КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути формирования грамматической стороны речи у детей
Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок. Пути формирования грамматически правильной речи: — создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; — специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; — формирование грамматических навыков в практике речевого общения; — исправление грамматических ошибок. Виды занятий, направленные на обучение детей грамматическим навыкам: 1. Специальные занятия, основное содержание которых — формирование грамматически правильной речи. Работу по всем направлениям: обучению трудным грамматическим формам, словообразованию, построению предложений. 2. Часть занятия по методике развития речи. а) Грамматические упражнения проводятся на материале занятия. Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами»: — упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап); — предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок?»). б) Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием, например, упражнения на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, словообразовательные и др. Так, детям предлагается ответить на вопросы: — Большой, деревянный, красивый. Это дом или домишко? Как можно сказать про домишко? — Широкая, глубокая, судоходная. Это река или ручей? Река глубокая, а море еще... (глубже). Озеро большое, а море еще... (больше). 3. На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм. В процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей; определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже; сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести. При ознакомлении с природой дети упражняются: — в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи — длиннее; зимой — самые короткие дни, самые длинные ночи; — в употреблении глаголов: весной — день удлиняется, ночь укорачивается; осенью — листья опадают, трава вянет; весной — набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы. Важным условием усвоения ребенком грамматического строя языка является формирование ориентировки в звуковой форме слова, в оспитание у детей внимания к звучанию грамматических форм. Необходим правильный выбор речевого материала. Отбирая игрушки и предметы для занятия, учитывать, чтобы при изменении по падежам существительных разных родов были разные типы окончаний (платье — платья — платьев; окно — окна — окон; шуба — шубы — шуб).С этой же целью выделять голосом окончания существительных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных в разных падежах. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов. Исправление грамматических ошибок Методика исправления ошибок разработана О.И.Соловьевой, А.М.Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом. * Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно. * Неисправленная грамматическая ошибка —подкрепление неправильных условных связей как у ребенка, который говорит и детей, которые его слышат. * Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»).Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его. * Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени. * С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставши на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек, и поставили много чашек», — подтверждает воспитатель. * Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Например: «Ты неверно изменил слово..., подумай, как изменить его правильно». Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа — матрешек, ботинок, варежек). * В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками (ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки. Не следует поправлять детей в такие моменты). Приемы обучения детей навыкам составления предложений: создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог; упражнения «закончи предложение»; «ответь на вопросы»; самостоятельное придумывание ребенком предложений (с трудными в морфологическом отношении словами, со словосочетаниями, с несколькими словами, с союзами), разработанная Е.И.Тихеевой «ситуация письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает). Вопросы 1. Раскройте особенности освоения детьми синтаксического строя русского языка. 2. Что такое морфологическая сторона русского языка? Каковы особенности овладения морфологией детьми дошкольного возраста? 3. Раскройте понятие «грамматически правильная речь дошкольников». Задания для самостоятельной работы 1. Составьте схему ответа «Формирование навыков грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста». Рекомендуемая литература Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1974. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Гл. XII. Наблюдения над общим характером усвоения грамматического строя. - М., 1961. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. В кн.: Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. Леушина A.M. К вопросу о культуре логической мысли дошкольника / Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена, т. 56, 1947. Логинова В.Р., Орлянская И.А. Формирование видовых обобщений у детей старшего дошкольного возраста. Умственное воспитание детей в детском саду: Сб. науч. трудов. - Л., 1981. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 4-е испр. и доп. - М., 1972.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |