Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К части I




М

Лекция

Лекция — новая для первокурсников форма учебы, чисто вУ*§ зовская. Слово «лекция» произошло от латинского lectio, что озна«Ц чает «чтение вслух». Лекция — это последовательное, систематй^ ческое изложение учебного материала, какого-либо раздела, ■


предмета. В вузах России по гуманитарным специальностям 50— 60% учебного времени отводится лекциям.

Если по курсу есть учебник (а по основным курсам они имеют­ся), тогда в лекции наряду с систематическим изложением мате­риала по теме освещаются и новейшие разработки в этой области.

Многие лекции дополняются семинарскими и практическими занятиями, на которых подробно разбираются теоретические по­ложения и связываются с журналистской практикой. Даже если по курсу есть хорошие учебники, лекция все равно бывает незамени­мым способом освоения данного предмета, потому что дает лако­ничное, четкое, аргументированное представление о важнейших и актуальнейших положениях курса. Сама форма непосредственно­го общения лектора с аудиторией, живое эмоциональное взаимо­действие, возможность вести диалог и дискуссию, отвечать на воп­росы студентов способствуют лучшему усвоению и запоминанию основных положений курса.

Но как бы ни был талантлив, компетентен и умен лектор, как бы блестяще ни была построена его лекция, часто большая часть сказанного некоторыми студентами бывает не воспринята, пото­му что они не умеют слушать лекции. Восприятие лекцийэто активная мыслительная работа. И культурой слушания нужно ов­ладеть.

Прежде всего, как это ни покажется некоторым странным, к лекции нужно готовиться. Давно известно, что лучше воспринима­ется и запоминается тот материал, о котором слушателю хотя бы кое-что известно. Если же тема совсем незнакома, да к тому же сложна, лекцию будет трудно слушать и понимать. Поэтому перед лекцией необходимо по учебно-методическому плану или програм­ме познакомиться с перечнем тем и вопросов, которые будут ос­вещены лектором. Полезно предварительно посмотреть соответству­ющую главу учебника или учебного пособия.

Лектор часто дает новую информацию, которой нет в учебни­ке. На нее и следует обратить особое внимание. С помощью учебни­ка можно представить структуру излагаемого материала, а значит, легче ориентироваться в круге освещаемых проблем. Например, если в лекции по «Основам журналистики» вы знакомитесь с те­мой «Функции журналистики», то хорошо бы в общих чертах пред­ставлять систему этих функций.

При предварительном знакомстве с темой могут возникнуть вопросы. Запишите их для себя и в ходе лекции постарайтесь полу­чить на них ответ. Если же вопрос остался не освещенным или не понятым, задайте вопрос лектору. Если вы заранее познакомились


с учебником и рекомендованной литературой, то будете име собственное суждение по поводу данной проблемы. Вам будет hf тересно слушать лекцию, потому что вы сможете сопоставлять свое* видение темы с изложением лектора и, возможно, вступите с ним! в дискуссию.

Далее: лекцию следует внимательно слушать, включая волевое*f внимание, сконцентрироваться на усвоении материала. В универси­тетской аудитории приходится слушать то, что говорит лектор;>| два академических часа без перерыва, записывая за ним основные з| положения. Конечно, сконцентрировать внимание на такое врел нелегко, потому что, как известно, внимание в зависимости от'! степени интересности материала длится от 20 до 40 минут. Но опьпч 1 ный лектор дает вам возможность отключиться и несколько осла-tl бить внимание путем смены серьезных теоретических положений^ любопытными примерами. Главное же, что при сосредоточенном"-внимании надлежит сделать — это научиться понимать смысл лек- < ции. Что нужно для этого?

Во-первых, полезно выделять основные положения, или тезисыл Обычно лектор сам подчеркивает их или при помощи нумерации^ или ориентирующих выражений типа «перехожу к определению», j «запишите главный тезис», «а теперь вывод», «итак» и др. Если в лекции нет таких вспомогательных вешек, выделить главное по­может план, который обычно сообщается в начале лекции, или 1 ваше предварительное ознакомление с программой и учебником, f Очень полезно составить схему и структуру излагаемого материала* jj Можно сделать это в процессе лекции, а можно и после, полное-\ тью прослушав и освоив материал.

Во-вторых, необходимо вести поэтапный анализ и обобщение» содержания лекции, периодически обобщать и анализировать по-! ложения лектора. Для этого можно использовать перерывы, кото-' рые лектор устраивает, переходя от одного вопроса к другому или'- подбирая соответствующий материал для иллюстрации основных** положений. Полезно в это время глазами пробежать запись, выяс­нить место изложенного в общей теме, связать с другими вопроса­ми, проверить логичность изложения, достаточность аргумента­ции. Если возникают вопросы или несогласие с лектором, запи­шите их на полях, чтобы потом выяснить.

В-третьих, очень хорошим приемом активизации восприятия является опережение мыслей лектора. Если вы внимательно слуша­ете лекцию, если она стройно, логично построена, а вы хотя бы в общих чертах осведомлены о предмете разговора, то можете пре­дугадать некоторые ее положения, составить свое суждение по дан- ■


ному вопросу, подобрать свою систему аргументации, свои фак­ты, примеры, доказательства.

Очень часто у студента появляется желание возразить лектору или задать вопрос не в конце лекции, а по ее ходу. Психологи называют такое желание «потребностьюреплики». Опытные лекто­ры обычно сами дают возможность вставлять реплики, задавать вопросы или вызывать студентов на дискуссию и тем реализуют «потребность реплики», что способствует более активному усвое­нию материала. Хорошо известно: лучше усваивается то, что за­крепляется в диалоге, в активной мыслительной работе.

Однако есть лекторы, которые предпочитают строго академи­ческий, монологический стиль изложения, не одобряют реплик и вопросов по его ходу. Тогда можно лектору написать записку со своими вопросами либо возражениями и вызвать его на диалог. Хотя в некоторых случаях логично отнести все вопросы в конец лекции.

Особо следует сказать о технике записи лекции. Лучше всего иметь тетрадь большого формата, при записи в которой шире обо-зреваемость, отчетливее смотрится структура записи.

На титульном листе полезно записать название курса, фами­лию, имя, отчество лектора, дни и часы, когда читается лекция, номер аудитории, где она проходит, свою фамилию и имя, курс и номер учебной группы, название вуза и факультета, адрес или телефон. Это нужно для того, чтобы тетрадь не пропала, если вы случайно ее где-то забыли. Кроме того, преподаватель, ведущий семинарские занятия, нередко просматривает конспекты или ка­кие-то письменные задания и должен знать, кому принадлежит тетрадь. Аналогичным образом следует оформлять и тетради с кон­спектами изучаемой литературы.

При записи темы и основные идеи полезно выделять (цветными фломастерами, чернилами, подчеркнуть, взять в рамку и т.п.).

Важно оставлять поля— для вопросов, комментариев, новой информации, которая может возникнуть в ходе дальнейшего из­ложения лектора или изучения дополнительной литературы по этому вопросу и т.п.

Писать предпочтительно ручкой, а не карандашом. Не стреми­тесь все записать со стенографической полнотой (хотя технику сте­нографии или отдельных ее элементов иногда полезно использо­вать). Лучше записать основные мысли и самые яркие примеры. Одна­ко степень полноты записи зависит от того, есть ли учебник по курсу, достаточно ли дополнительной литературы по нему, на­сколько новые, отличные от опубликованных, мысли и факты приводит лектор, насколько хорошая у вас память и т.п.


Можно пользоваться сокращениями, особенно тех слов, кс рые часто встречаются в данном курсе или в совокупности пр™». фессиональных дисциплин. Но чтобы сокращения стали системой!!' не забылись, приведите в начале или конце тетради их список Например, в курсе профессиональных журналистских дисциплин можно пользоваться сокращениями: Ж-ка — журналистика, И ■*. информация, О — общество, Ф — функция и т.п.

И наконец, полезно в начале или в конце тетради для конспек* тов сделать оглавление. Оно может быть простым, с перечислением тем курса и страниц, на которых они расположены, или предмет* ным, или хронологическим. В оглавлении выделите авторов, персо­налии. Это поможет ориентироваться в записях и особенно приго­дится при подготовке к семинарам, зачетам и экзаменам..;',

Конечно, традиционным конспектом не исчерпываются фор*
мы фиксации лекций. Это может быть запись в память ноутбуков^
аудио- или видеозапись. v '

Семинар г,

Подготовка к семинару. Семинары (от лат. seminarium — источ-', „ ник, питомник, школа) могут сопровождать лекции, но могу^ проводиться и вне связи с ними. Семинарские занятия для студейА\\ тов предполагают активную работу — выступления с реферата мй|>| докладами, устными ответами на вопросы преподавателя, коллек15, тивное обсуждение проблем курса, деловые профессионалы-игры, тесты и т.п. В частности, на первом курсе факультетов: налистики обычно проводятся семинарские занятия по «Основ журналистики», «Введению в литературоведение» «Технике СМШ (Есть занятия в компьютерных классах, занятия по русскому иностранному языкам, но они относятся к лабораторно-практи-^ ческим.)

По каждому курсу существуют учебные программы, где после-.!) довательно изложено его содержание. Именно с ними и следует"", познакомиться в процессе подготовки к семинару, чтобы выяс­нить, в какой последовательности и взаимосвязи перечислены вопросы, подлежащие изучению. Кроме того, во многих вузах есть «Учебно-методические планы» занятий по курсам, в которых пе­речислены конкретные вопросы к семинарским занятиям и при-; ведена литература.

Сориентировавшись таким образом в круге вопросов, которые! предстоит изучить, прочитайте запись лекции на заданную темуу| соответствующую главу учебника или пособия, рекомендован? дополнительную литературу, загляните в Интернет. Постара?


выделить основные идеи, мысли, тезисы, подлежащие изучению или обсуждению. Весьма полезно активно и осмысленно порабо­тать с основными понятиями или определениями: найти их в сло­варях или энциклопедиях, выделить идентичные, обратить внима­ние на различия в определениях, попытаться сформулировать свою точку зрения по этому поводу. Очень помогает усвоению и закреп­лению материала составленные студентами терминологические сло­варики по курсу. Можно записать определения и на отдельные кар­точки или «закинуть» в ваш компьютерный банк данных.

В ходе подготовки к семинару часто приходится обращаться к дополнительной литературе. Иногда по каким-то разделам курса вообще нет учебного пособия, и тогда дополнительная литература является основным источником информации. Анализируя точки зрения разных авторов, полезно критически осмыслить прочитан­ное, попытаться сравнить систему их аргументации, выработать свой подход и свое суждение по теме. На семинаре вам будет инте­ресно обсуждать свое понимание проблемы с коллегами по группе и преподавателем, ведущим занятия.

Наконец, при подготовке к очень многим семинарам хорошо бы прочитать художественные, публицистические, газетные тек­сты, посмотреть теле- или радиопередачи, сетевые издания и вер­сии печатных и аудиовизуальных СМИ. Вообще студенту факуль­тета журналистики необходимо постоянно следить за публикация­ми в СМИ, чтобы соотносить полученные знания и навыки с практикой журналистики, учиться на лучших образцах професси­ональному мастерству, критически относясь к примерам непро­фессионализма и нарушения этических норм.

На финальном этапе подготовки к семинару важно осмыслить изучаемую тему целиком, составить примерный план и основные тезисы своего ответа. Запишите также непонятные вопросы, кото­рые следует выяснить.

Лабораторно-практическое занятие

Латинское слово labor, от которого произошло слово «лабора­торный», означает «напряжение, усилие, труд, работа, трудолю­бие, прилежание, деяние»— замечательные определения для упор­ной работы по освоению полученных знаний и закрепления про­фессиональных навыков в процессе обучения.

Характер подготовки к лабораторно-практическим занятиям несколько иной, чем к семинарам. Таким путем изучаются языки, технические средства журналистики, профессионально-творчес­кие дисциплины.


Особое внимание следует обратить на занятия по основам
ческой деятельности журналиста, где в форме практических зан*
или профессионального тренинга, профессиональной игры изучак.,
основные методы и этапы работы по созданию текста. Лабораторк^^ „
практические занятия ставят целью сформировать определенные^
практические навыки и умения. /$

Сейчас на многих факультетах журналистики методом лаборац5 торно-практических занятий выпускаются учебные газеты, теле»! радиопередачи, когда в учебно-производственной обстановке денты выполняют полный цикл — от сбора материала и напис ния текста до редактирования и макетирования, верстки (как вило, компьютерной).

Конспектирование литературы

Процесс конспектирования — один из видов работы с литер$ турой.

Слово «конспект» означает краткое письменное изложение держания чего-либо: лекции, речи, книги, статьи — и восходит латинскому conspectus — обзор, обозрение, очерк. Еще одно зна1 ние латинского корня — «бросаться в глаза, приковывать вни ние».

Методы конспектирования весьма разнообразны. Если вы лагаете какую-то работу целиком — это называется монографи ким или полным конспектированием. Если взяли только ную главу или раздел, конкретную тему из книги — значит, маетесь выборочным конспектированием. Можно просто состав] план произведения, записать основные тезисы или сопроводить комментариями. Могут быть просто выписаны отдельные цит с комментариями или без них.

Прежде чем приступить к конспектированию, нужно познакЙ^-
миться с общей информацией о книге и авторе, с датой и местой'т
издания. Первоначально сориентироваться в тексте поможет ог*
давление. Внимательно прочтите вступление и заключение, если
они есть, ознакомьтесь со списком литературы, примечаниями»
указателями, которые имеются во многих изданиях. (\

Затем следует приступать к изучению текста. И здесь опять ее» % два варианта конспектирования. Либо вы читаете и сразу конспе!^ тируете важные мысли и аргументы, либо вы сначала читаете редеденный законченный фрагмент текста, ориентируетесь в не а затем уже приступаете к конспектированию.

Если выбран второй способ, то можно на закладных лис\ (как правило, формата А4) отмечать те положения, на котор1


следует обратить особое внимание, какие мысли не забыть закон­спектировать. На выступающем крае листа можно записать ключе­вые слова, которые помогут быстро ориентироваться в этих указа­тельных знаках. На одной стороне закладного листа, на четной странице книги, отмечаются штрихами, скобками или другим спо­собом те строки, абзацы, которые надлежит законспектировать, пишутся опорные слова, по которым можно быстро вспомнить, о чем идет речь. На другой стороне листа таким же образом отмеча­ется то, что привлекло внимание при чтении нечетной страницы. Если книга собственная, можно работать без закладных листов, аккуратно отмечая все необходимое карандашом.

После того как вы освоили содержание работы или раздела, можно набросать план или тезисы конспекта и приступить к крат­кому изложению содержания.

В зависимости от цели конспектирования, характера издания, его объекта выбирают тип конспекта: текстуальный, схематический, тематический или обзорный. Содержание может быть изложено пос­ледовательно или по проблемам. Иногда составляют сводный конс­пект, в котором одновременно законспектированы несколько ра­бот на одну тему. Полезно параллельно изложить положения учеб­ника и дополнительной литературы, произведений художественной литературы, публицистики и т.п.

Можно придать конспекту вид таблицы или схемы (особенно это удобно, если вы конспектируете на компьютере). К слову ска­зать, конспектировать на компьютере во всех отношениях полез­но, потому что часто нужная вам работа есть в банке данных ком­пьютерных сетей и тогда достаточно кратко ее изложить, работая с готовым текстом, сокращая или переструктурируя его. Кроме того, можно сканировать конспектируемую работу и перевести ее при помощи программы типа «FineReader» в форму, которую за­тем редактировать.

Но если вы все-таки конспектируете в тетради, то лучше взять тетрадь большого формата (у латинского первоисточники слова «кон­спект» есть и такое значение — «обозримый, весь на виду»). Но тогда в тетради лучше начинать конспект каждой новой работы с нечет­ной страницы, чтобы при необходимости конспекты можно было разрезать и разложить по тематическому или иному признаку, если это понадобится для работы над рефератом, курсовой, дипломной работой и т.п. Желательно в тетради сделать оглавление по порядку, по алфавиту авторов или изданий. Для этого, естественно, должны быть пронумерованы все страницы. В начале каждого конспекта сле­дует указать автора, название работы, год, место издания, страни­цы, на которых помещена данная работа, если это глава или статья.


Внимание! При конспектировании обязательно нужно ставить #| кавычки точные текстуальные цитаты и помечать выходные данные?® книги (автор, название, место и год издания) и страницу, на которой ft напечатан данный текст.

Естественно, что если вы пишете четко, убористо, темными чернилами, применяя различную систему выделений (строки, от­ступы, поля, рамки, подчеркивания, вехи — вертикальные чер­ты, выделение тезисов или ключевых слов, нумерация, выделение цветом и т.п.), вы легко сможете ориентироваться в собственном. конспекте. Можно применять систему сокращений.

Полезно писать конспекты на карточках или даже картах с кра-. евой перфорацией. Особенно важно пользоваться таким способом при работе в библиотеках. Но тогда придется на каждом листе, который вы использовали для конспектирования, поставить хотя бы в сокращенной схематизированной форме фамилию и иници­алы автора, название книги, место и год издания. Желательно по­ставить порядковый номер страницы, если их несколько, и, ко­нечно, скрепить их. При этом обычно берется половина листа фор­мата А4. Такие конспекты с ключевыми пометками легко можно, разложить по нужным темами, когда придется их использовать в научной или учебной работе, а затем, если понадобится, снова соединить в единый конспект.

Письменная работа

I
•1

Виды учебных письменных работ на факультете журналистики различны. Это могут быть доклады, рефераты по гуманитарным, естественным или профессиональным дисциплинам, обязатель­ные курсовые и дипломные работы. Наконец, это творческие учеб­ные задания, журналистские тексты, которые студенты готовят в творческой мастерской или в процессе занятий по курсу «Основы творческой деятельности». Здесь более подробно поговорим о пись­менных работах как самостоятельных научных исследованиях, преж­де всего о курсовых и дипломных сочинениях.

Тема работы обычно обсуждается с преподавателем. Как пра­вило, на кафедре есть списки курсовых или дипломных сочине­ний, из которых можно выбрать интересующую тему. Не возбраня­ется предложить и свою, обсудив тему с преподавателем или заве­дующим кафедрой.

Естественно, что начать нужно с предварительного плана рабо­ты и с поиска необходимой литературы по теме. Хорошим подспо­рьем будут учебная программа, списки библиографии, приведен­ные в учебниках и учебных пособиях, другая литература по теме.


Можно обратиться к библиографическим сборникам по специаль­ным разделам. Но наиболее полный список литературы вы найдете в регулярно выходящей «Книжной летописи», все 52 номера ос­новного выпуска которой издаются в виде «Ежегодника книги» в двух томах: 1-й том по гуманитарным наукам, где есть и раздел по средствам массовой информации. Можно воспользоваться «Лето­писью журнальных статей», библиографическим сборником «Но­вая литература по философии» (раздел «Средства массовой ком­муникации») или специальными реферативными сборниками «Средства массовой информации», выпускаемыми ВИНИТИ (Все­российский научно-исследовательский институт технической ин­формации).

И конечно, на все время учебы основным помощником и пу­теводителем по миру литературы будут библиотечные каталоги: алфавитные, систематические, предметные, где вы найдете раз­дел по журналистике, средствам массовой информации.

Весьма полезными могут оказаться профессиональные журна­лы: «Вестник Московского университета», серия «Журналистика», «Журналист», «Профессия: журналист», «CpeDa», «Четвертая власть» и др. Как правило, в последних номерах журналов приво­дится перечень журнальных статей за год, часто распределенных по тематическому принципу.

Собрав библиографию по теме, приступайте к изучению лите­ратуры, конспектированию, составлению выписок, распределе­нию их по тематическим разделам вашей работы.

Кроме научной литературы часто приходится знакомиться с художественными, публицистическими текстами, работами вид­ных журналистов, газетной и журнальной периодикой, передача­ми электронных средств информации, сетевыми медиа.

Как правило, особенно для дипломной работы, вам придется провести собственное эмпирическое, иногда социологическое ис­следование.

Нередко, в частности в связи с историческими темами, основ­ным источником вашего исследования могут быть архивные доку­менты, и вам придется освоить методику поиска источников в российских архивах. Таким образом, второй этап работы над пись­менным сочинением — это сбор информации и изучение специаль­ной литературы, сбор эмпирической информации или проведение собственного эмпирического исследования.

Третий этап, который часто совпадает со вторым, связан с осмыслением собранного материала. Если в начале работы вы со­здали предварительный план, то на этом этапе он уточняется. Ве­дется работа по упорядочиванию имеющейся информации. Для этого

14-927


выписки, карточки, конспекты, литературу нужно разложить темам и подтемам в том порядке, который следует логике pal

Теперь можно приступить к самому процессу написания ты. Ее классическая структура такова:

Вступление, в котором нужно назвать проблему, объект и П] мет исследования, ее цель и основные задачи, способы, мет(какими она будет решаться, эмпирическую базу. Желательно краткий обзор литературы по теме и структуру работы.

Основная часть, разделенная на главы (разделы) и пар; фы, соответственно вашей теме, в которой вы последователь] излагаете основные тезисы своей работы, подкрепляя их необх< димыми доказательствами, примерами, аргументами, собран: ми эмпирическими данными. Работа должна говорить об исслед вательских способностях автора, самостоятельности его сужда Желательно, чтобы каждый раздел заключался лаконичными, ковыми выводами.

Заключение, в котором даются общие выводы по исследова­нию, иногда обозначаются нерешенные проблемы и перспекти исследования.

Библиография. Здесь важно знать порядок, в котором приво,
ся использованная литература, и правила оформления библиограф
фии. Сначала перечисляются издания на русском языке, языках О
кириллическим написанием, затем с латинским написанием ли­
тер и далее — с другими типами. Библиография чаще всего распсИ'
ложена в алфавитном порядке авторов (или названий без авто*
ров), но бывает и тематическая или хронологическая. Если в рабо­
те использованы ресурсы Интернета, необходимо их указать. ЗатеМ
приводится перечень периодических изданий, которые были исполь^'
зован в исследовании, и перечень архивных источников. *

Приложения. В самом конце работы располагаются приложения: публикации, тексты интервью, таблицы, данные и методики соци­ологических исследований, любые тексты или иллюстрации, кото­рые нецелесообразно было приводить в основной части работы.

На факультетах журналистики, помимо чисто исследователь­ских дипломных работ, часто пишутся творческие. Такая работа обычно состоит из двух частей. В первой, теоретической, анализи­руются идеи и проблемы, связанные с выбранным дипломантом практическим творческим направлением. Например, если диплом представляет серию расследовательских материалов автора, то в первой части определяется тип расследовательской деятельности, описываются ее способы и методы, различные модификации и т.п. А во второй части (творческой) приводится серия публикаций автора по определенной проблематике, в определенном жанре либо


их совокупности. Естественно, что это могут быть аудио- и видео­материалы.

Перечислим в схематической форме основные элементы и пра­вила оформления библиографии:

Способы группировки литературы:

1.Алфавитный.

2.Систематический (внутри рубрик принцип алфавитный).

3.Хронологический.

Последовательность расположения книг на разных языках:

1. Литература на русском языке.

2. Литература на языках с кириллическим алфавитом.

3. Литература на языках с латинским алфавитом.

4. Литература на языках с иным алфавитом.

В конце библиографии после списка литературы приводятся архивные материалы, источники (например, список газет и жур­налов, по которым проводилось исследование и которые служили источником эмпирического материала исследования, сайты Ин­тернета и т.п.).

Библиографическое описание включает обязательные и факуль­тативные элементы. В списках литературы факультативные элемен­ты можно опускать. Разрешается также опускать в кратком вариан­те библиографического описания тире между областями описания

(табл. 5).

Оформление дипломной работы. Работа должна быть не менее 3 авторских листов, т.е. 120 тыс. знаков, примерно 70 страниц. На компьютере работа набирается 14-м кеглем через полтора интер­вала шрифтом Times New Roman или 12-м кеглем через два интер­вала гарнитурой Arial. Верхнее поле — 15 мм, нижнее — 20 мм, правое — 10 мм, левое — 30 мм.

Сноски оформляются в соответствии с ГОСТом 7.1-84. Под­робнее об оформлении сносок и библиографии можно прочитать в методическом пособии для студентов факультета журналистики М. И. Алексеевой «Памятка дипломнику» (М., 2002) или в книге «Стандарты по издательскому делу» (М., 1998).

Дипломная работа должна быть представлена на кафедру в двух экземплярах и подписана научным руководителем. На титульном листе нужно указать название вуза, факультета и кафедры, на ко­торой выполнена работа. Кроме фамилии автора дипломной рабо­ты и ее названия, не забудьте назвать ученую степень, должность и фамилию руководителя работы.

14'


 

Таблица

 

Тип публикации Полный вариант (выделены обязательные элементы) Краткий вариант (опущены факультативные элементы)
Книга с автором Томашевский М. С. Писатель и книга:Очерк текстологии. 2-е изд.М.: Искусство, 1986.127 с. Томашевский М. С. Писатель икнига. 2-е изд. М., 1986.
Книга под заглавием История русской журналистики XVIII-XIX веков:Учебник для ун-тов и полиграф, ин-тов / В. Г. Березина, А. Г. Дементь­ев, Б. И. Есин и др.;Под ред. проф. А. В. Западова. 3-еизд., испр. М.:Высш. школа, 1973.519 с. История русской журналисти­ки XVIII-XIX веков/ В. Г. Бе­резина, А. Г. Дементьев, Б. И. Есин и др. 3-е изд., испр. М., 1973.
Главы и статьи из книг Свитич Л. Г. Журналист и ре­дакция как объект социологии журналистики // Социология журналистики:Очерки методо­логии и практики: Пособие для студентов вузов по специаль­ности «Журналистика» / Под ред. С. Г. Корконосенко. М.:ТОО «Гендальф», 1998.256 с. Свитич Л. Г. Журналист и редакция как объект социоло­гии журналистики // Социо­логия журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М, 1998.
Словарные статьи   Ковалевский К. А., Засурский Я. Н. Журналистское образова­ние // БСЭ. 3-е изд. 1972. Т. 9. С. 748.
Статьи из журналов   Агеев А. Радикализм замедлен­ного действия // Профиль. 2002. №43. С. 22-25.
Статьи из газет   Веретенникова К. Проблема вЧубайсе // Время. 2002. 23 де­кабря. С. 4.

Защита дипломной работы — важный итоговый, торжествен- 1 ный квалификационный акт, когда специальная дипломная ко- Т миссия оценивает вашу работу. Выпускнику предоставляется вре­мя для краткого выступления о целях и содержании, основных i выводах работы. Члены комиссии задают вопросы, на которые ди­пломант должен аргументированно и лаконично ответить. Затем | выступает оппонент с анализом дипломного сочинения, другие члены комиссии, руководитель, присутствующие на защите. Пос­ле чего снова слово предоставляется выпускнику для ответов на замечания. В заключительном выступлении выпускник обычно бла­годарит комиссию, оппонентов за оценку его работы и своего ру­ководителя за помощь в работе.


Учебно-производственная практика

Очень важной формой учебной работы на факультетах журна­листики является практика в редакциях. Первая практика, как пра­вило, учебно-ознакомительная. Она бывает после первого курса и длится месяц. За это время студенты успевают познакомиться с жизнью определенных предприятий или учреждений, фирм, зна­комятся с работой разных средств массовой информации.

Последующие практики называются производственными, по­тому что студенты направляются на работу в одну из редакций: на разных курсах обычно в разные, хотя нередко практики проходят в одной редакции. Предпочтительнее оказывается, когда на пер­вых курсах студенты осваивают информационные жанры, а на стар­ших — аналитические. По программе производственные практики бывают летом и длятся обычно месяц.

Но сейчас практика проходит весьма вариативно, потому что многие студенты начинают сотрудничать с редакциями либо пря­мо работать в их штате со второго-третьего курсов и производ­ственная практика становится беспрерывной и совпадающей с производственной.

Заключительной бывает преддипломная практика на пятом кур­се, когда студент в течение месяца работает в одной из редакций, одновременно собирая материал для дипломной работы.

Основная цель производственных практик познакомить буду­щих журналистов со всеми компонентами редакционного труда, с различными этапами и формами такой работы, начиная с плани­рования, создания журналистских текстов и кончая работой с пись­мами, авторами, с производственным процессом выпуска изда­ний или передачи в эфир, технологическими особенностями и даже менеджерскими и маркетинговыми видами деятельности.

Результаты практики обсуждаются в учебных группах, рецен­зируются преподавателем и руководителем практики в редакции. Итоги подводятся на Дне практики, где лучшие работы премиру­ются.

На старших курсах, а иногда начиная с младших, студенты за­нимаются в творческой мастерской опытного журналиста, постигая секреты профессионального ремесла по типу мастер-класса.

Формы отчетности. Зачеты и экзамены

Самое важное условие успешной подготовки к экзаменацион­ной сессии — это постоянная в течение всего семестра система­тическая работа над изучением материала курса. Самое непродук-


тивное — второпях «схватить» учебник или конспект лекций толь-, ко накануне экзамена, а еще хуже — в последнюю ночь. В таких|$ случаях установка бывает не на получение знаний, а на то, чтобы'"'» сдать экзамен любым путем. Между тем материал, который запо* ' минается на короткий срок, только до дня экзамена, как прави­ло, не откладывается в долговременной памяти и не усваивается надолго. Кроме того, систематические занятия предметом в течет ние семестра дают возможность сдать экзамены безболезненно^ без нервных срывов, чувствовать себя уверенно. В таком случае эк­замен из муки превращается в профессионально увлекательный и приносящий удовлетворение от хорошо сделанной работы про-} цесс, когда итожится учебный систематический труд. Студент имеет возможность обсудить лицом к лицу с преподавателем освоенный} „' осмысленный материал, высказать свою точку зрения и даже всту- '» пить в дискуссию по некоторым вопросам (хотя, конечно, тут мно­гое зависит от конкретной ситуации, характера экзаменатора, ва­ших собственных знаний и умения полемизировать).

Вообще, к сожалению, экзамены — это мощный стрессоген- ^ ный фактор, часто приводящий к нервным срывам и даже болез­ням студентов, причем не только лентяев и даже не столько их, сколько, наоборот, очень ответственных и работящих студентов, для которых дело чести получить хорошую оценку. Нередко сту­дент идет на экзамен как на суд или, что еще хуже, на плаху. Конечно, желательно, чтобы экзамен был спокойно-рабочим за­ключительным актом студенческой работы в семестре. Доброжела­тельность преподавателя, естественно, не беспредельна и стро­гость к хроническим лентяям более чем обоснованна. Однако в целом атмосфера доброжелательного рабочего настроя на экзаме­не предпочтительней. Психологи говорят, что когда человек боит­ся, нервничает, он забывает и ту информацию, которую помнил за полчаса до этого, потому что происходит нечто вроде шока или спазма памяти. Поэтому доброжелательность экзаменатора, кото­рая содействует возвращению студента в спокойное рабочее со­стояние, — один из главных факторов успешной сдачи экзамена.

Но если студент не спал предыдущую ночь, если зубрил до самого последнего момента, если утомлен, то очень мало шансов ответить хорошо. Поэтому в ночь перед экзаменом полезно хорошо выспаться. Время подготовки к экзамену или зачету нужно четко распланировать по дням таким образом, чтобы успеть повторить весь материал и еще оставить день или полдня на обобщенное ос­мысление курса в целом, составление итоговой таблицы всего курса или кратких тезисов. Полезно четко распределить время работы и отдыха в течение дня: заниматься в самые продуктивные часы и


отдыхать в периоды спада умственной активности. В экзаменаци­онную сессию желательно чаще бывать на свежем воздухе: тогда прекрасно усваивается и переходит в долговременную память про­читанный перед прогулкой материал. И наоборот, если вы в тече­ние целого дня головы не поднимаете от учебника, да к тому же занимаетесь в душной комнате, резкое ухудшение усвоения зна­ний и здоровья вам обеспечено. Итак, все правила культуры ум­ственного труда, о которых шла речь выше, во время экзаменаци­онной сессии нужно применять в усиленном режиме.

Если правильно готовились к сессии, уверены в своих силах, то спокойно идете к столу с билетами. Взяв билет, не торопитесь начинать лихорадочно писать ответ. Сначала успокойтесь, можете даже провести краткий сеанс аутотренинга. Заставьте себя улыб­нуться, тем самым расслабить мышцы лица. Этот импульс переда­стся в мозг, и нервный шок может пройти. Успокоившись, попы­тайтесь осмыслить тему целиком. Этому поможет ознакомление с соответствующим отделом программы, которой на экзаменах можно пользоваться. Затем составьте план ответа. Прежде всего запишите основные тезисы, главные мысли и идеи. Затем приведите факты, примеры, аргументы, подкрепляющие тезисы.

Начиная отвечать, познакомьте экзаменатора с планом ваше­го ответа. Отвечайте на вопросы четко, последовательно. Не сму­щайтесь, если вам зададут дополнительный вопрос. Не торопитесь с ответом, если не можете сразу вспомнить материал, попросите экзаменатора дать вам возможность сосредоточиться.

Будем надеяться, что вы сумеете постичь глубины знаний, ов­ладеть секретами журналистской профессии. Успехов вам в этом!


Литература

Основная литература

Прохоров Е. П. Введение в специальность (журналистика). М., 1974. Свитич Л. Г. Введение в специальность (журналистика). М., 1985. СвитичЛ. Г. Профессия: журналист. М., 1996.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: Взгляд социолога. М., 1997.

Дополнительная литература

Аграновский А. Д. Избранное: В 2 т. М., 1987.

Аграновский В. А. Ради единого слова. М., 1978.

Аграновский В. Вторая древнейшая. М., 2000.

АджубейА. Те десять лет. М., 1989.

Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ в кадре и за кадром. М., 1990.

Боровик Г. Артем. М., 2000.

Владимир Познер размышляет... М., 1990.

Власть, зеркало или служанка // Под ред. В. Л. Богданова и Я. Н. Засурскога

М., 1998.

Гуревич П. С. Приключения имиджа. М., 1991. Гуревич С. М. Основы научной организации журналистского труда. М.,

1998. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М.',

1996. Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVI1I-XIX,

веков. М., 1980.

Есин Б. И., Кузнецов И. В. 300 лет отечественной журналистики. М., 2002. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под

ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. М., 1994. Журналисты XX века: Люди и судьбы. М., 2003. Журналисты рассказывают. М., 1974. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. М., 1999. Засурский Я. Н., Колесник С. Г., Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист:

Российско-американские социологические исследования. М., 1998. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1999. Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика: Критерии профессионализма. М., 2002. Маркелов К. В. Карьера журналиста. М., 1998. Основы творческой деятельности. СПб., 2000. Гл. 1. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. Прохоров Е. Л. Журналистика и демократия. М., 2001. РэндаллД. Универсальный журналист. Великий Новгород; СПб., 1999. Сагал Г. 25 интервью: Так работают журналисты. М., 1979. Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000.


Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Профессиональное развитие будущего журна­листа. М., 1989.

Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. М., 1996. Таловое В. П. Журналистское образование в СССР. Л., 1990. Ученова В. В. Беседы о журналистике. М., 1985. Ученова В. В. От вековых корней. М., 1985. Щеглов Д. Владислав Листьев: Послесловие. М., 2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.