КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возраст
Пол Личность журналиста Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в информационно-духовных процессах, универсальностью и разнообразием, высоким уровнем социальной ответственности, творческим характером, парадоксальностью и драматизмом, проецируется на личность журналиста, диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать представитель этой профессии. Короче говоря, формирует модель журналиста, как некую целостность основных профессиональных, гражданских, нравственных, психологических, творческих, социально-демографических характеристик, все то, что делает его профессионалом, творческой личностью, способной эффективно выполнять свои функции в обществе. В обобщенном виде такая модель может быть представлена в виде таблицы, в основании которой лежат социально-демографические и психологические качества, а над ними надстроены нравственные, гражданские и, наконец, профессиональные. Такая общая модель модифицирована (уточнена, изменена) для основных специализаций в журналистике: репортер (профессиональная деятельность преимущественно типа «человек—человек», Ч—Ч), аналитик («человек—знак—идея—проблема», Ч—3), публицист («человек—художественный образ», Ч—ХО). Из телевизионных специализаций приведена одна — «ведущий ток-шоу», организующий общение в студии. Это тоже специализация прежде всего типа «человек—человек». Причем одни признаки (демографические, психологические, профессиональные) описаны подробно по разным специализациям. Другие (гражданские, нравственные) относятся ко всем названным специализациям, и хотя имеют оттенки, но не столь значительные, чтобы их поименовывать отдельно (табл. 2). Разберем более подробно каждый из структурных элементов приведенной модели журналиста и ее модификаций для разных видов деятельности Социально-демографическая структура Журналистская профессия по преимуществу мужская. Почему? Потому что очень сложна, напряженна, требует огромных физических и нервных затрат, выносливости, связана с частыми поездками. Однако данные социологических исследований в разных S-927 Таблица Модель журналиста и основных специализаций
Продолжение табл. 2
странах показывают, что постепенно профессия феминизируется, хотя в целом процент мужчин-журналистов в полтора-два раза больше, чем женщин. До революции женщин в российских редакциях было мало. Среди пятидесяти женщин, так или иначе причастных к журналистике (переводчицы, издатели, редакторы), Б. И. Есин называет всего нескольких, занимающихся собственно журналистской работой: обозревательницу Е. С. Щепотьеву, корреспондентов (в том числе иностранных) А. М. Гальперсон, А. Е. Европеус, Е. Н. Янжул-Вель-яшеву, публицистов Е. И. Конради, Е. Г. Бартеневу, С. В. Корвин-Круковскую-Жаклар, М. И. Цебрикову*. В дореволюционную эпоху начали свою публицистическую деятельность и блестящие журналистки советского времени: Л. Рейснер, М. Шагинян, М. Шкап-ская, И. Арманд, К. Самойлова. И все-таки среди 460 членов дореволюционного союза журналистов в России была всего одна женщина**. * См.: Есин Б. И. Путешествие в прошлое. М., 1983. ** См.: Круглова А. Журналистки // Журналист. 1929. № 3. По данным В. Дембо, в 1926 г. в редакциях страны насчитывач лось только 7% женщин, в 1929 г. их доля увеличилась до 10%*. В 60-е годы XX в. в районных газетах женщин было 25%, в 70-^j в разных СМИ — 35%. В начале 90-х (данные российско-американ^ ского исследования) — 37%. В американских редакциях работало 4 то время 34% женщин, причем процесс феминизации шел активнее, чем прежде. В целом по результатам международного исследования «Глобальный журналист», в котором участвовало 22 CTpaHbij (The Global Journalist, 1998), оказалось, что в редакциях работает! примерно 35% женщин, хотя в некоторых северных и восточных! странах этот процент выше. В России сейчас в силу многих обстоятельств (широкого рас-! пространения массовой прессы, востребующей женское эмоцио-1 нальное перо, малых доходов журналистов провинциальных СМИ,| на которые мужчины-журналисты не в состоянии содержать се—| мьи, а потому уходят в другие сферы деятельности) процент женщин в редакциях повысился, доходя порой до пятидесяти и даже: более процентов, особенно в районной прессе, где оклады и го- i норары весьма невелики. Женщины-журналистки успешно трудятся на традиционно] «женских» должностях в отделах культуры, писем, социальных! проблем. Среди них есть яркие публицисты. Широко известны были; в 60—70-е годы имена Татьяны Тэсс, Нины Александровой, позже | Инны Руденко, Ольги Кучкиной, Ольги Богуславской и др. «Муж- \ скими» по силе и способности найти суть, нащупать нерв пробле-; мы, отыскать самые яркие и сенсационные факты можно назвать | перья известных представительниц расследовательской журналистки Евгении Альбац, Натальи Геворкян, Зои Ерошок, Юлии Калининой, Ларисы Кислинской, Анны Политковской. Среди репортерских имен в телевизионной журналистике, пожалуй, первое место принадлежит Елене Масюк. Поражали ее сме- j лые репортажи из Чечни, когда она добивалась встреч с лидерами, которые не общались с другими журналистами. Вся страна была удивлена мужеством Елены Масюк, когда она несколько месяцев провела в нечеловеческих условиях чеченского плена вместе со своими коллегами-журналистами. Казалось бы, что после такого страшного испытания она должна бросить репортерство в «горячих точках». Однако сразу после освобождения из плена Елена уехала в Афганистан, потом сделала серию блестящих, сенсационных репортажей с Тихоокеанского побережья. * См.: Дембо В. Бюджет работника печати (Итоги бюджетного исследования). М.; Л., 1927. На телевидении вообще много прекрасных представительниц нашей профессии: от кумиров прошлых лет Светланы Жильцовой, Элеоноры Беляевой, Юлии Белянчиковой до теперешнего созвездия телевизионных ведущих: Светланы Сорокиной, Татьяны Митковой, Юлии Меньшовой, Марианны Максимовской, Екатерины Андреевой, Жанны Агалаковой, Людмилы Зайцевой, Оксаны Пушкиной и др. Много молодых ведущих-женщин в музыкальных и развлекательных программах. И все же, как показывают исследования, журналистская профессия в силу своей сложности до сих пор остается по преимуществу мужской. Если в молодом возрасте женщин и мужчин в редакциях почти поровну, то в старших возрастных группах процент женщин сокращается. Часто причиной бывают житейские, бытовые проблемы. Порой в журналистике остаются те, кто отказался от семейной жизни. Неудивительно, что одиноких журналисток больше, чем холостых мужчин. Особенно это характерно для американок, работающих в редакциях, среди которых 36% ответивших на анкету никогда не были замужем. Среди опрошенных российских журналисток таких 15%. Перед девушками, размышляющими о выборе профессии, стоит вопрос: быть в журналистике или не быть, а если быть, то чем заниматься, чтобы реализовать свой творческий потенциал и дарованные природой способности: коммуникабельность, эмоциональность, интуитивность, гуманистическую направленность, адаптивность. В журнале «Журналист» (1992. № 2—3) была проведена дискуссия о том, женская ли это профессия. Редактор семейного еженедельника «Сударушка» Наталья Зайцева и собкор итальянской газеты «Республика» в Москве Фьяметта Кукурния признали: мужская, тяжелое ремесло. Но право женщины на журналистику решительно отстаивали их коллеги, особенно Евгения Альбац: «Можно быть только плохим и хорошим журналистом, вот и все». Главный редактор женского журнала «Шарм» Маргарита Ломуно-ва убеждена: преимущество женщин в том, что они обладают особым даром предвидеть и поэтому им часто удается то, что не удается мужчинам. Например, пробраться к знаменитости и взять у нее интервью. Фьяметта Кукурния добавила, что у женщин особое чутье, которое позволяет им с большой степенью достоверности изложить мельчайшие детали происходящего, заметить то, что ускользает от взгляда самого опытного мужчины-журналиста. Но стоит прислушаться и к аргументам Натальи Зайцевой: «Мужчины более приспособлены к этой профессии. Они пронырливей, взвешенней смотрят на проблемы. Над мужчиной не висит дом, се- мья, ему легче быть постоянно готовым к неожиданном отъез К тому же, на мой взгляд, у мужчин перо сильнее». В целом для репортерской, особенно криминальной и военно| специализации лучше подходят мужчины, да и для аналитиче кой — тоже. А вот публицистика хорошо удается и женщинам. О* прекрасно смотрятся в роли ведущих на телевидении, их голоса н| радио кажутся особенно теплыми и задушевными. И конечно, отч делы культуры, искусства, семейные и женские издания — поле применения женских талантов, их эмоциональной восприимчиво! сти, чувства прекрасного. Однако по типу работы (и по даннь социологических исследований) ежедневные газеты (особенщ отделы политики, экономики, спорта), информационные агент^ ства, как правило, в основном востребуют мужчин. Следует добавить, что у некоторых женщин бывает «мужской» тип личности, мужской ум и мужской характер и, наоборот, «фей минный» тип личности встречается у некоторых мужчин. Ученые называют такой социальный пол (в отличие от физиологическое го) тендером. В работе очень интересного, хотя и небесспорног по идеям, австрийского психолога Отто Вейнингера «Пол и рактер» изложена следующая концепция: если расположить все)! людей в континууме (как бы на одной прямой, поделенной множество участков) между, так сказать, «супермужчинами» и «cyj перженщинами», то каждый человек займет определенное мест«на этой шкале: некоторые женщины попадут на «мужскую» терри^ торию этой прямой, а мужчины — на «женскую». Истоки «мужской» и «женской» журналистики исходят из того! что у мужчин преобладает левополушарное, рациональное, ческое мышление в отличие от правополушарного, эмоциональ-^ но-интуитивного у женщин. По данным социопсихологических иен следований*, среди тех, кто пишет на темы экономики, — 705 левополушарных. И наоборот, среди тех, кто освещает культурн> тематику, — 65% правополушарных журналистов. Поэтому при выборе специализации в журналистике полезнс определить свой тип личности в связи с особенностями типа мышления и характера. Журналист достигает мастерства и профессионализма, а глав-"! ное, настоящего понимания социальных процессов и, если угод-| но, «мудрого» подхода к жизни в пору зрелости. По данным иссле-| дования, проведенного в начале 90-х годов прошлого века, сред-1 * См.: Маркелов К. В. Карьера журналиста. М, 1996. н возраст российского журналиста равнялся 41 году, американского — около 38 лет. Примерно такие же показатели и по другим странам. В России в период так называемой перестройки журналистский корпус помолодел. Он всегда молодеет, когда в обществе происходят кардинальные перемены, потому что молодые динамичнее и радикальнее во взглядах. В 20-е годы XX в. около двух третей сотрудников редакций были Не старше 35 лет; средний возраст — около 30 лет. В конце 60-х годов среди районных газетчиков только четвертую часть опрошенных можно было назвать молодыми. Примерно такая же ситуация наблюдалась в 70-80-е годы. В последние годы журналистский корпус стал резко омоложи-ваться. По исследованиям начала 90-х годов, в новых средствах информации, куда пришли молодые журналисты, возраст сотрудников стал на два года меньше, чем у представителей традиционных изданий. Старше других оказались сотрудники журналов (47 лет) и районных газет (45,5), моложе — работники информационных агентств (34,8) и ежедневных газет (38). Короче, чем оперативнее средство информации, тем моложе его кадровый состав. С омоложением российской прессы повысились ее активность и динамический потенциал, изменились стиль и ритм публикаций, их характер. Однако это принесло немало и негативных тенденций, связанных, главным образом, со снижением уровня профессионализма, который напрямую зависит от уровня, типа и качества образования. Репортерская специализация предпочитает молодых, аналитическая — опытных, а значит, «возрастных» журналистов. Другие специализации — в зависимости от тематики и аудитории.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |