КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этические принципы проведения исследования на человеке
Исследование в психологии неизбежно связано с людьми. Профессиональная деятельность психолога-экспериментатора - это весьма сложная и ответственная деятельность, так как она может затрагивать судьбы людей. Экспериментальное исследование связано с познанием сугубо индивидуальных особенностей людей, с их глубокими переживаниями и состояниями. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное отношение и использование которой может нанести непоправимый вред как отдельным личностям, так и авторитету самого исследователя. В этой связи к психологам-исследователям предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять к себе доверие испытуемых, правильно ориентироваться в ситуации эксперимента. 1. Принцип соблюдения тайны означает, что любая информация, сказанная испытуемым, не может быть передана без его согласия должностным или частным лицам. Оговаривается не только сам факт передачи, но и объем информации, круг лиц, которым она может быть передана, цель и порядок ее использования. В экспериментальном исследовании используются псевдонимы, вымышленные имена; в публикациях не рекомендуется указывать полные и точные имена и фамилии испытуемых. 2. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что психологне должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми. Он должен: - уважать личную неприкосновенность людей (право участия или неучастия в эксперименте); - разъяснять цели и задачи психологического исследования; - не применять психологических методик и процедур, ущемляющих личное достоинство испытуемого; - не прибегать к давлению с целью изменения взглядов и убеждений. Любой испытуемый имеет право знать о результатах эксперимента (своего тестирования), которые должны быть даны ему в доступной для правильного понимания форме. 3. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов требует того, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными. Подбирая методики для эксперимента, исследователь должен руководствоваться не личным предпочтением, а исходить из требований максимальной эффективности при минимуме затрат. Выводы, которые делает исследователь по результатам обследования, должны вытекать из результатов самого исследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит. 4. Принцип комплексной диагностики предполагает сочетание различных методических приемов при диагностики одного и того же психического свойства для повышения точности (валидности) выводов. Кроме того, должно быть учтено мнение всех специалистов, участвующих в исследовании для большей объективности результатов. 5. Принцип безоценочного отношения к испытуемому и уважения его личности. Исследователь должен создать условия, чтобы испытуемый чувствовал себя спокойно и комфортно во время эксперимента. Доброжелательное отношение подразумевает не простое следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не оценивать и не осуждать. 6. Принцип профессиональной компетенции и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что исследователь должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности; четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные методы работы, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на испытуемого. Психолог должен избегать ситуации “якорения” испытуемого, когда во время проведения эксперимента психолог начинает играть роль “спасителя, врача”. Важнейшими личностными качествами психолога-исследователя являются: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к испытуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и наличии широкого круга интересов.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |