КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основополагающие компоненты системного анализа
Классификация систем В зависимости от природы элементов различают реальные (физические) и абстрактные системы. Реальные (физические) системы представляют объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них могут быть механические, энергетические, биологические, природные, социальные и другие. Абстрактные системы состоят из элементов, не имеющих прямых аналогов в реальном мире. Они создаются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств, связей, реальных объектов и являются результатом творческой деятельности человека. В зависимости от роли человека в создании систем различают: Естественные системы созданы и функционируют без участия человека. Такие системы, как правило, обладают свойством адаптации, то есть способностью реагировать на воздействие окружающей среды так, чтобы получить благоприятные результаты для деятельности системы. Искусственные системы созданы человеком, и им присущи многие свойства естественных систем. Вместе с тем, существуют дополнительные свойства искусственных систем, например, совместимость и оптимизация. Под совместимостью понимается согласованность характеристик независимых систем при их совместной деятельности. Системы могут быть совместимыми друг с другом в одном отношении и несовместимыми в другом. Оптимизация означает приспособление системы к окружающей среде, в результате которого обеспечивается наилучшее функционирование системы в определенном отношении, то есть в одних отношениях она может быть оптимальна, в других - нет. По степени участия людей в реализации управляющих воздействий выделяют К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Это системы автоматического управления, представляющие собой комплексы устройств для автоматического изменения координат объекта управления с целью поддержания желаемого режима его работы
Человеко-машинные системы предполагают, что деятельность человека сопряжена с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства автоматизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого решения. К организационным системам относятся социальные системы - группы, коллективы людей, общество в целом. По степени взаимодействия с внешней средой различают Закрытая система отличается тем, что в нее не поступает и из нее не выделяется энергия, масса и информация и, следовательно, она изолирована от внешней среды и ее компоненты не меняются. Открытая система имеет такие отличительные черты, как способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией. В зависимости от характера взаимосвязей между элементами системы делятся Детерминированной считается система, в которой составные части взаимодействуют точно предвиденным образом и если известно предыдущее состояние, то безошибочно можно предсказать ее последующее состояние. Вероятностная система имеет неопределенный характер развития, для нее невозможно сделать точного детального предсказания и любое предсказание относительно поведения такой системы не может выйти из логических рамок вероятностных категорий, при помощи которых это поведение описывается. По степени организованности можно выделить Хорошо организованная система предполагает, что она может быть описана в виде выражения, связывающего цель со средствами. Естественно, что для отображения объекта в виде хорошо организованной системы, необходимо выделить мало значимые элементы и связи с позиции достижения конкретных целей развития системы. Объект в виде хорошо организованной системы будет представлен в тех случаях, когда можно предложить детерминированное описание и экспериментально показать адекватность используемой модели реальному объекту или проблеме.
Плохо организованная система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые выявляются на основе исследования не всего объекта, а путем изучения определенной, достаточно представительной выборки элементов и компонентов, характеризующих данный объект или процесс. Разработка методики и формирование научного инструментария системного анализа должно базироваться на следующих основополагающих моментах: 1. Наличие цели. Необходимость исследования определяется наличием проблемы и цели, которую нужно достичь для того, чтобы решить проблему. 2. Наличие альтернативных концепций исследования. Исследование проводят в условиях, когда чаще всего имеется более одного способа такого исследования и каждый из них характеризуется определенным набором параметров эффекта. 3. Наличие ограничивающих факторов. Практически всегда существуют факторы, ограничивающие процесс исследования. Условно их можно разделить на три группы: - технические факторы, определяющиеся техническими характеристиками объектов исследования; - экономические факторы, связанные с ресурсами; - социальные факторы, которые выражают требования общечеловеческих ценностей, этики и морали. Содержание процесса разработки методики системного исследования состоит в следующем: - определяют цели исследования и ограничения по времени и ресурсам; - устанавливают требования к результату исследования по полноте отражения свойств объекта, по измерению результатов, точности и достоверности измерения; - устанавливают наличие и тип данных о системе управления, объекте и внешней среде; - оценивают возможность получения дополнительных данных каждого типа в процессе исследований; - определяют множество методик, применимых при существующих и возможных данных; - из числа применимых методик отбирают подмножество рациональных методик, позволяющих достичь поставленных целей исследования;
- формулируют критерий - правило выбора наилучшего, в определенном смысле, метода из ряда рациональных; - вычисляют значение критерия для каждой из рациональных методик; - выбирают наилучшую, оптимальную с позиций принятого критерия, методику. Результат системного анализа - это, прежде всего, устойчивое решение, не создающее дальнейших противоречий, либо сводящее их к минимуму путем принципиального разрешения проблемы или создания алгоритма их динамической саморегуляции в дальнейшем по некоторому критерию. Эффективно решить сложную проблему - это, прежде всего, выбрать схему-решение и успешно реализовать ее. Две основные причины, могущие помешать решению проблемы. Во-первых, отсутствие необходимых для решений ресурсов, а, во-вторых, отсутствие самой схемы-решения. Поскольку объектом системного анализа являются объекты любой физической природы и сложности, его методологической основой должна быть теория неограниченной универсальности. Вместе с тем, исследование определенного класса систем или определенных* уровней любых систем требует разработки частных методик, наиболее адаптированных к этим условиям. Особенностью всех методик системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного экспертного знания. Последнее помогает найти пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и на этой основе развивать модель и весь процесс поиска решений.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |