КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эвристические методы в системном анализе
Понятие и содержание методики системного анализа Методика системного анализа - это программа планомерно направленных действий, совокупность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов и подэтапов с рекомендованными методами и приемами их выполнения, призвана систематизировать эвристическую деятельность и избавить исследователя от заведомо неверных шагов. Методики решения сложных и сверхсложных проблем чаще всего недостаточно формализованы. Это связано с тем, что направления выхода из большинства логических блоков и этапов определяются чаще лишь интуицией наблюдателя, на любой стадии может возникнуть необходимость вернуться назад, иногда на несколько шагов. При решении конкретных проблем отдельные этапы могут быть пропущены. Используя конкретную методику, разные исследователи могут прийти к разным решениям одной и той же проблемы, а могут и вовсе не найти решения. Сравнительный анализ применения обозначенных методик для исследования сложных социально-экономических систем показывает, что наиболее универсальными являются методики, предложенные отечественными авторами Ю.И. Черняком и А.В. Шеверевым. Этап 1. Анализ проблемы. На этом Этапе выясняется, существует ли проблема, дается точное формулирование проблемы, анализируются логическая структура проблемы, ее развитие в прошлом и будущем, внешние связи проблемы, принципиальная решаемость проблемы. Этап 2. Определение системы. Чтобы реализовать системный подход, проблему необходимо разложить на комплекс четко сформулированных задач. Определение объекта - только на первый взгляд легкая задача, в некоторых ситуациях она представляет наибольшую трудность исследования. Этап 3. Анализ структуры системы. Содержание этого этапа в значительной степени зависит от вида системы. В больших системах -это определение уровней иерархии, в сложных - определение аспектов и языков, в динамических - определение процессов и функций, в кибернетических - определение и спецификация процессов управления и каналов информации и т.д. Этап 4. Формирование общей цели и критерия системы. В зависимости от характера объекта или проблемы, подходов к их исследованию эта процедура включает: определение общей цели и основного критерия с дальнейшей декомпозицией их по подсистемам или определение целей - требований и критериев отдельных подсистем и композиция общей цели и критерия системы. Этап 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах. Декомпозиция целей на этом этапе должна быть доведена до такой степени, чтобы цели можно было увязать с конкретными мероприятиями по их достижению. Этап 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей. Этот этап имеет место в тех случаях, когда мы имеем дело с непроизводственными, а тем более не экономическими системами (система здравоохранения, народного образования и целым рядом других), в которых часто не удается логическим путем четко сформулировать цели и критерий эффективности развития системы. Этап 7. Прогноз и анализ будущих условий. Прогнозирование включает: анализ устойчивых тенденций развития системы; прогноз развития и изменения среды; предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы; комплексного анализа взаимодействия факторов будущего развития и возможных сдвигов целей и критериев. Этап 8. Отбор вариантов. Содержание этого этапа включает: анализ целей на совместимость и входимость; проверку целей на полноту; отсечение избыточных целей; планирование вариантов достижения отдельных целей; оценку и сравнение вариантов; совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов. Этап 9. Диагноз существующей системы. Результат диагностического анализа способствует построению обоснованного организационного плана реализации вновь спроектированной системы. Этап 10. Построение комплексной программы развития. На данном этапе на основе результатов решения задач системного анализа создаются комплексные программы развития. Этап 11. Проектирование организации для достижения целей. В случаях, когда для реализации комплексных программ необходимо создавать постоянный или временный орган управления, осуществляется организационное проектирование. При этом определяются цели организации, формируются функции организации, проектируются организационная структура, информационные коммуникации, режим работы и механизм мотивации. 23.Классификация методов системного анализа
Эвристические методы - это методы, в которых отсутствует какая - либо строго упорядоченная логическая процедура отыскивания решения, а сами методы целиком зависят от личности решающего проблему. Поскольку технология мышления представляет своего рода сеть взаимосвязанных, взаимопроникающих друг в друга действий, наблюдатель использует для разрешения проблемы определенную совокупность эвристических методов. Ни один из этих методов не имеет определяющего значения, все они обусловлены свойствами Других методов сети, а общая структура определяется их взаимосвязью и согласованностью. Содержание каждого метода определяется не только положениями, лежащими в его основе, но и содержанием остальных методов, входящих в систему. Эвристические методы используются как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальные методы условно разделяются на четыре группы: 1. Ассоциативные, в которых используется понятие ассоциативности, включающие методы аналогии и стимулирования случайностью. 2.Геометрические методы выработки альтернатив: промежуточной вспомогательной точки, дробления и восстановления на новой основе, равноудаленной точки, разворота; вращения внимания, включения асимметрии. 3.Динамические методы, основная идея которых заключается в обеспечении динамического восприятия анализируемых объектов и проблем: максимального числа степеней свободы, непрерывности полезного действия, периодического действия. 4.Параметрические, включающие различные способы релаксации и замены. К коллективным методам относятся: метод мозговой атаки, метод мозговой атаки наоборот, синектический метод, метод целевых обсуждений, метод инвентаризации "узких мест", метод контрольных вопросов, интегральный метод " Метра". Ниже представлено краткое содержание отдельных эвристических методов. Однако надо иметь в виду, что в системных исследованиях, как правило, используются комбинации этих методов. Конструирование цепочек методов является искусством эвристики и требует специальных навыков и приемов. Наука эвристики рекомендует следующие положения: - в области социальных проблем и конфликтов наиболее эффективны геометрические методы выработки альтернатив, в первую очередь, метод равноудаленной точки и метод дробления и восстановления на новой основе, - для решения проблем с множеством условий и в ограниченное время - метод вращения внимания; - для сложных слабоструктурированных систем эффективен метод ослабления условий с дальнейшим использованием других методов, - для решения проблем с установленными целями и дефицитными видами ресурсов эффективен метод замены цели на ограничения; - для решения тупиковых проблем рекомендуются методы стимулирования случайностью, разворота и промежуточной точки, ослабления условий и замены.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |