Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия и параметры описания систем




Термин "система " используется в тех случаях, когда исследуемый объект настолько сложен, что его невозможно предста­вить в графической, аналитической или описательной форме и иссле­довать как единое целое.

Систему можно определить как целостность, состоящую из множества элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, выделенную из внешней среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала.

Для любой системы характерно:

1. Наличие объекта, который представляет собой совокупность элементов. Объекты могут быть материальными, понятийными или зна­ковыми. В качестве объектов могут рассматриваться не только сами ве­щи, понятия и знаки, но и совокупность их свойств или их отношений.

2. Наличие субъекта исследования или наблюдателя. Это может быть отдельный человек, машина, коллектив людей, вза­имодействующих с машинами.

3. Наличие задачи, которая определяет отношение наблюдателя к объекту и является критерием, по которому производится отбор объ­ектов и их свойств. Задача в конкретных случаях получает различные интерпретации: постановка и исследование проблемы, анализ свойств объекта, конструирование и использование объекта и т.д.

4. Наличие языка, позволяющего наблюдателю отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при ре­шении задачи. Язык понимается в общенаучном смысле как совокуп­ность комплекса понятий и взаимосвязей между ними, знаковой сис­темы, грамматики.

Для того, чтобы описать внутреннюю структуру системы, исполь­зуются такие составляющие, как подсистема, компонент и элемент.

Подсистема обладает свойствами системы. Деление на под­системы направлено на вычленение совокупности элементов или ком­понентов, способных выполнять относительно независимые функции, достигать частных целей, направленных на достижение общей цели системы. Выделение подсистем зависит от цели и степени изученно­сти системы и может меняться по мере ее уточнения и развития пред­ставлений наблюдателя об анализируемом объекте.

Под элементом понимается простейшая неделимая часть сис­темы, предел целесообразного членения системы в процессе ее ис­следования. Предел деления определяется постановкой задачи, ре­шаемой наблюдателем, а масштаб измерения определяется инстру­ментальными возможностями, то есть языком наблюдателя.

Компонент системы представляет собой группу элементов, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостно­сти. Они используются как составляющие промежуточных уровней ме­жду подсистемами и элементами.

В любое определение системы входит понятие связи.

Связь -совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств дру­гих элементов. Установление связи между двумя элементами означа­ет, что выявлены зависимости их свойств. Такие зависимости могут иметь односторонний и двусторонний характер.

Связи могут быть классифицированы по следующим признакам:

- по направлении), направленные и ненаправленные;

- по силе, сильные и слабые;

- по характеру: связи подчинения, связи порождения (или гене­тические), равноправные (или безразличные), связи управления;

- по месту приложения: внутренние и внешние;

- по направленности процессов в системе в целом и в отдель­ных его подсистемах: прямые и обратные.

Состояние системы - это совокупность состояний ее элементов и связей между ними. Состояние характеризует мгновенную фотогра­фию, остановку в развитии системы. Его определяют через входные воздействия и выходные сигналы или результаты, либо макропара­метры и макросвойства системы.

Движение системы - процесс последовательного изменения со­стояния системы. Вынужденное движение происходит под влиянием внешней среды. Собственное движение также происходит под воздей­ствием внешней среды, но только под действием внутренних причин.

Ограничения системы - то, что определяет условия реализации процесса. Они бывают внутренними и внешними. Одним из внешних ог­раничений является цель функционирования системы. Примером внут­ренних ограничений могут быть ресурсы, необходимые для реализации того или иного процесса.

Выходы системы - это различные точки приложения, воздейст­вия, влияния системы на внешнюю среду, которые представляют со­бой результат преобразования, переработки информации, энергии, ресурсов.

Обратная связь - то, что соединяет выход с входом системы для контроля над изменением выхода.

Многообразие факторов внешней среды требует их систе­матизации. Представляется целесообразным разделить их на две группы: прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся те составляющие внешней среды, с которыми система находится в непосредственном взаимодействии.

К факторам косвенного воздействия относятся те состав­ляющие внешней среды, с которыми система прямо не взаимо­действует, Однако они оказывают существенное влияние на элементы внешней среды, с которыми непосредственно взаимодействует систе­ма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.