КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связь методики с другими науками
Методика развития речи связана прежде всего с наукой о языке — языкознанием и опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика и орфоэпия, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, строение слова и предложения (морфология и синтаксис). Язык представляет собой систему знаков. Например, в лексике существует объединение слов в группы по значению корня; в грамматике — система единых значений морфем и др. Благодаря системности языка ребенок очень быстро усваивает родной язык. В настоящее время на стыке языкознания и психологии развивается новая научная отрасль — психолингвистика1. Речь трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека, ребенка. Язык — система словесных знаков — средство или орудие общения, а речь— сам процесс общения. Языкознание изучает язык как абстрактную систему. Психология определяет виды речевой деятельности, выясняет пути формирования у ребенка речевого общения, устанавливает особенности использования языка человеком в разных условиях и т. п. В языкознании и психологии разработано учение о функциях языка (или функциональных характеристиках речевой деятельности). Самое важное в речевом общении — сообщить какую-то мысль собеседнику, в этом случае язык — средство сообщения, регуляции поведения. Это первая функция языка — коммуникативная. Вторая функция языка — быть средством, орудием познания. Язык является и формой существования общественно-исторического опыта человечества, и средством овладения этим опытом отдельным человеком. Третья функция языка — быть орудием интеллектуальной деятельности, решения мыслительных задач (планирующая функция). В речевом процессе могут проявляться эмоции, личный вкус в отборе языковых средств, поэтический слух. Это экспрессивная, эстетическая функция речи. Речи присуща и другая функция — номинативная, т. е. функция называния, наименования конкретных вещей и явлений действительности. Психолингвистика определяет речь как деятельность, включенную в общую систему человеческой деятельности. Как всякая деятельность, речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий. Детей следует обучать речевой деятельности, т. е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции; в результате формируются автоматизированные речевые навыки (произносителъные, лексические, грамматические). Но у детей следует формировать и коммуникативно-речевые умения3. Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку. Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. «Язык — это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости». Речь — это психофизиологический процесс, это реализация языка, который только через речь выполняет свое коммуникативное назначение. Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида. Она контекстно и ситуативно обусловлена, вариативна»1. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Педагог приближает характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям. Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. От ее понимания зависит характер воздействия на речь детей. Психологическая школа Л.С.Выготского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. Языковая способность — это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык — речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление — произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее — выбор падежа, рода, числа). Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что навыки — это «складывание речевых механизмов», а умение — это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка — значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки. Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи. Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисиной, Ф.А.Сохина и др. Важным положением является утверждение Л.С.Выготского об ориентировке обучающих взрослых на «зону ближайшего развития» ребенка. Методика развития речи связана с дошкольной педагогикой, особенно с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования — педагогический процесс детского сада. Методика использует основные понятия и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы, приемы обучения, дидактический материал и др.), ее положения, касающиеся закономерностей, принципов, средств, методов. Дидактическим принципам доступности, последовательности и систематичности, развивающего обучения и др. должны соответствовать задачи, содержание, отбор методов и приемов развития речи. Общие положения дидактики (принципы обучения, условия для эффективной учебной деятельности детей, средства и методы воспитания и обучения) в методике развития речи используются применительно к ее содержанию, особенностям развития речи детей. В процессе работы по развитию речи воспитатель не только формирует речевые умения ребенка, обогащает его знания об окружающем и словарь, но и проводит большую воспитательную работу в соответствии с задачами дошкольной педагогики: развивает мышление, умственные способности, формирует нравственные качества, эстетические представления и т. д. Язык выступает и как средство воспитания. Язык художественных произведений, речь воспитателя, всех окружающих оказывают всестороннее воздействие на ребенка. В связи с этим в методике развития речи рассматриваются требования, предъявляемые к речи персонала, средства методического просвещения родителей. Естественна связь методики развития речи с историей дошкольной педагогики. Знакомство с историей методики развития речи помогает видеть динамику науки, глубже понимать ее состояние на современном этапе, использовать в существующей системе обучения детей. Методика развития речи опирается на физиологические основы речи, открытые И.П.Павловым. Речевая деятельность обеспечивается сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т. д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы — ощущения, восприятия и представления, а язык в целом — как вторая сигнальная система. Единство первой и второй сигнальных систем -естественнонаучная основа соотношения наглядного и словесного в процессе обучения детей языку. Физиологические данные подтверждают роль в формировании речи взаимосвязи слуховых и кинестетических (мышечно-суставных, двигательных) импульсов, идущих от речевых органов. Эти кинестетические ощущения И.П.Павлов называл основным компонентом второй сигнальной системы. Физиологические данные помогают понять процесс активизации словаря ребенка. Активный словарь дошкольника беднее пассивного словаря, т.к. у ребенка недостаточно сформирован механизм отбора слов. Методика использует данные анатомии о строении речевых органов. Особенно они важны при решении задач воспитания звуковой культуры речи, определении путей совершенствования работы артикуляционных органов. Методика развития тесно связана с методикой начального обучения родному языку. Это две отрасли методики преподавания родного языка. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе. Перед воспитателем стоит задача способствовать успешному овладению дошкольниками практическими речевыми умениями и навыками, которые подготовят их к овладению грамотой, к учению в школе. Основные разделы методики - формирование связной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматических навыков в устной речи, подготовка детей к обучению грамоте, формирование художественно-речевой деятельности на базе ознакомления с детской художественной литературой. В начальной школе учитель будет опираться на эти имеющиеся у детей речевые умения и развивать их дальше, формировать новые навыки и способности. Методика начального обучения русскому языку имеет разделы: обучение грамоте, т. е. элементарному чтению и письму; методика чтения (классного и внеклассного); изучение основ фонетики, грамматики, словообразования; работа над элементами пунктуации, орфографии; развитие устной и письменной речи. Для методики развития речи важно установление межпредметных связей с другими науками.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 5983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |