Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании 4 страница




· знакомство;

· помолвка;

· конфликт по поводу воспитания детей спустя 15 лет.

Четвертый этап.

Занятия №23 — №31

...Личностный рост, основанный на искренних и целостных отношениях, — это и есть сущность и душа психотерапии.

Кларк Мустанас

Главная задача: раскрытие содержательной стороны внутренних психологических конфликтов, имеющих для пациента большую субъективную значимость; перестройка нарушенной системы отношений и выработка адекватных форм психологической компенсации.

Четвертый этап (10 дней). Целью данного этапа является закреплений речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.

Способность играть чужую роль помогает лучше приспособиться к окружающему миру. Под ролевыми играми мы понимаем поведение, к которому прибегает играющий по своей инициативе или по просьбе окружающих. Для участников действия, однако, ролевые игры — это способ самовыражения.

Ролевое поведение в реальной жизни может проявляться в виде ритуалов, отмечающих особые события — светские или религиозные, реальные или вымышленные, но всякий раз выполняющие культурную функцию для всего общества.

История ролевых игр связана с разработкой теории ролей, а также с появлением понятия ролевых игр в социологии. В 1966 г. Бидцл и Томас написали книгу «Происхождение и история теории ролей», где в качестве своих предшественников называют Дж. Мида, Дж. Морено и Р. Линтона. Вклад Морено заключается в описании двух стадий генезиса ролей: восприятия роли и воплощения, или разыгрывания роли. Линтон предложил разграничить понятия «статуса» (социального положения) и роли, тем самым признав, что: а) положение и соответствующие роли являются элементами общественного уклада; б) поведение человека можно рассматривать как разыгрывание роли, а саму роль — как связующее звено между поведением человека и социальной структурой.

Понятие ролевых игр как части психотерапии было разработано лишь в XX веке. Одними из первых ролевые игры в психотерапии использовали Зильбург и Генри (1941). Рейл отмечал терапевтический эффект от «разыгрывания сцен» пациентами психиатрических больниц. Морено в начале XX века описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. Однако лишь в 30-х гг. эксперименты с разыгрыванием сцен были признаны эффективной психотерапевтической процедурой.

С середины 50-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Их стали широко использовать в психотерапии, включая группы личностного роста. Сюда же относятся все приемы, которые Николе и Эфран (1985) назвали «современной терапией катарсиса», включая классический метод социометрии и психодрамы Морено, гештальттерапию, а также группы встреч (Гольдберг, 1970), первичную терапию (Янов, 1970), терапию реальностью (Глассер, 1965).

Второй областью применения ролевых игр стали тренинговые группы, которые ставят задачу саморазвития и самосовершенствования, а не психотерапии. Это направление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководства, поведения в больших и малых группах, взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, формирования адекватного восприятия себя и других. Классическими примерами могут послужить Т-группы (группы тренинга), а также центры психологического тестирования на профессиональные качества и способность к руководству.

Сегодня ролевые игры применяются повсюду и незаменимы в разнообразных областях психологии. Однако несомненно, что наиболее эффективно они применяются в психотерапии.

Моделирование поведения — это воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Оно включает попытки создания новых решений и подходов к сложным человеческим проблемам, начальную оценку адекватности этих решений, повторное проигрывание ответственных действий до их претворения в жизнь и усовершенствование существующих навыков. Сюда же относится разыгрывание конкретных примеров моделей, разногласий, дилемм, процессов.

Ролевые игры — это осязаемое проявление поведенческого компонента. Ролевые игры могут принимать разные формы: от простых (минимальных) до сложных наборов действий. Ролевые игры не ограничены пространством.

Учитывая особые характеристики психотерапевтического «жанра», следовало ввести специальные формулировки общих правил, регулирующих применение ролевых игр. Так был сформулирован набор принципов. Эти принципы относятся только к клиническим ролевым играм и не могут использоваться в других формах моделирования поведения.

Принцип конкретизации. Клинические ролевые игры основаны на конкретном описании. Весьма существенно, чтобы информация, представленная во время сеанса ролевых игр как терапевтом, так и пациентами, носила конкретный характер. Первое психодраматическое правило (Морено, 1965) гласит, что пациенты представляют свои конфликты, а не рассказывают о них. Ведущий говорит пациенту: «Покажи мне, что произошло», а не «Расскажи мне, что произошло».

Принцип аутентичности. Разыгрываемое поведение должно быть аутентичным. Аутентичность рассматривается как достоверность и подлинность, что в контексте ролевых игр имеет два значения: первое из них — отсутствие умышленного обмана, второе — максимальное сходство с исходным случаем. Аутентичность предполагает, что воссозданное пациентом описание достоверно отражает его психологическое состояние в момент развертывания; ситуации.

Вот некоторые способы обеспечения подлинности описаний, сделанных пациентами.

Описание «здесь и сейчас». Предполагается, что пациент представляет свои трудности, будто они происходят именно сейчас. Это воспринимается как правда, независимо от того, происходил ли такой случай в действительности или был выдуман (Морено, 1965).

Максимальное вовлечение пациента. Подлинность представлений напрямую связана со степенью эмоционального вовлечения пациента в разыгрывание действия.

Изменение временных параметров. В жизни все происходит очень стремительно. Люди реагируют на последовательное поступление стимулов быстро, зачастую под влиянием нехватки времени и со скоростью, выходящей из-под нашего контроля. В этих обстоятельствах человеку едва ли хватит времени обратить внимание на мотивы наших действий, на влияние прошлого, сказывающееся на нынешних действиях, и на истинные чувства и мысли, сопровождающие эти действия. Нужно иметь возможность рассмотреть отдельные моменты повнимательнее. Для этого их нужно «увеличить». Сделать это можно так:

1. замедлить действие, как бы «остановить часы», «раздвинуть временные рамки» или

2. проиграть все описание с замедлением.

Вещи, происходящие в жизни в считанные секунды, описываются (и разыгрываются) в клинических ролевых играх без каких-либо временных ограничений.

Драматизация, внешнее воплощение внутренних процессов. Одной из отличительных характеристик психотерапии является стремление вскрыть, понять и изменить психологические процессы. В клинических ролевых играх это стремление проявляет себя в драматизации: через разыгрывание этих внутренних чувств и мыслей, путем их персонификации. Так, чувства вины, стыда и неловкости, противоборствующие желания и стремления, необходимость выбора и т.д. воплощаются, оживают по мере принятия протагонистом или вспомогательными «Я» ролей, персонифицирующих каждое из этих психологических явлений. В таких драматизациях протагонист открыто взаимодействует со вспомогательными «Я» (представляющими чувства и мысли), сознавая, что в действительности такое взаимодействие происходит внутри него. Следует помнить, что психологическое явление в клинических ролевых играх может принимать преувеличенные размеры в результате фокусировки.

Понятие защищенной среды. Предполагается, что играющие будут ощущать себя более защищенными, чем в сходных условиях в жизни. Достигается это путем предоставления играющим права полного контроля над существенными аспектами их действия. Они могут контролировать время. Если, например, пациент говорит: «Я хотел бы сделать что-нибудь, что может произойти в будущем»; «Я хотел бы, чтобы это длилось подольше»; «Давайте сделаем это побыстрее, в жизни это занимает так много времени» или «Я хочу, чтобы сейчас был вечер», — он так и поступает. Пациент может контролировать пространство. Если он хочет, чтобы действие происходило в других условиях — более удобных, менее угрожающих и т.п. — он может так и сделать. Пациент также может контролировать действия и их последствия. Часто люди воздерживаются от принятия решения или от определенных поступков, опасаясь возможных отрицательных последствий, и это лишает их важных навыков познания. В ролевых играх они могут быть защищены от таких опасений двояким образом. Один из них — разыгрывание такой ситуации, которая гарантирует устранение отрицательных последствий. Например, ведущий может сказать: «Я хочу, чтобы ты выразил отцу свое разочарование, но в этот раз мы дадим тебе в отцы понимающего человека». Другой способ — сказать пациенту: «Давай всё же сделаем так, как было. Если результат будет слишком болезненным для тебя, мы все зачеркнем и переделаем заново — так, чтобы тебе было хорошо».

Эмоциональный опыт. Иногда пациенту требуется еще раз пережить событие, чтобы от него остались новые, положительные впечатления. А иногда пациент жалуется, что ему не удалось испытать чего-либо из того, что стоило испытать, а жизнь не предоставила другой возможности встретиться с подобной ситуацией. Эти дополнительные возможности могут быть созданы во время терапевтических сеансов посредством клинических ролевых игр.

Понятие сверхреальности. Этот термин был введен Морено (1965). Он основан на представлении о том, что «в реальной жизни есть некоторые невидимые грани, еще не полностью изученные и описанные... и у тех, кто не сталкивается с ними, жизнь не полна... поэтому мы должны, пользуясь дополнительными действиями и инструментами, соприкасаться с ними на терапевтических сеансах» (Морено, 1965). Один из самых популярных методов отыскания этих невидимых граней — обмен ролями: пациент должен в имитируемой ситуации время от времени исполнять роль своего партнера. Человек должен входить в роли людей, с которыми взаимодействует, чтобы понять, как они относятся к нему и к окружающим.

Приспособление темпоритма процесса обучения к конкретному пациенту. Терапевт должен принимать во внимание страхи, недостатки своего пациента, а не применять непозволительное давление с тем, чтобы освободить его от них. Успех обеспечит соблюдение двух принципов обучения: постепенного продвижения и учета индивидуальных особенностей. Постепенное продвижение предполагает, что объект познания должен быть разделен на мелкие, последовательные ступени, где преодоление каждой не таит никаких сложностей и угроз. Учет индивидуальных особенностей означает, что в формировании этих ступеней следует учитывать характер пациента.

Обучающий опыт может включать навык сдерживания. Человек может полностью выразить свои чувства коллеге и испытать внутреннее облегчение, но при этом он может причинить ему вред и положить конец их взаимоотношениям. Необходимо учиться умению спонтанно сдерживать себя. Некоторые этюды клинических ролевых игр направлены на увеличение способности пациента получать внутреннее удовлетворение от добровольно принятых мер по самоограничению и самоконтролю.

Принцип последовательности. Клинические ролевые игры включают последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. Основной предпосылкой этого принципа служит то, что клинические ролевые игры состоят из некоего числа взаимосвязанных эпизодов и максимальный терапевтический эффект достигается при последовательном переходе от одного эпизода к другому. Означает ли это, что случающееся иногда введение одной или двух не связанных друг с другом сцен в ролевых играх терапевтически неэффективно? Отнюдь. Опыт показывает, что даже такое минимальное использование ролевых игр может увеличить эффективность лечения и оказать благотворное воздействие на весь терапевтический процесс.

На четвертом этапе особое значение приобретают функциональные тренировки для повышения уверенности в себе.

Функциональные тренировки, описанные в работах А. И. Захарова (1977), Н. М. Асатиани (1979), А. С. Слуцкого (1979), П. И. Исагулиева (1984) являются основной частью поведенческой психотерапии (Б. Д. Карвасарский, 1985), основная цель которой — практическая адаптация больного к ситуации, вызывающей опасения

В работе с заикающимися функциональные тренировки начинаются с третьего этапа преимущественно в условиях кабинета. На четвертом (завершающем) этапе этот прием логои психотерапевтической коррекции проводится как в кабинете, так и в реальных жизненных условиях. Методика функциональных тренировок применяется с учетом принципа постепенного усиления эмоциональной значимости ситуации речевого общения или «ступенчатого приближения к объекту страха» (по Н. М. Асатиани). Существует несколько видов функциональных тренировок.

Моделирование различных ситуаций речевого общения. Этот прием по своей сути напоминает психодраму, которая впервые была предложена в 30-х годах XX века Дж. Морено как диагностический и корригирующий метод групповой психотерапии. Применение приема моделирования основано на принципе усиления эмоциональной насыщенности упражнений, которые варьируются в диапазоне: приятная ситуация — эмоционально индифферентная ситуация — конфликтная ситуация. Моделирование поведения предполагает воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Это может быть проигрывание ответственных действий перед их претворением в жизнь и усовершенствование существующих навыков. План разыгрываемой ситуации (примерные темы: покупатель — кассир — продавец; начальник — подчиненный; конфликт с соседями и т.д.) намечается руководителем. При моделировании и проигрывании тех или иных ситуаций учитываются определенные эгоцентрические тенденции (нервно-психический фон) разных категорий больных (с истероидной акцентуацией, с неврозом навязчивых состояний, акцентуированных по психастеническому типу и т.д.), при этом необходимо помнить об использовании тех или иных логопедических приемов (моноритмизация, расстановка пауз и пр.).

Подготавливая к «игре» заикающихся, страдающих выраженной логофобией в ситуации «покупатель — кассир», в качестве отвлечения больных от неприятных переживаний используют следующий прием. Ожидая своей очереди, больной громко (в реальной ситуации — про себя) читает стихотворение, стараясь максимально сосредоточить свое внимание на его содержании. Такое громкое, ритмичное, по возможности эмоциональное чтение стихов отвлекает больного от предстоящего обращения к «кассиру», успокаивает и является «трамплином» для начала речевого акта. В данных ситуациях возможны вариации, например, замена чтения стихов произнесением речевых эталонов.

Обязательным моментом является подведение итогов: совместный анализ игры, успехов и неудач, рекомендации по внедрению достигнутых результатов в жизнь.

Более сложное задание в системе функциональных тренировок — участие в концертах художественной самодеятельности и «гастроли». Программа концерта также составляется с учетом нервно-психических и речевых особенностей.

Приемы, используемые на данном этапе:

· Пациенту, плохо чувствующему ритм, предлагается подготовить чтение стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. Больному, акцентуированному по астеноневротическому типу, отличающемуся неуверенным слабым голосом, эмоциональной скованностью, предлагается работа над жизнеутверждающими произведениями, которые насыщены яркими образами и эмоциями (например, «Мчатся тучи, вьются тучи...», «Буря мглою небо кроет...» и т.п.).

· Литературный монтаж с хоровым чтением стихов (чтение каждым больным двух-трех стихотворных строчек).

· Музыкальные номера с предварительным развернутым пояснением.

Непрофессиональная оценка выступлений зрителями оказывает большое активизирующее влияние на лечебную группу, создает эмоциональный стимул для дальнейшей работы над речью.

Другой вид функциональной тренировки — телефонный тренинг. Такие занятия помогают пациентам с тревожно-мнительными чертами характера.

Специалист разъясняет больным, что в основе боязни телефона лежат механизмы патологической условно-рефлекторной связи, закрепляемые каждой неудачной попыткой речи в данной ситуации. Для ослабления патологического условного рефлекса и воспитания качественно новых эмоциональных и речевых реакций можно прибегнуть к следующему приему: создать модель телефонного разговора, в котором будет отсутствовать основной отрицательный условно-рефлекторный раздражитель — голос живого собеседника:

· Звонки на автоответчик снимают эмоциональное напряжение, так как больной понимает, что будет говорить наедине с собой (пока в телефонной трубке слышатся гудки, он ритмично, без привычного волнения, задает вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?» Услышав ответ, спокойно благодарит). При многократном повторении таких упражнений вырабатывается навык четких, свободных движений, связанных с осуществлением телефонного разговора. Таким образом вырабатывается положительная условно-рефлекторная цепочка, что является отправной точкой для спокойного начала разговора с реальным собеседником.

· Разговор со справочными службами (основная мысль: «Меня там никто не знает»). Больные помнят о необходимости соблюдать слитность слов во фразе, спокойный темп, паузы между вопросами и ответами.

· Работа в подгруппах в соседних кабинетах, оснащенных телефонами. По желанию каждый выбирает себе партнера для предстоящей тренировки речи. Собеседники намечают примерный круг вопросов, который будут обсуждать. Такая работа предполагает участие всех больных для автоматизации навыка телефонного разговора.

Занятия по закреплению достигнутых результатов в реальной обстановке. Функциональные тренировки целесообразнее проводить в магазинах, на рынке, беседовать с прохожими на улице и в транспорте, а также проводить экскурсии в музеи, на выставки, в зоопарк. Главным требованием к проведению экскурсии является свободная речевая импровизация, создание образа уверенного в себе специалиста в данной области. Предварительно проводится подготовительная работа: проходит установочная беседа, намечаются задачи, примерные пути их реализации.

Первые занятия проводятся под руководством специалиста. В случае неудачи он активно вступает в беседу, тем самым отвлекая внимание постороннего человека от заикающегося Постепенно руководитель как бы уходит на второй план. Далее пациенты продолжают свои тренировки по указанной методике.

На этапе функциональных тренировок важное значение придается введению приобретенных речевых навыков в жизнь. Необходимо перешагнуть психологический барьер и преодолеть страх речи в эмоционально и социально значимых ситуациях.

Занятие №23

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Речевая разминка.

Спонтанная речь: имитация разговора по телефону. Участники выбирают партнера, встают спиной друг к другу и имитируют разговор по телефону.

4. Ролевой тренинг.

«Гастроли» — концертная программа в учреждении.

В программе:

· сольное и хоровое исполнение песен;

· чтение стихов (это может быть литературно-музыкальная композиция);

· постановка сцен из спектаклей;

· монологи;

· инсценировка песен;

· инсценировка рассказов классиков, мифов Древней Греции и т.д.;

· пародии на постановку оперы и балета.

Занятие №24

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Речевая разминка.

Невербальный тренинг: «Музей восковых фигур».

Каждый участник должен изобразить фигуру известного человека, передать черты его характера. Члены группы должны узнать изображаемого.

Упражнение «Художественный фильм». Главная задача: стать режиссером своей жизни.

Каждый выступает в роли сценариста, режиссера-постановщика, выбирает актера на главную роль.

Инструкция:

Посмотрите на себя со стороны; оцените, нравитесь ли вы себе таким. Если нет — всё можно исправить. Уберите ненужное, добавьте детали. Запомните, что вы сделали. Условие: фильм должен быть про победителя.

Занятие №25

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Речевая разминка:

· чтение,

· пересказ,

· импровизации под метроном или с модулем «ЭХО».

4. Тренинг «Робот-оператор».

Один участник — «робот», другой — «оператор».

«Робот» подчиняется указаниям «оператора». «Оператор» указывает последовательность действий, необходимых для сбора грибов и ягод, ловли бабочек, подметания пола, приготовления овощного супа и т.д.

5. Упражнение «Горячий стул». Участники группы обсуждают каждого. Тема — «Твое будущее»:

· профессиональное (кем станет человек, каким видом деятельности будет заниматься);

· личное (семья, дети);

· психологическое (человеческие качества).

Определить сроки!

6. «Суд над литературным героем». Темы:

· «Му-му»;

· «Онегин и Ленский»;

· «Раскольников».

Участники: судья, ответчик, пострадавший, обвинитель, защитник, свидетели, судмедэксперт и т.д.

Занятие №26

1. Приветствие.

Короткий диалог на заданную тему: «Здравствуй! Мне приятно тебе сказать...»

2. Логопедическая разминка (Речевая разминка).

3. Речевой тренинг «Пассажиры в купе». Пассажиры:

1 — холерик,

2 — сангвиник,

3 — флегматик,

4 — меланхолик. Задание:

· познакомиться;

· завязать и поддержать беседу.

4. Функциональная тренировка «Экскурсия по городу».

Выступление на улице. Рассказ о достопримечательностях родного города, поселка и т.п.

Занятие №27

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Речевая разминка.

Один участник дает другому тему для сообщения («Часы», «Шнурки», «Кроссовки», «Окно», «Стол», «Стул», «Песочные часы» и т.п.).

На подготовку — 1 минута, доклад — 30-60 секунд.

4. Инсценировка сказки (например, «Волк и семеро козлят», «Колобок» и т.д.). Выбрать жанр:

· «индийское кино» (мелодрама);

· боевик;

· фильм ужасов.

5. Функциональная тренировка «Знакомство с девушкой (юношей) на улице».

Запись в дневнике, анализ ситуации на занятии.

Занятие№28

1. Приветствие.

2. Логопедическая разминка.

3. Речевая гимнастика «Футболка с надписью». Инструкция:

Каждому предлагается придумать говорящую надпись — девиз. Затем каждый зачитывает свою надпись.

Проводится обсуждение.

4. Речевой тренинг.

Посещение картинной галереи, рассказ о картине (или рассказ по репродукции).

Местом посещения может быть музей или картинная галерея (например, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, краеведческий музей).

Требование — свободная речевая импровизация, создание образа уверенного в себе человека.

Для первого выхода можно предложить подготовить дома рассказ о биографии и творчестве художника, картины которого представлены в художественной галерее или краеведческом музее либо репродукции которых есть в учреждении.

Занятие №29

1. Приветствие по кругу:

«Добрый день, как я рад тебя видеть!» Движение — «карусель».

2. Логопедическая разминка.

Невербальный тренинг: упражнение для пары «Перестановка мебели».

3. Речевая разминка.

Диалог по воображаемому телефону:

· с ребенком,

· с начальником,

· с любимым,

· с другом.

4. Речевой тренинг «Продавец — покупатель».

· Один — агент по продаже, другой — пассажир электрички.

· Один — продавец газет и журналов, другой — прохожий.

· Один — продавец цветов, другой — прохожий. Задание: уговорить купить товар.

5. Функциональная тренировка.

· реклама товара на улице;

· посещение магазина, учреждения службы быта (диалог!): ремонт обуви, прачечная, химчистка, ремонт видеотехники.

Занятие №30

1. Приветствие «Подарок».

Преподнести соседу сюрприз невербально. Это может быть эмоция, но может быть и конкретный предмет.

2. Логопедическая разминка.

Невербальный тренинг: участники задумывают предмет по выбору и изображают его.

3. Речевая разминка.

Диалог по воображаемому телефону:

· с начальником,

· с малознакомым человеком.

4. «Неизвестное животное».

Придумать неизвестное животное, нарисовать его, назвать, написать энциклопедическую справку о нем (где живет, чем питается, с кем дружит, какой характер).

5. Конкурс.

Придумать рекламный слоган — краткий и информативный.

Победителям вручается приз!

6. Функциональная тренировка.

Проведение исследования общественного мнения, диалог на улице на заданную тему (интервью).

Можно использовать диктофон.

Занятие №31

1. Приветствие.

Невербально поприветствовать друг друга и угостить.

2. Логопедическая разминка.

3. Речевая гимнастика.

Пересказ текстов (занимательные истории из жизни замечательных людей).

4. Невербальный тренинг.

Упражнения:

«Слепой — поводырь», «Человек — его тень».

Выполнение действия (одевание) в разных контекстах (свидание, сбор грибов, банкет, пляж, сборы на работу/в школу и т.п.).

Упражнения для пары:

· внести бревно и распилить его;

· внести ковер и повесить на стену;

· встреча на скамейке;

· утешение обиженного;

· встреча друзей после долгой разлуки;

· перейти по камушкам через лужу, помочь друг другу перейти через лужу.

5. Речевой тренинг. Обратиться с просьбой:

· к приятелю;

· к знакомому, с которым в ссоре;

· к руководителю;

· к девушке, которая нравится;

· к постороннему малознакомому человеку;

· к отцу или матери.

6. Ситуация для разыгрывания:

Встреча одноклассников через 20 лет после окончания школы

7. Функциональная тренировка.

Посещение магазина - диалог.

В заключение — концерт.

Для заикающихся наиболее трудными в речевом общении ситуациями являются выступления перед большой аудиторией. Чтобы устранить эту трудность, предлагается проводить три-четыре раза в год речевые конференции, на которых должны присутствовать родные и знакомые заикающихся.

Таким образом, система комплексной поддерживающей терапии при заикании включает в себя: патогенетическую психотерапию, основанную на глубоком знании личности пациента и социума, специально разработанные логопедические занятия, медикаментозную терапию, а также комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на улучшение речи, расширение коммуникативных и адаптивных возможностей, ликвидацию признаков девиации личности.

Применение системы поддерживающей терапии существенно повышает эффективность лечения и способствует благоприятному течению ремиссии.

По данным многолетнего катамнестического наблюдения у лиц, получающих поддерживающую терапию, стойкое выздоровление отмечается примерно в 30% случаев, значительное улучшение — почти у половины, временное улучшение — у четверти больных.

Полученные данные позволяют рекомендовать систему поддерживающей терапии в катамнестическом периоде для внедрения в практику лечения заикания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Многолетняя работа в отделении логоневрозов с заикающимися подростками и взрослыми позволяет мне и моим коллегам сделать определенные выводы. По общемировой статистике, лишь 30% пациентов преодолевают заикание полностью. На самом деле этот процент мог бы быть намного выше.

После курса интенсивной логотерапии практически 90% заикающихся добиваются положительных результатов, которые, к сожалению, оказываются неустойчивыми. Работа в аудитории, даже длительная, и несколько функциональных тренировок не способствуют автоматизации навыков темпо-ритмической организации речи, пока присутствует тревога за конечный результат. Для того чтобы навык слитной, плавной речи был автоматизирован, необходимо в течение долгого времени «сопровождать» пациента в сложных эмоционально и социально значимых ситуациях, помогать ему в преодолении психологических барьеров, страха речевого общения, в создании образа другого — уверенного в себе, самодостаточного человека; превратить Неудачника в Победителя.

Заикающийся должен знать, что он всегда может получить помощь и поддержку у специалиста в любой сложной ситуации. Значимость речевого общения для заикающихся чрезвычайно высока, отсюда тревожное состояние перед любым речевым актом. Ему подчас не хватает веры в свои силы и настойчивости в преодолении проблем; любая мелкая неудача повергает его в состояние дисфории или депрессии. Протянуть пациенту руку помощи, научить его подчинять разуму, воле свое физическое и эмоциональное состояние — вот главная задача специалиста.

С уверенностью могу сказать, что выработка образа спокойного, уверенного в себе человека, со свободной пластикой, грациозными движениями, способностью к зрительному контакту, с мягкой голосоподачей, умением управлять мышечным тонусом, способностью к релаксации, правильной темпо-ритмической организацией речи — всё это поможет повышению эффективности лечения заикания. И еще: в работе с заикающимися подростками и взрослыми, а также с их родными специалист должен быть честным до конца: нельзя обещать мгновенного полного избавления от заикания, но не рекомендуется создавать и отрицательную установку (как делают некоторые специалисты) — говорить, что заикание неустранимо и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.