Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии и их место при проведении системного анализа




Критерий представляет собой некоторую функцию от принято­го решения, которая позволяет количественно оценить его целесооб­разность. Конкретное значение критерия характеризует уровень дос­тижения цели, эффективность используемых при этом методов и средств. Если цель в общем случае указывает направление действия, то критерий дополняет понятие цели и указывает эффективный способ ее достижения. Критерий является как бы представителем системы при целях подсистем. Его функцией является обеспечение того, чтобы путь, избранный для достижения цели данной подсистемы, не проти­воречил общей цели системы и ее подсистем.

Проблема построения критерия сконцентрированы все основ­ные трудности моделирования сложных систем: переплетение многих факторов различной природы, сложности наблюдений и измерений, сочетание самоорганизуемости и управляемости, взаимодействие субъекта и объекта моделирования, стохастичность и неопределен­ность и т.д. Если руководствоваться строгими требованиями к форму­лировке критерия оптимальности, то практические разработки в об­ласти системного анализа могут не выйти из начальной стадии.

Для установления критериев необходимо обладать достаточны­ми знаниями об объекте, о его связях с внешней средой, быть свобод­ным от традиционного мышления, от какой бы то ни было предвзято­сти и быть совершенно независимым в суждениях. Поэтому присту­пать к работе по формированию критерия необходимо на основе предварительного исследования и систематизации полученных зна­ний. На начальном этапе необходимо правильно учитывать неполноту информации, которая может состоять в случайном характере исполь­зуемых параметров или полной неопределенности относительно неко­торых факторов. В этих случаях полезен логический анализ и иссле­дование вопроса о принятии нескольких решений, которые окажутся наиболее целесообразными для одних или других условий. Удобнее всего использовать здесь метод сценария.

Существует несколько подходов к учету системы критериев.

Первый из них состоит в сведении нескольких критериев к одному че­рез их коэффициенты значимости, определяемые экспертными или другими методами. Преимущества такого подхода заключаются в возможности стро­гого математического решения задачи оптимизации. Ограниченность его использования в сложности определения коэффициентов значи­мости критериев, которые имеют самую разную, трудно сопоставимую природу.

Второй подход состоит в превращении части критериев в ограни­чения. Он возможен в случаях, когда имеется возможность обосновать количественно величину ограничений по определенным критериям.

Третий подход заключается в ранжировании критериев и распо­ложении их в порядке важности. На первом этапе производится опти­мизация по наиболее значимому критерию, а затем определяется об­ласть, где этот критерий отличается от оптимального его значения не более чем на 10%. В этой области и производится оптимизация по второму по важности критерию и т.д.

Критерий может быть выражен в номинальной, порядковой или количественной шкале, а также в виде математической функции.

При выборе критерия необходимо соблюдать следующее усло­вие: критерии, используемые для решения задач низшего уровня, должны увязываться с критериями, используемыми на следующем, более высоком уровне.

Процесс формирования критериев должен идти сверху вниз при условии, что снизу вверх поступает необходимая для этого информа­ция. Таким образом, важным условием является обеспечение ниже­стоящих иерархических уровней критериями оценки, а вышестоящих -необходимой информацией.

Так как при функционировании систем, большая роль принадле­жит случайным процессам, критерий может быть основан на случай­ных величинах. В подобных обстоятельствах оперируют с математи­ческими ожиданиями (средними значениями) критериев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.