КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Манипуляции и эксплуатации 5 страница
Большую роль в развитии творческого процесса сыграли распространившиеся в XIX веке идеи освобождения человека от социальной эксплуатации. Носители этих идей — немецкие марксисты; французские эбертисты, фурьеристы, прудонисты и бланкисты; русские анархисты, народники, социал-демократы и другие левые радикалы — поставили рациональную, прогрессивную задачу преодоления использования и манипуляции в обществе. Однако в большинстве своем (в том числе и те, кто в других вопросах не сходились, от Маркса до Кропоткина) связывали эту идею с ложным представлением о коллективисткой, альтруистической природе человека, которой не дает проявиться только «порочная» организация общества. Эта фундаментальная ошибка явилась причиной краха всех последующих лево-радикальных, и прежде всего большевистского, экспериментов. Ложные попытки найти новый рациональный путь общественного развития привели в первой половине XX века к флуктуациям творческого процесса, связанным с появлением мниморациональных доктрин — фашизма и коммунизма. Причина подобного развития событий в том, что попытки сформулировать рациональные цели на данном периоде развития были еще недостаточно подкреплены реальными достижениями творческого процесса (хотя ждать оставалось совсем недолго). Например, Гитлер и его соратники, якобы радевшие об интересах немецкого народа, развязали губительную для него Вторую мировую войну, потому что были уверены, что без восточноевропейских сельскохозяйственных земель или африканских колоний их любимую Германию ждут голод и прозябание. Не прошло и 10 лет после окончания Второй мировой войны — и блестящие экономические успехи ФРГ сделали это предположение очевидно абсурдным. Если бы произошло чудо и уже в 1930-е годы немцы угадали, что научно-техническая революция в короткие сроки сделает Германию абсолютно независимой от необходимости завоевывать для себя колонии и жизненное пространство на Востоке, не было бы ни нацизма, ни Второй мировой войны. Последним по времени этапом движения общества в направлении рационализации и ускорения развития творческого процесса в середине XX века стало создание модели государства всеобщего благосостояния в большинстве индустриально развитых стран Запада. Распространение творческого процесса через перераспределение от более к менее развитым обществам характерно для его очагового этапа. На этапе поступательного развития творческого процесса его распространение не ведет к регрессу обществ, являющихся своеобразными донорами его достижений. Этот этап творческого процесса, который можно также назвать диффузным, продолжается до настоящего времени. На данном отрезке времени происходит проникновение идей и технологий из стран Запада в менее развитые общества: • добровольное — в случаях, когда элита стран-акцепторов пытается решить проблемы осуществления своих идеальных целей с помощью заимствования достижений творческого процесса западного общества (Россия во времена Петра I, Турция при Ататюрке, Япония в эпоху Мэйдзи); • принудительное — через колониальные захваты, вооруженное вмешательство, культурную и экономическую экспансию Запада. Распространение западной культуры и творческих достижений в Новое и Новейшее время привело к развитию мирового творческого процесса, не вызывая творческого упадка в самих странах, принадлежащих к западной культурной традиции. При всей сложности, неоднозначности, несмотря на многочисленные контрпродуктивные эксцессы (такие как распространение европейцами опиума в Китае в XIX веке), в конечном счете процесс вестернизации был мощнейшим стимулом для развития творческого процесса в мире. В конце XX века ситуация начала меняться, но об этом — в следующих разделах. Сохранение творческой энергии Всемирный творческий процесс не может остановиться даже на время. Его отрицательная динамика возможна только на уровне отдельных обществ, в результате воздействия на них обществ с низким уровнем развития. В этом случае вероятно снижение уровня творческого процесса в высокоразвитом обществе. Однако даже в подобной ситуации не происходит снижения уровня творческого процесса в масштабах человечества. Высокоразвитое общество отдает свои творческие ресурсы менее развитому (происходит своеобразная творческая энтропия, рассеяние творческой энергии из очагов культуры во внешнею среду). Подобная ситуация наиболее полно выразилась при распространении эллинистической культуры на Восток и упадке ее в самой Греции, при варваризации Римской империи и романизации варварской Европы, многочисленных периодах упадка Китайской империи, которыми она платила за цивилизующее влияние на варварские племена-захватчики. Таким образом, можно говорить о сохранении творческой энергии при ее обмене между различными обществами и народами. При ускорении развития творческого процесса в Новое время представители привилегированных слоев и неэлитного большинства населения с разной скоростью успевали усваивать его достижения. Последние в силу ограниченного доступа к образованию и интеллектуальному развитию явно не поспевали за первыми. В результате резко увеличился имевшийся разрыв между уровнем творческого развития элитных слоев общества и т. н. простого народа. В европейских странах в то время одновременно сосуществовали как бы два народа, находящихся на разном уровне творческого развития, — продвинутая, образованная аристократия и темный, безграмотный простой народ. Особенно ярко такая ситуация проявилась в России XVIII—XIX веков. Так называемые образованный класс и простой народ жили как бы в разных веках, отличались друг от друга как жители наиболее развитых стран Европы от обитателей азиатского захолустья. Народ — «образованный класс», поначалу состоявший по преимуществу из представителей аристократии, затем включил разночинцев и даже часть дискриминируемых евреев. Во время Гражданской войны в России и красными, и белыми руководили представители различных сегментов народа — «образованного класса». Они не только боролись между собой, но и находились в состоянии перманентной войны против представителей «простого народа» — русского и украинского крестьянства (см. историю крестьянского сопротивления во времена Гражданской войны — восстаний и партизанского движения на Украине, в Сибири, Поволжье, Черноземье против большевиков, Деникина и Колчака). Причем это противостояние напоминало порой борьбу европейских колонизаторов с отсталыми африканскими или американскими племенами. Так, например, «образованные» большевики во время восстания Антонова в Тамбовской губернии тысячами истребляли крестьян с помощью новейших достижений техники — газов и бронеавтомобилей, к которым крестьяне относились с почти таким же суеверным ужасом, как индейцы к лошадям Кортеса и Писсаро [ 1]. Отсюда и патологическая жестокость во время крестьянских восстаний белых и красных, с одной стороны, и крестьянских «батек» — с другой. Многие из числа тех и других в глубине души не воспринимали своих противников как представителей одного с ними народа. Только в процессе всеобщего социального смешения первых десятилетий советской власти, культурной революции, утверждения всеобщего начального образования и грамотности два народа — «образованный» и «простой» начали объединяться. Характерно, что идея двух народов, веками сосуществующих на российской земле, популярна как у национал-патриотов, так и у радикальных демократов. И те и другие вкладывают в это понятие оценочный смысл. Корыстный космополитичный малый народ у Шафаревича противостоит угнетенному и ограбленному русскому народу [2]. И наоборот, инертному, безынициативному большому народу противостоит энергичное, мыслящее по-европейски меньшинство (многочисленные публичные выступления В. Новодворской, А. Коха и др.). В действительности все гораздо менее драматично. Противостояние двух народов, состоящих из более и менее интеллектуально продвинутых социальных слоев, в России, как и в Европе, явилось неизбежным следствием неравномерности развития творческого процесса в обществе и было со временем под влиянием этого же процесса преодолено. Закон сохранения творческой энергии работает и при перераспределении уровня развития творческого процесса между социальными слоями внутри одного общества. Так, в результате большевистской революции в России и при демократизации и распространении массовой культуры в Европе в XIX — первой половине XX веков существенно снизился уровень творческого развития элиты, однако это снижение компенсировалось проникновением культурных ценностей в самые темные слои народных масс. Уровень творческого развития элиты тонким слоем был распределен среди существенно превосходящей по численности неэлитной части общества. В результате массы, конечно, не смогли подняться до уровня элиты, их культура кажется ублюдочной на фоне творческих достижений интеллектуальной элиты прошлого. Однако нельзя отрицать, что в результате этого перераспределения и распространения массового образования и культуры уровень развития творческого процесса, понизившись на уровне элиты, повысился на уровне общества. Раздел 7. РАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА Сопоставляя взгляды великих мыслителей XVIII века: Лок-ка и Юма, Гольбаха и Вольтера, Тюрго и Мендельсона, Кон-дорсе и Вольтера, Монтескье и Гельвеция, Дидро и Руссо, Адама Смита и Иммануила Канта, Джефферсона, Пейна и Бентама, выдающийся либеральный мыслитель Исайя Берлин, отмечая огромное разнообразие их идейного наследия, пришел к такому выводу: «...все они, пусть и в разной степени, верили... что люди по природе своей создания разумные, общественные и уж во всяком случае (если их только не обманывают мошенники и не сбивают с толку дураки) способны разобраться, что именно необходимо им самим и окружающим» ([13]к разд. 1). Понимание рациональной природы и мотивов индивидов и их социальных отношений стало основой формирования общественного сознания и социально-политической системы стран Запада. Позже идеи рационализма были в значительной степени дискредитированы жестоким опытом революций, войн, катастроф, кровавых социальных экспериментов первой половины XX века, проводившихся под флагом борьбы за утверждение в жизнь общественных принципов, воспринимаемых их носителями как разумные, идеальные и рациональные. Обещания скорейшего торжества разумного, рационального мироустройства не оправдались, столкнулись с нетерпением поверивших в них масс и вызвали всеобщее разочарование (одним из первых это заметил Ортега-и-Гассет). Дискредитация рационального мировоззрения под влиянием краха надежд на торжество разума в XX веке привела к формированию новых иррациональных направлений общественной мысли, претендовавших на более сложное и тонкое понимание природы человека и социальных отношений. Среди них — экзистенциализм, антиисторицизм, постмодернизм. Неудачные поиски нового социального идеала (такие как коммунизм и нацизм), основанные на своеобразной смеси новых рациональных идей и продуктов разложения умирающих традиционных иррациональных идеологий, привели к катастрофическим для народов мира последствиям. Следствием стало своеобразное табу, наложенное в западной общественной мысли на саму возможность сформулировать универсальный социальный идеал. Последние десятилетия XX века дали принципиально новый опыт. Происходящее сегодня глобальное столкновение между рациональным и иррациональным миром делает реабилитацию в общественном сознании и гуманитарной мысли универсальных рациональных идеалов остроактуальной темой. За последнее время общества, основанные на рациональном, позитивистском мироощущении, утвердились и функционируют на большей части земного шара. Это и китайский авторитарный госкапитализм, основанный уже не на сакрализации обычаев и традиций или марксистских догм, а на идеальной цели достижения максимального индивидуального материального благополучия, то есть, по сути, вестернизи-рованный. Это и «азиатские тигры», и секуляризированная Турция, и достаточно динамично развивающаяся Индия — даже в этой огромной и традиционно архаичной стране медленно, но необратимо идет процесс вытеснения иррационального из общественного сознания, и он уже не ограничивается только элитой. Это и Россия, и Восточная Европа, которые отказались от мниморациональной коммунистической идеологии и, несмотря на огромные проблемы, получили все еще не реализованную (по крайней мере Россией) возможность для рационализации. Процесс горизонтально распространяющейся рационализации встретил бешеное сопротивление иррациональных общественных институтов, наиболее дееспособным из которых оказался ислам. Исламский мир стал главным форпостом противостояния рационализации. Более того, в ответ на идеологическое наступление западной цивилизации мир ортодоксального ислама начал террористическое контрнаступление на нее. При всей очевидной важности угрозы со стороны ислама нельзя недооценивать и опасность активизации новых иррациональных культов, например Аум Синрике в Японии, Фа-луньгунь в Китае или «Черных мусульман» Фаррахана в США. Сохраняется также и опасность для рациональных основ западного общества, исходящая от старых мистических учений, таких как христианство, иудаизм, буддизм, индуизм, еще не исчерпавших свои деструктивные возможности и влияние. Только более последовательная реализация рациональной социальной парадигмы может дать западному обществу возможность эффективно бороться за выживание, сохранять боеспособность в схватке с наступающими иррациональными силами. Горизонтальная рационализация, идущая с огромным трудом, должна быть подкреплена внутренней, вертикальной рационализацией социальных систем самих стран Запада. Этот процесс может быть основан на воссоздании рациональной социальной идеологии (корни которой уходят в творческие достижения Нового времени), на обретении социального идеала, призванного стать направлением для проведения глубоких структурных реформ. В XVII-XIX веках были сформулированы и приобрели широкую популярность теории позитивизма, рационализма, утилитаризма, индивидуализма, гуманизма, атеизма, дарвинизма. В совокупности заложенные в них идеи составляют рациональный взгляд на природу человека и окружающий его мир, включая осознание того, что единственной объективной ценностью человеческого общества являются жизненные, практические интересы составляющих его индивидов. Рационалисты Нового времени создали различные, несовместимые друг с другом модели реализации рационального идеала в социуме (от свободного рынка А. Смита до коммунизма К. Маркса). Однако задача создания общепризнанной, адекватной реальности идеально-типической модели организации социального мира, способной определить направление развития на пути к рациональному общественному идеалу, поставленная еще рационалистами XVIII века, так и не была решена. С высоты сегодняшнего исторического опыта можно говорить не о воплощении a priori недостижимого идеала (реализации утопии), но о движении к нему; не о создании совершенного общества, но о направлении совершенствования существующих социальных отношений; не о строго научной теории, но об упрощенном, схематическом описании общественных процессов, не претендующем на всеохватывающее описание реальности. Социальная жизнь сложнее любых теорий. Попытки реализовать идеальные принципы, любой ценой воплощая умозрительные социальные модели в жизнь, чрезвычайно опасны. В этом смысле поучителен пример марксизма в его радикальном коммунистическом варианте, который породил многочисленные жертвы, принесенные в процессе реализации утопического проекта. Однако социальные преобразования, движимые определенными социальными идеалами, могут приводить и к положительным результатам. Тот же марксизм в реформистском варианте сыграл существенную позитивную роль в общественном процессе. Реформистские социалистические партии, не ставившие перед собой задачу немедленной буквальной реализации предложенного Марксом социального проекта, во многом определили приоритеты развития западного общества в XX веке. Во второй половине XX столетия в западной политической культуре стало господствовать представление о том, что само понятие социального идеала не нужно и даже вредно. Самый известный пример подобных взглядов — антиисторицизм К. Поппера, отрицающий любые попытки формулирования исторических закономерностей, логики и идеалов социального развития [1]. Объективно подобные теории (в том числе и К. Поппера) служили на протяжении второй половины XX века теоретическим обоснованием канонизации существующих социальных отношений, прежде всего в интересах правящих западных элит. Наиболее модное течение общественной мысли конца XX столетия — постмодернизм также отрицает рациональные и позитивистские представления о социальной жизни. Как пишет Ф. Уэбстер, «сами постмодернисты считают, что им удалось избавиться от смирительной рубашки Просвещения, прекратить погоню за истиной и тем самым обрести свободу различий: в анализе материала, объяснении и его интерпретации» [2]. Это сверхпопулярное течение современной общественной мысли декларирует равнозначность подлинной реальности и ее отражения в словах, образах и медиа-версиях, равноправие фактов и их интерпретаций. Таким образом, лишается смысла сама возможность объективной оценки социальных действий и процессов с точки зрения рациональных критериев. Постмодернизм, ставя под сомнение объективность какой бы то ни было реальности, канонизует инструменты манипуляции и создаваемой ими мнимой действительности. Один из отцов-основателей постмодернизма Мишель Фуко писал: «Действительности вообще нет; все, что есть, это язык, и даже говоря о языке, мы вынуждены пользоваться им же» (цит. по [2]). Естественно, что в мире, где нет ничего прочного и объективного, где предметы меняются в зависимости от угла зрения, — в этом постмодернистском царстве неопределенности и иллюзорности инструменты манипуляции провозглашаются естественными, органичными для человеческого сознания. С позиций постмодернизма любые посягательства на существующую социальную реальность (которая эфемерна и иллюзорна) кажутся бессмысленными. Отсутствие представления о социальном идеале в современной западной общественной мысли закрывает путь к движению вперед, не дает возможности адекватно отвечать на вызовы времени. Социальные предложения сегодняшней правящей западной элиты локальны и преследуют краткосрочные, тактические цели, не позволяющие формулировать долгосрочные, стратегические проекты социальных преобразований. Кроме того, нельзя не учитывать того, что и тактические задачи невозможно успешно решать не имея стратегического, идеологического видения развития ситуации. Плюрализм ценностей, о котором любят говорить последователи К. Поппера и И. Берлина, не отменяет необходимости поиска пути к рациональному согласованию этих ценностей. Социальному развитию общества необходимо обрести направление движения, социальный идеал, на который оно будет ориентироваться. Этот идеал может быть воплощен в образе рационального социума, дающего оптимальные возможности для согласования и оптимизации достижения внутренних мотивов каждого индивида, индивидов в обществе; интересов разных обществ, нынешних и будущих их поколений. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА УСЛОВИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА Известный американский ученый Дж. Роулз — один из немногих относительно современных авторов, дерзнувших сформулировать идеальные принципы социального перераспределения. Его принципы справедливости основаны на идее общественного договора. По теории Роулза, «их могли бы выработать индивиды под вуалью неведения о своих личных интересах, о своих качествах и, следовательно, о том положении, которое они смогут занять в этом обществе»; «среди существенных черт этой ситуации находится то, что никто не знает своего места в обществе, своего классового положения и социального статуса, а также своей судьбы при распределении природных дарований и способностей ума, силы и пр.» (см. [5] к разд. 1). Вывод Дж. Роулза о том, что в этом случае в качестве идеальной будет выбрана система перераспределения, защищающая прежде всего интересы наиболее обделенных индивидов, представляется достаточно сомнительным (индивиды, по Дж. Роулзу, опасаясь оказаться в роли самых необеспеченных, в первую очередь позаботятся о них). По нашему мнению, наоборот, индивиды, не обладающие полнотой информации, с высокой долей вероятности, будут склонны переоценивать свои возможности и шансы. Из чего явно не следует, что они будут заранее оговаривать преференции для самых обездоленных, как это считает Роулз. Скорее прав Дэниел Белл, который в работе «Грядущее постиндустриальное общество» писал: «...если определять общество вслед за Роулзом как „корпоративное предприятие, отвечающее взаимной выгоде", то почему бы, следуя его логике, не предоставить больших стимулов тем, кто в состоянии увеличивать совокупный общественный продукт, и использовать этот растущий «социальный пирог» для взаимной (хотя и дифференцированной) выгоды всех» [3]. Если, в свою очередь, продолжить логику Д. Белла, то можно предположить, что предложенный им вариант организации перераспределения, ориентированный на рост совокупного благосостояния, был бы основан на социальном стимулировании оптимального соотношения функций, выполняемых индивидами, и их способностей. Несмотря на достаточно сомнительные выводы Дж. Роулза, его подход к формулированию социального идеала по принципу свободного выбора рациональных индивидов представляется чрезвычайно плодотворным. Для того чтобы выработанный социальный идеал (или принципы справедливости, по Дж. Роулзу) в полной мере отвечал реальным интересам индивидов, он должен стать результатом их рационального выбора, условия для совершения которого противоположны предложенным Дж. Роулзом, то есть основаны не «на вуали неведения», а на полном объективном знании. Рациональный выбор принципов справедливости должен быть выработан индивидами, не подверженными влиянию манипуляции, которые имеют всю полноту информации, необходимую для того, чтобы сделать рациональный выбор. Эти индивиды должны иметь адекватное представление о своих имманентных качествах и способностях и качествах других индивидов, а также знать, какое место на социальном поле они займут при условии существования той или иной формы социального порядка. Только в таких условиях индивиды смогут совершить рациональный выбор варианта правил организации социальной системы, который будет для них наиболее выгодным из всех возможных альтернатив. Общество, организованное на основе такого выбора, можно обозначить как идеально-рациональное. Цель рационального выбора Известный социолог Джордж Хоманс определяет рациональный выбор так: «Выбирая между альтернативными действиями, человек избирает то, которое обеспечит наибольшее значение величины, получаемой при умножении ценности результата, как она воспринимается на данный момент (V), на вероятность его достижения (р)» [4]. Учитывая множественность и разнонаправленность мотивов индивида, можно констатировать, что рациональный выбор действий индивида в каждый момент социальной жизни должен определяться стремлением максимально реализовать все его имманентные мотивы. То есть рациональный индивид выбирает тот вариант социальных действий, который дает ему возможность получить наиболее высокое значение удовлетворения: а (основного социального инстинкта) + b (сберегающего социального инстинкта) + с (творческого инстинкта) + d (инстинкта наследования) — с наибольшей вероятностью (р). При этом необходимо учитывать, что реализация одних внутренних мотивов не в состоянии компенсировать отсутствие или предельно низкие значения реализации других мотивов. Плодотворная творческая активность не может компенсировать страданий от отсутствия необходимых для нормальной жизни и работы социальных ценностей. Социальная карьера без творчества не может дать полного удовлетворения. Возможность потери в результате социальной деятельности жизни и здоровья делает бессмысленными временные достижения и успехи. Угроза гибели последующих поколений в мировой катастрофе ставит под сомнение все текущие усилия. Для получения стабильного удовлетворения от социальной жизни индивиду необходимо достичь относительно высокого уровня реализации всех его основных внутренних мотивов. Таким образом, любые варианты, включающие крайне низкие показатели реализации хотя бы одного из внутренних мотивов, не могут быть рациональным выбором индивида. Рациональный выбор предполагает равноправный учет вероятности успеха или неудачи в реализации всех внутренних мотивов. Таким образом, социальная система, организованная исходя из рационального выбора индивидов, должна дать каждому индивиду наиболее полную возможность для гармоничной реализации внутренних мотивов. Функция рационального выбора Рациональным выбором (х) индивида является вариант социальных действий, дающий наиболее высокое значение функции x=|(a)(p)+|(b)(p)+|(c)(p)+|(d)(p), где а, Ь, с, d — наиболее высокие показатели значения удовлетворения соответствующих внутренних мотивов; р — их вероятность; знак | перед обозначением каждого внутреннего мотива означает, что из вариантов рационального выбора исключены и не рассматриваются вероятности, предусматривающие предельно низкие значения их удовлетворения. Социальный результат рационального выбора При выборе принципов организации общества рациональный индивид может ориентироваться только на то, насколько эти принципы будут соответствовать задаче реализации его имманентных мотивов. Таким образом, общество, организованное на основе рационального выбора, будет представлять собой идеальный рынок для каждого индивида, в котором тот покупает услуги всех других индивидов, то есть предоставляет им права на социальные преференции, исходя из того, насколько полезна для него их деятельность. Оценивая деятельность других членов общества, рациональному индивиду придется учитывать, что социум должен мотивировать их исполнять те или иные социальные функции, то есть учитывать то, что для успешного выполнения различных социальных функций необходимо их адекватное социальное поощрение. Рациональный индивид передаст позиции на социальном поле другим, исходя из собственной заинтересованности в выполнении этими индивидами определенных социальных задач. Он заинтересован в правилах организации социальной системы, при которых деятельность других индивидов стимулировалась бы позициями социального статуса в соответствии с той пользой, которую она приносит данному индивиду. Руководствуясь этим, рациональный индивид выбирает такие принципы организации общества, которые обеспечили бы социальное стимулирование оптимального для него соотношения функций, выполняемых членами общества, и их способностей. Социальная иерархия в обществе, организованном исходя из рационального выбора индивидов (идеально-рациональном обществе), должна быть построена по законам рыночного спроса на основе соотношения спроса и предложения. При таком подходе наиболее значимые социальные позиции получат индивиды, выполняющие особенно ценные для других индивидов (спрос) и дефицитные (предложение) функции. Этот принцип должен определять иерархию и профессиональных страт, и индивидов внутри них. Наиболее ценные способности, как правило, являются и наиболее дефицитными. Творческие способности совмещают в себе дефицитность (они всегда эксклюзивны) и ценность (позволяют индивиду эффективно выполнять свои функции по их идеальной мотивации и обеспечивают развитие творческого процесса). Индивиды, обладающие такими способностями, в интересах других членов общества должны быть максимально социально мотивированы, чтобы заниматься соответствующей своим талантам деятельностью. Функции, не требующие специфических способностей, лишены эксклюзивности, их может осуществлять практически любой индивид. Поэтому подобная деятельность не дает возможности претендовать на стимулирование высокими позициями социального статуса. Обществу необходим труд и тракториста, и ученого. Но предложение этих способностей на своеобразном социальном рынке разное. Хорошим трактористом может стать практически любой физически здоровый человек, а количество выдающихся ученых ничтожно мало. Существует очевидная закономерность: чем ценнее для общества функция, тем меньше людей, способных ее качественно выполнять. Если построить иерархию способностей членов общества к профессиям тракториста, таксиста, официанта, рабочего, мусорщика, окажется, что различие в способностях у членов общества к этим профессиям минимально. То есть на жизни общества никак не скажется, какие его члены будут выполнять эти функции и какими способностями они будут обладать. Совершенно другая ситуация складывается с профессиями ученого, писателя или разработчика компьютерных технологий. Разброс уровня способностей у индивидов к осуществлению этих чрезвычайно важных функций огромен (от большинства не способных к ним вовсе до единиц-гениев). Поэтому обществу необходимо социально стимулировать соответствующий профессиональный выбор индивидов, наиболее способных именно к таким функциям. Рациональные индивиды организовали бы профессиональные страты таким образом, чтобы статус индивидов внутри группы определялся в соответствии с ценностью их деятельности для других индивидов. Множество индивидов, соответствующее спросу общества на ту или иную функцию, располагалось бы в социальной иерархии по степени индивидуальной ценности их деятельности для других индивидов. А значит, социальная иерархия внутри страт формировалась бы исходя из качества выполнения индивидами профессиональных функций по их идеальной (творческой) мотивации. При этом профиль иерархии должен соответствовать степени дифференциации полезности деятельности индивидов. Внутри менее ценных для общества функциональных групп профиль социальной иерархии может быть ближе к горизонтали. Среди более квалифицированных профессиональных страт он круче.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |