Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательство — важнейший вид экономической деятельности




 

Предпринимательство является одной из форм экономи­ческой деятельности. Предпринимательство — это инициатив­ная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою ответствен­ность и направленная на получение прибыли.[3]

Предприниматель может заниматься любыми видами дея­тельности (хозяйственно-производственная, торгово-закупоч­ная, инновационная, консультационная, посредническая), если они не запрещены законом. Предпринимательская деятельность может осуществлять­ся одним человеком или коллективом (партнеры), с примене­нием наемного труда или без него, с образованием юридичес­кого лица или без него.

Субъектами предпринимательства могут быть:

• граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законодательством порядке в своей деятель­ности;

• граждане иностранных государств и лица без граждан­ства — в пределах полномочий, установленных законодатель­ством;

• объединения граждан (партнеры).

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без применения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как фирма.

Для развития предпринимательства необходимы опреде­ленные условия:

• многообразие форм собственности и форм хозяйствования;

• стабильность экономической и социальной ситуации в стране;

• экономическая свобода производителей и потребителей;

• открытость и равновесность рынка;

• формирование гражданского правового общества. За­щита собственности и прав предпринимателей;

• льготный режим налогообложения и кредитования;

• развитая инфраструктура поддержки предпринимательства;

• возможность гарантированного страхования коммерческого риска;

• свободный выход на внешний рынок.

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

• самим собственником средств производства на свой
страх и риск и под свою имущественную ответственность;

• руководителем фирмы от имени собственника.

Предприниматель не обязательно является собственником. Предпринимателем может быть собственник, менеджер и вся­кий человек, берущийся за дело на свой страх и риск.

Предпринимательство выросло из мелкого бизнеса. Пред­приниматель в малом бизнесе ориентирован на достижение финансового результата, менеджер крупной компании — на обладание властью и престижем.

Предприниматель в малом бизнесе демонстрирует определенный талант, энтузиазм, преданность своему бизнесу, которые очень редко можно увидеть у менеджеров фирм.

Предприниматель рассматривает продажу товара, оказание услуг или выполнение работы как средство общения с потре­бителем (клиентом). Цель бизнеса — создать потребителя. Если потребителя (клиента) не удовлетворяет товар, предпри­ниматель меняет весь образ своих действий, всю политику и концепцию товара. Он не может ограничиться изменениями в процессе продажи.

Российское законодательство определяет предпринимате­ля как субъекта, деятельность которого направлена на полу­чение прибыли и ведется им на условиях собственной имуще­ственной ответственности.[4]

Важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность и динамичность. Формула предпринимательства проста: получение макси­мума прибыли при минимальном риске. Сущность предпринима­тельства раскрывается через следующие функции:

• берет на себя инициативу соединения факторов производства для создания товаров (работ, услуг) с целью получе­ния прибыли;

• предприниматель есть организатор производства. Оп­ределяет стратегию и тактику поведения фирмы, принимает ответственность за их осуществление;

• предприниматель — это новатор, так как внедряет новые нетрадиционные приемы и способы увеличения прибыли;

• предприниматель — это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели.

Предпринимательская деятельность характеризуется тем, что предприниматель берется за все то, за что потребитель го­тов заплатить сегодня деньги.

 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФИРМЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО АГЕНТА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

2.1. Понятие «фирма», цели и стратегии

 

Рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, а в конечном счете — производителей и потребителей. Он состоит из огромного числа производственных, финансовых, информацион­ных, коммерческих структур, которые взаимодействуют в рамках принятого в стране правового поля.

Субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются домашние хозяйства, фирмы (предприятия, организации) и государственные учреждения. Домашние хозяйства представляют собой условную единицу, с одной стороны, потребительской сферы, с другой — владельцев экономических ресурсов.

Фирмы и государственные учреждения являются структурными составляющими второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики. Основные субъекты хозяйственной деятельности взаимодействуют между собой, совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов, доходов.

Одним из элементов рыночного хозяйства является фирма. Фирма-это самостоятельно существующий хозяйствующий субьект, позволяющий продукции, выполняющий работу и оказывающий услуги в целях удовлетворения общих потребностей и получения прибыли. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например, фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц. Фирмы бывают разного размера — один частный предприниматель или корпорация с многотысячными штатом сотрудников.

Целевые установки фирмы. Получение максимальной прибыли – это конечная цель любой коммерческой деятельности, которая достигается через определение и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

• увеличение объема продаж;

• достижение более высоких темпов роста;

• увеличение доли рынка;

• увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

• увеличение дохода на акцию компании (если это акци­онерная компания);

• увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

• изменение структуры капитала.

Функция фирмы. Создание ценностей есть основополагающая функция фирмы.

Процесс создания ценностей представляет собой удов­летворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего фирма добивается общественного призна­ния своей деятельности. Процветающая фирма — это фирма, получающая устойчивую прибыль от своей деятельности. Вла­дельцы (либо акционеры) фирмы заинтересованы в постоянном и всевозрастающем потоке доходов и таком использовании соб­ственных и привлеченных средств, которое увеличивает цен­ность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности фир­мы, долгосрочных с ней отношениях, а также в благоприят­ной рабочей атмосфере. Для потребителей же высшую цен­ность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Общественное признание, в свою очередь, дает фирме воз­можность расширять производство, наращивать объемы про­даж и услуг и, в конечном счете, увеличивать свою прибыль.

Основным рабочим инструментом в реализации целевых функций фирмы является рыночная стратегия, в рамках кото­рой реализуются конкурентные преимущества фирмы. В меж­дународной теории и практике бизнеса различают три основ­ных вида рыночной стратегии фирмы.

Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.

После того, как рыночная стратегия определена, следую­щим инструментом реализации целевой функции фирмы, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей фирмы. Оно включает в себя три этапа.

1. Анализ внешней среды, т.е. политическая ситуация стране, анализ отрасли, темпы роста, цикличность, финансо­вые характеристики), анализ рынка (тактика продаж, реклама, цены), анализ спроса (изменяемость, длительность, устойчивость), анализ ресурсов (доступность, заменяемость, измене­ние цен, воздействие на окружающую среду).

2. Оценка потенциальных возможностей предприятия. Это позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, обеспечить принятие грамотных решений.

3. Выбор вариантов развития предприятия (составление 6изнес-плана: описание товаров и услуг, производственный (организационный) план, маркетинговый и финансовый план).

Как хозяйственный субъект фирма обладает административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим единством, общностью целей деятельности. Как юридическое лицо фирма имеет в хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обяза­тельствам этим имуществом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 6117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.