КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деградация и крах большевистской элиты 2 страница
Методы рекрутирования привлеченных участников Круг индивидов, которые в результате социальной деятельности второго вида могут рассчитывать на получение по-зитивного баланса потраченных и приобретенных первич-ных ценностей, чаще всего очень узок. Как показывает Историческая практика, любые социальные катаклизмы (и революции, и консервативная реакция) приводят к временному ухудшению положения большинства неэлитной части общества. В этой ситуации сыграть роль «свободных всадников» и, не напрягаясь, выиграть от изменения или насильственного сохранения социального порядка удается ЛИШЬ немногим. Чаще всего львиную долю преференций от социальных пе-pемен делят между собой представители новой элиты, а таким те бывшие «свободные всадники», которые благодаря своим социальным и личностным характеристикам со временем попадают в их число. При этом «свободные всадники» впо-следствии зачастую замещают в правящей элите инициаторов перемен из бывшей контрэлиты (характерный пример — формирование элиты постсоветской России). Радикальные насильственные социальные изменения (ИЛИ борьба с их угрозой) обычно связаны со строгим, основанным на угрозе репрессий, контролем со стороны элиты или контрэлиты за полноценным участием в них других обществ. В этой ситуации только немногим индивидам удается гарантированно избежать угрозы сущест венных потерь жизненных ресурсов и стать «свободными всадниками». Инициаторы склоняют индивидов к иррациональным действиям не только с помощью репрессий. Для того чтобы контролировать действия большинства, не дать ему выйти из повиновения, одних репрессий недостаточно. Большинство, если не создать у него внутренний настрой на повиновение и следование за меньшинством, не может быть управляемо силой. Насилие, чтобы быть эффективным, всегда сочетается с манипуляцией. Инициаторы социального действия привлекают к участию в нем других индивидов следующими способами: • с помощью насилия создается ситуация, когда последствия всех альтернативных вариантов социального поведения оказываются для индивида еще хуже, чем те, которые наступят, если он примит участие в действии, в котором заинтересованы инициаторы. Таким образом, потенциальные участники действия ставятся перед искусственным выбором — между плохим и ужасным, между двумя вариантами иррационального поведения. То есть между участием в действии (например, в войне) и отказом участвовать в нем, ведущим к репрессиям — насильственному лишению жизненных ресурсов. Так, несмотря на иррациональность участия в любой войне, большинство индивидов безропотно идет на бойню, так как общество, по выражению Льва Троцкого, «ставит солдата перед альтернативой возможной смерти впереди и неизбежной смерти позади окопов». • с помощью создания ложных ценностей, ради которых совершаются данные социальные действие. Созданные ложные ценности не имеют отношения к рациональным мотивам индивидов. Среди них — религиозные, традиционные, патриотические, идеологические ценности и т. д. Крайняя форма результатов такой манипуляции — действия камикадзе по поддержанию величия японской империи, террористические акты шахидов, направленные на разрушение обществ, являющихся для них религиозными антагонистами, — США, Израиля или России. • с помощью создания ложных представлений о результатах, которые ожидают индивида благодаря участию в данном действии. Пример такой манипуляции — «великая американская мечта», являющаяся едва ли не основным фактором поддержания лояльности американского общества к существующей там социальной системе. Даже такой апологетически настроенный к американскому обществу автор, как Збигнев Бжезинский, пишет: «Стремление к личному богатству— сильнейший социальный импульс в американской жизни и основа американского мифа... Число неудачников неизбежно превышает число добившихся успеха, но именно последних пропаганда популяризирует, фокусируя мечты Миллионов на заманчивой Америке» [2]. То есть миллионам американцев внушается вера в высокую вероятность выдающегося социального успеха, при том что для большинства из них, не обладающих выдающимися личными и социальными качествами, данная вероятность близка к нулю. Тем не менее большинство американцев, уверенных в том, что существующий порядок способен принести им крупный социальный выигрыш, привлекается к действиям по его поддержанию. Этот вариант манипуляции также распространен при контрсистемных действиях, когда контрэлита внушает не-элитному большинству, что в результате перемен его жизнь изменится к лучшему (на этом мифе были основаны практически все революции Нового и Новейшего времени). • с помощью рационального согласования интересов инициаторов действия и его привлеченных участников. При этом следует учитывать, что рациональное согласование интересов членов группы — идеально-типическая модель, в чистом виде нереализуемая, можно говорить только о движении к ней (см. подраздел «Рациональность формы проведения социальных преобразований»). ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ ВТОРОГО ТИПА И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ Социальные действия второго типа по их результату можно разделить на ведущие к перераспределению первичных цен ностей и позиций социального статуса в обществе в пользу: • правящей элиты — действия по поддержанию социаль ного порядка; • отдельных социальных групп — действия по локальному изменению социального порядка; • контрэлиты — действия по радикальному изменению социального порядка. Действия по поддержанию социального порядка Любая социальная система требует от индивидов действий, направленных на поддержание ее существования. Индивид платит налоги, участвует в выборах, служит в армии — то есть осуществляет так называемые гражданские обязанности. При этом, чем бы ни объяснял сам индивид цель своих действий — «долгом перед Родиной» или «патриотическим рвением» — подлинный их смысл в поддержании существующей социальной системы. Только в случае, если возможное изменение существующего социального порядка противоречит подлинным интересам индивида, у него может быть рациональная мотивация выполнять свой «гражданский долг». То есть для индивида рационально поддерживать своими действиями только тот порядок, который дает ему наиболее полную возможность потреблять первичные ценности по сравнению со всеми возможными на данном этапе развития общества альтернативами. Все остальные мотивации к гражданской лояльности основаны на манипуляции или угрозе социальных репрессий и насилия со стороны государства. Любые социальные перемены могут быть опасны прежде всего для элиты, ей есть что терять в отличие от непривилегированных граждан, которым, по меткому выражению Маркса, нечего терять, кроме своих цепей. Таким образом, деятельность по поддержанию существующего порядка рациональна Прежде всего для правящей элиты, в наибольшей степени поль-зующейся теми преимуществами, которые дает существующий в обществе порядок распределения первичных ценностей. Поддержание социального порядка является для правящей элиты и страт управления функциональной деятельностью. Для остальной части общества это обязанности второго типа по сравнению с первым — функционально-профессиональной деятельностью. Так как большинство индивидов рационально не заинтересовано выполнять свои обязанности, элита мотивирует их еочетанием насилия и манипуляции. В результате происходит манипулятивный обмен первичными ценностями между Правящей элитой и обществом. Общество отдает свои жизненные и социальные ресурсы, получая взамен усилия элиты ПО организации поддержания существующего социального порядка, невыгодного значительной части общества. Только в случае, если элита поддерживает порядок, наиболее рациональный для данного уровня развития, ее деятельность перестает носить манипулятивный характер (об этих редких в истории случаях было написано выше). Элита ставит индивидов в условия, когда отказ от дейст-вий по поддержанию социальной системы становится нерациональным, так как ведет к государственным репрессиям по отношению к отказавшемуся. Пассивный отказ от выполнения действий по поддержке социальной системы не может дать индивиду существенных социальных преференций. Напротив, отказ от таких повинностей, как налоговое бремя или обязательная военная служба, может повлечь за собой репрессии и потребовать от индивида потери еще больших ценностей. Отказ от повинностей рационален только относительно отдельных гражданских обязанностей, неисполнение Которых не карается репрессиями со стороны государства. Например, сегодня большинству рядовых избирателей демократических стран рационально не участвовать в выборах, так как исход этих выборов в подавляющем большинстве случаев никак не влияет на жизнь избирателей. Однако при этом участие в них требует отдачи, пусть минимальных жизнен ных ресурсов (время и усилия, затраченные на приход на уча сток и голосование) политикам, действительно социально за интересованным в результатах выборов. Локальные действия по изменению социальной системы Действия, направленные на локальное перераспределение первичных ценностей и позиций социального статуса в пользу тех или иных тендерных, социальных, национальных и профессионально-функциональных групп, не преследуют цели радикального изменения социальной системы и смены правящей элиты. Более того, в условиях современной представительной демократии перманентный процесс локального перераспределения — важнейшее условие нормального функционирования социальной системы. Для осуществления этих действий работают различные социальные институты современного общества. Среди них — профсоюзы, ассоциации потребителей и предпринимателей, организации различных меньшинств, женские организации, политические партии и т. д. Задача этих организаций — повысить оценку общества определенных групп индивидов, сделать для них более выгодным социальный обмен. Профсоюзы, организации предпринимателей, национальные и женские организации, союзы всевозможных меньшинств добиваются повышения общественной оценки соответствующих характеристик социальных потенциалов данной группы, данного пола, данного меньшинства, данной национальности. Отраслевые и профессиональные ассоциации радеют за социальные интересы соответствующей страты рода деятельности в целом или ее отдельных сегментов, то есть за повышение оценки обществом значения соответствующей профессиональной специфики функционального потенциала их членов. Ассоциации потребителей и производителей помогают индивидам в социальной роли потребителей или производителей избегать манипуляции в ходе процесса социального обмена. Современные политические партии на Западе лоббируют интересы целого набора социальных, национальных, культурных, профессиональных, экономических групп, в том числе и вышеперечисленных. О том, что современные партии и политическая система в целом становятся заложниками интересов организованных меньшинств, которые благодаря своей организованности в значительной мере определяют исход выборов, сказано немало. Хотелось бы отметить другое: их деятельность, преследуя цели локального социального перераспределения, на практике поддерживает легитимность существующей социальной системы и правящей элиты. Зачастую политические партии добиваются перераспределения первичных ценностей в пользу отдельных организованных меньшинств в обмен на гарантии незыблемости системного перераспределения в пользу правящей элиты. в результате выигрывают меньшинства и элита и проигры-вает большая часть общества. Борьба за перераспределение в пользу социальных групп может предполагать манипуляцию обществом или, наоборот, борьбу с манипуляцией со стороны общества относительно данной приоритетной группы. Это зависит от того, насколько рацио-нальна оценка социумом данной группы. Если цель — более рациональная, недискриминационная оценка группы социумом, более эквивалентный обмен между группой и обществом, тогда деятельность рациональна и для группы, и для общества. Если действия направлены на утверждение или сохранение иррацио-нальных привилегий, на сохранение манипулятивных возможностей группы, тогда деятельность рациональна для группы, но носит характер манипуляции для общества. На уровне каждого социального института можно выделить идеальные декларируемые цели защиты интересов тех или иных приоритетных групп и социальные цели бюрократии данного института. Любая организация порождает бюрократию, которая манипулирует рядовыми участниками движения. Соотношение идеального и социального в ее деятельности динамично и зависит от внешних и внутренних субъективных факторов. Действия по радикальному изменению социального порядка Рациональная цель действий индивида по радикальному изменению социального порядка — повышение жизненной социальной траектории по отношению к той, которая прогнозируется в существующей социальной системе исходя из существующей оценки его потенциалов социального статуса. Позитивное изменение социальной траектории индивида может произойти в результате реорганизации социальной системы, ведущей к повышению оценки его потенциалов. Причина любых социальных преобразований — в стремлении индивидов полнее реализовать свой социальный инстинкт. Индивиды зачастую сталкиваются с невозможностью реализовать в данном обществе свои социальные амбиции или с тем, что решение этой задачи требует неприемлемого для них объема расходуемых жизненных ресурсов. Иными словами, с тем, что данная система в силу специфики оценки личных и социальных характеристик (потенциалов социального статуса) не может дать данному индивиду чаемые перспективы. В таком случае индивиду остаются два варианта решения задачи: первый — смена страны проживания; второй — изменение социальной системы в стране. Эмиграция далеко не всегда возможна и социально перспективна. «Если система не может оценить меня по достоинству, я изменю систему», — говорит амбициозный индивид и начинает работать на изменение существующего устройства общества. В этом выборе индивидов — единственное рациональное объяснение всех контрсистемных революционных и социально-протестных действий, какими бы красивыми словами и идеями они ни прикрывались. Естественно, так поступают не все и не при любых обстоятельствах. Для того чтобы индивид начал бороться с системой в силу общей рациональной природы человеческого поведения, у него должна быть определенная, реальная или внушенная манипуляцией надежда на реальность решения поставленной задачи. В центре любых серьезных антисистемных движений стоит контрэлита, которая 1) сама верит в возможность успеха и 2) внушает эту уверенность массам. У среднего, ничем не выдающегося человека нет возможности даже в случае социальных изменений радикально и надолго повысить свой социальный статус. Это может произойти только в случае редкой социальной случайности, а, как мы уже писали, результа-ты подобных случайностей постепенно нивелируются. Напро-тив, участие в социальных переворотах часто требует даже от рядовых участников серьезного риска и траты жизненных ре-сурсов. Поэтому большинство рядовых участников процесса находится под воздействием социальной манипуляции. Ее источник — контрэлита, члены которой действуют исходя из относительно рациональных соображений и поэтому имеют реальные возможности радикально, позитивно изменить свою социальную участь. Поэтому контрэлита формируется из представителей имманентных элит — обладателей высоких значений определенных потенциалов социального статуса, не включенных в правящую верхушку, которые в силу этого обстоятельства имеют шансы в случае перемены сис-темы стать членами статусной элиты. Контрэлита ориентируется на организацию социальной системы, дающую более высокие значения потенциалам социального статуса ее членов. Привлеченные участники социальных переворотов могут также быть заинтересованы в планируемом изменении системы, но в отличие от контрэлиты и "свободных всадников» вынуждены платить слишком высокую цену за свои ограниченные социальные достижения. Например, во время утверждения власти большевиков в России жертвами манипуляции явились не только участники fix групп (часть дворян или казаков, которая поддерживала большевиков), которые заведомо не могли выиграть от новой социальной реальности. Большая часть индивидов (рабочие, бедные крестьяне или евреи), чей социальный потенциал в результате Октябрьского переворота вырос, также стали объектом манипуляции. Только меньшинство из них, члены которого принадлежали к имманентной элите динамического и функционального (по новым требованиям болыпевист ского общества) потенциала, смогло войти в новую правящую элиту и хотя бы на время резко улучшить свое социальное положение. Большинство представителей этих групп выиграли от нового строя ничтожно мало по сравнению с теми лишениями, которые требовала от них социальная деятельность по его утверждению. Представители контрэлиты, так же как и привлеченные ими участники, в реальности не могут полностью адекватно оценить последствия своих действий для себя. Для точности такого анализа не может быть необходимой полноты информации. В условиях неполноты информации представления о последствиях действий могут основываться только на приблизительной оценке шансов на тот или иной исход ситуации. У членов контрэлиты (состоящей из соответствующих имманентных элит потенциалов социального статуса) существуют реальные шансы на социальный выигрыш (то есть их действия относительно рациональны). Напротив, у других участников такие шансы крайне низки, соответственно они являются объектом манипуляции со стороны контрэлиты. Известно, что члены антимонархической контрэлиты революций 1917 года — лидеры эсеров, меньшевиков, кадетов — в подавляющем большинстве ничего не выиграли от революции и кончили эмиграцией или тюрьмой при большевиках. Их расчеты на социальное продвижение в силу неблагоприятного развития политических событий не реализовались. Однако у них, безусловно, были определенные шансы повернуть Россию на западноевропейский демократический путь развития и стать ее правящей элитой. У рядовых революционеров и оппозиционеров (обладателей низких значений потенциалов социального статуса) в принципе не было перспектив существенного социального роста. Другой пример — победившая большевистская контрэлита. Бьльшая ее часть тоже была обманута в своих ожиданиях (сознательных или неосознанных) на пожизненное пребывание у руля страны. Все же на протяжении достаточно длительного периода времени (для одних — до конца 20-х, для других — до конца 10-х годов) их социальная траектория шла по восходящей. Напротив, у большинства красноармейцев и партактивистов, которые не принадлежали к имманентным элитам, но не меньше, чем большевистские вожди, рисковали жизнью и вкладывали свои жизненные ресурсы в общую победу, шанс хотя бы на временный существенный социальный выигрыш от революционных событий был крайне незначительным. Таким образом, участие контрэлит (инициаторов) в дейст-в иях по радикальному изменению социального порядка практически всегда хотя бы относительно рационально и сопряжено с манипуляцией привлеченными участниками, к которым относится значительная часть общества. Действия по радикальному изменению общественного порядка чаще всего связаны с низкой оценкой социального потенциала индивидов системой. Поэтому они чаще всего происходят в обществах, где социальный потенциал являлся доминантным. В обществах с высоким значением динамического потенциала его обладатели (которые вообще наиболее склонны к подобным действиям) имеют объективные основания рассчитывать на высокую социальную оценку. В обществах с высоким значением функционального потенциала Индивиды могут строить иллюзии, что, получив образование, развив свои способности, они получат возможности реализо-вать социальные амбиции. В обществах с высоким значением фактора случайности индивиды могут надеяться на социальное везение. В консервативных обществах с определяющим |начением наследственных социальных характеристик (социального потенциала) таких надежд быть не может. Дискриминируемый индивид в таких обществах знает, что социальные характеристики, доставшиеся ему от рождения, будут всю жизань, как кандалы на ногах каторжника, препятствовать его социальному продвижению. Если человек родился евреем И царской России, или крестьянином в феодальной Европе, или рабом в Риме, единственная надежда на быстрое повышение социального статуса — революция, именно при таких обстоятельствах индивиды готовы рисковать своими жизня ми, участвуя в социальном насилии. Таким образом, социально депревированные индивиды, лишенные обществом позитивных жизненных перспектив, являются наиболее удобным объектом для манипуляции со стороны контрэлит. В тех обществах, где такие индивиды со ставляют большинство населения, социальные потрясения неизбежны. Наоборот, в обществах, где социальный потен циал не определяет судьбу индивидов, человеческие ресурсы для действий по радикальному изменению системы недоста точны. Индивиды с помощью манипуляции со стороны элит (см. рассуждения Бжезинского о великой американской мечте) в большинстве своем сохраняют надежду на достижение успеха в рамках существующей системы и не готовы расходовать свои жизненные ресурсы для ее изменения. Этим надеж дам трудно противопоставить убеждения контрэлиты. Данная ситуация объясняет то, что контрсистемные мыслители последние полвека постоянно ищут социальные слои, способные стать новой революционной силой в обществе. По нятно, что пролетариат недостаточно дискриминируем обществом для того, чтобы стать революционной силой. Поэтому радикальные авторы, такие, как Маркузе, Фанон, Дебре и другие, ищут «подлинно революционную силу» среди разного рода маргинальных групп, безработных, студентов, расовых и национальных меньшинств, эмигрантов, «внешнего пролетариата в странах третьего мира и т. д. Однако в современном обществе и эти группы не настолько дискриминируемы, что бы активно добиваться социальных перемен. Отсутствие критической массы социально депревированных людей в значительной степени объясняет прекращение радикальных социальных изменений и массового политического насилия в современных развитых странах, после того как социальный потенциал перестал там быть доминантным (после крушения сословного устройства общества в XVIII—начале XX века). Раздел 5. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |