Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства восприятия




 

 

К свойствам восприятия, которые необходимо учитывать при стимулировании и мотивации поведения, относятся его избирательность (селективное восприятие), стереотипизация, атрибуция, проекция и «гало-эффект» и другие.

Избирательность - свойство восприятия, заключающееся в непроизвольном отборе внешней информации (внимание) и ее субъективной интерпретации на основе прошлого чувственного опыта, аттитюдов и интересов. На внимание и избирательное влияют интенсивность воздействия, размер, контраст, повторение, динамика, узнаваемость и новизна.

Стереотипизация - устойчивая тенденция судить о субъекте по группе, к которой он принадлежит. Стереотип – устойчивый образ явления или человека. Он возникает на основе сложившихся представлений о сути явления или на основе ограниченного опыта, в результате стремления делать выводы на основе ограниченной информации. Стереотипизация упрощает процесс восприятия, при этом растет вероятность ошибочного восприятия. Это может приводить к возникновению предубеждений.

Механизм стереотипизации обусловливает возникновение «эффектов последовательности». Выделяют «эффект первичности» («эффект знакомства», «первого впечатления») и «эффект новизны».

Эффект первичности состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке. Обычно первое впечатление бывает самым длительным и трудно поддается коррекции. В основе этого эффекта лежат преимущественно неосознаваемые механизмы оценивания.

Эффект новизны относится к восприятию уже знакомого человека или явления. В этом случае, более достоверной становится последняя, новая информация. Неожиданное действие, нестандартный поступок знакомого человека заставляют делать вывод о наличии личностных черт, которые были не замечены ранее и которые влияют в дальнейшем на развитие отношений.

Разновидностью стереотипизации являются ошибки моделирования. Ошибки моделирования представляют собой образ человека, сложившийся на основе стереотипов до начала межличностного взаимодействия. Для управленческой деятельности важным является ошибка, заключающаяся в технократическом восприятии подчиненных. Руководитель создает образ подчиненного на основе его должностной и профессиональной принадлежности, исходя из того, каким он должен быть, а не какой он есть реально.

Атрибуция - суждение о причинах поведения других людей. Когда причины поведения другого человека неизвестны, объяснение поведения осуществляется за счет достраивания информации. Фундаментальное желание объяснить причину собственного и чужого поведения заложено в природе человека. Это служит ключом для организации и оправдания человеческого поведения. Знание о причине события или поступка дает возможность предугадать их в будущем и выбрать линию поведения. Неспособность объяснить причину вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. Выводы о причинах событий помогают решить, как реагировать на них. (Пример: подчиненный, руководитель, задание). Причины поведения обычно объясняют индивидуальными особенностями или ситуацией, в которой проявлялось поведение, либо их комбинацией.

Проекция - непроизвольное приписывание воспринимаемому субъекту черт и характеристик, которые присущи другому субъекту. Проецирование на людей собственных качеств вызывает установку на ожидание соответствующего поведения. Результатом проекции является неумение людей встать на точку зрения другого человека. Эффект проекции связан с уровнем развития рефлексивного механизма. Человеку проще увидеть то, что ему хорошо знакомо и понятно, т.е. самого себя в другом человеке. Например, менеджер считает, что потребности его подчиненных, такие же, как и его собственные.

«Гало-эффект» - свойство восприятия, приводящее к тому, что о субъекте судят по одному из его характерных качеств. В этом случае общее положительное (отрицательное) впечатление о человеке переносится на оценку его неизвестных черт, которые также воспринимаются как позитивные (негативные). Эффект усиливается при уменьшении общей информированности об объекте восприятия. Он приводит к тому, что информация о каком-то человеке увязывается с имеющимся в памяти образом, который сложился заранее.

Ожидания («эффект Пигмалиона») – феномен восприятия, приводящий к тому, что воспринимающий человек получает ту обратную связь, на какую рассчитывает.

Все перечисленные выше свойства подчеркивают субъективный характер восприятия. Знание их позволяет избегать ошибок при оценке реального положения дел и правильно прогнозировать результаты деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.