КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рациональный выбор оптимален для всех 1 страница
Социальный порядок, являющийся результатом рационального выбора всех членов общества, должен обеспечить каждому наиболее выгодный вариант обмена жизненных ресурсов на первичные ценности по сравнению со всеми альтернативными вариантами. В связи с этим возникает неизбежный вопрос: могут ли даже гипотетически существовать условия социального обмена, которые были бы признаны наиболее выгодными всеми его участниками? Ведь, признавая правильность соблюдения данных принципов по отношению к другим, индивиды всегда будут подвергаться искушению сделать для себя исключение. То есть добиваться более выгодных для себя критериев социальной оценки, в том числе через деятельность, направленную на изменение этих принципов. Для того чтобы выработанные в результате свободного рационального выбора принципы соблюдались, следование им должно в целом в большей мере соответствовать рациональным интересам индивидов, чем любое отклонение от них, даже дающее определенные дополнительные социальные преференции. Признав наряду с другими членами общества наиболее рациональной некую систему социального перераспределения, индивид признает и свое место в ней, то есть соглашается с необходимостью следовать ее правилам. Это означает, что индивид не мотивирован к действиям по манипулятивному перераспределению первичных ценностей в свою пользу вопреки социальным нормам, существующим в данной системе, и не заинтересован в изменении этих принципов. Данная ситуация не может объясняться тем, что эта система кажется индивиду наиболее справедливой, — соблюдение ее принципов должно быть индивиду выгоднее, чем все альтернативные варианты. Попробуем продемонстрировать, каким образом социальная система, являющаяся результатом рационального выбора индивидов*, обусловливает заинтересованность индивида в существовании и сохранении (в том числе и посредством соблюдения) правил ее организации. Рациональный выбор основывается на оценке различных вариантов развития событий и их вероятности. При этом учитывается не только реализация основного социального инстинкта, но и другие внутренние мотивы социальной деятельности — инстинкт наследования, творческий и сберегающий инстинкт (страховка от трагических социальных случайностей)**. Заинтересованность в существовании рациональных социальных принципов Гипотеза первая. В результате рационального выбора индивид выберет более рациональную модель организации обще- * См. выше подраздел «Шесть принципов рациональной справедливости». ** См. подраздел «Функция рационального выбора». ства, а не ту, которая даст ему более высокие социальные позиции. Чем менее рациональна система, тем выше значения фактора социальной случайности, риски необоснованных социальных проигрышей. Рациональное общество предсказуемо потому, что основано на четких принципах. Гарантируя себя от случайных проигрышей, индивид одновременно лишает себя возможностей случайного социального выигрыша, однако рациональные ограничения реализации основного социального инстинкта компенсируются возможностями более полной реализации других имманентных мотивов. Невозможность рационально не обоснованного (манипу-лятивного или случайного) резкого социального продвижения компенсируется в том числе и гарантиями творческой самореализации. Итак, смоделируем ситуацию, при которой рациональный выбор наиболее благоприятной для него из двух социальных систем должен сделать индивид, обладающий полнотой информации о своей социальной участи в них обеих. Причем по заданным условиям менее рациональная система дала бы ему большую вероятность получения высоких социальных позиций, чем более рациональная. Итак, среди вариантов выбора — система а, дающая данному индивиду большие социальные преференции, и идеально-рациональная система б. В системе а наиболее вероятный вариант социальной реализации индивида — брокер на фондовой бирже. Данная деятельность является манипулятивной и не может обеспечить полноценной творческой реализации индивида. При этом существуют и малые альтернативные вероятности социальных случайностей, среди которых, например, смерть от террористического акта или участь наркомана-безработного. Также существует определенный риск банкротства и социальной деградации в процессе работы брокером. При варианте системы б, где на социальном поле вообще нет позиции биржевого спекулянта, наиболее вероятная социальная реализация индивида — настройщик роялей, так как к этому роду деятельности индивид проявляет наибольшие творческие способности. Конечно, этот вариант социальной реализации вряд ли даст такие социальные преференции, как биржевые спекуляции. Тем не менее подобная профессиональная деятельность создает условия для полноценной творческой реализации индивида. При этом риск преждевременной потери невосстановимых жизненных или социальных ресурсов крайне мал. Кроме того, в системе б индивид способен в большей степени реализовать мотив наследования, так как более рациональное общество имеет лучшие возможности для реализации своего творческого потенциала, защиты новых поколений от глобальных социальных, террористических, военных, экологических угроз. Взвесив все эти обстоятельства, гипотетический рациональный индивид в этой ситуации выбирает рациональную систему б, а не на первый взгляд более социально выгодную ему систему а, так как она дает ему более выгодный вариант социального обмена (см. подраздел «Функция рационального выбора»). Заинтересованность в соблюдении рациональных социальных принципов Гипотеза вторая. В результате рационального выбора индивид выберет соблюдение рациональных принципов социальной организации, а не другие варианты поведения, в том числе и те, которые дают ему более высокие социальные позиции. Варианты социального перераспределения, дающие индивиду необоснованные, с точки зрения общества, социальные преференции, провоцируют социальную агрессию других индивидов, не согласных с ролью участников манипулятивного социального обмена в пользу данного индивида. Таким образом, получая необоснованные, с точки зрения общества, социальные преференции, индивид ставит под угрозу реализацию сберегающего инстинкта в части сохранения невосстановимых жизненных ресурсов. Заинтересованность в сохранении рациональных социальных принципов Гипотеза третья. В результате рационального выбора индивид выберет сохранение более рациональных принципов, а не их изменение на менее рациональные, даже если оно сулит ему социальные преимущества. В случае изменения системы, ведущего к ее дерационализа-ции, нарушается рациональное согласование интересов индивидов. За этим неизбежно последует накопление заряда контрсистемного сопротивления в обществе. Контрсистемное сопротивление на уровне больших групп индивидов ведет к социальным катаклизмам, на уровне малых групп и отдельных индивидов — к асоциальному маргинальному поведению: нарушению общепринятых социальных норм, социальному насилию, преступности, бытовой манипуляции и т. д. Чем менее рационально общество, тем выше риск индивида стать жертвой пагубных последствий возможных катаклизмов или персональной агрессии преступника, террориста или манипулятора. Кроме того, как указывалось выше, менее рациональное общество даст индивиду меньше возможностей для реализации творческого инстинкта и мотива наследования. Итак, изменение системы, даже сулящее более высокую оценку потенциалов социального статуса и позитивные изменения социальной траектории, в этой ситуации невыгодно индивиду с точки зрения реализации других его внутренних мотивов. Степень близости общества к рациональному согласию его членов с существующим порядком социального перераспределения пропорциональна уровню развития творческого процесса. Чем выше уровень развития общества, тем меньше социальная ниша, отведенная для индивидов, получающих заведомо неприемлемые для себя социальные преференции. Как показывает новейшая история Запада, с развитием общества сокращаются нищета, тяжелый физический труд, исчезают отрицательно оцениваемые (позорные) социальные функции. Хотя, конечно, в реальности можно говорить не о согласии, а о степени несогласия с теми или иными социальными позициями (в процессе рационализации несогласие становится менее острым даже в группах аутсайдеров). Все это эмпирически подтверждается сокращением контрсистемной социальной борьбы на фоне повышения уровня жизни и ликвидации нищеты в ходе научно-технической и промышленной революции во второй половине XX века (США, Западная Европа, Япония) или в его конце («азиатские тигры», развитые страны Латинской Америки). Конечно, не стоит преуменьшать, насколько современное общество далеко от рационального идеала. Социальный мир в значительной степени поддерживается за счет манипулятив-ного воздействия на общественное сознание со стороны правящей элиты. Для значительного числа индивидов социальный мир рационально не обоснован, а потому он не может быть прочен. Кроме того, появляются и новые поводы для протеста. Развернувшееся в последние годы движение «антиглобалистов» показало, что на новом уровне развития общества и понимания индивидами своих интересов источником активного несогласия с системой могут быть уже не низкие показатели социального статуса индивидов, а желание предотвратить глобальные угрозы, в том числе и по отношению к будущим поколениям. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В КОНТЕКСТЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕСТВЕ В предыдущем разделе описано, каким представляется нам образ абсолютного социального идеала, путь к которому бесконечен, как и творческий процесс. Однако в каждый момент существования общества у него есть и другой ориентир, другой временный, ускользающий идеал. Практический рациональный идеал — достижение максимальной адекватности уровня рациональности социальной системы степени развития творческого процесса (рациональности общественного сознания, уровню научно-технического, экономического, интеллектуального развития). В истории существуют примеры передовых обществ, социальный порядок которых был бесконечно далек от абсолютного рационального идеала, но при этом какое-то время достаточно адекватно соответствовал степени рациональности, возможной на тот момент развития. С некоторой натяжкой к таким обществам можно отнести Афины в классический период, республиканский Рим в момент его подъема, Голландию XVI века, Швейцарию во второй половине XIX века, Англию в отдельные периоды XIX и XX веков, США времен «Нового курса», Скандинавию, Бенилюкс, Австрию в 1960-1970-е годы и т. д. Для того чтобы реальность постоянно соответствовала этому ускользающему идеалу, социальный порядок в обществе должен совершенствоваться синхронно с развитием творческого процесса. Однако на практике, как уже говорилось, правящая элита, стремясь сохранить высокие социальные позиции и передать их своим наследникам, склонна консервировать существующие социальные институты и тормозить их развитие. Когда социальные преобразования становятся неизбежными и происходит смена элит, общество бросается в погоню за ускользающим идеалом, причем зачастую не в самом верном направлении. Затем социальные бури стихают, новая элита опять начинает тормозить развитие. В результате этот ускользающий рациональный идеал всегда находится впереди реальности, а общество всегда хоть на полшага отстает от него. Чем сильнее отставание социальной системы от уровня развития общества, тем радикальнее грядущие перемены, тем опаснее для его членов их возможные последствия. В консервативных исторических обществах, сильно отставших от уровня развития всемирного творческого процесса, даже очевидно рациональные преобразования, такие как реформы Петра или Ататюрка, приводят к трагическим последствиям для многих членов реформирующихся обществ. Мирные реформы — путь, доступный странам, перманентно рационализирующим свою систему сообразно развитию общества. Это и Англия в конце XIX и первой половине XX веков, и США в первые 60 лет XX века (реформы Теодора Рузвельта, Вудро Вильсона, «Новый курс» Франклина Рузвельта, социальные реформы Линдона Джонсона), и многие европейские страны после Второй мировой войны. Классические примеры противоположного варианта развития событий — Великие революции во Франции и России, где система длительное время консервировалась, а назревшие реформы не проводились. В целом социальные преобразования можно подразделить на рациональные, иррациональные (уводящие от рационального идеала) и преждевременные, которые преследуют рациональные цели, но вступают в противоречие с недостаточно высоким уровнем развития общества и не приносят позитивного результата. Причем последний вариант, ведущий к кратковременному забеганию общества вперед, ведет к последующему увеличению отставания. Великие социальные перевороты включают все эти виды преобразований. Например, коммунистический эксперимент в России включал реформы, носящие и рациональный, и иррациональный, и преждевременный характер. Абсолютно рациональной была культурная революция, выразившаяся в ликвидации безграмотности, всеобщем доступе к образованию. Наоборот, очевидно иррациональным было введение жесткого идеологического диктата (в том числе и в области образования), препятствующего реализации творческого потенциала общества. Многие элементы большевистской политики были направлены на то, чтобы вывести социальную систему на уровень более высокий, чем могло позволить себе развитие общества. К ним относится, например, последовательная политика по секуляризации общества, результаты которой оказались непрочными и потеряли значение после отмены насильственного принуждения к отказу от религиозной веры. Преждевременным оказалось и упразднение частной собственности, являвшееся стержнем большевистского проекта. Безусловно, этот институт не соответствует рациональному идеалу. Но на том уровне развития, на котором находилась тогда Россия, разумной альтернативы этому социальному инструменту не было. Это обстоятельство стало одной из причин краха коммунистического эксперимента. В результате его провала Россия в конце XX века получила архаичную социальную систему, которая находится на уровне развития США или Франции конца ХIХ столетия. История социальных катаклизмов демонстрирует огромную важность понимания элитами, проводящими преобразования, оптимального, настроенного на рациональный социальный идеал вектора социальных реформ. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Главный аргумент противников направленного развития общества состоит в том, что формулирование социальных идеалов может стать причиной принесения интересов индивидов в жертву абстрактным идеологическим конструкциям. И. Берлин, например, писал: «...в самом деле, если можно сделать человечество справедливым, счастливым, творческим и гармоничным, какая цена слишком велика? Ради такой яичницы не жалко разбить сколько угодно яиц; в это верили и Троцкий, и Мао, и, если не ошибаюсь, Пол Пот» ([13] к разд. 1). Гарантией от повторения экспериментов, в ходе которых интересы и даже жизни индивидов приносятся в жертву абстрактным социальным идеалам, может стать рациональное понимание обществом того, как должны проходить подобные преобразования. Рациональный общественный идеал включает определение того, какими по форме должны быть социальные преобразования общества, направленные на приближение к нему. Рациональность преобразований предполагает, что не только их цели, но и форма проведения является результатом сознательного рационального выбора индивидов. В этом случае речь идет о выборе индивидами формы проведения преобразований, учитывающей конкретные социальные условия данного общества. Такие преобразования должны проводиться при условии рационального согласия на них всех членов общества. Следовательно, при их проведении должна быть исключена вероятность того, что индивиды (даже временно) окажутся в ситуации, заведомо противоречащей их рациональным интересам. Этот принцип продиктован не только соображениями защиты интересов индивидов, но и задачей достижения наибольшей эффективности реформ. Неразделимость рациональной парадигмы, то есть единство целей — идеала и средств — характера преобразований, обусловлена социальной практикой. Для того чтобы заставить индивидов соглашаться с заведомо невыгодными им обстоятельствами, сопровождающими рациональные социальные перемены, то есть совершать иррациональные действия, необходимо создавать новые инструменты манипуляции и насилия, ограничивающие рациональность. Эти инструменты вначале могут подстегнуть ход реформ, но затем они тормозят дальнейшую рационализацию или отбрасывают общество назад. Так, большевики, принуждая индивидов идти на жертвы (к иррациональному выбору) ради собственного, зачастую неверного, понимания процесса рационализации, создали систему террора и идеологического диктата, которая в конечном итоге повернула процесс развития общества вспять. Другие примеры принудительной рационализации (причем более адекватной, чем большевистский эксперимент) — реформы Петра I или революция Мэйдзи в Японии — также демонстрируют, что чем выше степень принуждения — насилия или манипуляции — при проведении преобразований, тем сильнее сопротивление дальнейшему развитию системы. Соблюдение условий рациональности преобразований (рационального согласия на них) возможно только при условии постоянного реформирования социальной системы, препятствующего критическому отставанию ее институтов от требований времени (уровня творческого процесса). Таким образом, мы приходим к выводу, противоположному тому, к которому пришел И. Берлин. Формулирование социального идеала, дающего рациональное направление и форму перманентному совершенствованию социальной системы, не только не провоцирует кровопролитные социальные катаклизмы, но и способно избавить от них общество. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Условия проведения социальных преобразований, которые выработали бы индивиды в результате рационального выбора: Основное условие проведения социальных преобразований Последствия реформ должны быть такими, чтобы все члены общества смогли, обладая адекватным знанием об этих последствиях для себя, сделать рациональный выбор в пользу реформ. Соблюдение основного условия проведения социальных преобразований предполагает, что: 1. Основанием для проведения реформ является возможность ре- формирования социальных институтов в направлении лучшего соответствия рациональным интересам всех членов общества. 2. Варианты проведения преобразований, в результате которых по- ложение индивидов даже временно абсолютно ухудшается (реализация хотя бы одного из внутренних мотивов индивидов лимитируется на предельно низком уровне или ограничение доступа к одним первичным ценностям происходит без рациональной компенсации за счет более полной реализации других внутренних мотивов), исключаются. 3. Члены общества, недостаточно хорошо осознающие свои рацио- нальные интересы и потому не согласные на проведение преобразований, не составляют его большинства. 4. Среди членов общества, не осознающих собственных рациональ- ных интересов, нет индивидов, которые способны ответить на ликвидацию устаревших социальных институтов насильственным сопротивлением, ведущим как их самих, так и других членов общества к потере невосстановимых жизненных ресурсов. Примечание. В случаях, описанных в пп. 2, 3 и 4, при проведении преобразований неизбежно применение насилия или манипуляции, сводящее на нет позитивные последствия реформ. Итак, рациональные реформы не могут быть слишком радикальными, не могут ставить задачу быстрого фундаментального рационального преобразования общества. Степень их радикальности всегда ограничена начальным уровнем развития общества и степенью его отставания от искомого уровня рационализации. Рационально-согласованные реформы — идеальный тип, который подразумевает идеально-рациональное сознание договаривающихся индивидов. На практике даже самые рациональные реформы могут встретить сопротивление отдельных групп индивидов. Поэтому речь может идти только о допустимой степени несогласия и критической величине групп несогласных. Например, экспроприация частной собственности или секуляризация образования может происходить только тогда, когда противники этого — собственники или верующие родители — во-первых, составляют меньшинство общества, а во-вторых, уже настолько осознают свои рациональные цели, что если еще не готовы сами отказаться от отстаивания иррациональных институтов, то не будут прибегать к насильственным действиям из-за их упразднения. Конечно, всегда может найтись ограниченное число психически неадекватных людей, которым нужен повод для насильственных действий. Однако при соблюдении рациональной формы социальных преобразований они не смогут получить поддержку адекватных членов общества, а значит, их действия не приведут к реальному повышению уровня несанкционированного насилия в нем. Революции, социальные перевороты доиндустриальной эпохи не могли соответствовать рациональному идеалу, так как проходили в обществах, находящихся на слишком низком уровне рационализации. Для проведения рациональных по форме реформ сознание индивидов должно быть на таком уровне рациональности, чтобы иррациональное несогласие не могло привести к насилию или охватить большую часть общества. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает важность идеологического стимулирования социальных преобразований. УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ СЕГОДНЯ В XX веке в развитых западных странах появились условия для обеспечения рационального характера преобразований. Примером может служить «Новый курс» Франклина Рузвельта, который продемонстрировал рациональность не только самих реформ, но и условий их проведения. Реформы, проведенные Ф. Рузвельтом, стали альтернативой неизбежных насильственных катаклизмов и нерациональных по форме преобразований. Однако сегодня сложилась иная ситуация. Затягивание проведения назревших социальных реформ грозит современному западному обществу новыми кризисами, сопряженными с насилием. Причем их ареной может стать весь обитаемый мир. Сегодняшнюю антитеррористическую кампанию можно рассматривать, во-первых, как начало процесса реформ в сфере внешней политики или, конкретнее, отношений со странами иррационального мира; во-вторых, как свидетельство того, что Запад затянул проведение реформ и уже не может вести их по рациональному варианту (который подразумевает прежде всего отказ от насилия). Успешная защита от агрессии иррационального мира невозможна без начала процесса реформ, призванных привести степень рациональности социальных систем стран Запада в соответствие с уровнем развития творческого процесса. Пока этот процесс не начнется, риск распространения социального насилия как извне, так и внутри западного общества (вспомним бойню в Генуе) будет только увеличиваться. Тем не менее возможность проведения рационально согласованных преобразований сохраняется. В ближайшие десятилетия решится, будут ли эти реформы проведены или развитие западного общества ожидают опасные флуктуации, а грядущие социальные преобразования не обойдутся без крови и насилия. ВЛИЯНИЕ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА Экономисты и социологи обычно оперируют такими категориями, как уровень жизни, валовой национальный продукт или национальный доход данной страны, ее совокупный человеческий капитал, подразумевая под последним объем инвестиций, вложенных в образование и квалификацию всех членов данного общества. Эти категории, безусловно, важны для анализа положения дел в обществе и перспектив его развития. Однако можно рассмотреть другую новую категорию, менее конкретную, чем вышеперечисленные, но более значимую, чем они, так как она является их первопричиной. Это категория — совокупный творческий потенциал данного общества. Как уже говорилось, у каждого индивида существует определенный набор способностей ко всем видам деятельности, существующим в данном обществе. Максимальную реализацию творческого потенциала индивида способен обеспечить тот вид деятельности, к которому он имеет самые высокие способности (самое высокое место в иерархии способностей всех индивидов к данному виду деятельности). Сумма творческих потенциалов (оцениваемых по таким максимальным возможностям реализации) всех членов общества составляет его совокупный творческий потенциал. Представим себе виртуальное идеально-рациональное общество, которое максимально стимулирует оптимальное для его членов соотношение выполняемых ими функций и их способностей. В этом обществе каждый индивид получает возможность полностью реализовать себя в своем идеальном (творческом) предназначении, реализовать свой творческий потенциал. А значит, обеспечивается полная реализация заложенного в обществе совокупного творческого потенциала. Естественно, что все показатели экономического, социального, культурного, интеллектуального развития этого общества будут намного выше тех, которые существу ют в реальности. Можно предположить, что уровень жизни такого гипотетического общества, полностью реализовавшего творческий потенциал своих граждан, не только был бы неизмеримо выше, чем в обществах древнего и средневекового мира, но и существенно превосходил бы подобные показатели в современных развитых обществах. То же можно сказать о других экономических, культурных и социальных показателях. Чем выше степень реализации творческого потенциала общества, тем выше уровень обеспечения членов общества первичными ценностями, то есть тем полнее удовлетворение их материальных и интеллектуально-эстетических потребностей, стремления к свободе и творческой самореализации, успешнее реализация сберегающего социального инстинкта, а значит, продолжительность активной, полноценной жизни. Мобилизация творческого потенциала общества и, как следствие, ускорение развития творческого процесса — главный результат рационализации социальной системы. РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ИНСТИНКТА КАК ОСНОВА ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ И НАИБОЛЕЕ ПОЛНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕХ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческий процесс позволяет индивидам осознать первостепенное значение реализации творческого инстинкта для удовлетворения всех основных социальных мотивов — инстинкта наследования, инстинкта сохранения жизненных ресурсов, основного социального инстинкта. Данное осознание делает естественной гармонизацию реализации всех мотивов социальной деятельности на базе наиболее полной реализации творческого инстинкта. Значение реализации творческого инстинкта для реализации сберегающего инстинкта Одной из форм реализации сберегающего социального инстинкта традиционно являлось установление легитимной возможности для временного отказа от социальной деятельности. В этом причина возникновения института религиозных праздников — иудейской субботы, мусульманской пятницы, христианского воскресенья. В некоторых консервативных обществах число праздников едва ли не превосходило количество рабочих дней. Такая ситуация существовала, например, в крестьянской общине в России XVIII-XIX веков. Данная форма реализации сберегающего инстинкта была определена господством тяжелого физического труда, недоступностью возможности творческой деятельности для подавляющего большинства индивидов. В ходе развития творческого процесса создаются следующие условия для того, того чтобы наилучшей формой осуществления сберегающего социального инстинкта стала активная реализация творческого инстинкта: 1. Решается задача сбережения приоритетных жизненных ресурсов. Обеспечивается необходимый для поддержания жизни и здоровья уровень материального потребления для всех индивидов. Индивиды приобретают гарантии предельно низкой вероятности потери жизни и здоровья в результате социальной деятельности. 2. Сокращается необходимость эксплуатации физических ресурсов индивидов. Для получения социальных преференций увеличивается значение интеллектуальной, и прежде всего творческой, деятельности. При этом расход интеллектуальных ресурсов, происходящий в процессе творческой самореализации, компенсируется удовлетворением от реализации творческого инстинкта. Таким образом, в значительной степени снимается актуальность деятельности индивида по преодолению сберегающего инстинкта в процессе социальной жизни. Индивид, освобожденный от перманентной борьбы за сохранение своих жизненных ресурсов, может реализовывать свой сберегаю щий инстинкт, получая доступ к первичным ценностям в процессе творческой деятельности. Значение реализации творческого инстинкта для мотива наследования Инстинкт наследования — забота индивида о благополучии его будущих поколений. В традиционном понимании он реализуется в передаче индивидом социальных ресурсов своим наследникам. Индивид добивается получения социальных преференций, в том числе и для того, чтобы передать их по наследству потомкам. На нынешнем витке развития творческого процесса приходит другое, более сложное понимание путей реализации инстинкта наследования, создаются условия, когда этот инстинкт может реализоваться прежде всего в результате творческой деятельности индивида. Это объясняется следующими причинами: 1. Происходит осознание того, что только новые творческие прорывы могут защитить будущие поколения от глобальных угроз, ставящих под вопрос перспективы их комфортного существования. Индивиды осознают иллюзорность передачи наследникам социальных гарантий счастливого будущего. В прошлом, в условиях тотальной нищеты и бесправия, представители элитных групп, даже понимая непрочность тех социальных гарантий, которые они могли передать потомкам, видели в этом возможность хотя бы частично оградить свои будущие поколения от ужасов социального мира, дать шанс на относительно комфортную жизнь. В условиях современного развитого западного общества на передний план выходят внешние угрозы новым поколениям, общие для всех социальных слоев: плохая экология, терроризм, война, наркомания. Защитой от этих угроз, как индивидуальной, так и на уровне общества, может быть только творческая деятельность, развитие творческого процесса.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |