Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наглядная новость




Картинки репортера передают выразительные особенности со­бытий, описывают людей и обстоятельства, вносят элемент развле­кательности; они ориентированы на «человеческий интерес».

Журналист может организовать «явление новости». Это про­исходит, когда точно подмеченные и переданные краски, звуки, ритмы создают эффект присутствия.

Можно подчеркивать разные стороны, характеризующие факт: что именно произошло, где и кто совершил действие, по какой причине... В зависимости от публицистической цен­ности, ожидаемого эффекта от фокусирования какой-либо из этих сторон и действует журналист. В данном случае главное — «как», интересен не результат, итог происшествия, но оно само, фрагмент жизни. Чутье на новость означает умение выделить и прояснить в сознании репортеров (а затем и читателей) наглядные приметы факта. Тут особые методы ра­боты. Профессионально владеть ими — значит ориентировать читателя в действительности с помощью ее «показа».

Главная особенность картинок — «работа через деталь», ко­торая должна быть зрима, слышима, эмоционально сильна.

Репортер ищет среди массы примет события особо вырази­тельные и создает литературную форму «существенных подроб­ностей». То, что он стремится передать читателю, должно выглядеть как правда без всяких прикрас, как сообщение о ре­ально бывшем. Например:

...мелькающие в памяти отдельные подробности... Домы пред­местья святого Антония еще дымились, стены, разбитые ядрами, обваливались, раскрытая внутренность комнат являла собой камен­ные раны, сломанная мебель тлела, куски разбитых зеркал мерца­ли... (А. Герцен).

Как видим, автор намеренно конкретен, подчеркивая досто­верность ситуации, и по-своему «дотошен», перечисляя значимые детали. Если главный эффект краткой новости это «точный факт», то главный эффект расширенной новости в форме репор­терской картинки — «факт как живой». Выделяется все, что сви­детельствует: было, случилось, произошло...

Кроме примет очевидности ситуации, которые укрепляют
документальную основу повествования и подтверждают ее дос-­
товерность, необходимы подробности и детали, помогающие
сделать событие «живым», — звуки, краски, светотени. Це-­
почка подробностей, умело выстроенная репортером, подкреп-­
ляя достоверность, создает и наглядность, и в этом — особен-­
ность «картинок» репортера. Важнейшие их приемы — наряду
с сообщением новости представление ее в красках и лицах,
сенсорные детали и эмоционально насыщенное описание (но-­
веллистические элементы).


 

Автор «картинки» ориентирует читателя в действительности с помощью ее «показа», предлагая самому увидеть и услышать, что произошло. Освещая судебное дело, репортер может написать: Фермер, присутствовавший в зале, в знак одобрения щелкнул крас­ными подтяжками...

Для постройки плотины перекрыта река. Этот факт лучше не констатировать (он не кажется особенно значимым), но препод­нести читателю «картинкой». Показать, как поднимают фонтаны брызг каменные глыбы, летящие в воду, как, приплясывая, идут люди по первому «мостику» через реку, по шатким еще камням... Событие оживает и выглядит более значительным. Читатель, «разглядывая» и «вслушиваясь», как бы сам включается в проис­шествие.

Распространено мнение, что «картинки» репортера менее опе­ративны, менее локальны, менее общезначимы, но более наглядны и эмоциональны, чем обычные «news». Однако с формами кар­тинок связаны не только материалы неэкстренной информации. Зарисовочно-репортажные формы с успехом используются и для более колоритной, детализированной и впечатляющей подачи экс­тренных и важных новостей. Сообщая о случившемся, они по­зволяют заглянуть «за кулисы» событий или соединить кажущиеся несовместимыми факты, передавая ощущения и эмоции свидете­лей и участников.

В свое время была отмечена Пулитцеровской премией «кар­тинка» событий в городке Литл-Роке в сентябре 1957 года (автор Р. Морин):

...В этот момент 8 негров — 3 мальчика и 5 девочек — пере­секли школьный двор по направлению к боковому южному входу в школу. Девочки были в носочках, на мальчиках были рубашки с открытым воротом. В руках они несли книги.

Они не бежали, даже не спешили, а просто подошли к лестнице, поднялись и оказались внутри, прежде чем это дошло до сознания 200 человек на улице. «Они вошли! — вскрикнул вдруг человек в толпе, — Боже мой! Чернокожие уже в школе!»...

Подробности и реплики сделали происшествие наглядным.
Без них новость о противостоянии в накаленной атмосфере
расовых страстей (типичных для Америки конца 60-х) не
состоялась бы.»

Выбор деталей — это позиция, отношение. Детали позво­ляют превратить событие в волнующее действие и нарисовать «картинку» в воображении читателя. Деталь коротка и ударна. Желательно использовать не приблизительные слова типа «кра­сочный», а называть нечто конкретное, например, конкретные цвета и оттенки.

Популярна «ц в е т о п и с ь»; яркими пятнами выделяются оран­жевые жилеты строителей, зеленые лендроверы, патрулирующие


улицы города... При входе самолета в грозовое облако по стеклам побежали, извиваясь, фиолетовые искры... Матрос с потонувшего танкера, завидев на горизонте судно, стянул с себя красный свитер и отчаянно размахивает им над головой...

Очень наглядны детали, как бы выхваченные световым лучом, — «светопись». Их удачно "использовали, к примеру, журналисты 30-х годов, описывая строительство метро. Грузовики, помахивая тенями, громыхали в качающемся свете фонарей... Или: Узкая штольня. Воздух почти осязаем, так он насыщен влагой... Люди словно плавают в перламутровом мареве... Их контуры не­ясны, их слова глухи...

Очень важен и звук, слуховая деталь. Например: треск мотоцикла... стук об асфальт деревяшки инвалида...

Тематика и варианты картинок многообразны:

• портретные зарисовки;

• «картинки погоды» и «сезонные зарисовки» (Настало

лето...);;

• «причуды и увлечения»;

• популяризаторство («how to do it features» — «как это делается»);

• «картинки с натуры» (внезапная новость, переданная

через «выхваченные детали»).

Все варианты расширения новости — ее углубление, детали­зация (в том числе и наглядная) — следствие поиска все новых форм репортерской работы, подчас дающее очень интересные творческие результаты.

Контрольные вопросы

1. Когда и как употребляется ссылка на источник инфор­мации?

2. Каковы правила цитирования в новостях?

3. Какие приемы помогают уточнить масштаб события?

4. Как возможно «расширить» факт в репортерской ново­сти?

5. Как усиливается достоверность факта?

6. С чего начинать «картинку»? (Варианты лидов).

7. Как создать «колорит факта»?

8. Сопоставьте требования оперативности при подготовке кратких новостей и новостей-«картинок».

9. Расскажите о структуре развернутой новости.

Упражнения

1. Найдите в текущей прессе несколько примеров удачного и неудачного употребления разных ссылок (в том числе и ссылок на «слухи»). Обоснуйте свои критические суждения.


 

 

 


2. Покажите на примере, как обыгрывание цифры помогает ясному и компактному изложению новости.

3. Отредактируйте расширенное сообщение, сократив повто­ры.

4. Предложите новый вариант сообщения, изменив форму по­дачи цифрового материала.

5. Распишите сухой абзац хроникального сообщения. Добавьте подробности и краски.

6. Опишите по памяти одну из станций метро, ощущения от ее архитектурного и светового оформления. Перепроверьте впечатления.

7. Подготовьте фрагмент «манеры оратора» («не всегда важно, что говорят, но всегда важно — как говорят»).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.