Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дилерская деятельность




Понятие. Дилерская деятельность — это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Простую куплю-продажу ценных бумаг за свой счет, т. е. в собственных интересах, а не только в интересах клиентов, могут осуществлять и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, которым такое право предоставлено, например брокеры. Но чтобы выставлять публичные котировки на покупку и продажу какого-то круга ценных бумаг, необходимо получить статус дилера на рынке ценных бумаг.

Следовательно, необходимо различать, во-первых, дилерскую деятельность как профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; во-вторых, дилерскую деятельность как торговую деятельность, осуществляемую за счет своих средств. По терминологии, принятой на фондовых рынках развитых

стран, профессиональная дилерская деятельность на российском рынке еще может называться маркет-мейкерством.

Маркет-мейкер — это дилер, который как бы отвечает за рынокопределенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от складывающегося спроса и предложения на нее. Обычно дилер обязательно специализируется на каких-либо видах или группах ценных бумаг, поскольку:

• общее их число огромно и не может быть охвачено никаким отдельным участников рынка;

• дилер выступает как специалист рынка данной ценной бумаги, и поэтому он лучше всех других участников рынка может отслеживать динамику ее рыночной цены.

Дилерами на рынке обычно выступают крупные компании, располагающие солидным собственным капиталом, без которого просто невозможно поддержание рынка ценной бумаги в ≪рабочем≫

состоянии. У дилера в обычном случае должно всегда иметься необходимое количество бумаг (собственный ≪портфель≫), чтобы удовлетворять все изменения (скачки) спроса на данную ценную бумагу и одновременно выкупать с рынка ≪избыточное≫ количество этой бумаги, когда конъюнктурный спрос на нее падает.

Дилеры работают на рынке с любыми его участниками, но все же чаще они контактируют с брокерами, а не непосредственно с самими клиентами (инвесторами). Прямой контракту клиентов с дилерами имеется обычно в случае осуществления крупных (больших по объему) сделок с курируемой дилером ценной бумагой. В отличие от дохода брокера доход дилера складывается из разницы между продаваемыми им бумагами и ценой их покупки у других участников рынка. Основные функции дилера. Дилерская деятельность представляет собой дальнейшее развитие брокерской деятельности в направлении усиления роли торгового посредника на рынке. К его важнейшим функциям относятся:

• функции, которые выполняет брокер на рынке ценных бумаг, включая функции финансового консультанта;

• организация и поддержание оборота (ликвидности) рынка

определенных ценных бумаг (маркет-мейкерство).

Вторая из указанных функций составляет основное содержание

дилерской деятельности и в свою очередь включает целый ряд действий на рынке. В частности:

• объявление цен покупки и продажи ценной бумаги в соответствующей торговой системе;

• обязательства по покупке и продаже ценной бумаги по цене, объявленной на момент поступления приказа;

• установление минимального и максимального количества ценных бумаг, которые могут быть куплены (проданы) по объявленным ценам;

• установление в необходимых случаях сроков, в течение которых действуют объявленные цены.

Обязанности дилера на рынке. Так как дилер непосредственнонаходится на рынке, точнее, представляет сам рынок, то он обладает совершенно неоспоримыми преимуществами перед любыми другими участниками рынка, перед всеми его клиентами. В связи с этим к дилеру предъявляются требования, которые он должен неукоснительно соблюдать. Так, он должен:

• всегда действовать в интересах своего клиента (независимо от его вида);

• в первоочередном порядке исполнять приказы клиента по отношению к своим собственным;

• обеспечивать клиентам наилучшие условия по уровню цен, срокам исполнения и размерам сделок и т.п.;

• своевременно доводить до участников рынка рыночную информацию по курируемым ценным бумагам и не искажать эту информацию;

• не понуждать клиентов к совершению сделок;

• не манипулировать ценами и т.п.

Основные различия между дилерской и брокерской деятельностью. На рынке ценных бумаг брокерская и дилерская виды деятельности различаются последующим характеристикам, которые для удобства сравнения приведены в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Различия между дилерской и брокерской деятельностью

на рынке ценных бумаг

Показатели Дилерская деятельность Дилерская деятельность
Вид договора с клиентом Договор купли-продажи Договор поручения, или комиссии, или агентирования
Источник капитала для сделок с ценными бумагами   Собственные средства Клиентские средства
Владелец ценных бумаг по проведенной сделке Дилер Клиент
Источник дохода Разница в рыночных ценах Вознаграждение клиента по договору с ним
Влияние на процесс рыночного ценообразования Прямое, непосредственное (благодаря объявлению публичных котировок Опосредованное, наравне с другими участниками рынка
Иерархия взаимоотношений Высший уровень торгового посредничества Низший уровень торгового посредничества

5.6. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)

Понятие. Клиринговая деятельность — это деятельность по ус-

тановлению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка

информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бух-

галтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных

бумаг и расчетам по ним.

Клиринговая деятельность может осуществляться только юри-

дическим лицом на основе соответствующей лицензии. Организа-

ция, специализирующаяся на клиринге между участниками соот-

ветствующего рынка, может называться: клиринговая организация,

клиринговая палата, клиринговый центр, расчетная палата.

Требования, предъявляемые к клиринговой организации. Клирин-

говая организация осуществляет свою деятельность на основе разра-

ботанных ею правил, которые должны быть утверждены федераль-

ным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Если клиринговая организация одновременно осуществляет и

расчеты по сделкам с ценными бумагами, то она обязана сформи-

ровать в установленных размерах специальные фонды для сниже-

ния рисков неисполнения сделок с ценными бумагами.

Процедура клиринга. В соответствии с понятием ≪клиринговая

деятельность≫ процедура клиринга состоит из трех частей:

1) сбор исходной информации, ее сверка и в случае наличия

расхождений в информации, полученной от противополож-

ных сторон сделки, проведение ее корректировки;

2) подготовка бухгалтерских документов на основе исходной

информации о сделках; данная информация необходима,

чтобы провести соответствующие перечисления денежных

средств с банковских или иных расчетных счетов участни-

ков рынка и перерегистрации прав собственности на пере-

даваемые в связи с этим ценные бумаги;

3) проведение зачета взаимных требований участников рынка

друг перед другом по денежным платежам и поставкам каж-

дой ценной бумаги. Процедура зачета позволяет резко со-

кратить потоки денег и перемещения ценных бумаг между

участниками рынка, поскольку в этом случае осуществля-

ются лишь движение итоговых денежных сумм и сальдиро-

ванное перемещение ценных бумаг.

Связь клиринга и расчетов. Процедура клиринга предшествует

процедуре расчетов. Расчеты по ценным бумагам — это деятель-

ность по переводу денежных средств между участниками рынка и

корреспондирующему этому переводу процессу перерегистрации

прав собственности на ценные бумаги. Обычно термин ≪расчеты≫

понимается как собственно расчетная, т. е. вычислительная, дея-

тельность. В данном контексте все вычисления по сделке осуще-

ствляются в процессе клиринга, а расчеты являются ≪материали-

зацией≫ всех вычислений.

Клиринги расчеты представляют собой обособившиеся части со-

временной реальной (т. е. сопровождающейся физическим переме-

щением товара от продавца к покупателю) рыночной сделки. Она все-

гда включает три стадии (части), которые представлены на рис. 5.6.

В процессе клиринга подготавливается необходимая бухгалтер-

ская документация по сделкам, но, в отличие от приведенной выше

схемы, не по каждой отдельной сделке, а по каждому участнику

рынка и по всем его рыночным сделкам за определенный период

(обычно за торговый день). Тем самым резко сокращается, уско-

ряется и удешевляется общий документооборот.

Указанная документация поступает в соответствующие банки и

организации, которые ведут переучет прав собственности на цен-

ные бумаги (депозитарии, регистраторы).

1 -я стадия — Договор

2-я стадия — Клиринг

3-я стадия — Расчеты

Рис. 5.6. Составные части рыночной сделки

Поскольку большинство участников рынка ценных бумаг дос-

таточно часто заключают сделки, постольку целесообразным ока-

зывается объединение в едином специализированном центре сра-

зу как клиринговой, так и расчетной деятельности, т. е. в профес-

сиональной клиринговой организации. В таком случае денежные

средства и ценные бумаги соответствующих участников фондово-

го рынка находятся на учете в клиринговом центре, и у них отсут-

ствует пространственное перемещение, как это имеет место в слу-

чае, когда клиринг и расчеты разделены между собой по разным

организациям.

Виды взаимозачета при клиринге. Взаимозачет — это выявление

итоговых взаимоотношений между участниками рынка за опреде-

ленный временной промежуток по всем сделкам между ними за

этот отрезок времени.

Взаимозачет может быть:

двусторонним — это взаимозачет только между двумя участ-

никами рынка по всем сделкам, заключенным между ними

за расчетный период (обычно задень);

многосторонним — это взаимозачет сразу между многими уча-

стниками рынка по всем заключенным между ними сделкам

за расчетный период; он обозначается также термином ≪нет-

тинг≫. Многосторонний клиринг может существовать в двух

формах:

1) без посредника в расчетах;

2) с участием центрального посредника в расчетах; такой

клиринг получил название ≪новейшн≫.

В системе многостороннего клиринга ≪новейшн≫-обязательства

всех участников рынка регистрируются не относительно друг дру-

га, а относительно самого клирингового центра, который как бы

становится стороной каждой сделки, заключенной перед этим уча-

стниками рынка между собой. В результате для каждого участника

рынка определяется, с одной стороны, сумма его обязательств пе-

ред клиринговой организацией, а с другой — сумма обязательств

клиринговой организации перед ним. Затем осуществляется взаи-

мозачет, в ходе которого определяется итоговое сальдо по деньгам

и ценным бумагам.

Наличие единого посредника в расчетах позволяет клиринго-

вой организации не только удешевить и ускорить расчеты, но и

создавать новые системы управления рыночными рисками, позво-

ляющие существенно снижать их. (Подробнее об этом в специаль-

ной литературе.)

Современные системы клиринга и расчетов основаны на мощ-

нейшей вычислительной технике.

Основные риски клиринговой деятельности. Клиринговая деятель-

ность, как и любая другая рыночная деятельность, сопряжена с

рядом рисков, или возможных потерь, как для самой клиринговой

организации, так и для ее клиентов. В наиболее укрупненном виде

риски клиринга могут быть двух типов:

операционные — это риски, которые вытекают из операций

(действий, процедур), осуществляемых клиринговой органи-

зацией, и которые могут обернуться потерями для нее самой;

специфические — это риски, которые вытекают из операций

(действий, процедур), осуществляемых клиринговой орга-

низацией, и которые могут обернуться потерями для участ-

ников клирингового процесса (сторон сделки).

Операционные риски складываются из риска:

• недостоверности исходных данных по совершаемым сделкам;

• незаконного использования информации, имеющейся в кли-

ринговой организации, другими участниками рынка (напри-

мер, несанкционированный доступ в ее информационную

базу);

≫ неисполнения клиринговой организацией в силу каких-то

причин обязательств перед участниками клиринга.

(Клиринговая организация обязана возмещать потери от опера-

ционных рисков своим клиентам за счет собственных ресурсов.

Специфические риски — это риски, возникающие у самих участ-

ников рынка, обязательства которых находятся в процессе клирин-

га. Они могут состоять из таких видов, как:

риск ликвидности — это потери, которые может понести одна

из сторон договора купли-продажи ценной бумаги в резуль-

тате задержки другой стороной договора исполнения своих

обязательств;

риск неисполнения обязательств — это потери, которые мо-

жет понести одна из сторон договора в результате неиспол-

нения его другой стороной своих обязательств по нему;

системный риск — это потери, которые могут понести все уча-

стники рынка (в силу цепочки неплатежей) в результате не-

исполнения обязательств одной из сторон договора.

В свою очередь, риск неисполнения обязательств может вклю-

чать три вида потерь, или рисков:

риск потери основной суммы долга. Такой убыток возможен,

если покупатель оплатит ценную бумагу, но не получит ее,

или, наоборот, в случае, когда продавец передаст ценные

бумаги, но не получит оплату за них;

риск возмещения возможных убытков — это убытки, которые

может понести сторона договора купли-продажи в результа-

те его отмены по инициативе другой его стороны;

риск упущенной выгоды — это доход, который должна была

бы получить сторона договора купли-продажи ценной бу-

маги, если бы последний не был отменен по инициативе дру-

гой его стороны; кратко — это недополученный доход.

Управление (или ≪борьба с≫) операционными и специфически-

ми рисками состоит в разработке соответствующих защитных мер

в самой клиринговой организации, перечень которых может быть

достаточно велик:

• предварительное депонирование в клиринговой организации

денежных средств и ценных бумаг сторонами, заключающи-

ми договоры купли-продажи ценных бумаг. В результате до-

стигается устранение риска неисполнения обязательств од-

ной из сторон заключенного договора;

• заключение и исполнение договоров по принципу ≪поставка

против платежа≫, т. е. процесс перечисления денег со счета"

на счет от покупателя к продавцу одновременно сопровож-

дается противоположным процессом перевода ценных бу-

маг от продавца к покупателю (по счетам депо);

•представление участниками рынка необходимых гарантий и

поручительств третьих лиц в клиринговый расчетный центр;

•страхование участников рынка и самой клиринговой орга-

низации;

• тщательный отбор участников рынка с точки зрения их фи-

нансового положения, надежности и т.п.;

• установление ограничений на размеры заключаемых на рын-

ке сделок и другие меры.

В

1 Профессиональные участники РЦБ, содержание их деятельности

2 Профессиональные виды деятельности на российском рынке ценных бумаг

3. Основные принципы организации профессиональной деятельности

4 Порядок лицензирования профессиональной деятельности

5Брокерская деятельность

6 Дилерскую деятельность как профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

7 Клиринговая деятельность, требования, предъявляемые к ней

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.