КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальные эвристические методы
Метод аналогии предполагает перевод проблемы в аналогию, и затем развитие аналогии. На завершающем этапе аналогия переводится обратно в проблему и анализируется. Содержательно параметры аналогии как бы замещают параметры исходной ситуации и, когда устанавливается результат развития аналогии, происходит замена параметров уже развитой аналогии на первоначальные параметры исходной ситуации. Результативное замещение возможно только при содержательном внутреннем единстве исходной проблемы и аналогии. Аналогия - это сходство объектов их некоторых признаках, свойствах сторонах и отношениях Метод стимулирования случайностью направлен на получение большего количества идей, вариантов решения за непродолжительное время. С помощью случайного стимула создается ассоциация - определенный образ исходной проблемы со связями между элементами. В отличие от аналогии, которая представляет обычно достаточно жесткую логическую конструкцию, ассоциация менее закрепощена, она может быть содержательно не связана с исходной проблемой и обеспечивает более широкий взгляд на нее. Достоинство метода в том, что полученные ассоциации вследствие случайности и независимости стимулов также независимы между собой, а значит, более информативны. Метод вспомогательной промежуточной точки основан на использовании для решения проблемы промежуточного признака-переносчика в виде объекта, свойства и отношения. Сущность заключается в нахождении промежуточных звеньев или связей, когда прямое решение невозможно или на его пути возникают существенные сложности. Количество дополнительных промежуточных точек может быть любым, главное, чтобы в конечном счете замыкалась вся цепочка признаков-посредников. Метод дробления и восстановления на новой основе опирается на известный метод диалектики восхождения от абстрактного к конкретному, при котором абстрактные понятия выступают как способы движения знания внутрь проблемы. Проблемная ситуация переводится в абстрактную схему, которая в дальнейшем восстанавливается до конкретного знания конкретных свойств объекта, предмета, субъекта и связей между ними. При этом каждый шаг может рассматриваться как ключ к решению проблемы. Метод является одним из основных для выработки альтернатив, для агрегации и дезагрегации проблем. Его цель - разложить проблемную ситуацию на составляющие, войти в ее начало, перестраивая и восстанавливая эти составляющие новыми способами Метод равноудаленной точки используется, когда существующая ситуация разнопланово действует на развитие объекта, субъекта, их составных частей, и требуется найти устойчивое динамическое равновесие. Последнее играет ключевую роль в развитии многих систем и представляет не неподвижное, постоянное равенство, а динамическое чередование двух крайностей. Метод предполагает выделение из исходной проблемы ее составляющих, поиск равноудаленных решений с позиции совместного взаимовыгодного использования сложившейся ситуации, а затем с их позиций - разрешение исходной проблемы. Метод разворота используется в тех случаях, когда прямое разрешение проблемы затруднительно или вообще невозможно. В его основе лежит постулат "Если хочешь добиться чего-либо, следует начать с его противоположности". Сущность метода заключается в том, что исходная проблема трансформируется в перевернутую, находится ее решение, и на его базе решается исходная проблема. Модификациями метода являются метод обратной связи, метод "немного вреда - только на пользу", метод компенсации или нейтрализации ограниченности зоны внимания наблюдателя, а следовательно, ограниченности той части информации, на которую непосредственно направлено внимание. Метод последовательных приближений основан на построении и анализе таблиц, генерации вариантов решений, в которых каждый последующий вариант решения должен быть хотя бы чуть-чуть лучше предыдущего. Для этого необходимо в новом варианте перевести хотя бы один знак минус на плюс, оставив остальные без изменения. Таблицы позволяют ничего не забыть при решении проблемы при условии, если это не упущено в формировании исходных целей и ограничений. Поэтому метод последовательных приближений требует особого внимания ко всем частям проблемы, особенно к тем, которые, на первый взгляд, внимания не заслуживают. Метод морфологических матриц предполагает построение многомерной таблицы, столбцы и строки которой отражают какие-либо существенные признаки проблемы. Такая многомерная таблица позволяет охватить почти все возможные варианты. Но в этом и один из основных недостатков морфологического анализа, поскольку возникают тысячи вариантов. Выигрыш от использования метода заключается в том, что поиск вариантов решения проблемы заменяется поиском осей и признаков. Недостаток в том, что, упустив хотя бы одну ось, мы автоматически теряем очень большую группу вариантов. Метод включения предполагает использование нескольких промежуточных звеньев (суперпозиций) в виде элементов, свойств и отношений, позволяющих определить недостающие связи и найти решение исходной проблемы. Методом включения можно выбрать стартовую позицию в разрешении проблемы, а затем, наложив ее на ситуацию развития и предполагаемые ограничения, оценить возможные варианты решения проблемы. В другом случае суть метода будет заключаться в том, что ограничения проблемы включаются в единую систему с целью. В результате такого объединения "новой" целью становится система: исходная цель плюс ограничения. Наконец, метод включения может быть построен на принципе матрешки, то есть один объект размещается внутри другого. Метод асимметрии используется для снятия противоречий при разрешении проблем и представляет собой способ целенаправленного смещения противоречий. Этот метод широко используется при решении проблем путем ведения переговоров. Целевая направленность метода состоит в том, чтобы решать проблему, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на какие изменения исходной позиции может пойти каждая из сторон. Это достигается путем увеличения круга рассматриваемых вопросов, где имеются взаимные интересы сторон и создание положительной "критической массы" достижения соглашения. Стороны путем асимметрии целенаправленно увеличивают "пирог", пытаясь получить выигрыш по вновь добавленным проблемам. Метод максимального числа степеней свободы исходит из следующих положений: характеристики объекта, субъекта и внешней среды должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы; если имеется возможность, то разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга. Метод непрерывности полезного действия направлен на устранение "холостых" ходов в функционировании объектов, работающих непрерывно. Метод периодического действия предполагает переход от непрерывного действия к импульсному или изменению периодичности и использованию паузы между импульсами для осуществления другого действия. Метод ослабления условий основан на раскрепощении жесткой схемы проблемной ситуации и приведении ее к более простой задаче, что создает эффект частичного решения проблемы. 26.Коллективные эвристические методы Мозговая атака призвана изобретать как можно больше идей, с помощью которых можно решить проблему. Для создания творческих подходов необходимо следующее: 1. Отделить изобретение альтернатив от их оценки. 2. Как можно больше расширить круг альтернатив, вместо того, чтобы искать единственное решение. Для успеха главное - ощущение коллективного творчества. Оно не должно покидать участников в течение всей мозговой атаки. Поэтому целесообразно не фиксировать процесс и не обращать внимание на то, кто и какую идею выдвинул. После "атаки" необходимо: - выделить самые многообещающие идем с учетом мнения самих участников; - продумать пути улучшения перспективных идей, сделать их более привлекательными и реалистическими; - определить время окончательной оценки идей и принятия решения. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычную среду, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - вернуться к исходной проблеме. Метод целевых обсуждений заключается в проведении обсуждения, направляемого ведущим, таким образом, чтобы втянуть всех участников в открытую и заинтересованную дискуссию и не дать совещанию вылиться в серию пассивных ответов на вопросы. Отличие от метода "мозговой атаки" состоит в том, что участники предварительно готовят свою точку зрения по решаемой проблеме. Метод целевых обсуждений особенно эффективен при оценке перспективности новых идей. Метод инвентаризации "узких мест" имеет много общего с методом целевых обсуждений и предполагает предварительное составление списка "узких мест" по какой-либо проблеме. Эффективность метода заключается в том, что анализировать уже известные "узкие места" легче, чем искать их. Самым сложным в реализации этого метода является составление по возможности полного списка "узких мест". Если такой список составлен, можно считать проблему наполовину решенной. Целесообразно использовать этот метод при осуществлении первичных прикидок решения проблемы, когда противоречия наибопее заметны. Метод контрольных вопросов состоит в том, что генерация вариантов решений направляется списком контрольных и наводящих вопросов, составленных разными участниками или экспертами. Участники обсуждения отвечают на эти вопросы письменно и передают их друг другу. Таким образом, каждый знакомится с вариантами решения других и дает свои соображения на этот счет. При этом решения как бы "аккумулируются" на одном листе каждого из участников обсуждения. Интегральный метод "Метра" сочетает в себе отдельные приемы атаки, синектики, морфологических таблиц и аналоговую методику "Метра". Блок - схема метода "Метра" состоит из трех этапов: 1. Формулировка проблемы и, ее анализ, генерация исходных идей решения. 2. "Выбор". Он разветвляется на три одновременные процедуры: структуризации проблемы с помощью аналогий и ассоциаций; комбинационное построение морфологических таблиц; соотнесение целей и средств для их удовлетворения. 3. Проведение анализа первых результатов, формулировка новой постановки проблемы и поиск ее решения "мозговым штурмом".
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |