КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VI. Искусство заголовка
Упражнения 1. Найдите в материалах текущей прессы фрагменты скрытого и попутного комментария. 2. Выделите в репортаже, взятом из газеты, яркий факт, который можно подать как «комментирующий эпизод». Напишите его. 3. Используя удачный пример «светской хроники», напишите на этой основе материал с элементами комментария («слоеный пирог»). 4. Дайте небольшой комментарий по оперативному факту, взятому из текущей периодики или теленовостей. 5. Оцените качество опубликованной редакционной или авторской реплики на оперативное событие; подготовьте «реплику по поводу реплики». 6. Подготовьте мини-рецензию, откликнувшись на художественное событие последних дней. 7. Определите предмет оперативной «колонки» (взяв пример из текущей прессы), проследите за разработкой авторской «версии» факта; попробуйте оспорить ее, выдвинув собственную версию. Ключевые понятия: • заголовочный комплекс • составной заголовок, • игровой заголовок, • «хедлайн» Газетный или журнальный заголовок призван выполнять несколько функций: номинативную (он вычленяет и называет), коммуникативную (он должен информировать; называя, нечто сообщать); рекламно -целевую (должен одновременно и рекламировать текст-«товар», и передавать читателю определенную установку автора). Нужный результат: воздействие при помощи общения, причем могут использоваться оба типа воздействия — и убеждение, и внушение. Заголовок фиксирует внимание на наиболее важных и интересных моментах, экспрессивно побуждая читателя познакомиться с текстом. Заголовки свидетельствуют и о материале, для которого изобретены, и об авторе, его отношении к факту, положительном или ироническом. А еще они свидетельствуют о концепции издания в целом, о его направленности и вкусах, о его аудитории. Немного истории. Поначалу в массовой прессе доминировали заголовки-ярлыки (label-head), «маркирующие» материал. Но со времен первой мировой войны заголовки разнообразятся, поскольку ставится уже иная цель — подача материала через заголовок. В нашей стране в течение долгого времени заголовок отождествлялся с лозунгом. С призывом. С точным указанием. Или с «обозначением материала», соответственно тому, как это «положено» тому или иному жанру. (Странновато сейчас читать репортерское сообщение 1957 года из Будапешта, сдержанно повествующее о «беспорядках» в Венгрии, под лирическим заголовком «Торжество весны»...). В рекомендательной литературе сообщалось, что «Товарищ Сталин критиковал иркутскую газету "Власть труда" за сенсационные, политически вредные заголовки: "Одна рюмка тянет за собой другую", "Собственный домишко тянет за собой собственную коровку", "Выстрел, который не раздался", отмечая, что "автор сбивается с правильного пути, говорит голосом не нашего класса..."» и далее в том же духе: «"Слепой прозрел" (об удачной операции) — не наш заголовок. От него веет мистикой». Приводились в пример чеканные лозунги «Правды»: «К новым производственным достижениям!», «Больше паровозов и вагонов!», «Еще выше поднимем индустриальное могущество нашей Родины!»... ее призывающие заголовки, например: «К высоким урожаям!» Строго «упреждался» беспросветно мрачный, а порой визгливый тон. Приветствовались оптимистические названия очерков — «Заря встает!», «Властелины гор», «Новаторство», «Песня сердца» или «Заря над Кустанаем» (от каждого такого заголовка веет теплом, любовью к людям и к совершаемым ими делам); а для критических корреспонденции и фельетонов предлагались пословицы и поговорки: «Как бы веревочке ни виться...», «Не в свои сани не садись...» и пр. Заголовок должен легко читаться и хорошо звучать, — учили журналистов, — например, обзор озаглавлен просто и ясно: «От праздника к празднику»... Всегда были под рукой заголовки-заготовки, трафареты: например, «На благо Родины» мог подойти к любому положительному материалу, а «Серьезные недостатки» — к любому отрицательному... Конечно же, творческий поиск журналистов трудно было регламентировать, но такова была общая тенденция, цензоры бдительно следили прежде всего за заголовками (связываться с ними было — себе дороже...), и, оглядываясь назад, можно, пожалуй, сказать, что в советской журналистике хороших текстов было несравненно больше, нежели хороших заголовков. Одно из резко критических выступлений ан. Аграновского было озаглавлено автором точно и мрачно: «Труба» (в надежде на то, что «вывезет» якобы номинативный, конкретно-назывной смысл: речь шла действительно о трубе теплопровода, которую одни и те же рабочие сначала прокладывали, а потом разрезали автогеном на куски, исправляя «недочеты» проектировщиков). Не прошло. В «Известиях» материал, сильно урезанный, пошел под игриво-сказовое «Что осталось от трубы». Несколько лет спустя в сборнике своих работ автор восстановил первоначальный заголовок. Сегодня заголовки большинства газет и журналов строятся по нетрадиционным для российской прессы моделям. Это относится и к функциям, и к форме заголовков. Даже к их протяженности. Принципы, долгое время господствовавшие в теории и практике советской печати, согласно которым заголовки должны быть сжаты и кратки, сменились на противоположные. Время «авторской свободы» — это широкое использование в заголовках цифр, аббревиатур, имен собственных, разговорных слов и слэнга, фрагментов на английском языке и прочего. Вспомнили, что хороший заголовок — предмет газетного искусства, что он может доставлять удовольствие, быть художественной находкой («Узи» дружбы калибра 5,45). Посмотрим, каковы сегодня принципы организации заголовка и каковы приемы, придающие заголовкам выразительность.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |