КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терапевтическая позиция
СИСТЕМНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Поэтому совершенному дрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам; создавая, не обладает; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая, не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены. (Из книги Лао-цзы «Дао-де-цзин», Перевод Ян Хин-шуна) а) Ориентированное на ресурсы восприятие Я очень четко разделяю восприятие и наблюдение. Наблюдение дает частичное знание при утрате целостного видения. Когда я наблюдаю за поведением человека, я вижу только детали, сам же человек от меня ускользает. Если я отдаюсь во власть восприятия, от меня ускользают детали, но я сразу схватываю главное, суть, ядро, причем на службе другому. Воспринять другого можно, только если я обращаюсь к нему без каких-либо намерений и с готовностью к контакту. Восприятие создает отношения. В результате возникает очень глубокая связь, которая, однако, связана с высочайшим уважением и некоторой дистанцией. Предпосылкой является то, что каждый предстает как особая личность, что здесь не устанавливается никаких норм, которым нужно подчиняться. Речь не о том, что правильно или неправильно, речь идет только о по- мощи и решениях. В мыслях я волен играть, тут я свободен, но, когда я отдаюсь восприятию и принимаю во внимание интересы другого, этой свободы больше не существует. Таким образом, восприятие может действовать только в отношении решений. В отношении диагнозов оно сразу же. отказывает, кроме тех случаев, когда диагнозы нужны для решения. Любая интервенция, не объединенная с силами развития, например, имеющая целью подчинение или обесценивание, действует контрпродуктивно. Удивительно то, что человек, которому я сообщаю некое восприятие, меняется у меня на глазах. То есть восприятие — это творческий процесс, который чему-то способствует, что-то вызывает. В этом есть свои тайны, которых я не понимаю, но которые можно видеть и использовать. Для восприятия важно исполнение, а не истина. Речь всегда идет о том, что я буду сейчас делать, что возможно? Как терапевт, я делаю это для другого, и в то время, как он мне что-то рассказывает, я спрашиваю себя: что сейчас уместно? Тогда я нахожусь в контакте с чем-то большим. У меня нет в этот момент намерения помочь, я просто вижу это в некоем порядке. Так действует интуиция, и тогда она тоже исполнена любви и уважения. Итак, если у кого-то возникает некое соображение относительно другого человека, которым он, возможно, хочет с ним поделиться, тогда он смотрит на него и проверяет, насколько эта мысль созидательна, станет ли она для него подпиткой, или же она его ослабит и как-то ему помешает. Восприятие — это не событие, которого можно искать. Когда я открываюсь для другого человека, восприятие приходит как молния, и результат бывает совершенно неожиданным. Выдумать его невозможно. Иногда он меня пугает. Но если в этот момент я откажусь и отступлю, что-то сломается в моей собственной душе. Я сформулирую это еще раз в виде истории: в ней это зашифровано, но указан путь. Эта история — своего рода психотерапевтическая теория познания. Два рода знания Спросил ученый мудреца, как Единичное сосуществует с Целым и чем отлично знание о Многом от знания о Полноте. Мудрец сказал: «Становится разрозненное целым, когда свое находит средоточье и действует совместно. Лишь через средоточье Множество становится действительным и важным, и Полнота его тогда нам кажется простой, почти что малой, спокойною, на ближнее направленною силой, что остается внизу и близко к несущему. Поэтому, чтоб Полноту постичь или о ней поведать, мне нет нужды в отдельности все знать, говорить, иметь и делать. Ибо, кто хочет попасть в город, через одни ворота входит. Кто в колокол ударит раз, одним лишь звуком будит многие другие. Тому, кто с ветки яблоко сорвал, не нужно в суть вникать его происхождения. Он просто держит его в руке и ест». Ученый возразил: «Кто хочет истины, тот каждую подробность знать обязан». Мудрец и это опроверг: «О старой истине известно очень много. Та истина, что путь прокладывает дальше, нова и требует отваги. Ибо исход ее, как дерево в ростке, в ней же самой сокрыт. И потому, кто действовать не смеет, желая больше знать, чем следующий позволяет шаг, тот упускает то, в чем сила. Он принимает монету за товар, а из деревьев делает дрова». Ученый посчитал, что это только часть ответа, и попросил дальнейших объяснений. Но мудрец лишь головою покачал, поскольку Полнота сначала — что бочка, молодого полная вина: оно сладко и мутно. Дать нужно время ему перебродить, пока оно прозрачным станет. Кто пьет, не ограничившись глотком на пробу, тот, опьянев, теряет равновесье. Другой как визави Я могу отважиться на многое только в такой атмосфере, где человек бодр, деятелен, критичен и уважителен. Тому, кто сразу же подчиняется, ничего смелого и рискованного я сказать не могу. Если другой не просто все проглатывает, если я могу быть уверен, что он подвергнет сказанное внутренней проверке и тщательно взвесит при помощи внутренней инстанции, я могу пойти очень далеко. Тогда он предстает передо мной как визави, и происходящий между нами диалог — это диалог на равных. Общность в группе может возникнуть только тогда, когда каждый собран и сосредоточен. Если этого нет, то человек находится во власти чего-то другого, тогда он отчужден от своего бессознательного. Бессознательное собирает и объединяет. б) Сдержанность Важным критерием уважения является отсутствие желания спасти и исцелить другого. Этому есть великие примеры. Ведь это благо человечества — сознание того, что можно действовать посредством присутствия, активного присутствия без вмешательства. Тогда оно превращается в сконцентрированную силу, действующую путем недействия и не имеющую ничего общего с отступлением. Отход ничего не дает. Это было замечательно описано Лао-цзы в «Дао-де-цзине». В терапевтической работе наблюдается одна удивительная вещь. Если терапевту приходит в голову что-то верное и он удерживает себя от того, чтобы это высказать, то же самое приходит в голову и клиенту. Иногда бывает, что решение оказывается скорее возможно, если терапевт от него отказывается. Так же не властен он и над тем, как клиенты поступят с тем, что он говорит. Однажды я привел в качестве примера, что Иисус не виноват в том, что богатый юноша уходит. То же самое происходит и в психотерапии: другого отпускают. В этом заключается большое уважение. Хорошая терапия характеризуется отсутствием намерений и целей, то есть я до определенной степени отказываюсь от влияния. Маленькая девочка, которая страдала ночным недержанием мочи х Недавно у меня брали интервью на австрийском радио, где меня попросили рассказать об исцеляющих историях. Я решил показать это на примере и рассказал о том, как посредством историй можно помогать детям. На вопрос, что можно сделать в случае ночного недержания мочи, я привел следующий пример. Отец одной маленькой девочки спросил меня, что он может сделать для дочери, которая по ночам писается. Я предложил ему сказать ребенку, что он с радостью женился на ее маме (девочка появилась на свет до брака). Ему следовало сказать ей об этом как-нибудь между прочим, а потом рассказать сказку, например, о Красной Шапочке, только немного ее изменив: ... Красная Шапочка подходит к бабушкиному дому и видит, что прохудилась крыша. Она идет в сарай, берет смолу и заделывает дыру, чтобы в прихожей не было мокро. А потом заходит в дом. Или сказку про Белоснежку: ... и тут один из гномов говорит, что на него постоянно сверху капает. Белоснежка отвечает, что сейчас все поправит. Она идет посмотреть, в чем дело, и видит, что просто сдвинут один кирпич. Она кладет его на место. Маленький гномик даже не замечает, что что-то изменилось. Во всяком случае, теперь все в порядке. Или можно рассказать историю, в которой встречается текущий кран и она его закрывает. Или, где маленькая девочка сидит в туалете, как вдруг открывается дверь и заглядывает чужой человек. Он тут же снова закрывает дверь, и девочка с облегчением вздыхает. Знаете, в чем здесь гипнотерапевтическая подоплека? Когда входит кто-то чужой, девочка сжимает сфинктер мочевого пузыря. Это знаменитая эриксоновская интервенция. Через полгода отец этой девочки снова пришел ко мне на супервизию и рассказал о своем опыте. По его словам, этот способ подействовал сразу и теперь все хорошо. Примечательно то, что обычно, когда отец рассказывал дочке сказки и допускал какие-то расхождения с оригиналом, она тут же начинала протестовать, а на эти изменения она не среагировала вообще. Это кое-что говорит о психотерапевтических методах. В том, как отец это сделал, заключалось глубочайшее уважение к ребенку, девочка чувствовала, что ее уважают, и ей было совершенно не нужно сопротивляться. В этом не было ни малейшего подчинения. Это шло из чистой любви, и в пространстве доверия что-то произошло, причем потом об этом не говорилось ни слова. Это те рамки, в которых происходит исцеление. Если я говорю человеку: ты должен сделать то-то и то-то, он с самого начала оказывается проигравшим, и достоинство обязывает его от этого отказаться. Если же в моем распоряжении есть методы, где это никак не проявляется, как, например, в рассказывании историй, то человек просто слушает историю и уже не замечает, что ее рассказываю я. Тогда он может сам отыскать в ней подходящие импульсы и самостоятельно найти решение. Ему уже не нужно объясняться со мной, он может про меня забыть. Это как в кино. Там мы тоже забываем о тех, кто обслуживает аппаратуру для показа. Человек смотрит фильм и снова уходит. Так поступают и клиенты, и тогда это называется психотерапией. О желании помочь Участница семинара по имени Петра во время первого круга говорит: «В своей практике я убеждаюсь в том, что в терапии можно уработаться до смерти, а ничего решающего не произойдет». Б. X: Терапевт урабатывается до смерти... Петра:...а ничего решающего не происходит. Б. X: Потому что он слишком много о себе воображает. Петра: Потому что хочет помочь. Б. X: Чтобы разоблачить эту позицию, я расскажу тебе одну маленькую историю. Если ее поймешь, возможны последствия.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |