Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткое изложение 4 страница




 

В. В. Петухов

Таблица 1. Проблемы соответствия (достижения внешней валидности) и возможные способы их решения (контроля) в различных видах эксперимента

Вид Эксперимента Проблема соответствия Способы контроля Достигаемая цель
Естественный (индивидуальный) Соответствие уровня ключевой дополнительной переменной Подбор задач, соответствующих изучаемой деятельности Обобщение результатов на изучаемую деятельность и рекомендации для каждого из испытуемых
Искусственный Соответствие всех переменных, вошедших в гипотезу, их реальным аналогам Выбор адекватных условий независимой переменной, измеряемых показателей деятельности испытуемого и способов их представления; анализ возможных влияний имитации реальности Обобщение результатов на изучаемые практические ситуации
Групповой Соответствие исследуемой выборки и изучаемой популяции Схемы отбора испытуемых Распространение результатов на популяцию
Лабораторный Соответствие методических процедур и теоретических понятий; проблема универсальности результатов Выбор методических процедур Проверка и уточнение теоретических моделей
Факторный (и корреляционное исследование) Интерпретация характера полученного результата действия независимой переменной (установленных корреляций) Проведение серии экспериментов при разных уровнях дополнительной переменной (в корреляционных исследованиях подбор групп по этим уровням и статистический контроль) Наиболее широкое обобщение результатов; выявление простого (или комбинированного) действия независимой переменной; (в корреляционных исследованиях выявление базовых факторов)

Таблица 2. Основные преимущества различных видов эксперимента и некоторые факторы нарушающие их внутреннюю валидность

Вид эксперимента (основание сравнения) Достигаемые преимущества Факторы, нарушающие внутреннюю валидность Способы их контроля
Искусственный (интраиндивдуальный) Устранение систематического смешения и сокращение ненадежности данных Эффекты последовательности, предубеждения экспериментатора, факторы задачи и др. Интраиндивидуальные схемы, адекватный подбор задач
Групповой Возможность распространения результатов на, популяцию и применения межгрупповых схем; устранение эффектов последовательности Индивидуальные различия испытуемых Схемы распределения испытуемых
Лабораторный Возможность методического обеспечения единичной независимой переменной (и очищения ее условий); возможность проверки точных экспериментальных гипотез (в том числе нуль-гипотезы) Сопутствующее (искусственное и естественное) смешение независимой переменной Введение контрольного условия, или расширенной переменной
Многоуровневый (кросс-индивидуальный) Преодоление неполноты независимой переменной, дополнительный контроль сопутствующего смешения (осведомленности испытуемых); возможность проверки точных гипотез о количественных отношениях Эффекты неоднородного переноса, ряда, центрации; неверно установленное отношение между независимой и зависимой переменными Кросс-индивидуальные схемы; контроль репрезентативности обобщенных данных, адекватного числа уровней, проверка правильности измерений
Факторный Контроль сопутствующего смешения базисной переменной и обобщения результатов при проверке гипотез с одним, отношением; возможность проверки комбинированных гипотез и измерения взаимодействий Дополнительные сопутствующие переменные Новый факторный эксперимент
Корреляционное исследование Возможность проверки гипотез о соотношении (и взаимодействии) факторов без их активного изменения Все переменные, помимо интересующих исследователя Статистический контроль, подбор групп, уравненных по побочным или дополнительным факторам

 

Таблица 3. Примеры содержательной интерпретации типов безупречного эксперимента (образцов) для различных видов реальных экспериментов

Вид эксперимента   Образец  
  Идеальный (чистый) Бесконечный Полного соответствия
Практический (индивидуальный) Одновременное предъявление испытуемому всех условий независимой переменной, использование одних и тех же задач для. разных условий Бесконечное количество проб Совпадение уровня дополнительных переменных с реальными (решение тех же самых задач)
Лабораторный (индивидуальный или групповой) Оперирование единичной независимой переменной (и ее чистыми условиями) Бесконечное множество реальных экспериментов, в каждом из которых предъявляются новые пробы (или участвуют новые испытуемые) Совпадение методических процедур с теоретическими понятиями
Групповой Предъявление условий независимой переменной одной и той же группе испытуемых Бесконечное количество испытуемых Участие тех же самых испытуемых, на которых будут распространяться результаты
Многоуровневый Предъявление каждого из уровней во всех позициях их последовательности Бесконечное количество уровней  
Факторный Оперирование чистой базисной переменной Бесконечное количество независимых переменных (факторов) Привлечение всех уровней дополнительных переменных (итоговый)

 

 

Перевод из PDF в Word и редактирование текста Kira Li




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.