КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория, функции и принципы налогообложения
Понятие, сущность, содержание налоговых форм, признаки классификации налогов РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ по дисциплине«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» (теория) составитель к.э.н. Андреянова Н.И. Раздел 1. Основы теории налогов, налогообложения, налогового права, налоговой политики и налоговой системы государства
Роль налогов в экономическом развитии государства обусловливается взаимодействием объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов путем использования финансово-кредитного и ценового механизмов.
Налоговые доходы составляют основную часть доходов бюджета в различных странах. В США они формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России доля налоговых поступлений соответствует мировым показателям и составляет более 80% (от 82 до 86%).
Налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Четкое определение понятий налога и сбора и их разграничение имеет большое значение для адекватного регулирования порядка их взимания. При определении понятия налога выделяется его индивидуально-безвозмездный характер. При определении понятия сбора выделяется обусловленность услуг публично-правового характера. Пошлины (государственная и таможенная) относятся к сборам, поскольку также являются условием действий государственных органов, в том числе выдаваемыхими разрешений.
Налог рассматривается как пропорциональный (твердый налог), если средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода; как регрессивный, если она понижается по мере роста дохода, и прогрессивный, если она повышается по мере роста величины дохода.
Элементы федеральных (общегосударственных) налогов определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Элементы региональных налогов устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов.
Местные налоги вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они поступают в местные бюджеты.
Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процента и др.) или со стоимости имущества (земли, дома, оборудования и т.д.) налогоплательщика. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. В отличие от прямых косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика. Плательщиком косвенного налога выступает покупатель-потребитель. Собственник же товара или лицо, оказывающее услуги, является сборщиком налога и перечисляет его в государственный бюджет.
Объединяющим началом для налогов и налогообложения являются элементы налоговых обязательств(элементы налогообложения). Элементы налогообложения – определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов. Отражают их социально-экономическую сущность. К ним относятся: плательщик – субъект налогообложения, то есть лицо, выполняющее возложенные на него налоговые обязательства в силу обладания объектом налогообложения; объект обложения – предмет, на который устанавливается налог (земля, капитал, заработная плата, имущество и т.п.); масштаб обложения – единица, которая определяет основу измерения (в земельном налоге – площадь, в лесных податях – кубометр заготовленной древесины и т.д.); единица обложения (налогооблагаемая база) – часть объекта обложения, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы; налоговая ставка – размер налога с единицы обложения; порядок и способы исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога; налоговая льгота – уменьшение налогового бремени; налоговая санкция – увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.
Налогообложение – определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.
Свою сущность в действии любая экономической категория проявляет через функции. Посредством функций реализуется и общественное назначение категорий «налог» и «налогообложение». Налог несет в себе лишь признаки функций, которые выражают его свойства и проявляются в действии как функции категории «налогообложение».
Фискальная функция - проведение изъятия средств налогоплательщиков (физических и юридических лиц) в централизованные финансовые фонды государства (в бюджет и внебюджетные фонды) для реализации государственных программ. Эти средства расходуются посредством распределительной функции экономической категории «финансы» на: - социальные услуги (образование, здравоохранение, социальные пособия); - хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации предприятиям и сельскому хозяйству); - поддержку вооруженных сил, внешней политики, безопасности; - административно-управленческие расходы; - платежи по государственному долгу. Социальная функция осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов физических лиц. Примерами реализации социальной функции являются прогрессивная шкала налогообложения личных доходов, налоговые скидки. Регулирующая функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Суть регулирующей функции состоит в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Для этой функции выделяют три составляющие:
Соотношение функций налогообложения в развитии общества зависитот целей и задач налоговой политики государства, которая должна базироваться на теории налогового права. В свою очередь, налоговая политика государства формирует правовые основы налогообложения в государстве. Целью налогообложения является разрешение противоречия между объективным и субъективным началами экономической категории «налог», которое достигается совершенствованием налоговых форм и налоговых отношений. Теория налогообложения формировалась и развивается на основе исследований ученых и практиков в сфере налогообложения, изложенных в общих и частных налоговых теориях.
Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги. Через изменение системы налогообложения осуществляется государственное налоговое управление развитием экономики государства и социально-экономическим развитием общества.
Дата добавления: 2015-05-28; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |