Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи




Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве разви­тием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным за­нятиям, сочетающим показ-образец произношения с ак­тивным упражнением детей. Занятия дополняются и взаи­модействуют со специальными упражнениями вне заня­тий.

Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социаль­ной среды воспитание речевых навыков протекает особен­но благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А.П.Усова, М.Е.Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором вза­имного влияния.

Групповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1—2 раза в месяц. Отдельные упражнения включаются в занятия по развитию речи, в музыкальные, занятия гимнас­тикой и подвижными играми.

Этапы обучения правильному звукопроизношению.

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответ­ствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопе­дии.

I этап — подготовительный, предполагающий подготов­ку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он вклю­чает подготовку речедвигательного аппарата, его мотори­ки, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельнос­ти речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции1 (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т. д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляци­онных движений, их силы и точности. Трудный для произнесения звук требует гибкости движений языка, бы­строй вибрации его кончика. Шипящие звуки - силь­ной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т. д.

Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тре­нировку мышц языка с целью придания ему нужного поло­жения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппа­рата служат различные игры на звукоподражание: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др.

Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, кар­канью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Дети усваи­вают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т. е. подражание звукам животных осуществля­ется опосредованно, через речь воспитателя.

Для развития речевого дыхания проводят игры на подду­вание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание ка­рандашей, плавающих рыбок, лодочек. От простых игр переходят к более сложным, где тре­буется сильная воздушная струя воздуха, — детям предлага­ют подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; на воду до образования брызг.

В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и дли­тельный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводят­ся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

Для развития речевого слуха, слухового внимания ре­комендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой ло­паткой» и др.

II этап — становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (вос­приятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зритель­ными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощуще­ниями.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуаль­ной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука или при его неустойчи­вом произношении бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это постановка звука по подража­нию или вызывание звука в легких случаях. Фиксация внимания на звуке про­исходит благодаря выделению звука в слове, более дли­тельному и напряженному его произношению воспитате­лем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

Если невозможно поставить звук на основе подража­ния, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражне­нием детей.

Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Повторяется об­разец детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец про­изношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Затем хором.

В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия, прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его ар­тикуляции, дает образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям новый рече­вой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произноше­ние звука.

III этап — закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация зву­ка есть введение вновь созданной и закрепленной относи­тельно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или про­износится неправильно (О.В.Правдина).

Работу на этом этапе можно рассматривать как заторма­живание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.

Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечива­ется доступностью и систематичностью речевого материа­ла (переход от изолированно произносимого звука к вклю­чению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середи­не, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложня­ются.

Полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью, упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по кар­тине). Для закрепления и автоматизации нового звука тре­буются систематическая тренировка, создание ус­ловий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10—20 раз. Воспитатель показом артикуляции, на­поминанием о своих прежних указаниях помогает ребен­ку овладеть речевым навыком.

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми сред­ствами (одобрение ребенка, поощрение и т. д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового — как ведущего, зрительного (по­каз артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение паль­цами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дро­жания кончика языка при звуке р).

IV этап — этап дифференциации смешиваемых звуков. В ос­нове его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произ­несены ребенком в любом сочетании и все же употребля­ются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка — «шушка», вместо Саша — «Шаша»).

Для дифференциации звука эффективен прием сравне­ния двух артикуляционных укладов и установление их раз­личия. При сопоставлении двух звуков не следует сравни­вать правильный звук с его искаженным вариантом.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового матери­ала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т. д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня—слива). Скачала де­тям дают две картинки, потом три-четыре (шуба — сапоги — шапка; кошка — собака — лошадь — свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова раз­личаются по одному звуку (усы —уши, мышь — мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее — словосочетание, пред­ложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, посло­вицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый».) Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос — нож, коза —кожа, Юра —юла) в игре или разговоре: Как позовешь кошку? — Кис-кис!

Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомен­дуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушка­ми, звукоподражанием, с элементами движений, с пени­ем; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чи­стоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.