Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главная отрасль ОП мира. Отражает уровень НТП и обороноспособности страны




Машиностроение

В экономически высокоразвитых странах на продукцию этой отрасли приходится 35—40% стоимости пром. производства, в ней заняты 25—35% всех работающих в пром-ти. В развивающихся странах значение машиностроения много меньше.

На размещение предприятий машиностроения оказывают обеспеченность трудовыми ресурсами, транспортный, потребительский факторы, а также фактор наукоемкости, а для некоторых металлоемких отраслей еще сырьевой.

В последние годы страны с дешевой рабочей силой оказались в более благоприятной ситуации для развития трудоемких отраслей машиностроения, чем страны, обладающие сырьевыми ресурсами.

Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного производства, увеличение значения электротехники, высокое качество и конкурентоспособность продукции. Отсюда ее высокая экспортность и большой удельный вес машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта (Япония — 60%, США, ФРГ, Швеция, Канада — более 40%).

В машиностроении экономически развитых стран преобладают такие отрасли, как станкостроение, транспортное машиностроение, производство оборудования, электротехника, приборостроение.

Станкостроение: ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария. На всю группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска продукции станкостроения (по стоимости), включая выпуск станков в Республике Корея, Индии и Бразилии.

Практически полный ассортимент изделий продукции тяжелого машиностроения выпускают лишь некоторые страны мира: США, ФРГ, Япония, Великобритания, Россия.

В электротехнической промышленности быстро развивается электронная индустрия. Выделяются две подотрасли электронной промышленности: производство военно-промышленной и бытовой электроники. Первая преобладает в экономически развитых странах, вторая (требующая большого количества "дешевых" рабочих рук) стала обычной для развивающихся стран. Причем Гонконг, Республика Корея, Тайвань и некоторые другие государства экспортируют бытовую технику даже в развитые страны.

В самом машиностроении мира в последние годы развивается процесс интернационализации производства (в рамках ТНК, на основе межгосударственных и межфирменных соглашений). Этот процесс осуществляется в основном между промышленно развитыми странами, в которых сосредоточено около 9/10 мощностей машиностроения и более 9/10 объема научно-исследоватёльских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В машиностроении внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования, основными компонентами которых являются станки с числовым программным управлением, ЭВМ и др. В производстве оборудования для этих систем главная роль принадлежит Японии и СЩА. Значительно слабее позиции стран Западной Европы, бывших в недалеком прошлом основными поставщиками производственного оборудования для машиностроительных заводов Мира.

В начале 90-х гг. 50—60% всех промышленных роботов производилось в Японии. США стали крупнейшим в мире производителем и поставщиком систем автоматизированного проектирования и управления производством, обеспечивая ими около 80% мирового рынка. В Западной Европе в борьбе за рынок микроэлектроники объединили усилия известные фирмы "Филипс" (Нидерланды) и "Сименс" (ФРГ).

Структура мирового транспортного машиностроения также меняется. Интенсивно развивались судостроение и автомобильная индустрия. Причем произошло "переселение" судостроения и производства подвижного железнодорожного состава в развивающиеся страны.

Локомотивы выпускают Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди производителей вагонов первые места принадлежат Мексике, Египту, Ирану, Таиланду, Чили, Колумбии.

В мировом судостроении из 20 ведущих государств почти треть — развивающиеся страны. Республика Корея вышла на второе место в мире по производству судов (вслед за Японией, обогнав ФРГ), далее следуют Китай, Италия, Нидерланды, Польша, Испания, Норвегия, Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика.

Заметные изменения произошли и в мировом автомобилестроении. Лидерами по производству легковых автомашин (51 млн шт., 2000 г.) являются США и Япония. За ними следует ФРГ, а далее Франция, Италия, Испания, Великобритания. Производство грузовых автомобилей сосредоточено в СП1А, Японии, странах СНГ и Канаде. В остальных странах мира оно незначительно.

Автосборка, помимо Бразилии и Республики Корея, в последнее время распространилась по всему миру. Значительно растет автомобилестроение и в Китае, стимулируемое развитием автосборки в "свободных экономических зонах".

В настоящее время на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства, на страны Западной Европы — 25—30%, на страны Восточной и Юго-Восточной Азии — около 20%. В СНГ и странах Восточной Европы автомобилестроение переживает в настоящее время не лучшие времена.

В мировом авиастроении лидируют США. Эта страна контролирует 2/3 мирового рынка гражданской авиации. На предприятиях компании "Боинг" в 1997 г. построено 388 лайнеров (в т. ч. 55 выпустило отделение "Дуглас").

Европейский консоциум "Эрбас индастри" (куда входят авиационные компании: "Аэроспасьяль", Франция; "Даймлер-Бенц-Аэроспейс", ФРГ; "Бритиш-Аэроспейс", Великобритания; "Каса", Испания) выпустил в 1997 г. 182 самолета марк0 "Эрбас". В настоящее время этот консоциум контролирует 1/° мирового рынка гражданской авиации, но надеется на увеличение этой доли.

По важнейшему показателю, отражающему масштабы развития отрасли — стоимости продукции машиностроения — среди развитых стран лидируют США, Япония и ФРГ. Другие страны существенно уступают им по масштабам развития этой отрасли.

Среди развивающихся стран по производству машин и Оборудования выделяются Бразилия, Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия. Есть ряд стран, где машиностроительная промышленность представлена филиалами иностранных фирм, работающими только на экспорт (до 100% производства) и использующими дешевую рабочую силу. Велика группа стран, где машиностроение представлено только сборкой (на внутренний рынок) и ремонтными предприятиями.

Особое место в международном разделении труда занимает Китай. Будучи крупной машиностроительной державой, имея предприятия высокого технического уровня, особенно в военной промышленности, Китай тем не менее по большинству видов машиностроительной продукции не удовлетворяет даже собственные потребности. При этом он занимает первое место в мире по выпуску ряда несложных видов продукции (например, велосипедов), экспортирует на мировой рынок машиностроения изделия пониженной сложности, станки для ремонтных мастерских, мелкие гидротурбины и пр.

В России на долю машиностроительного комплекса приходится по-прежнему около 30% стоимости продукции промышленности. Причем, как и США, она относится к группе стран, обладающих практически полной структурой машиностроительного производства. Однако в настоящее время в странах СНГ (и в России) происходит сильный спад в экономическом производстве, и в машиностроении в частности. Продукция общего машиностроения обладает низким качеством, что объясняет слабую по сравнению с зарубежными странами экспортность этой отрасли. Низок в целом и техникоэкономический уровень оборудования машиностроительных предприятий, производительности машиностроительного комплекса. Высока зависимость страны от импорта оборудования (в т. ч. средств автоматизации и вычислительной техники).

В целом в мировом хозяйстве основная часть выпуска продукции машиностроения по-прежнему сосредоточена в развитых странах (90%).

Но происходит сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом. Несмотря на это доля развивающихся стран (в основ-Ном, стран "новой индустриализации") в производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться незначительной, а поэтому говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не приходится.

Тем не менее, снижение роли Северной Америки и Западной Европы в мировом машиностроении будет продолжаться, а значение Японии и стран «новой индустриализации» - расти. Однако при этом последняя группа стран – это производители без собственного рынка, они не могут жить без экспорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.