Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции изменения отраслевой и территориальной структуры мирового




хозяйства под влиянием научно-технического прогресса.

 

Отраслевая структура хозяйства — совокупность его частей (отрас­лей и подотраслей), исторически сложившаяся в результате обще­ственного разделения труда. Отраслевая структура измеряется в относи­тельных показателях и выражается долей отдельных отраслей и под­отраслей в общем объеме всего производства (по стоимости). Об от­раслевой структуре хозяйства можно судить и по структуре занятости экономически активного населения. При изучении отраслевой струк­туры нередко выделяют три ее уровня («этажа»): 1) макроструктуру, 2) мезоструктуру и 3) микроструктуру.

Макроструктура (макроотраслевая структура) отражает самые крупные экономические пропорции: между производственной и непро­изводственной сферами, между промышленностью, строительством, сельским хозяйством, транспортом и т. д. Именно они в первую оче­редь определяют отнесение той или иной страны к аграрному, индуст­риальному или постиндустриальному типу экономики. Мезоструктура (мезоотраслевая структура) материального произ­водства отражает основные пропорции, складывающиеся внутри промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. д.

Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Таким был период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII-XIX вв., который ознаменовал переход от ручного к крупному машинному производству. И тем более таковым стал период современной НТР, начавшейся в середине XX в. Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии - доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Каждой из них соответствует свой тип хозяйственной структуры.Постиндустриальная структура хозяйства (точнее, общества) начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими главными признаками: 1) в сфере экономики - переходом от производства товаров к производству услуг, 2) в сфере занятости - преобладанием работников умственного труда, 3) в сфере науки - рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих прежде всего развитие наукоемких производств, 4) в сфере управления - принятием решений на основе новейшей информационной техники и технологии, 5) в сфере экологии - установлением надежного контроля за вмешательством человека в окружающую среду. В самой непроизводственной сфере быстрее всего растет сфера услуг - потребительских (бытовых, образовательных, здравоохранительных) и деловых (информационных, рекламных и др.).

НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором во всем мире занято 1,5 млрд. человек. В отраслевой структуре промышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают ныне около 9/10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли "авангардной тройки" - машиностроительной, химической промышленности, электроэнергетики. Снижение же доли добывающей промышленности объясняется как постоянным уменьшением энерго- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим. Если перед второй мировой войной соотношение между ними составляло 15:85, то в 70-х годах 13:87, а к началу 90-х годов 8:92. В структуре самой горнодобываю­щей промышленности в наши дни 2/3 приходится на добычу топли­ва, особенно нефти, а 1/3 — на добычу руд, стройматериалов и др. Однако, нужно помнить, что это общемировые показатели, которые не должны скрывать существенные различия между экономически развитыми и развивающимися странами. Ведь снижение доли добыва­ющих отраслей в большинстве экономически развитых стран Запада могло быть достигнуто только благодаря опоре на топливно-сырьевые ресурсы развивающихся стран. Вот почему в странах Запада доля до­бывающих отраслей во всем промышленном производстве в среднем составляет 2%, а в развивающихся 14% (в нефтедобывающих стра­нах Ближнего и Среднего Востока зачастую 40—50%).

Повышенной долей добывающих отраслей отличается также струк­тура промышленности Канады, Австралии и ЮАР. То же можно ска­зать и о бывшем СССР, природные ресурсы которого в течение мно­гих десятилетий широко использовались для обеспечения потребно­стей всех стран социалистического содружества.

Сложные процессы происходят и в составе отдельных отраслей промышленности. Некоторые отрасли вообще "уходят со сцены" (например, паровозостроение), другие - их гораздо больше - возникают заново, определяя постоянное "дробление" структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. С другой стороны, для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливно-энергетического, машиностроительного, агропромышленного и других.

Микроструктура (микроотраслевая структура) матери­ального производства отражает сдвиги, происходящие в отдельных ви­дах и подвидах такого производства, прежде всего промышленного. При этом на первый план все больше выходят новейшие наукоемкие виды машиностроения и химической промышленности — такие, как производство электронно-вычислительной техники, средств автомати­зации, аэрокосмической, лазерной техники, оборудования для атомной энергетики, выпуск микробиологических препаратов. Все они выпол­няют роль «катализаторов» научно-технического прогресса. В США на такие наукоемкие высокотехнологические производства приходится более 40 % всей продукции обрабатывающей промышленности, в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии — 30—35 %.

Под влиянием НТР в структуре мирового материального производ­ства отчетливо обозначилось еще два важных сдвига, в общем имею­щие противоположный характер. Первый из них находит выражение в диверсификации (членении, дроблении) отраслевой структуры хозяй­ства, которые происходят в первую очередь на уровне микрострукту­ры. Второй заключается в образовании межотраслевых комплексов — таких как топливно-энергетический, машиностроительный, агропро­мышленный, военно-промышленный. Иногда говорят также об аэро­космическом, автомобильном комплексах.

Изменения в отраслевой структуре сельского хозяйства происходят медленнее. Тем не менее, по мере роста интенсификации, как правило, возрастает доля животноводства, которое во многих экономически развитых странах дает 3/4 валовой продукции этой отрасли. А в растениеводстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.

НТР внесла большие изменения в "разделение труда" между отдельными видами транспорта. Роль железнодорожного транспорта в целом уменьшилась. Он сохраняет свое значение в перевозках массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров преимущественно на средние расстояния, во внутригородских перевозках, особенно в крупнейших городах и агломерациях. Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Благодаря гибкости эксплуатации, доставке "от двери до двери" возрастает и его роль в междугородних и международных перевозках. Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли, но в перевозках пассажиров, за исключением туристов, уже практически почти не участвует. Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и особенно дальние расстояния.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.

Во-первых, это высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших фирм, и происходит, как говорят, "принятие решений".

Штат Калифорния в США - самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать его как своего рода "государство в государстве", то по размерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния - район сосредоточения самых наукоемких отраслей.

Во-вторых, это старопромышленные районы, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районов на родине промышленных переворотов - в Западной Европе.

В-третьих, это аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.

В-четвертых, это районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Достижения НТР в области техники и технологии сделали возможным освоение и таких районов. К числу главных районов нового освоения относятся Север Канады и Аляска, центральная, северная и западная части Австралии, Амазония в Южной Америке, Сибирь и Дальний Восток в России.
ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ

Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые - в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.

К числу старых факторов можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации.

К новым факторам прежде всего относятся: фактор наукоемкости и экологический фактор.
Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам - большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные "города науки". Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их.

В России главные центры научных исследований - Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Во Франции половина всех научных работников сконцентрирована в Париже, в Японии - в Токио. А в США - основные научные исследования ведутся в университетах, рассредоточенных по всей стране.

В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки. Это прежде всего сходные по своему характеру технопарки и технополисы, в которых осуществляется вся технологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовой наукоемкой продукции. "Парковый бум" начался в США еще в начале 50-х гг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии, да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках стран мира. Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80-х гг. и также затем получила широкое распространение.

Технопарк (научный, исследовательский, технологический парк) - агломерация наукоемких фирм, группирующаяся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка - сокращение сроков внедрения научных идей в практику по принципу "Наука - предпринимательство". Технополис - специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров.

 

По существу, технополисами являются и многие научно-производственные города России. В Подмосковье это Дубна, Пущине, Обнинск, Черноголовка, Зеленоград, Жуковский, Королев, в Сибири - Академгородок под Новосибирском. К числу технополисов можно отнести и десять так называемых закрытых городов Министерства по атомной энергии, которые находятся в Поволжье (Арзамас, Пенза), на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст) и в Сибири (Томск, Красноярск).
Экологический фактор. Этот фактор, существовавший и ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток территории, воды, растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть "грязных" производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется.

Рурский промышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до и после второй мировой войны считался одним из самых "грязных" в Европе. Но благодаря целой системе мер экологическая обстановка в нем стала гораздо более благоприятной. В частности, была осуществлена специальная программа по охране атмосферы под девизом "Чистое небо над Руром", в результате которой многие производства были закрыты или выведены из этого района.
Главный вывод. НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось.

 

 

35 Особенности территориальной и отраслевой организации промышленного мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.