КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Словарная работа в детском саду
Вопросы 1. Назовите основные задачи методики развития речи детей дошкольного возраста. 2. Перечислите основные методы методики развития речи детей. Приведите на каждый метод конкретные примеры. Обоснуйте свой ответ. Задания для самостоятельной работы 1. Начертите схему связей методики развития речи с другими науками. 2. Составьте таблицу методов научного исследования методики развития речи детей дошкольного возраста. Рекомендуемая литература Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи дошкольников. –М., 2000. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1974. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. -М., 1987. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. - М., 1970. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976. Рубинштейн С.Л. К психологии речи. В кн.: Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В. Шорохова. Изд. 2-е. - М., 1976. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 4-е испр. и доп. - М., 1972.
Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему. Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Слово - лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий. Активный словарь — слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Пассивный словарь значительно больше активного. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требуют педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях. Смысл — содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится. Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой — точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи. Для выяснения сущности словарной работы в детском саду важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В.А.Звягинцев). Усвоить значение слова — значит, овладеть всеми его сторонами. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания, он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен в работах Е.И.Тихеевой, М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, В.И.Логиновой, В.В.Гербовой, А.П.Иваненко, В.И.Яшиной. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей смногозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление представлено в работах Ф.А.Сохина и его учеников (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и др.). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей, имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и в значениях слов (А.Н.Леонтьев). Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления; происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Своевременное развитие словаря — важный фактор подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание эмоционального состояния других людей зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний, их внешнего выражения. Перевод конкретно-чувственного понимания эмоциональных состояний на уровень осмысления возможен при условии вербализации. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Особенности развития словарядетей дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Количественный рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. Нормой считается 10 — 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, к концу второго года жизни он составляет 300 — 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, но и за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово — «я», затем «я хочу», «я буду», «я люблю». В исследовании В.В.Гербовой1 установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы — 16,5%; названия средств передвижения — 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие — развитие значений слов. А.А.Потебня считал, что значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм. Словом «пухоня» ребенок называл кухарку и пироги, которые она ему подавала. Эти первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет. Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Уже с 10—11 мес., по данным Ф.И.Фрадкиной, ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М.Кольцова2. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, целой ситуации, которая включает жесты, интонацию, обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней: - первая степень обобщения — слово замещает чувственный образ одного предмета (кукла — только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого — начала второго года жизни; - вторая степень обобщения — слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана и т. д.). Значение слова шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни; - третья степень обобщения — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем, значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три — три с половиной года; - четвертая степень обобщения — слово достигает высшей стадии интеграции. В слове дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни. Длятого чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Чем меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется. На первом году необходимо более 50 — 70 повторений, на втором— не более 10. Большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом. В исследовании М.М.Кольцовой доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»). Задачи и содержание словарной работы Методика словарной работы имеет направления: 1) обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных слов; 2) уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.); 3) активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; 4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные)1. Содержание словаря определяется программой. 1. Обогащение словаря ( способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими). Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия), которые служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики (называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете). Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.); приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать, использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные выражения из народно-разговорной фразеологии, устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. 2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании. В специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные — обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные — красота, тишина, чистота и т.п., числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железный ит.д., слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро). Происходит и уточнение смысла слова, углубление его значения (смысл слов первомайский праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, они означают для него просто радостное событие; старший дошкольник уже понимает всенародное значение этого праздника трудящихся). С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать существенные признаки предметов, обозначать их словом. В закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Обращать внимание детей на многозначность слова. 3. Активизация словаря. Воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. В «Программе воспитания в детском саду» определены слова, которые они должны свободно употреблять, усвоение которых представляет трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т.д.). Активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержанке которых точно понимается ребенком. Работа над синонимами помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам. 4. Устранение нелитературных слов ( вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.). Мы учим детей заменять слова, например, обозначающие естественные отправления. Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая имеет специфику, приемы и методы. Выделяются занятия, главной целью которых будет решение конкретной задачи словарной работы, а другие осуществляются попутно. Содержание словарной работы в возрастных группах определяется «Программой воспитания в детском саду». Усложнение содержания словарной работы идет по направлениям: 1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; 2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, предметов и явлений, их отношения. Это требует способности к расчлененному восприятию, владения мыслительными операциями (анализ, сравнение); 3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия, что предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется первоначальным словарным запасом, обозначающим элементы присваиваемой ребенком культуры (материальной, интеллектуальной, соционормативной) на основе анализа программы развития и воспитания детей (лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития разных видов деятельности). Дети усваивают: бытовой словарь: названия частей тела, лица; игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных; обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия); эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный), качественную оценку предметов (хороший, плохой); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (засмеялись — захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый)1; лексику, обозначающую время, пространство, количество. В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота). При отборе слов для примерных словарей-минимумов для детей разных возрастных групп учитываются следующие критерии: — коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей; — необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада; — частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети; — отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т. е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм; — учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы; — значимость слова для решения воспитательных задач; — значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений; — отбор слов, относящихся к разным частям речи. Распределение лексики по частям речи нацеливает на работу со всеми лексическими категориями. Вопросы 1. Дайте понятие словарной работы с детьми дошкольного возраста. 2. Обоснуйте принципы словарной работы с детьми. 3. Назовите наиболее эффективные методы развития словаря дошкольников. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте схему основных направлений работы по развитию словаря детей дошкольного возраста. 2. Сделайте подборку ответов детей, позволяющих определить их словарный запас. Рекомендуемая литература Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1974. Виноградова Н.Ф., Ушакова О.С. Рассказывание по картине. В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина, - М., 1979. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинками/Дошкольное воспитание. - 1979.-№ 1. Леушина A.M. К вопросу о культуре логической мысли дошкольника / Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена, т. 56, 1947. Логинова В.И. Формирование словаря. В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1979. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. - М., 1970. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 4-е испр. и доп. - М., 1972.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 15999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |