Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Манипуляции и эксплуатации 4 страница




Если проанализировать отношения эксплуатации с точки зрения обмена социальными ресурсами между различными функциональными группами в обществе, станет очевидным, что марксистская теория упрощает ситуацию. Так, в ней не учитывается возможность эксплуатации через другие, поми­мо собственности, экономические и неэкономические инст­рументы обеспечения неэквивалентного обмена ресурсами.

Например, через манипуляцию, которую осуществляют ме­неджеры (не только другими наемными работниками, но и собственниками) или компании, заинтересованные в про­движении товара (поведением потребителей).

Кроме того, классический марксизм не принимал во внима­ние эксплуатацию общества со стороны групп приписанных социальных характеристик, не связанных с собственностью (наследственно-статусных, типа поселения, национальных об­щин и т. д.).

Не учитывалась в нем и эксплуатация, источником кото­рой является правящая бюрократия (в т. ч. не имеющая отно­шения к защите интересов собственников, например, в социа­листических странах, где частной собственности на средства производства нет). Не считал достойным внимания Маркс и то, что собственники могут эксплуатировать друг друга в про­цессе хозяйственных или кредитных отношений и т. д.

В обществе существует своеобразная полифония различ­ных вариантов эксплуатации. Отношение к частной собст­венности — лишь одна из возможностей для осуществления неэквивалентного социального обмена в пользу эксплуатато­ров. Ортодоксальные марксисты первой половины XX века не понимали этого, для них эксплуатации могла происходить только на базе института частной собственности на средства производства. С этим связано то, что даже критически на­строенные к советским реалиям последователи Маркса долго не могли признать, что ликвидация частной собственности в СССР не привела автоматически к исчезновению эксплуа­тации, просто вместо капиталистов в роли основного систем­ного эксплуататора выступила правящая бюрократия. Так, Лев Троцкий до конца жизни не мог поверить в то, что соци­альная система СССР, так же как и капиталистических стран, основана на эксплуатации, и продолжал вопреки здравому смыслу определять его как «рабочее государство».

Итак, любая социальная деятельность, лишенная влияния идеальной мотивации, ведет к манипуляции, призванной обеспечить неэквивалентный (манипулятивный) социальный обмен. А значит и к эксплуатации. Основой для нее могут стать различные социальные, политические, идеологические институты (см. раздел манипуляция), а отнюдь не одна част­ная собственность. Однако в современном капиталистиче­ском мире частная собственность все же является основной приписанной социальной характеристикой и главным инст­рументом неэквивалентного социального распределения.

Эксплуатация в неидеально-рациональном обществе осу­ществляется не только в процессе трудовых и потребитель­ских отношений. Сохраняя социальную систему, менее ра­циональную, чем она могла бы быть на нынешнем уровне развития общества, заинтересованные в ее существовании элиты ставят людей в неблагоприятные социальные условия, не только не дающие адекватную социальную оценку их тру­ду, но и не соответствующие их мотивации к творческой са­мореализации. Таким образом, подвергая эксплуатации со­циально непривилегированные слои населения в качестве наемных работников и потребителей, элиты зачастую лиша­ют их и доступа к ценности творческой реализации.

Основные линии эксплуатации

Герой популярного американского фильма говорил — «мы идем на работу, которую ненавидим, для того чтобы поку­пать вещи, которые нам не нужны». В этой лаконичной реп­лике отражены два главных способа эксплуатации в совре­менном капиталистическом обществе. Привилегированные классы ставят индивидов в условия, которые заставляют их заниматься деятельностью, не соответствующей их творче­скому предназначению и потому не являющейся оптималь­ной для удовлетворения их внутренних мотивов. Забирая жизненные ресурсы наемных работников, собственники (и их контрагенты в виде привилегированного менеджмен­та) стремятся дать взамен как можно меньший объем соци­альных ресурсов, производя соответствующий неэквивалент­ный обмен в свою пользу. Затем социальные ресурсы наемных работников, полученные в результате такой деятельности, с помощью манипуляции потребительским выбо­ром конвертируются в предметы потребления, ненужные ин­дивидам с точки зрения их рациональных интересов.

Итак, сегодня существуют две основные линии эксплуата­ции. Первая линия эксплуатации: собственники (акционеры, инвесторы, кредиторы, их коллективные воплощения в виде крупных корпораций и банков) — наемные работники. Вто­рая линия: производители, продавцы, промоутеры товаров и услуг — потребители. Причем первая линия эксплуатации во многом совпадает во второй.

По второй линии не только собственники, но и наемные работники могут эксплуатировать потребителей продукции, которую продвигают на рынок их предприятия (производст­венные, торговые или помогающие им в этом рекламные или маркетинговые). Также по этой линии собственники могут становиться объектом эксплуатации, выступая в качестве потребителей. Однако наемные рабочие в отличие от собст­венников подвергаются двойной эксплуатации и со стороны собственников своих предприятий, и как потребители. Соб­ственники же зачастую манипулируют и наемными рабочи­ми, и потребителями товаров и услуг. Причем манипуляция потребителями, хотя и выгодна порой наемным рабочим, производится прежде всего в интересах собственников (ак­ционеров, кредиторов и т. п.) предприятий, присваивающих львиную долю ее результатов.

Сами же собственники системно принуждаются к манипу-лятивному социальному обмену только как потребители. Причем чем крупнее собственность, тем выше число задейст­вованных в ней наемных работников и объем продаж товаров и услуг, производимых или продвигаемых на рынке. А значит больше сумма присвоенных в результате манипулятивного обмена первичных ценностей. Таким образом, в современном мире все-таки можно выделить группу, на которую приходит­ся наибольший объем манипулятивно перераспределенных первичных ценностей — это крупные собственники. Соответ­ственно крупные собственники в капиталистическом общест­ве составляют значительную часть обладателей наиболее высоких позиций социального статуса, полученных в процессе манипулятивного социального обмена с большинством обще­ства, прежде всего с собственными наемными рабочими, а также с потребителями продукции и услуг предприятий (банков, компаний), активами которых они обладают.

Подобный результат достигается крупными собственника­ми с помощью инструментов манипуляции, к которым они прежде других членов общества имеют доступ (СМИ, реклама, PR-технологии, корпоративная культура, брендинг и т. п.).

Социальная борьба

Борьба эксплуатируемых и эксплуататоров имеет разный социальный смысл. Любые изменения социальной системы в направлении уменьшения эксплуатации, то есть в пользу дискриминированных групп, делают обмен более эквивалент­ным, приближают общество к рациональному идеалу. Таким образом, эксплуатируемые социальные слои, ведя борьбу за свои права, работают на рационализацию общества. Эксплуа­таторы, охраняя свои привилегии, препятствуют рационали­зации, играют регрессивную роль в развитии общества.

В любом обществе идет перманентный процесс передела социальных преференций между различными группами (ста­тусными, профессиональными, национальными и т. п.).

Одна из наиболее распространенных форм социальной борьбы — противостояние между группами высоких и низ­ких позиций приписанных социальных характеристик. Так как сами эти характеристики являются инструментом мани­пуляции, группы, участвующие в противостоянии, можно условно определить как манипуляторов (эксплуататоров) — обладателей высоких позиций и манипулируемых (эксплуа­тируемых) — имеющих низкие позиции. Борьба между эти­ми группами со стороны манипуляторов ведется за сохране­ние привилегий, которые дают приписанные социальные характеристики, со стороны манипулируемых — за ликвида­цию дискриминации, связанной с этими характеристиками.

Главная арена социального противостояния — борьба групп высоких и низких позиций основной приписанной ха­рактеристики (в античном мире личная свобода и принад­лежность к наследственной социально-статусной группе; во времена Средневековья сословное происхождение; в капита­листических странах отношение к частной собственности).

Каждая группа, имеющая определенные приписанные ха­рактеристики, находится в состоянии подспудной или явной борьбы за ликвидацию дискриминации со стороны более при­вилегированной социальной общности и сохранение ее по от­ношению к менее привилегированной. Так вели себя аристо­краты, плебеи и рабы в Древнем Риме; феодалы, горожане и крестьяне в феодальной Европе; крупные собственники, мел­кие собственники и рабочие в капиталистическом мире.

При капитализме наемные работники борются с собствен­никами за отмену дискриминации; мелкие собственники пы­таются защититься от дискриминации со стороны крупных, при этом проявляя заинтересованность в сохранении дискри­минации пролетариев; крупные собственники отстаивают свои привилегии от наступления на них наемных рабочих и мелкобуржуазных элементов. По той же схеме в Средние века строились отношения аристократов, горожан и крестьян.

При этом в социальных катаклизмах всегда очень важна была роль третьей силы, с которой попеременно заключали союзы наиболее привилегированная и эксплуатируемая группы.

Хрестоматийные примеры подобных союзов: поддержка французскими крестьянами (мелкими собственниками) бур­жуазии обрекла пролетарскую Парижской коммуну на пора­жение, и, наоборот, союз пролетариев со значительной ча­стью крестьянства (мелкой буржуазией) решил в пользу большевиков исход гражданской войны в России. Когда сред­ний социальный класс борется с привилегиями высшего класса, он выступает в роли эксплуатируемого, а когда за со­хранение дискриминации низшего — в роли эксплуататора.

Сегодня третья сила — независимые творческие люди, ра­ботающие на себя прежде всего с помощью тех возможно стей, которые дает им Интернет. Люди свободных профессий всегда были небольшой привилегированной группой, не имеющей собственного социального влияния, разные пред­ставители которой пытались пристать то к буржуазии (в Рос­сии так называемая либеральная интеллигенция, кадеты), то к крестьянству (народники, эсеры), то к пролетариату (соци­ал-демократы, коммунисты).

Только с формированием интернет-общества они стали представлять собой значительную, постоянно растущую самостоятельную социальную силу. Сегодня свободные тру­дящиеся интернет-пространства могут возглавить борьбу дискриминируемого большинства населения против приви­легий крупных собственников и корпораций и сыграть глав­ную роль в грядущей интернет-революции.

Раздел 6. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Причина любого движения по пути научного, техническо­го, идеологического, культурно-эстетического, интеллекту­ального, социального развития общества — непрерывный творческий процесс.

Развитие творческого процесса на определенном уровне ведет к рационализации инструментов манипуляции, кото­рыми априори являются институты управления обществом.

В ходе процесса рационализации:

• сокращаются возможности для манипулятивного и на­сильственного использования, то есть возможности одних ин­дивидов принуждать других индивидов совершать социаль­ные действия, противоречащие их рациональным интересам;

• функции социальной системы приближаются к задачам обеспечения эквивалентного характера обмена первичными ценностями между индивидами;

• оценка социальной системой профессиональной деятельно­сти индивидов начинает основываться в большей степени на ре­зультатах достижения целей творческой (идеальной) мотивации;

• усиливается социальное стимулирование творческой ак­тивности индивидов, что ведет к увеличению темпов разви­тия творческого процесса.

Процесс рационализации является основным вектором со­циальной истории. В начале истории цивилизации появление новых достижений творческого процесса, способных стать ос­новой для начала рационализации общества, и совершенство­вание инструментов манипуляции происходили равномерно. На достаточно высоком уровне развития творческого процес­са, приведшем к более адекватному осознанию индивидами своих подлинных интересов, развитие инструментов рационализации стало опережать совершенствование инструмен­тов манипуляции. Таким образом, начался процесс рациона­лизации.

Попробуем выделить основные этапы процесса рациона­лизации социальной системы общества в ходе творческого процесса и связанных с ним научно-технических и культур­но-идеологических преобразований:

• рационализация сознания, создание более адекватной картины мира, осознание индивидами собственных внутрен­них мотивов социальной деятельности;

• рационализация идеальных целей общества;

• повышение уровня и качества потребления, дающее воз­можность для более полной реализации не только социаль­ного, но и творческого инстинкта;

• появление новых технологических возможностей для создания более рациональных социальных инструментов;

• создание новых, более рациональных социальных принци­пов и инструментов организации социальной системы, иерар­хии и поля.

Течение творческого процесса после выхода общества на путь рационализации можно описать следующим образом: его развитие приводит к рационализации идеальных целей и социальной системы, что, в свою очередь, создает более благоприятные социальные условия для творчества и прида­ет процессу дальнейшее ускорение.

Развитие творческого процесса и процесса рационализа­ции происходит по спирали и ускоряется с каждым новым ее витком, на каждом новом уровне развития.

Причинно-следственная связь развития творческого процесса и рационализации общества

Развитие творческого процесса -» рационализация общественного сознания -► рационализация идеальных целей общества -> ра­ционализация социальных инструментов -> создание более благоприятных социальных условий для творческой деятельно­сти ->• новый уровень развития творческого процесса -» даль­нейшая рационализация идеальных целей... и так по спирали.

Нелинейность, флуктуации рационализации и творческо­го процесса связаны с имманентным противоречием между функциями управляющих страт и страт интеллектуального труда. Если первые мотивированы поддерживать существую­щий социальный порядок, который дает им высокие позиции в социальной иерархии, то вторые ориентированы на творче­ский прогресс, объективно ведущий к изменению (рациона­лизации) социальной системы.

Целью правящей элиты всегда является сохранение вы­соких позиций социального статуса. Для остальной части общества эта цель может быть иррациональной, так как за­частую не способствует достижению рациональных потреб­ностей его членов. Для того чтобы манипулировать общест­вом, правящая элита навязывает ему свои социальные цели в качестве идеальных, находя для этого сакральные или мниморациональные объяснения. Таким образом, правя­щая элита стимулирует развитие инструментов манипуля­ции, что тормозит творческий процесс и рационализацию общества.

Несмотря на усилия правящей элиты, в результате дея­тельности страт интеллектуального труда в ходе творческого процесса со временем иррациональные объяснения сущест­вующего социального порядка неизбежно дезавуируются. Происходит демифологизация, рационализация обществен­ного сознания. Иррациональные объяснения необходимости поддержания существующего порядка перестают работать, элита теряет возможность манипулировать обществом. Кон­сервативная правящая элита, пока есть возможность, препят­ствует развитию творческого процесса в обществе, его влия­нию на общественное сознание и социальную систему. Затем она все же теряет легитимность. Ей приходится уступить ме­сто более динамичной реформаторской элите. Та, стремясь достичь и сохранить власть, выдвигает зачастую более рациональные для общества цели, соответствующие новому уров­ню достижений творческого процесса. Новая элита осуществ­ляет определенные рациональные преобразования социаль­ной системы, обеспечивающие поддержку подданных, ожиданиям и интересам которых они в той или иной мере со­ответствуют. Затем новые, более рациональные социальные инструменты создают условия для ускорения развития твор­ческого процесса.

На очередном витке развития новые достижения творче­ского процесса вновь вступают в противоречие с задачами правящей элиты, успевшей за это время из реформаторской превратиться в консервативную, пытающуюся сохранить статус-кво с помощью манипуляции обществом. Элита начи­нает тормозить развитие творческого процесса. Затем к вла­сти приходит новая реформаторская элита, которая со време­нем превращается в консервативную. И так далее...

Процесс рационализации развивается по модели: «им­пульс» (социальные преобразования в результате прихода к власти новой реформаторской элиты) — «затухание» (застой после перерождения реформаторской элиты в кон­сервативную). Периоду «импульс» соответствует ускорение развития творческого процесса, «затухание» рационализа­ции приводит к его замедлению.

Творческий процесс развивается при любом уровне рацио­нальности общества. Различаются только темпы его разви­тия. В условиях дерационализации социальной системы и процессов социального обмена в обществе (увеличение возможностей для манипуляции и использования) темпы развития творческого процесса уменьшаются. Он может при­обретать причудливые формы, идти в одних областях знания, затормозившись в других, надевать сакральные маски, скры­ваться в подполье, но полностью не останавливается. Как по­казала история клерикальных, фашистских и большевист­ских экспериментов по дерационализации социальной системы, даже в этих условиях, даже «из-под глыб» творче­ский процесс продолжается. Кажущийся творческий застой или даже регресс затем проявляется в накопленных творческих достижениях. Подавленная творческая энергия со вре­менем неизбежно преодолевает манипулятивные барьеры и ведет к дальнейшей рационализации.

Скорость развития творческого процесса прямо пропор­циональна уровню рационализации общества. Чем выше уровень рациональности, тем эта скорость выше. Указанное обстоятельство связано с тем, что рационализация ведет, с одной стороны, к усилению социального стимулирования творческой активности индивидов. С другой стороны, и ско­рость рационализации прямо пропорциональна уровню раз­вития творческого процесса. Ведь чем выше уровень творче­ского процесса, тем адекватнее информация об окружающем мире, которой располагают индивиды, и, соответственно, ра­циональнее их поведение.

Нелинейный характер рационализации, предполагающий временные откаты назад (дерационализацию), определяется или воздействием внешних причин (влиянием менее разви­тых обществ), или появлением внутри данного общества но­вых, более эффективных инструментов манипуляции.

Функция взаимозависимости скорости и уровня развития творческого процесса и рационализации

C = ab,

С, = ab.c,

где

С — скорость развития творческого процесса в данный момент времени;

С, — скорость развития процесса рационализации в данный мо­мент времени;

а — достигнутый уровень развития творческого процесса;

b — достигнутый уровень рациональности общества;

с — достигнутый уровень развития инструментов манипуляции.

Примечание. Функция не учитывает взаимовлияния на развитие творческого процесса и рационализацию различных по уровню развития обществ.

Творческий процесс и развитие инструментов манипуляции

Создание инструментов манипуляции — сухая ветвь творческого процесса в отличие от других его направлений, ведущих к нако­плению и совершенствованию инструментов воспроизводства первичных ценностей. Инструменты манипуляции решают вре­менные, тактические социальные задачи, деформируются и от­мирают в процессе рационализации общества.

В отличие от простого воспроизводства совершенствование инст­рументов манипуляции является частью творческого процесса, в ходе которого они усложняются технически и интеллектуально. Однако при творческом процессе вместе с совершенствовани­ем инструментов манипуляции сокращаются возможности для их использования в интересах манипуляторов. Чем адекватнее существующая в сознании индивидов картина мира, чем мень­ше в ней белых пятен, которые еще не успели заполнить дости­жения творческого процесса; чем меньше в этой картине фаль­сифицированных участков, тем сложнее осуществление мани­пуляции.

Инструменты манипуляции становятся все более изощренными, однако одновременно развивается творческий процесс, являю­щийся противоядием от этой манипуляции. Индивиды в разви­тых обществах создают социальные инструменты, ограничиваю­щие возможность отчуждать их жизненные ресурсы путем манипуляции и насилия.

В результате уровень манипуляции, то есть объем жизненных и со­циальных ресурсов, с которыми индивиды вопреки своим ра­циональным интересам вынуждены расставаться, снижается (еще быстрее сужаются возможности для насильственного ис­пользования). Сегодня в развитых странах путем манипуляции индивидов можно заставить покупать тот или иной товар, голо­совать за ту или иную партию, в крайнем случае — работать на босса вместо того, чтобы заниматься свободным творчеством, и т. п. В результате индивид совершает неэквивалентный обмен жизненных ресурсов на первичные ценности в пользу манипуля­торов. Однако этот уровень манипуляции не сопоставим по мас­штабу с результатами насильственного или манипулятивного использования людей в традиционных обществах прошлого и в странах за пределами западной цивилизации, находящихся на более низкой ступени рационализации (разрушающим здо­ровье принудительным трудом, жестокими издевательствами, смертельными рисками и жертвами).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Очаговый этап всемирного творческого процесса

Творческий процесс начал свое развитие в изолированных очагах цивилизации посреди варварского мира (Египет, Ме­ждуречье, Индия, Китай, Древняя Греция, Древний Рим и т. д.). В дальнейшем общества, являвшиеся очагами творче­ского процесса, постепенно деградировали под влиянием взаимодействия с менее развитыми обществами. Однако творческие достижения, накопленные в очагах цивилизации, не исчезали полностью, но давали импульс развитию творче­ского процесса в варварской ойкумене.

Очаги цивилизации, сгорая сами, инициировали творче­ское развитие окружающего мира.

В истории можно выделить два основных варианта рас­пространения творческого процесса.

  1. Мир варваров, стоявший ниже по уровню творческого развития, в силу своего численного превосходства или специ­фического преимущества в военной области захватывал и разрушал очаг творческого процесса (такова судьба боль­шинства древних цивилизаций — Шумера, Древнего Египта, Мохеджо-Даро, крито-микенской цивилизации, танского Ки­тая). При этом определенная часть уничтоженной культуры осваивалась победителями.
  2. Общество, являвшееся очагом цивилизации, в ходе осу­ществляемой ими территориальной экспансии вбирало в се­бя отсталые варварские страны. В результате появлялось но­вое общество, уровень творческого процесса в котором оказывался существенно ниже, чем в исходном очаге циви­лизации. Однако это общество включало гораздо более мно­гочисленные покоренные народы, уровень творческого про­цесса в которых в результате присоединения к нему существенно повышался (примером может служить раство­рение Древней Греции в эллинистическом мире, Древнего Рима — в раннесредневековой Европе).

Для того чтобы в обществе начался процесс рационализации соци­альной системы, оно должно находиться на достаточно высоком уровне развития творческого процесса, то есть накопить и адап­тировать к реальной жизни определенную сумму научных, тех­нических, гуманитарных знаний и опыта. Причем необратимость этого процесса может обеспечить только его высокое развитие в обществах, составляющих часть человечества, достаточно значительную для того, чтобы гарантировать себя от агрессии или поглощения менее развитыми обществами. Первые очаги творческого процесса, в которых он развивался вполне успешно, чтобы началась рационализация общества, — Древняя Греция, Древний Китай, республиканский Рим. В этих странах шел процесс рационализации общественного сознания и идеальных целей, создавались более рациональные социальные институты, оптимизировалось распределение позиций социального статуса. В результате функциональный потенциал индивидов в этих обще­ствах стал доминантным. Более того, оценка функционального по­тенциала по идеальной мотивации превратилась в главный источ­ник социального статуса для страт интеллектуального труда и обрела существенное значение в управляющих стратах, став важным критерием в экзаменах для чиновников в Китае, при выбо­рах руководства полисов в Греции и республиканском Риме. Однако творческий процесс в этих обществах не успел дойти до стабильного необратимого развития. Первые творчески высоко­развитые общества были поглощены менее развитой варварской ойкуменой. По инерции творческий процесс некоторое время еще развивался, например в эллинистическом мире или Римской империи, но потом под влиянием поглощенных отста­лых обществ начинался регресс. В истории Китая поглощение очага цивилизации варварами, как из­вестно, происходило неоднократно. Как только творческое раз­витие китайского общества продвигалось достаточно далеко, страну в очередной раз захватывали и разоряли кочевники. Едва китайцы успевали цивилизовать своих поработителей, как на страну накатывала новая волна варварского нашествия.

Поступательное развитие, диффузный этап всемирного творческого процесса и рационализации

Хотя в имперский период Древний Рим как очаг творче­ского процесса постепенно растворился в своей огромной империи, а затем был окончательно уничтожен варварами, в целом Западной Европе повезло больше, чем Китаю.

Европа смогла начать процесс дальнейшего творческого развития благодаря отсутствию внешнего дегенерирующего влияния (Великая степь, постоянно разорявшая Китай, была относительно далеко, в этом смысле из европейских стран не повезло только России, ставшей основной жертвой татаро-монгольского нашествия). Важную роль сыграло и то, что многие вещественные носители греко-римского наследия (книги, произведения искусства и т. д.) не были полностью истреблены и могли быть востребованы новыми поколения­ми европейцев.

Эпоха Возрождения стала началом нового этапа творче­ского процесса не только в Европе, но и в мире. На этом эта­пе процесс достиг достаточно высокого уровня в значитель­ной части обитаемого мира, для того чтобы обеспечить его необратимое поступательное развитие. В результате этого на европейском Западе началось реформирование социальной системы в направлении рационализации, что придало даль­нейшее ускорение творческому процессу.

Тайна феноменального успеха Запада в Новое и Новейшее время, загадка того, каким образом Запад тогда политически, экономически, интеллектуально покорил весь остальной мир, имеющая разные объяснения, вплоть до теории загово­ра или мистического предопределения, по нашему мнению, объясняется достаточно просто. Все дело в том, что общества, принадлежащие к западной цивилизации, первыми достигли непрерывности и вышли на ускоряющееся развитие творче­ского процесса под воздействием рационализации.

Главный итог Возрождения — десакрализация, рациона­лизация целей творческих страт, их развитие и структуриро­вание, построение их иерархии на основе соответствия функ­ционального потенциала по идеальной мотивации.

Следующим толчком развития творческого процесса на Запа­де стала Реформация, явившаяся следствием подъема творче­ской активности, начавшегося еще в эпоху Возрождения. В ре­зультате Реформации в некоторых западноевропейских странах под видом сакральной была сформулирована рациональная цель социальной деятельности — реализация профессионального призвания (Beruf— по М. Веберу). Этот идеологический им­пульс привел к буржуазным революциям (Голландия, Англия) и появлению первых обществ с выраженным присутствием ра­циональной составляющей в идеальных целях.

Новый скачок творческого процесса произошел в эпоху Просвещения и последовавшей за ней череды революций и социальных преобразований конца XVIII-XIX веков. Эпоха Просвещения положила начало процессу снятия сакральной маски с рациональных целей (кстати, этот процесс, опреде­ляющий для рационализации, до сих пор не до конца завер­шен даже в самых передовых странах Запада, общественное сознание которых в значительной мере не освободилось от квазирелигиозного символизма).

Говоря об истории развития творческого процесса, нельзя не упомянуть о той значительной роли, которую в ней сыграло мировое масонство. Масонская идеология, сформировавшаяся к началу XVIII века, была существенным шагом вперед по на­правлению к формированию рационального общественного сознания. Гуманистическая идеология масонства, хотя и включала иррациональные пережитки (идея бога — «вели­кого архитектора», значение мистических обрядов), тем не ме­нее, была прежде всего обращена к подлинным рациональным интересам индивидов — обретению материального и духовно­го комфорта, защите от насилия и войн. В XVIII-XIX веках масонство было важным проводником развития творческого процесса в христианском мире, борцом с архаичными аристо­кратическими системами национальных государств, влияни­ем иррациональных идеологий (таких как клерикализм и на­ционализм). Влияние, которое оказали в то время масоны на политику европейских государств, существенно облегчило раз­витие в них творческого процесса, рационализацию их соци­альных систем. Только к середине XX века масонство потеряло свое былое позитивное влияние, а его идеология, сохраняю­щая устаревшие мистические пережитки, стала отставать от требований развития творческого процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.