КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспортно-коммуникационные системы мира
Транспорт - одна из главных инфраструктурных отраслей, необходимая при нормальном, ритмичном функционировании мирового хозяйства. Как чуткий барометр хода развития этого хозяйства, транспорт отражает изменения, происходящие в географическом разделении труда, во взаимоотношениях производителей, покупателей и продавцов. Претерпев радикальные изменения под воздействием НТР («транспортная революция»), транспорт в 80—90-х гг. XX в. развивался в целом успешно, хотя и ему не удалось избежать кризисных явлений на рубеже 1997—1998 гг. Долговременные тенденции развития мирового транспорта свидетельствуют о расширении мировой транспортной сети, о повышении ее загрузки, об улучшении качественных показателей, о расширении совместной деятельности различных видов транспорта и др. Одно из важнейших понятий, связанных с транспортом, — понятие о мировой транспортной системе, которое охватывает все мировые пути сообщения и все транспортные средства. Для характеристики мировой транспортной системы обычно используют три главных показателя: 1) сеть путей сообщения; 2) работу транспорта; 3) основные грузо - и пассажиропотоки. Мировую транспортную сеть можно рассматривать с разных точек зрения. Интересно, во-первых, проследить динамику ее развития и, во-вторых, проанализировать современное состояние разных видов этой сети. Динамику развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в. демонстрирует составленная С. Б. Шлихтером таблица
ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950—2000гг.*
* Без морских трасс. Из приведенных в таблице данных со всей очевидностью следует, что динамика развития отдельных видов транспортной сети в последние десятилетия различается довольно сильно. С одной стороны, длина ее старых видов — железных дорог и внутренних водных путей — стабилизировалась. С другой стороны, протяженность более новых видов транспортной сети — автодорог, трубопроводов и воздушных путей — продолжает довольно быстро возрастать. Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров. Перевозку грузов можно измерять двояко. Во-первых, массой этих грузов, которая в мире еще в начале 1990-х гг. превысила 100 млрд т в год. Во-вторых, и это главное, грузооборотом, т. е. грузовой перевозочной работой, учитывающей не только массу, но и дальность перевозки грузов и измеряемой в тонно-километрах (т/км). Еще в начале 1950-х гг. мировой грузооборот составлял около 7 трлн т/км, а в 2000 г, он достиг уже 50 трлн т/км. По мере роста грузооборота большие изменения происходили и в структуре. В 1950 г, железные дороги обеспечивали 31% мирового грузооборота, автомобильные— 7,5, внутренние водные пути — 5,5, морские — 52 и трубопроводы 4%. Если сравнить эти данные с современными (рис. 104), то обращает на себя внимание уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способности морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80% международных — прежде всего межконтинентальных – перевозок. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта. (Однако при этом нельзя забывать и о что в действительности более 80% всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской— лишь 3,5%. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.) Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. В наши дни все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн. пассажиров. Что касается пассажирооборота, то он увеличился с 2,5 трлн. пассажиро-километров в 1950г. до более чем 19 трлн. пассажиро-километров в 2000 г. Это отражает заметно возросшую подвижность населения. В структуре пассажирооборота (рис. 104) внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту; в том числе 60% всех перевозок осуществляется легковыми автомобилями. Особая роль автомобильного транспорта в пассажирских (да и в грузовых) перевозках объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью. Сеть авто мобильных дорог можно сравнить с кровеносной системой организма. Основные транспортные грузо- ипассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мосты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа — трубопроводный. Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000—2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.
37 Мировая агросфера: отраслевые и территориальные различия в странах с различными природными и общественно-экономическими условиями. Отличия: носит сезонный характер, привязана к земле, проявляется влияние прир. факторов (климат,рельеф,состояние почв, естественная растительность. На с/х оказывают влияние не только прир. ф-ры, но и соц-эк. факторы (уровень развития страны, трудовые ресурсы, техническая оснащенность). В с/х производстве занято 1,3 млрд.чел (7% - развитые, 93% - развивающиеся). Причем развитые и развивающиеся страны производят по 50% сельскохозяйственной продукции мира. Такое положение возможно благодаря высокой производительности труда в с/х развитых стран. В АПК входят: - производство средств производства (с/х техника, удобрения) - производство с/х продукции - переработка,сбыт и транспортировка продукции С/х состоит из двух отраслей: - растениеводство - животноводство В развитых странах, как правило, по стоимости преобладает животноводство, в развивающихся – растениеводство (урожай быстрее вырастить, чем растить животных). Растениеводство. Отрасли: зерновое хозяйство; производство технических культур. Зерновое хозяйство. Совпадает с расселением населения. Валовый сбор зерна в мире - 2 млрд. т. Обеспеченность зерновыми культурами в мире недостаточна. Существуют регионы голода. По абсолютному большинству голодающих лидирует Южная и Юго-Восточная Азия, по доле голодающего населения – Африка. Обеспеченность зерновыми культурами характеризуется производством зерновых на душу населения в год. Среднемировое производство зерновых на душу населения в год составляет около 350 кг, максимальный показатель имеет Канада – более 2 тыс. кг, в Венгрии – 1,5 тыс. кг, В Австралии – 1,3 тыс. кг, в США – 1,2 тыс. кг, в России в 1997 году – 550 кг. Лидером по валовому сбору зерновых является Китай – 450 млн.т, на втором месте США – 350 млн.т, на третьем месте Индия – 225 млн.т. Россия в 2003 году – 85 млн.т, в 2006 – 76 млн.т. Главными зерновыми культурами в мире являются пшеница (умеренный пояс), кукуруза (все континенты), рис (муссонный климат). Пшеничный пояс включает США, Канаду, западно-европейские страны, Страны восточной Европы, Укр, Рос, Казахстан, Китай, Индию, Аргентину, ЮАР, Австралию. Главные страны – производители: Китай, Индию, США, Франция, Россия. Главные страны – экспортеры: США, Канаду, Франция, Австралия, Аргентина. Главные страны – импортеры: Китай, Япония, Бразилия, Италия, Египет. Кукуруза в развитых странах используется, главным образом, как кормовая культура, в развивающихся – как продовольственная. Главные страны – производители: США, Китай, Бразилия, Мексика, Франция. Главные страны – экспортеры: США, Франция, Аргентина, ЮАР, Венгрия. Главные страны – импортеры: Япония, Китай, Южная Корея, многие страны Европы. Рис является основным продуктом питания более чем 2 млрд. человек. Большая часть риса производится в Азии. Главные страны – производители: Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам. Главные страны – экспортеры: Таиланд, Индия, США, Вьетнам, Пакистан. Главные страны – импортеры: Индонезия, Китай, Иран и другие развивающиеся страны. Из др. зерновых культур распространение получили ячмень и овес. В Канаде (гл. экспортер), на сев. Европ. Стран, в России - рожь (около 2% от произ-ва всех зерновых). Просо и сорго – осн. продовол. зерн. культуры развив. стран, в разв. исп. как кормовое зерно. Ведущие экспортеры зерна: США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина, Венгрия, Великобритания, Казахстан, Таиланд, Индия. Развитые страны ввозят кормовое зерно, развивающиеся – продовольственное.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |