КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективы западной цивилизации 1 страница
Современная модель западной демократии и рынка складывалась в определенных исторических обстоятельствах, на определенном уровне развития общества. Ее относительно высокая степень эффективности по сравнению с предыдущими общественными формами и с альтернативными вариантами развития (фашизм, коммунизм) доказана исторической практикой. Черчиллю приписывают высказывание: «Демократия — самый отвратительный способ правления, но ничего лучшего человечество пока не придумало». Наверное, этот афоризм актуален для своего времени. Более точно было бы переформулировать его так: «Наша социально-политическая система оставляет желать лучшего, но на нынешнем уровне развития ничего лучше быть не может». Под этим высказыванием, если отнести его к временам позднего Черчилля, когда процесс рационализации в Великобритании шел достаточно активно и в целом успевал отвечать на вызовы времени, я бы подписался сам. Однако демократия и рынок в том виде, в котором они в общих чертах сложились в середине XX века и существуют до сих пор, не только далеки от рационального идеала, но и уже отстали от тех возможностей движения к нему, которые предоставило время. В западной демократии индивиды теоретически имеют право на свободный выбор, будь то политический (партии, политики) или экономический (товары, услуги). Инструментом обеспечения первого является представительная демократия, второго — рыночная экономика. Цель выбора индивида очевидна — получение наибольшего количества благ, достижение оптимальной полезности при его совершении. Это принцип и демократии, и рынка. Естественно, на практике то, что воспринимается данными индивидами как наиболее «выгодный», то есть рациональный, выбор, зависит от их субъективных представлений о ценностях. При этом представления индивида о ценности для себя того или иного выбора часто сильно отличаются от реальности. Это связано с тем, что индивид может быть ограничен в информации и находится под воздействием манипуляции, создающей неверное представление о ценностях и толкающей его на иррациональный выбор. Либеральные исследователи (Дж. Роулз и др.) воспринимают свободу выбора как самостоятельное благо — вне контекста полезности для индивида его результата. С ними невозможно не согласиться. Однако вряд ли можно назвать свободным выбор, основанный на недостатке информации и сделанный под воздействием манипуляции. Манипуляция, основанная на искажении информации, с помощью эксклюзивных возможностей доступа к источникам ее распространения, так же как и насилие, — форма ограничения свободного выбора. Индивид, делающий выбор под воздействием политической или коммерческой рекламы, так же не свободен, как и тот, кто делает выбор исходя из страха и принуждения. Подлинно свободный выбор может быть только рациональным. Абсолютно свободен в выборе только некий идеально-типический рациональный индивид, обладающий всей полнотой информации и не подверженный воздействию манипуляции. Такой индивид способен сделать только рациональный выбор, то есть тот, который обеспечит ему наибольшее количество подлинных, а не иллюзорных благ (то есть первичных ценностей). У такого индивида, как это ни парадоксально, именно при полной свободе выбора нет многочисленных вариантов его реализации. Выбор диктуется рациональным расчетом. Современные социальные институты даже самых «передовых» стран Запада не соответствуют стоящим перед ними декларируемым задачам достижения блага индивидов, обеспечения им свободы выбора. Реализация этих задач напрямую зависит от уровня обеспечения условий для рационального выбора. Демократия и рынок в их нынешнем виде не способны обеспечить рациональный, а значит, свободный выбор индивидов. Причина в том, что оба этих института предполагают неравный доступ индивидов к источникам информации и, как следствие, органически связаны с институтами манипуляции (рекламой, ангажированными СМИ, пиаром, маркетингом, брендингом, корпоративной культурой, патриотическим воспитанием, религией и т. д.). Манипуляция происходит в интересах тех, кто имеет доступ к этим ее инструментам, за счет интересов тех, кто его не имеет, то есть прежде всего в интересах правящей элиты. Развитие творческого процесса во второй половине XX века, вызвавшее массовое распространение телевидения, еще сильнее обострило противоречие между социальными и идеальными мотивами деятельности индивида. Информационные технологии обострили вечное противоречие, как говорил еще Никколо Макиавелли, «между быть и казаться». В условиях современной западной демократии для достижения политического и экономического успеха индивидам необходимо, чтобы результаты их деятельности казались (а не были) полезными для общества. Задача политика или производителя — суметь вызвать иррациональное стремление окружающих содействовать им в достижении успеха. Отсюда талант манипулятора, интригана, демагога как основные качества функционального соответствия для политической и экономической элитами современного западного общества. С помощью этих качеств и контроля над технологичными инструментами распространения информации, правящая элита навязывает себя обществу. Манипуляция как средство дерационализации и корыстного использования господствует в политической жизни, в которой рядовые избиратели играют роль простых статистов. Избиратели голосуют исходя из того, насколько эффектно кандидаты представлены средствами массовой информации, что, в свою очередь, зависит прежде всего от объема инвестированных в предвыборную кампанию средств, от поддержки экономических, политических и информационных элит. То есть избиратель в реальности выбирает не товар, а упаковку, действует зачастую исходя не из достоинств кандидата, а из объема вложенных в его кампанию инвестиций. В результате этого «демократические» выборы на практике представляют собой легитимизацию власти наиболее сильных элитных группировок, сумевших мобилизовать максимальные финансовые и интеллектуальные ресурсы для того, чтобы обеспечить победу над конкурирующими фракциями элиты. Такое же положение и в экономике. И потребительский рынок (через рекламу), и рынок ценных бумаг (путем создания спекулятивного спроса), и валютный рынок (благодаря созданию «харизмы» валют) основываются на манипуляции, введении в заблуждение, пробуждении иррациональных чувств. За всем этим стоят интересы элитных групп, которые имеют доступ к финансовым ресурсам как к ключу для обладания инструментами манипуляции. Естественно, такое положение дел не имеет никого отношения к общественному благу как декларируемой цели западного общества. Суть этих процессов в том, что статусные элиты создают фиктивный общественный спрос на свою деятельность и соответственно добиваются необоснованных социальных преференций. Нобелевский лауреат в области экономики Джон К. Гэл-брейт в своей работе «Справедливое общество» признал: «Немалая часть доходов и богатства достается людям без достаточного или вообще без всякого социального обоснования, ни за что или почти ни за что с точки зрения вклада в экономику» [5]. С полной уверенностью то же самое можно сказать и о позициях политической власти. Определение Гэлбрейта прямо относится еще к одной «священной корове» западного общества — институту наследственной частной собственности, который, по сути, означает ничем не мотивированное неравенство начальных социальных возможностей. Некоторые современные исследователи, например Л. Ту-роу, указывают на то, что с формальной точки зрения демократия и рынок основаны на различных принципах выбора. Действительно, по идее демократия должна давать потребителям равные начальные условия для выбора услуг политиков (один человек — один голос). Рынок предполагает разные потребительские возможности индивидов, делающих выбор на рынке товаров и услуг. Эти возможности определяются имеющимися у них финансовыми ресурсами. На практике эгалитарная свобода политического выбора — не более чем фикция, этот выбор так же иерархичен. Возможности влиять на исход выборов простого избирателя, редактора газеты или нефтяного магната абсолютно не равны. Следует признать, что политический эгалитаризм — такая же фикция, как и равенство возможностей в экономике. Итак, в современном капиталистическом обществе политическая система — демократия живет вопреки декларируемым принципам, по существу, по тем же законам, что и рынок. Рекрутирование политических элит носит в реальности закрытый характер (несмотря на демократические декларации) и осуществляется исходя из субъективных критериев (способностей к манипуляции окружающими, артистических и демагогических способностей, талантов интригана и комбинатора и т. д.). При этом способности политиков к осуществлению идеальной мотивации их деятельности, которые позволили бы эффективно решать актуальные задачи, стоящие перед обществом, имеют ограниченное значение для социального продвижения. Красивые легенды о торжестве демократии, власти народа, гражданском обществе служат современным элитам для сохранения выгодной им формы организации социальной системы и легитимизации собственной власти. Необходимо честно признать, что сегодня в обществе буквальная реализация принципов демократии нереальна ни в политической, ни в экономической сфере. Подобное признание позволит ставить реальные цели локальной демократизации политического и экономического устройства. Идея равного распределения экономических статусных позиций между гражданами показала свою несостоятельность в ходе коммунистического эксперимента по воплощению марксистского эгалитарного идеала. Однако реально и даже необходимо продолжение ограниченного движения экономического устройства западного общества в сторону демократических принципов, подобное тому, которое происходило при демократических и социалистических правительствах западного мира в середине XX века. С другой стороны, нереально и полное воплощение принципов народовластия в политической сфере. Политика — всего лишь один из видов профессиональной деятельности, занятие политикой — удел тех, для кого этот род деятельности является профессиональным призванием. Участие в политических процессах широких народных масс возможно только в результате манипуляции со стороны элитных групп. Демократизация политического устройства может стать реальной не путем участия как можно большего числа граждан в управленческих решениях, а с помощью исключения возможностей манипулятивного воздействия на их выбор. При этом само право при желании участвовать в политических процессах должно быть гарантировано каждому. Как уже писалось выше, решение неотложных задач, стоящих перед современным обществом, требует создания лучших условий для творческой самореализации индивидов и, как следствие, высвобождения творческого потенциала общества. Новая творческая революция невозможна без проведения радикальных реформ, направленных на сокращение влияния инструментов манипуляции, ограничивающих свободный выбор индивидов, искажающих рациональную социальную оценку их деятельности. Результатом подобных реформ должно стать изменение принципов формирования статусной иерархии с целью усиления социальной стимуляции творческой деятельности во всех областях профессиональной деятельности. Общие для политической и экономической жизни принципы более рационального социального устройства могут быть основаны на гармонизации социальных и творческих интересов каждого индивида и, как следствие, эгоистических интересов индивида и интересов общества в целом. Внешние противоречия западного общества с интересами других обществ, а также с интересами будущих поколений собственного общества могут быть решены только через преодоление внутренних противоречий. Можно уверенно констатировать, что сегодня созданы технологические условия для того, чтобы на смену доселе незыблемым институтам перераспределения позиций социального статуса, таким как представительная демократия, многопартийность, рынок, частная собственность, пришли более рациональные институты, лучше соответствующие новому уровню развития. Развитие творческого процесса создало технологии, способные решить эту задачу. Для того чтобы с их помощью была организована более рациональная социальная система, необходимо «раскачать» общество, сломить сопротивление консервативных, ориентированных на сохранение собственного привилегированного положения, манипулятивных элит. Распространение в обществе обновленной версии рациональной идеологии, появление образа рационального идеала, к которому оно сможет стремиться в своем развитии, способно облегчить проведение подобных преобразований. В этом случае процесс формирования более рационального, чем современный капитализм, информационного интернет-общества сможет достаточно быстро захватить большинство развитых стран современного мира. Манипуляция потребительским выбором Инструменты манипуляции, такие как реклама, маркетинг, пиар, брендинг, декларируют как идеальные цели достижение социальных задач производителей. Причем эти задачи не имеют отношения к интересам партнеров по социальному обмену, то есть потребителей, продвигаемых с помощью данных инструментов товаров и услуг. Цель рекламы — добиться увеличения продаж товаров и услуг, безотносительно, принесет ли это пользу их потребителям. История не знает примеров, когда бы рекламная фирма отказалась от заказа по причине некачественности или бесполезности продвигаемого товара. Политический пиар добивается продвижения политиков во власть безотносительно к тому, насколько это продвижение полезно для общества. Маркетинг занимается эффективным продвижением товаров и услуг на рынке, не ставя вопрос о том, насколько продвижение данной продукции позволит удовлетворить рациональные интересы потребителей. Брендинг создает фиктивную, «символическую» ценность товаров, не имеющую отношения к их реальной пользе для удовлетворения потребностей индивидов (см. работу Наоми Кляйн «No logo. Люди против брендов»[6]). Данные инструменты сосредоточены на достижении задачи формирования выгодного их владельцам, а не рационально обусловленного выбора индивида. Организаторы и теоретики инструментов манипуляции, дабы завуалировать их истинную роль, в последнее время часто говорят о некой социальной миссии этих институтов. Например, справочник по политическому консультированию под редакцией Дэвида Д. Перлматтера так определяет социальную роль полит-консультантов: «В конце концов, услуга, которую политические консультанты оказывают обществу, состоит в том, что мы помогаем избирать хороших кандидатов, принимать правильные законы и нацеливать людей на их кровные интересы» [7]. Авторы, видимо, не задаются вопросом по поводу того, кто же тогда продвигает плохих политиков, принимающих плохие законы, противоречащие интересам людей. Может быть, это происки инопланетян, а возможно, усилия тех же политконсультантов. Естественно, подобные объяснения не имеют ничего общего с реальной практикой, так как не соответствуют подлинным целям компаний, принадлежащих к сфере пиара, рекламы и маркетинга. Разговоры об идеальной миссии являются лишь попыткой завуалировать подлинные интересы индивидов, извлекающих прибыль из работы этих инструментов. В противном случае их компании продвигали бы товары, услуги, политиков, партий по результатам беспристрастного анализа их преимуществ и недостатков по отношению к конкурентам, а не в итоге продажи своих услуг на рынке. Работы по продвижению товаров и политиков начинались бы не с поступления денег на счет соответствующих компаний, а в случае, если бы из этого анализа делался вывод о том, что альтернативные предложения с точки зрения рациональных интересов потребителей уступают рассматриваемым. Один из классиков современной социологии Юрген Хабермас еще в 1960-е годы писал о манипулятивном перерождении публичной сферы в современном западном обществе. Сегодня этот процесс зашел еще дальше. Дж. Гэлбрейт, а за ним Ж. Бодрияр [8] писали о появлении феномена «перевернутой последовательности» в отношениях между производителями и потребителями в современном рыночном обществе. Когда не потребитель диктует условия рынку (как предполагают классические экономические теории), а производитель заставляет его подчиниться собственным потребностям и задачам. Степень нерациональности выбора индивидов на рынке экономических и политических услуг пропорциональна уровню развития в обществе инструментов манипуляции. Подлинная социальная миссия рекламы, пиара, маркетинга, брендинга и прочих современных инструментов продвижения товаров, услуг, политиков и партий заключается в том, чтобы отвести индивидов от рационального выбора в пользу такого, который отвечает интересам манипуляторов. Для того чтобы ограничить влияние манипуляции на потребительский выбор, необходимо, чтобы структуры, которые информируют о товарах и услугах, не зависели от тех, кто заинтересован в продвижении этих товаров на рынке. От рекламистов и маркетологов функции информирования потребителей должны перейти к организациям, которые получали бы социальные преференции не за работу по обеспечению эффективного продвижения товаров на рынке, а за сбор и распространение беспристрастной (адекватной) информации об их потребительских свойствах. Такими независимыми информаторами, действующими в интересах потребителей, могут стать различные общества и компании, профессионально защищающие их права. Потребители, как показывает практика, скорее готовы покупать услуги подобных компаний, чем косвенно финансировать рекламную продукцию производителей, цена которой заложена в предлагаемый товар. Однако для того, чтобы создать юридическую и экономическую базу, позволяющую этим компаниям вытеснить рекламистов, работающих на интересы продавцов, необходимы глубокие реформы общественного устройства. В результате этих реформ компании, заинтересованные в продвижении товаров (услуг), должны потерять возможность влиять на выбор потребителей; а функции продажи и информирования должны быть юридически разделены, как сегодня разделены исполнительная, законодательная и судебная власти. Основные противоречия современной социальной системы стран Запада 1. Противоречие между задачей достижения идеальных целей западного общества и архаичностью его социальной организации. 2. Противоречие между свободным и рациональным выбором. Для того чтобы цель наиболее полной реализации интересов индивидов была достигнута, обществу необходимо обеспечить индивидам не просто свободный, но рациональный (свободный от воздействия манипуляции) выбор. 3. Противоречие между направлениями реализации социального и творческого мотивов деятельности индивидов. Современный человек не может одинаково эффективно двигаться в разных, зачастую противоположных, направлениях, решая поставленные перед ним обществом противоречивые задачи. То есть, с одной стороны, достигать социальные цели, делать карьеру, повышать уровень потребления и одновременно с этим, с другой стороны, столь же эффективно решать профессиональные творческие задачи. 4. Противоречие между интересами индивида и интересами обще- ства. Личные социальные интересы индивидов находятся в конфликте друг с другом. Задача общества — удовлетворение интересов всех членов общества в целом. 5. Противоречие между демократией и рынком, то есть между принципами организации политического и экономического устройства общества. Конечно, полное преодоление этих противоречий невозможно. Речь может идти только об ускорении движения в направлении их решения, то есть о стимулировании процесса рационализации социальной системы. Раздел 9. ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО Воплощение в жизнь декларируемых демократических идеалов и их гармонизация с рыночными принципами экономического устройства возможны только через сближение демократических принципов политического устройства и рыночных законов экономики. Сегодня появились новые технологические возможности, делающие решение этой задачи реальным. Новый уровень технологического развития создает условия для организации социальных инструментов, способных обеспечить индивидам лучшие возможности для рационального выбора, приблизить общество к более рациональным принципам социального устройства. ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕСТВО КАК БЛИЖАЙШАЯ ПЕРСПЕКТИВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Научно-техническая революция во второй половине XX века привела к созданию высоких информационных технологий, которые были использованы правящими элитами для манипуляции обществами (наиболее эффективным инструментом манипуляции оказалось телевидение). В результате дальнейшего их совершенствования появилась угроза полного манипулятивного вырождения демократии через монополизацию высокотехнологичных информационных инструментов правящими элитами. Творческий процесс в силу логики своего развития ответил на эту угрозу появлением Всемирной сети — Интернета, который в принципе по природе демократичен и отвергает любой монополизм. В результате сегодня у общества появились новые технологические возможности для развития демократии, реализации новой, более рациональной модели социального устройства. Сегодняшний уровень творческого процесса дает реальные возможности для начала перехода к новой (или забытой старой — вспомним полисы времен античности), более адекватной своей социальной задаче форме демократического устройства: прямой демократии, возможность для которой создало развитие и широкое распространение интернет-технологий. На смену обществу регулируемой информации — телевизионному обществу—идет общество свободного распространения информации — интернет-общество. Развитие интернет-технологий наряду с другими новейшими достижениями творческого процесса дает возможности для формирования принципиально новых социальных инструментов, которые способны вывести общество на новый виток рационализации и тем самым гарантировать адекватный ответ на угрожающие вызовы времени. Попытаемся очень кратко сформулировать свое видение того, каким может быть это грядущее интернет-общество, как могут быть организованы его политическая, экономическая, социальная системы. ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО, ИНТЕРНЕТ-РЕВОЛЮЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕСТВА Технологические возможности Интернета создают условия для перехода от современного общества частной собственности и представительной демократии к интернет-обществу прямой демократии и свободного распространения информации (главного капитала нашего времени). Эти возможности способны обеспечить мирное освобождение общества от ма-нипулятивной власти современной буржуазной элиты и радикальную рационализацию его социальной системы. Распространение интернет-технологий ведет к реализации принципа свободы информации, лишающей элиты монополии на контроль над ней. А значит, Интернет в перспективе имеет шанс защитить общество от манипуляции и использования. Сама логика развития Интернета ведет к тому, что любая информация (будь то содержание книг, фильмов, музыкальных клипов, телепрограмм, новостей или газет) должна стать бесплатной и общедоступной. Интернет дает каждому пользователю, даже не обладающему финансовыми и социальными ресурсами, возможность свободно распространять информацию. Любые попытки взять под контроль этот великий информационный поток, складывающийся из миллионов автономных ручейков, обречены на провал. Навязывание старых социально-правовых отношений новой интернет-реальности не приносит, да и не может принести, результат. Де-факто право частной собственности в Интернете повсеместно не соблюдается. Попытки буржуазного общества ограничить доступ пользователей к тем или иным ресурсам и информации (не являющейся, разумеется, частной или государственной тайной) вызывают негативную реакцию интернет-сообщества и фактически саботируются им. Более того, противостояние этим попыткам (например, известное дело Склярова, которого американская фемида пыталась осудить за распространение технологий, дающих свободный доступ к электронным книгам) способствует формированию альтернативной интернет-контрэлиты, которой предстоит совершить грядущую интернет-революцию. Как мы писали выше, любые революционные преобразования совершаются при условии формирования контрэлиты, способной бросить идеологический вызов старой элите и повести за собой общество. Естественно, что преобразование современного буржуазного мира в интернет-общество также способно осуществиться только при условии появления контрэлиты. Эта контрэлита не может сформироваться в старых социально-политических и информационных институтах, контролируемых старой буржуазной элитой манипуляторов. Единственная и естественная среда, в которой может и должна появиться современная контрэлита — интернет-сообщество, находящееся вне зоны контроля социальной элиты. Существующие коммуникативные площадки в Интернете (сайты, форумы, живые журналы и т. п.) дают возможности как для популяризации альтернативных идей, так и для появления новых популярных лидеров, противостоящих существующей социальной системе. В этой среде должна зародиться контрэлита, способная мобилизовать интернет-сообщество на противостояние системе, заставить элиту пойти на реформы, обеспечить переход к более рациональному интернет-обществу. Интернет-сообщество сможет влиять на политический процесс как через формальные политические институты, так и с помощью внесистемных протестных акций, мобилизация участников, которых проходит через Интернет и другие новые информационные технологии (флеш-моб и т. д.). Возможно также развитие в интернет-сообществе альтернативного виртуального права, органов власти и политических структур. Сегодня они существуют в рамках локальных крип-то-анархических сообществ и кибер-государств [1]. В будущем эти структуры могут широко распространиться в Сети и начать постепенное вытеснение «обычных» политических институтов. (О развитии альтернативных сетевых общественных движений и структур в Интернете см. также [2].) Сегодня развитие информационных технологий организует их пользователей в «умную толпу», формирующуюся с помощью Интернета, мобильной связи и т. п. [3]. С помощью информационных технологий люди, составляющие так называемую «умную толпу» (зачастую разъединенные территориально и социально), объединяются вокруг решения тех или иных конкретных задач (будь то отставка политика-коррупционера, протест против роста цен, войны, несправедливого законодательства; развитие альтернативной энергетики, поиск внеземного разума или защита редких видов животных). Действия «умной толпы» могут выливаться в массовые проте-стные акции, совместную созидательную работу над решением интеллектуальных, политических или социальных задач или создание постоянных сетевых структур и сообществ. «Умные толпы» уже получили практический опыт успешного достижения социальных целей, будь то свержение президента Филиппин Джозефа Эстрады, когда решающая демонстрация была организована с помощью рассылки CMC на сотовые телефоны, протест против встречи ВТО в Сиэтле, организованный объединенными сетевым обменом демонстрантами, или организация с помощью Интернета массовых выступлений тысяч британских граждан против роста цен на бензин в 2000 году. Развитие «умных толп», очевидно, приведет к формированию внутренней социальной структуры и элиты — инициаторов, организаторов, креативщиков действий «умной толпы». Интересы «умной толпы» как более современной и рациональной формы самоорганизации индивидов неизбежно войдут в противоречие с властью старых элит, ориентированных на сохранение иррационального статус-кво. Сформировавшись, контрэлита сможет мобилизовать «умную толпу», дать бой и победить старую элиту — собственников. Власть современной манипулятивной правящей элиты в условиях существования формальных демократических институтов основывается на контроле над информационным полем. Только с помощью этого контроля элита может принуждать граждан делать иррациональный выбор в пользу демократической легитимации ее господства. В ситуации, когда в результате всеобщего распространения сети Интернета возможность контроля над информационными потоками будет элитой манипуляторов утеряна, никто не сможет помешать членам общества совершить рациональный выбор в пользу ее отстранения от власти и рациональных социальных реформ. Таким образом, потеряв контроль над информацией, элита манипуляторов потеряет и власть, открыв путь для формирования нового, более рационального интернет-общества. Интернет-общество и инструменты манипуляции Возможность отстранения современной элиты манипуляторов от власти и проведения рациональных реформ становится реальной благодаря неизбежному сокращению значения телевидения как главного современного инструмента манипуляции. Эпоха теледиктата заканчивается. Будущее телевидения — уход в Интернет. В достаточно близком будущем каждый пользователь благодаря имеющемуся неограниченному доступу к любой информации в Интернете сможет создать собственный, в большей или меньшей степени совершенный, аналог телестанции. Сегодня это кажется невероятным. Однако еще вчера трудно было представить ситуацию, при которой создать свою газету сможет практически каждый. А сейчас любой пользователь Интернета может организовать свой блог, то есть по сути интернет-газету. Некоторые блоги посещаются большим количеством читателей, чем солидные печатные издания. Для создания собственного «телевидения» в случае свободного распространения информации в Интернете, пользователю будут не нужны большие финансовые ресурсы. Когда телекомпании будут транслировать передачи в Интернете, а пользователи смогут бесплатно скачивать любые программы, фильмы и информацию, станет возможным бесконечное число авторизированных видео- и аудиокомпиляций, которые составят содержание множества интернет-сайтов — программ любительских «телестанций». В этой ситуации неизбежно уменьшится значение коммерческой и политической рекламы как инструмента манипуляции, основанного на монополизации доступа к каналам распространения информации. Если количество в равной степени эффективных информационных носителей огромно, никто из них не может получить эксклюзивные возможности влиять на сознание общества.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |