 202 Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ 67, 396 Аскольдов Сергей Алексеевич (1871 —1945)—русский философ 342, 345, 425 Байрон Джордж Нозл Гордон (1788—1824)—английский поэт 166, 406 Бакунин Михаил Алексеевич (1814—1876) — русский революционер, идеолог народничества и анархизма 340 Бальзак Оноре де (1799—1850) —французский писатель 206, 209, 334, 425 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867—1942) — русский поэт 394, 397, 398 Бартелеми Жан-Жак (1716—1795) —французский ученый и писатель 225 Бахофен Иоганн Якоб (1815—1887) —швейцарский историк религии и права 401, 435 Белинский Виссарион Григорьевич (1811 —1848) — русский литературный критик 340, 351 Белый Андрей (Бугаев Б. Н.; 1880—1934) — русский писатель, теоретик символизма 159, 186, 394 Бергсон Анри (1859—1941) —французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни 44, 61 Бернард Клервоский (1090—1153) —французский теолог-мистик, деятель католической церкви 57, 135, 410 Блок Александр Александрович (1880—1921) —русский поэт 165, 380, 397—400, 429, 433 Блок Марк (1886—1944) —французский историк 391, 432 Бодлер Шарль (1821 —1867) —французский поэт 158 Боккаччо Джованни (1313—1375) — итальянский писатель 57, 139 В указатель не входят библейские и мифологические имена. Страницы, на которых упоминаются названия произведений (или действующие лица) и приводятся цитаты, введены в указатель под фамилией автора. Указатель имен Брентано Клеменс (1778—1842) —немецкий писатель 403, 435 Брюно (Brunot) Фердинанд (1860—1938) — французский лингвист 272, 409 Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924) — русский поэт 394, 398 Вагнер Рихард (1813—1883) — немецкий композитор, поэт-драматург, теоретик искусства 431 Вергилий Марон Публий (70—19 до н. э.) — римский поэт 227, 418 Верлен Поль (1844—1896) —французский поэт 158, 398, 433 Вернадский Владимир Иванович (1863—1945) —советский ученый-естествоиспытатель 363 Веселовский Александр Николаевич (1838—1906) — русский филолог 347, 348, 363, 364, 427 Вецель Иоганн Карл (1747—1819) —немецкий писатель 210, 213 Виланд Кристоф Мартин (1733—1813) — немецкий писатель 210, 213, 215 Винкельман Иоганн Иоахим (1717—1768) —немецкий историк античного искусства 233, 236 Виноградов Виктор Владимирович (1895—1969) —советский лингвист и литературовед 312, 315, 346, 422 Витасек Стефан (1870—1915) —австрийский психолог 61, 87 Вольфрам фон Эшенбах (ок. 1170—1220) —немецкий поэт-миннезингер 210 Врубель Михаил Александрович (1856—1910) —русский живописец 36 Вундт Вильгельм (1832—1920) — немецкий психолог, философ и языковед 61 Ганнибал (247 или 246—183 до н. э.) — карфагенский полководец 225 Ганслик Эдуард (1825—1904) — австрийский музыкальный критик 61, 87 Гарнак Адольф (1851 —1930) — немецкий теолог, историк религии 56, 408, 409 Гартман Эдуард (1842—1906) — немецкий философ 76 Гвиничелли Гвидо (между 1230 и 1240—1276) — итальянский поэт, родоначальник поэзии «дольче стиль нуово» 146 Гвоздев Александр Николаевич (1892—1959) —советский языковед 255 Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ 62, 384, 385 Гейне Генрих (1797—1856) — немецкий поэт 158 Георге Стефан (1868—1933) — немецкий поэт 398, 433 Гердер Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ и писатель 215, 235, 236, 239, 411, 418 Герцен Александр Иванович (1812—1870) — русский писатель 340 Геснер Саломон (1730—1788) — швейцарский поэт и художник 217 Гёте Иоганн Вольфганг (1749—1832) —немецкий поэт, философ и естествоиспытатель 166, 167, 210, 213—247, 249, 365, 395, 415 — 418, 427 Гильдебрандт Адольф фон (1847—1921) — немецкий скульптор-неоклассик и теоретик искусства 61, 87
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |