Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии политического процесса




Сущность и структура политических процессов. Режимы существования политического процесса

Политический процесс - это форма функционирования полити­ческой системы общества, совокупность действий субъектов политики по выполнению своих специфических функций в сфере власти, это тех­нология осуществления власти. Именно в политических процессах вы­являются и реализуются свойства всех политических сил и возможно­сти власти, отвергаются или удовлетворяются политические интересы.

Политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глу­бинные изменения политической системы, характеризует ее переход из одного состояния в другое. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельнее, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании или изменении политической системы.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

-субъекта, носителя власти;

- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

-средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

При этом ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и другие виды.

В научной литературе различают следующие режимы существо­вания политического процесса.

- режим функционирования, когда политическая система воспро­изводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражда­нами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации, исполь­зуют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемствен­ность в развитии политических связей;

- режим развития, при котором субъекты власти пытаются вне­сти изменения в политику, применить методы управления, отве­чающие переменам во внутренней и внешней среде. При таком ха­рактере политические процессы сопровождаются борьбой различ­ных тенденций и идеологических течений;

- режим упадка, распада политической целостности характери­зуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые решения не выполняются, сами власти теряют леги­тимность, доверие общества.

Политический процесс можно условно разделить на пять стадий:

1.Формирование политических приоритетов. Политически­ми являются проблемы, которые обладают широким охватом сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, непосредственно не задействованных в сферу проблемы. Такие про­блемы могут быть подразделены на распределительные, регулятив­ные и перераспределительные. Первые из них затрагивают относи­тельно небольшой круг лиц, которые реально регулируют распредели­тельные отношения на разных уровнях. Регулятивные проблемы воз­никают тогда, когда одни группы общества выдвигают требования по ограничению других групп; перераспределительные - если большие группы людей выступают за пересмотр сложившихся отношений в со­циальной и политической структуре общества.

2.Выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса. Эта стадия направлена на поиск ответа на вопрос «Почему одни проблемы выдвигаются на передний план и тре­буют действий со стороны властей, а другие нет?» Критериями поли­тических приоритетов может быть стремление достичь политического равновесия в раскладе общественных сил, предотвращение взрывов общественного мнения.

З.Формирование политических проблем и принятие поли­тических решений. Эта фаза включает разработку планов действий при решении проблем и организацию их реализации. Многие полити­ческие программы разрабатываются не только официальными лица­ми, но и людьми из неправительственных организаций. На основании программ формулируются альтернативные предложения для принятия политических решений по конкретным проблемам. Решения включают действия официальных лиц и организаций, связанные с получением поддержки для предлагаемых программ или предложений, либо с от­казом от тех или иных политических альтернатив.

4 Приведение в действие механизма реализации принятых решений. В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием политического решения и его исполнением. Однако в со­временных политических системах политические решения проводятся посредством сложной структуры административных служб. В этих ус­ловиях административный процесс становится продолжением законо­дательного акта, и профессиональные управленцы оказываются во­влеченными в политику.

5.Оценка результатов политических решений. Существуют различные подходы к оценке эф­фективности политических процессов. Один из подходов связан с тем, что политики и администраторы руководствуются критериями ре­зультативности, заложенными в самих программах и проектах. По­литические оценки второго типа базируются на критериях, склады­вающихся на базе личных и групповых интересов. Часто для измерения социальной значимости и объек­тивного эффекта результативности политических решений использу­ются системные оценки, включающие научно обоснованный комплекс критериев. Это позволяет аналитикам-оценщикам получить необходи­мый материал для объективной оценки, своевременно корректировать текущую политику и определять ее перспективы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.