Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По мотивам поэмы А.Т.Твардовского




Сценарий поэтического представления

Дом у дороги

«Дом у дороги».

 

Сценическая площадка представляет собой черный кабинет. И глубине сцены стоит помост. От него с двух сторон спускаются два пандуса - справа и слева. Вся конструкция задрапирована напольным покрытием серого цвета, что создает образ дороги, ведущей вдаль. Композиционным центром сценической площадки является невысокий накладной поворотный круг, задрапированный темно-зеленой тканью (плащ-палатка).

Приглушенный свет заполняет пространство сцены, открывая зрителю серую пустынную дорогу - помост. Раздаётся звук, это не музыка, - скорее это далёкий, нарастающий гул. По дороге медленно, словно вглядываясь вдаль, идут женщины в стилизованных ситцевых юбках и таких же ситцевых кофтах. Женщины в ожидании останавливаются, держа в руках белые головные платки. Одна из женщин встает на поворотный круг - это главная героиня. С противоположной стороны по дороге медленно бредут солдаты в форме бойцов времен Великой Отечественной войны. Главный герой садится им край поворотного круга и достает заветный треугольник письма-весточки из дома. Одновременно письма достают все бойцы. Высокий чистый женский голос негромко, словно издалека, поет вокализ песни «Не для тебя придет весна». На фоне женского вокализа солдаты начинают читать.

 

1 солдат - Зачем рассказывать о том

Солдату на войне,

Какой был сад, какой был дом

В родимой стороне?

 

2 солдат - Зачем? Иные говорят,

Что нынче, за войной,

Он позабыл, давно, солдат,

Семью и дом родной;

 

3 солдат - Он ко всему давно привык,

Войною научен;

Он и тому, что он в живых,

Не верит нипочём.

 

4 солдат - Не знает он, иной боец,

Второй и третий год, -

Женатый он или вдовец,

И писем зря не ждёт..

 

5 солдат - Так о солдате говорят.

И сам порой он врёт:

Мол, для чего смотреть назад,

Когда идёшь вперёд?

 

6-солдат - Зачем рассказывать о том,

Зачем бередить нас,

Какой был сад, какой был дом,

 

Солдаты (вместе) - Зачем?

 

Девушки (вместе) - Затем как раз...

 

Женский голос смолкает, но его подхватывают солдаты, исполняя вокализ песни «Не для тебя...». На фоне мужского вокализа девушки произносят текст.

 

1-девушка - Что человеку на войне,

Как будто назло ей,

Тот дом и сад вдвойне, втройне

Дороже и милей.

 

2-девушка - И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

И доме он хранит.

 

3-девушка - Забудь отца, забудь он мать,

Жену свою, детей,

Ему тогда и воевать

И умирать трудней

 

Солдаты (вместе) - Живём, не по миру идём,

 

Девушки (вместе) - Есть что хранить, любить.

 

Солдаты (вместе) - Есть где-то, есть, иль был наш дом,

 

Девушки (вместе) - А нет?

 

Солдаты и Девушки (вместе) - Так должен быть1

 

Солдаты, с криком «Э-эх!», словно прогоняя невеселую мысль, поют игривую песню «Бабочки, бабеночки..» и уходят, оставляя в кулисах все, что связано с войной, шинели, гимнастерки, пилотки и т.д. Бабы пританцовывая в такт веселой песне, срывают с поворотного круга плащ-палатку. Поворотный круг трансформируется в деревенский колодец, голубая подсветка внутри которого дает ощущение играющей воды. Женщины, зачерпнув воду большими алюминиевыми кружками, сговорившись, окатывают выходящих на помост мужиков, раздетых по пояс. Бабы несут своим мужикам студеную воду в кружках, чистые полотенца, белые рубахи. Те умываются, пританцовывая от холодной воды и от предвкушения работы. Полотенца в руках баб становятся бельем, которое они весело синхронно полощут в реке. Полотенца же в руках мужиков превращаются в топоры, молотки, пилы, рубанки и т.д. Перед нами - счастливая довоенная деревня.

Начинается музыкально-пластическая зарисовка «Строительство дома», процессе работы бабы несколько раз подходят к мужикам, приносят им кружки с водой, утолив жажду, мужики снова принимаются за работу. Работа кипит весело, радостно, с шумом и криком.

1' финале этой пластической композиции на сцену сверху опускаются пять П1 широких белых полотен, образующие кулисы на сценической площадке -' 'ни же - стены Дома, который общими усилиями и был построен. 111умное строительство останавливается. Все в восхищении и с почти немым "ч'торгом рассматривают плоды своих трудов. Мужчина и женщина - главные герои, стоящие в центре площадки - хозяева дома - жестом приглашают всех проходить внутрь. Рождение нового дома хозяин знаменует вращением поворотного круга, как некоего символического круга человеческой жизни. Хозяин и хозяйка нового дома, соединив руки, наподобие игры в ручеек, приглашают односельчан на новоселье. Белые полотенца становятся хлебом-солью.

Шумное веселье продолжается, но теперь это уже стройные песнопения и праздничные деревенские танцы. Но вскоре меняется освещение, темнеет на небе, звучит фонограмма ночных цикад, все актёры расходятся в кулисы-дома. Белые полотна начинают светиться изнутри, отражая силуэты простых деревенских окошек, - это актёры держат за белой тканью трафареты окон и вскоре все звуки замирают, окошки гаснут, на сцене становится темно. Звучит и нарастает музыка-гул. Светлеет. На сцену выходят мужчины. Они потягиваются, зевают, принимаются за работу В их руках полотенца - теперь это косы. Мужчины имитируют движения косарей и звуки косы.

Слева и справа от центральной площадки - юноша и девушка - рассказчики, Сцена превращается в поле.

Юноша - В тот самый час воскресным днём,

По праздничному делу,

В саду косил ты под окном

Траву с косою белой.

 

Девушка - Трава была травы добрей –

Горошек, клевер дикий,

Густой метелкою пырей

И листья земляники.

 

Юноша - И ты косил её сопя,

Кряхтя, вздыхая сладко.

И сам подслушивал себя,

Когда звенел лопаткой:

 

Раздаётся женский голос, который поёт:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

 

К покосу присоединяются и женщины. Они выходят и собирают колосья, при помощи полотенец «собирают всё в снопы», заводят хоровод размеренной, налаженной человеческой жизни.

Пластическая композиция - покос.

Женщины оказываются на поворотном круге - круге нашей жизни, выполняя свою работу. Круг медленно вращается, как идет по кругу жизнь человека от «крестин до поминок». Музыка из гула превращается в мощный вокализ.

 

Девушка - Таков завет и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьём бежала.

 

Юноша - Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель

В покосе пел чуть слышно.

 

Девушка - И с мягким махом тяжело

Косьё в руках скрипело.

 

Юноша - И солнце жгло,

 

Девушка - И дело шло,

 

Юноша и Девушка (вместе) - И всё, казалось, пело:

 

Далее звучит рефрен спектакля - его поют все хором.

 

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

 

Юноша - И палисадник под окном,

И сад, и лук на грядах –

Всё это вместе было дом,

Жильё, уют, порядок.

 

Девушка - Помытый пол блестит в дому

Опрятностью такою,

Что просто радость по нему

Ступить босой ногою.

Юноша - И хорошо за стол свой сесть

В кругу родном и тесном,

И, отдыхая, хлеб свой есть,

И день хвалить чудесный.

 

Девушка- Тот вправду день из лучших дней,

Когда нам вдруг с чего-то –

Еда вкусней,

 

Юноша - Жена милей

 

Девушка и Юноша (вместе) - И веселей работа.

 

Поют все вместе радостно:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

 

Все звуки обрываются. Слышен шум и завывания ветра. Меняется освещение, свет становится белым и тусклым. Герои вертят поворотный круг, слышен гул и скрежет. Это судьба совершает свой круг, меняя мир на войну. Обеими руками люди закрывают уши, чтобы не слышать свист ветра, который предвещает беду. Поворотный круг останавливается, как знак того, о естественный ход человеческой жизни нарушен.

 

Юноша - Домой ждала тебя жена,

Когда с нещадной силой

Старинным голосом война

По всей стране завыла.

 

Девушка - И, опершися на косье,

Босой, простоволосый,

Ты постоял - и понял всё,

И не дошёл прокоса.

 

Юноша - Не докосил хозяин луг,

В поход запоясался,

А в том саду всё тот же звук

Как будто раздавался:

 

Все поют отрывисто, коротко, мобилизуя себя.

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

 

Мужики остаются на своих местах, бабы вскакивают и бросаются «собирать» в дорогу своих мужчин. Суета на сцене сменяется спокойным отчаянием. Меняется характер музыки на тяжелый, горестный. Мужчинам выносят их шинели, кружки и платки, свёрнутые таким образом, что они напоминают дорожные узелки. Мужчины со своей стороны снимают с шеи полотенца, которые раньше были косами и одевают их на плечи женщинам, как бы перекладывая тяжелую мужскую работу на них. Те, под двойной тяжестью этой ноши, опускаются на колени и перевязывают у себя на голове платки с лёгкого и праздничного варианта косынки на глухой, с оборотом вокруг шеи и узлом под подбородком. Мужчины, надевая шинели и пилотки, проходя вокруг поворотного круга, длинной нескончаемой дорогой, уходят на пандус и начинают движение в пантомиме - солдатский шаг - спиной к зрительному залу. Девушки остаются на авансцене, выстроившись в одну линию. Теперь они - солдатки, оставшиеся дома ждать своих мужей с войны.

 

1 солдатка - Куда там было в старину,

-Всё нынче по иному:

Ушёл хозяин на войну,

Война подходит к дому

 

2-солдатка - И, чуя гибель, этот дом

И сад молчат тревожно.

И фронт - уж вот он - за холмом

Вздыхает безнадёжно

 

3-солдатка - И пыльных войск отход, откат

Не тот, что был вначале.

И где колонны кое-как,

Где толпы зашагали

 

4 -солдатка - Пришёл, настал последний час,

И нет уже отсрочки. –

А на кого ж вы только нас Кидаете, сыночки?..

 

Солдаты в шинелях спускаются с пандуса и становятся за спиной у женщин. Договорив текст, женщины отворачиваются, открывая солдат.

 

Солдаты, в ритме шага (вместе):

Бредут ряды солдат

Угрюмой вереницей,

И бабы всем подряд

Заглядывают в лица.

 

Солдаты отворачиваются, продолжая синхронно раскачиваться на месте в пантомиме, создавая образ бесконечной движущейся колонны.

 

5 солдатка - В тот первый день из горьких дней,

Как собрался в дорогу,

Велел отец беречь детей,

Смотреть за домом строго.

 

6 солдатка - Велел детей и дом беречь, -

Жена за всё в ответе.

Но не сказал, топить ли печь

Сегодня на рассвете

 

7 солдатка - Но не сказал, сидеть ли тут,

Бежать ли в свет куда-то.

Всё бросить вдруг.

А где нас ждут,

Где просят?

Свет - не хата.

 

Женщины отворачиваются, открывая солдат.

 

Солдаты в ритме шага (вместе) –

Бредут ряды солдат

Угрюмой вереницей

И бабы всем подряд

Заглядывают в лица.

 

Солдаты отворачиваются, открывая женщин, продолжая двигаться на месте.

 

8-солдатка - Томила б только ты бойца,

Война, тоской знакомой,

Да не пылила б у крыльца

Его родного дома.

 

Женщины держат белые полотенца, словно качая на руках детей.

 

9-солдатка - Давила б грузным колесом

Тех, что твои по списку,

Да не губила б детский сон

Пальбой артиллерийской.

 

10-солдатка - Гремя, бесилась бы спьяна

У своего предела, -

И то была бы ты, война,

Ещё святое дело.

 

11-солдатка - Но ты повыгнала ребят

В подвалы, в погребушки,

Ты с неба наземь наугад

Свои кидаешь чушки.

 

Солдаты (вместе), решительно уходя в глубину сцены–

Бредут ряды солдат

Угрюмой вереницей.

И бабы всем подряд

Заглядывают в лица.

 

Солдаты поднялись на пандус, продолжая нескончаемое движение на месте, спиной к зрительному залу. Тускло светится поворотный круг - бледное голубое сияние — это колодец. Вокруг колодца собрались женщины-солдатки. Они решают, как им жить дальше одним, без мужчин.

 

1 солдатка - Здесь потолок над головой,

Здесь - дом, в хлеву - корова...

А немец, может, он иной

И не такой суровый, -

Пройдёт, минет.

 

2-солдатка - А вдруг как нет?

Не тою славен славой,

А что ж тогда ты в сельсовет

Пойдёшь искать управы?

 

3-солдатка - Каким сгрозишь ему судом,

Как встанет на пороге,

Как в дом войдёт?

Нет, кабы дом

Подальше от дороги...

 

Солдаты (вместе), спускаясь с пандуса –

И жалкий плач ребят,

Не утихая, длится,

И бабы всем подряд

Заглядывают в лица...

 

Женщины-солдатки (вместе), уходя за кулисы

И жалкий плач ребят,

Не утихая, длится,

И бабы всем подряд

Заглядывают в лица...

 

Солдаты исполняют песню на стихи Д.Самойлова «Когда мы были на войне».

Когда мы будем на войне,

Когда мы будем на войне,

Мы вместе с ветром полетим

На вороном своем коне

 

Песня сопровождается пластической композицией. От куплета к куплету бравада, кураж и показная отвага исчезают, куплеты прерываются воем ветра, который буквально валит с ног и сносит солдат со сцены Куплет повторяется три раза. С каждым разом ветер войны становится злее и сильнее в пластике актеров В финале пластической зарисовки порыв ветра войны распахивает шинели, сбивает солдат с ног, обращая каждого отдельного солдата в сплошную серую волну шинелей, хаотично кружащихся, катающихся по помосту и пандусам. Декорации - полотна домов - их тоже рвет и скручивает ветром. Романтика войны ушла, осталась действительность войны.

На сцене появляются женщины-солдатки. Они выстраиваются в одну линию на авансцене, прячась за свои полотенца таким образом, что мы видим только глаза. Полотенца образуют экран, на который проецируется видео - проезд немецких танков по сельской дороге, издалека, начиная с появляющейся на горизонте пыли и заканчивая проездом по первому плану танковой колонны.

 

1-солдатка -Вам не случилось быть при том,

Когда в ваш дом родной

Входил, гремя своим ружьём,

Солдат земли иной?

 

2-солдатка - Не бил, не мучил и не жёг, -

Далёко до беды.

Вступил он только на порог

И попросил воды.

 

3-солдатка - И, наклонившись над ковшом,

С дороги весь в пыли,

Попил, утёрся и ушёл

Солдат чужой земли.

 

4-солдатка - Не бил, не мучил и не жёг, -

Всему свой срок и ряд.

Но он входил, уже он мог

Войти, чужой солдат.

 

5-солдатка - Чужой солдат вошёл в ваш дом,

Где свой не мог войти,

Вам не случилось быть при том?

И бог не приведи!

 

6-солдатка - Вам не случилось быть при том,

Когда, хмельной, дурной,

За вашим тешится столом

Солдат земли иной?

 

7-соддатка - Сидит, заняв тот край скамьи,

Тот угол дорогой,

Где муж, отец, глава семьи

Сидел, - не кто другой.

 

8-солдатка - Не доведись вам злой судьбой

Не старой быть при том

И не горбатой, не кривой

За горем и стыдом.

 

9-солдатка - И до колодца по селу,

Где есть чужой солдат.

Как по толчёному стеклу,

Ходить вперёд-назад.

 

10-солдатка - Не доведись вам за войну,

Жена, сестра иль мать,

Своих

Живых

Солдат в плену

Воочью увидать.

 

Женщины-солдатки (вместе) –

Бредут ряды солдат

Угрюмой вереницей.

И бабы всем подряд

Заглядывают в лица.

 

Женщины прижимают к груди свои белые полотенца, словно защищая все самое дорогое, что у них есть - дом, детей, и тревожной вереницей уходят на помост-дорогу.

Освещение меняется. Тусклый свет. На пандусе лежат, укрытые шинелями солдаты, словно у костра в ночном лесу. Звучит фонограмма песни «Не для тебя придёт весна» - (женский голос).

 

Не для тебя придет весна,

Не для тебя Дон разольется,

И сердце девичье забьется,

С восторгом чувств не для тебя.

Не для тебя цветут сады,

В долине роща расцветает –

Там соловей весну встречает,

Он будет петь не для тебя

Не для тебя журчат ручьи,

Бегут алмазными струями.

Там дева с черными бровями –

Она растет не для тебя.

Не для тебя придет пасха,

За стол родня вся соберется,

Вино по рюмочкам польется

Такая жизнь не для тебя.

А для тебя кусок свинца

Он в тело белое вопьется,

И слезы горькие прольются –

Такая жизнь, брат, ждет тебя.

И слезы горькие прольются –

Такая жизнь, брат, ждет тебя.

 

На фоне песни следует пластическая композиция «Сон-воспоминание». Солдаты поднимают готовы и, подобно бабочкам, появляющимся из куколок, вырастают из своих шинелей, поднимаются и идут на авансцену. На помосте в этот момент появляются их жены, свет становится ярче, женщины спускаются и подходят к солдатам, закрывают ими руками глаза. Свет ослепительно яркий. Далее идёт весёлая и непринуждённая игра мужчин и женщин, которая закачивается исчезновением женщин из объятий солдат.

Солдатский сон-воспоминание о мирной жизни обрывается пронзительным завыванием ветра. Свет меняется - становится темно, солдаты возвращаются на свои места под шинели.

Начинает красным светиться поворотный круг - это костёр. Солдаты собираются у него и греют руки.

 

1 -солдат - Ещё не та была пора,

Что входит прямо в зиму.

Ещё с картошки кожура

Счищалась об корзину.

 

2-солдат - Но становилась холодна

Земля нагрева летнего.

И на ночь мокрая копна

Впускала неприветливо.

 

3-солдат - И у костра был сон - не сон.

Под робкий треск валежника

Теснила осень из лесов

Тех горьких дней ночлежника.

 

4-солдат - Манила памятью жилья,

Тепла, еды и прочего.

Кого в зятья,

Кого в мужья, - куда придётся прочила.

 

5-солдат - Внушала голосом молвы,

Дождём, погодой золкою,

Что из-под Ельни до Москвы

Идти - дорога долгая...

 

Солдаты (вместе) - Идти - дорога долгая...

 

Солдаты садятся спиной к костру на поворотный круг и ногами, отталкиваясь от сцены, вращают его - создаётся ощущение дорожного марша. Солдаты поют песню «Не для тебя придёт весна...» в ритме тяжелого марша, Далеко на помосте появляются женщины-солдатки. Они ждут солдат. Женщины-солдатки продолжают петь песню «Не для тебя придет весна...», Далее происходит короткая встреча солдат со своими женами, почти как в датском сне. Третий куплет они поют уже вместе, расходятся парами на помост и пандусы, садятся спиной к зрителю, укрываются шинелями.

На сцене в центре Солдат и Солдатка - главные герои - Андрей и Анюта.

 

Солдат - В холодной пуне, у стены,

От лишних глаз украдкой,

Сидел отставший от войны

Солдат с женой-солдаткой.

В холодной пуне, не в дому,

Солдат, под стать чужому,

Хлебал, что вынесла ему

Жена тайком из дому.

Хлебал с усердьем горевым,

Забрав горшок в колени.

Жена сидела перед ним

На том остывшем сене,

Что в давний час воскресным днём,

По праздничному делу

В саду косил он под окном,

Когда война приспела.

 

Солдатка - Глядит хозяйка: он - не он

За гостя в этой пуне.

Недаром, видно, тяжкий сон

Ей снился накануне.

Худой, заросший, словно весь

Посыпанный золою.

Он ел, чтоб, может быть, заесть

Свой стыд и горе злое.

 

Солдат - Бельишка пару собери

Да свежие портянки,

Чтоб мне в порядке до зари

Сниматься со стоянки

 

Солдатка - Всё собрала уже, дружок,

Всё есть. А ты в дороге

Хотя б здоровье поберёг,

И первым делом ноги.

 

Солдат - А что ещё? Чудные вы,

С такой заботой, бабы.

Начнём-ка лучше с головы, -

Её сберечь хотя бы.

 

Солдатка - И на лице солдата – тень

Усмешки незнакомой. –

Ах, я как вспомню: только день

Ты этот дома.

 

Солдат – Дома!

Я б тоже рад не день побыть, -

Вздохнул. - Прими посуду.

Спасибо. Дай теперь попить.

С войны вернусь, - побуду.

 

Солдатка - И сладко пьёт, родной, большой,

Плечми упёршись в стену,

По бороде его чужой

Катятся капли в сено

 

Солдат - Да, дома, вправду говорят,

Что и вода сырая

Куда вкусней, - сказал солдат,

В раздумье утирая

Усы бахромкой рукава,

И помолчал с минуту. –

А слух такой, что и Москва

На очереди будто...

Идти - не штука, был бы толк,

Добавил он с заминкой

И так невесело примолк,

Губами сжав сенинку

 

Солдатка - Жена подвинулась к нему

С участливой тревогой.

Мол, верить стоит не всему,

Болтают нынче много.

А немец, может он теперь

К зиме остепенится...

 

Солдат - А он опять:

- Ну, что же, верь

Тому, что нам годится

 

Во время диалога солдат и солдатка оказываются рядом на поворотном круге. Солдатка бросается к солдату, крепко хватает его за шинель и не отпускает.

 

Солдатка - Лицом к плечу его припав,

К руке - девчонкой малой,

Она схватила за рукав

Его и всё держала,

Как будто думала она

Сберечь его хоть силой,

С кем разлучить одна война

Могла, и разлучила.

 

Солдат - И друг у друга отняла

В воскресный день июня.

И вновь ненадолго свела

Под крышей этой пуни

 

Солдатка - И вот он рядом с ней сидит

Перед другой разлукой.

Не на нее ли он сердит

За это стыд и муку?

Не ждёт ли он, чтобы сама

Жена ему сказала.

- Сойти с ума - идти.

Зима. А сколько до Урала!

И повторяла бы:

- Пойми,

Кому винить солдата,

Что здесь жена его с детьми,

Что здесь - родная хата.

Смотри, пришёл домой сосед

И не слезает с печи...

 

Солдат - А он тогда сказал бы: -Нет,

Жена, дурные речи...

Быть может горький свой удел,

Как хлеб щепоткой соли,

Приправить, скрасить он хотел

Таким геройством, что ли?

 

Солдатка - А может, просто он устал,

Да так, что через силу

Ещё к родным пришёл местам,

А дальше не хватило.

 

Солдат - И только совесть не в ладу

С приманкой-думкой этой:

Я дома. Дальше не пойду

Искать войну по свету.

 

Солдатка - И неизвестно, что верней,

А к горю - в сердце смута.

Скажи хоть что-нибудь, Андрей.

 

Солдат - Да что сказать, Анюта?

Ведь говори не говори,

А будет легче разве

Сниматься завтра до зари

И пробираться к Вязьме?

Никем не писанный маршрут

Распознавать на звёздах.

Дойти до фронта - тяжкий труд,

Дойдёшь, а там не отдых.

 

Солдатка - А та давно уж поняла,

Что боль - не боль ещё была

Разлука - не разлука.

Что всё равно - хоть наземь ляг,

Хоть вдруг лишись дыханья...

Прощалась прежде, да не так,

А вот когда прощанье!

Тихонько руку отняла

И мужние колени

С покорным плачем обняла

На том угретом сене...

 

Звучит фонограмма протяжной народной песни. Высокий, щемящий женский голос.

 

Солдатка - И ночь прошла у них...

 

Актеры, исполняющие роли солдат, встают на колени по периметру поворотного круга, как бы закрывая главных героев от холодного ветра высоко поднятыми в руках шинелями. Поворотный круг начинает вращаться. Свет постепенно гаснет, скрывая переплетающиеся над оградой из шинелей руки любящих друг друга людей. Актеры через некоторое время сходятся обратно на пандусы. На поворотном круге Солдат и Солдатка.

 

Солдатка - И ночь прошла у них...

И вдруг,

Сквозь кромку сна на зорьке,

Сквозь запах сена в душу звук

Вошёл ей давний, горький:

 

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой...

 

Этот рефрен подхватывают солдаты.

 

Солдаты бросают свои шинели на пол. Раздаются звуки взрывов. Женщины-солдатки исчезают со сцены. Сцена представляет собой фронт. Звучит фонограмма песни «Не для тебя придет весна...» - в мужском исполнении.

На стены, пол и потолок даётся проекция - сцены баталий, танки, пушки, огонь. Солдаты поднимают поворотный круг и катят его по сцене. На круг дается проекция сцен войны. Колесо войны (поворотный круг) вкатывается по всей сцене, переезжая шинели, которые бросают под него солдаты - раздавленные войной человеческие судьбы. Белые полотна - стены - рушатся от взрывов. В конце этой сцены полотна скручены в толстые жгуты и заткнуты в кулисы

Когда эта пластическая композиция завершена - на сцене запустение, разбросанные шинели, стоят Солдаты.

 

Солдаты поют песню«Когда мы были на войне».

 

Когда мы были на войне,

Когда мы были на войне,

Там каждый думал о своей

Любимой или о жене.

 

От группы солдат отделяется Юноша рассказчик.

 

Юноша-рассказчик - Я начал песню в трудный год,

Когда зимой студёной

Война стояла у ворот

Столицы осаждённой.

И завершаю в год иной,

Когда от стен Берлина

Пришёл солдат с войны домой

Своей дорогой длинной.

 

В центре на помосте появляется главный герой - солдат, возвращающийся с войны домой. Он радостно спускается по пандусам вниз к поворотному кругу.

 

Солдат - Чего, чего не повидал,

Казалось, всё знакомо,

 

Слышен пронзительный звук ветра.

 

Солдат - Но вот пришёл, на взгорке стал -

И ни двора, ни дома.

Глухой, нерадостный покой

Хозяина встречает.

Калеки-яблони с тоской

Гольём ветвей качают.

Глядит солдат: ну, ладно - дом,

А где жена и дети?..

 

На сцену начинают сходиться односельчане - мужчины и женщины. Солдат склонился над поворотным кругом, подсвеченным синим - колодцем.

 

Юноша-рассказчик - Да, много лучше о другом,

О добром петь на свете.

 

Солдат - Присел на камушке солдат

У бывшего порога,

Больную с палочкою в ряд

Свою устроил ногу.

 

1-односельчанин - Давай солдат курить табак,

Сходиться люди стали,

Не из чего-нибудь, а так –

В свидетели печали.

 

2-одосельчанин - Стоят над нею, опершись

На грабли и мотыги.

Вздохнул один и молвил:

- Жизнь... -

 

3-односельчанин - Другой сказал:

- Как в книге...

 

4-односельчанин - А третьи только и могли

Добавить осторожно:

- Ещё не все домой пришли

Из той дали острожной.

 

Все хором - Ещё не все домой пришли

Из той дали острожной...

 

5-односельчанин - И отвести старались взгляд

Соседи в разговоре,

Чтоб не видать, как он, солдат,

Давясь, глотает горе.

 

6-односельчанин - Не мог он душу освежить

Тем трудным, скрытым плачем...

 

Солдат - Всё так.

А надо было жить.

И жить хозяин начал.

 

Солдат с силой вертит поворотный круг. Раздаётся протяжный скрип.

 

Солдат - Перекурил, шинель долой,

Разметил план лопатой.

Коль ждать жену с детьми домой,

Так надо строить хату.

 

Солдат сбрасывает шинель и гимнастёрку и принимается за работу. По очереди односельчане присоединяются к нему и начинают ему помогать. Полотенца опять трансформируются в молотки, рубанки и пр. Женщины расправляют закрученные жгутом полотна, опять появляются дома.

 

Юноша-рассказчик - И всё спешил покончить в срок,

Как будто в хате новой

Скорей солдат увидеть мог

Семью живой-здоровой.

 

Односельчане (хором) - К покосу был окончен дом!

 

Начинают светиться окошки в домах. Мужчины и женщины уходят сцены. Звучат ночные цикады. На помосте один солдат.

 

Солдат - Гадал, старался что к чему

Приладить, вспомнить кстати...

И так тоскливо самому

Вдруг стало в этой хате.

Такая горькая нашла

Душе его минута. –

Зачем не ты меня ждала,

А я тебя, Анюта?

И не мила, не дорога

Ему своя светлица...

Пошёл солдат с людьми в луга,

Чтоб на людях забыться.

 

Солдат взбегает по пандусам на поворотный круг, берёт полотенце - косу и начинает косить. Из домов выходят другие мужчины и присоединяются к нему. Все вернулось на круги своя.

 

1-односельчанин - Чтоб горе делом занялось,

Солдат вставал с рассвета

И шире, шире гнал прокос –

За все четыре лета.

 

2-односельчанин - Вслед за косой качал солдат

Спиной, от пота серой.

И точно время на свой лад,

Своею мерял мерой.

 

3-односельчанин - И добрым ладом шли часы,

И грудь дышала жадно

Цветочным запахом росы,

Живой травы из-под косы –

Горькавой и прохладной.

 

4-односельчанин - И сладкий пёк июльский зной,

Как в годы молодые,

Когда ещё солдат с женой

Ходил в луга впервые.

 

5-односельчанин - В луга вёрст за пять от села.

И пот кипел на коже,

И точно сила, как была, -

Не та, не та, а всё же!..

 

6-односельчанин - И косу вытерши травой

На остановке краткой,

Он точно голос слушал свой,

Когда звенел лопаткой.

 

Все замирает и обрывается, раздаётся женский голос.

 

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

 

Раздаётся звук, напоминающий стук сердца, он перерастает в гул и мощный хорал. На сцене - все актеры. В центре на поворотном круге солдат. Он опускается на колени и поднимает руки к небу. Над ним яркий столб света на кое-то мгновение в этом свете, повторяя движение рук солдата, появляется его любимая. Свет на сцене гаснет, и только Солдат остается в ярком луче света, идущем сверху.

 

Солдат - И голос тот как будто вдаль

Взывал с тоской и страстью.

И нёс с собой его печаль,

И боль, и веру в счастье.

 

Свет постепенно гаснет.

Звук хорала заканчивается далёкими и тихими ударами колокола.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.489 сек.