Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Партенадзе Оксана Витальевна




ИНТЕГРАЦИЯ ТРЕНИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Http://asales.pro

 

Электронная почта: [email protected]

 

 

Ждем вашего звонка!

 

преподаватель кафедры практической психологии

Николаевского национального университета имени В.А.Сухомлинского, г.Николаев

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты основные теоретические подходы к понятию «тренинговые технологии», проанализирован опыт использования тренинговых технологий в деятельности Психологической службы в системе высшего образования. Представлена авторская модель интеграции тренинговой технологии в деятельность Психологической службы Николаевского национального университета имени В.А.Сухомлинского. Тренинговая технология позволяет комплексно и с максимальным охватом участников решать задачи успешного профессиогенеза будушего специалиста, формирования его личностной конкурентоспособности и активной жизненой позиции.

Ключевые слова: психологическая служба; тренинговая технология; групповые формы работы; профессиогенез; субьектность; проектирование.

Усовершенствование образовательной парадигмы высшего образования в рамках Болонского процесса для создания европейского образовательного пространства выдвигает определенные требования как к национальному образовательному пространству Украины, так и образовательному пространству высшего учебного заведения. Одним из компонентов образовательного пространства, способного решить задачи формирования современного мышления, активной жизненной позиции, личностной компетентности, конкурентноспособности на мировом рынке труда стала Психологическая служба.

Деятельность Психологической службы высшего учебного заведения включает разнообразные психологические практики и технологии развития личности студента, одной из которых является тренинговая технология.

Проблемам тренинговых технологий посвящены исследования П.А._Бавиной, В.Ю. Большакова, И.В. Вачкова, Ю.М. Емельянова, В.П._Захарова, Т.В. Зайцевой, Г.А. Ковалева, В.О. Лефтерова, С.И. Макшанова, Л.М. Митиной, В.В. Никандрова, Л.А. Петровской, Б.Д. Парыгина, Е.В. Сидоренко, А.П. Сытникова, Ю.М. Швалба, Т.С. Яценко и др.

Исследованиям использования тренинговых технологий в работе психологической службы высшего учебного заведения посвящены работы таких ученых, как Е.А. Евдокимова, Н.А. Евдокимова, В.А._Лефтеров, Л.И. Мороз, В.Г. Панок, М.В. Калтаева, Ю.В. Суховерина, Л.В. Тищенко, Е.В. Чуйко, Ю.М. Швалб, Щербанева Н.Г. и др..

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: техно – «искусство, мастерство» - и логос – «наука, знание, закон». В словарях и энциклопедиях технология определяется как: 1) совокупность знаний о способах обработки материалов и изделий и методы осуществления любых действий, 2) совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия [4].

С.С. Витвицкая указывает, что технологический процесс всегда предполагает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств и условий. В процессуальном понимании технология отвечает на вопрос «Как сделать (из чего и каким способом?)» [4].

Ю.М. Швалб расматривает технологию как «некий процесс, который реализует получение практически значимого продукта». Технология появляется, когда данный процесс можно унифицировать, вырезать и передать участнику, и он сможет им пользоваться и достигать результата. Технологии дают возможность «передавать» мастерство, потому что в чистом виде мастерство может реализоваться только на материале конкретного человека и умирает вместе с ним [11].

К признакам технологического процесса относятся:

- наличие алгоритма системы «последовательных» шагов, где каждый следующий вытекает из предыдущего, а вместе они определяют эффективность результата;

- определенная продолжительность во времени, охватывающая промежуток времени от формулировки цели или задач к его практическому решению, что составляет полный цикл.

Исследователи выделяют психотехнологию и техническую технологию. В психологической технологии в результате деятельности достигается определенная цель, которая превращается в обьект воздействия (И.Г._Зайнишева). Эта деятельность не сводится к единовременному акту воздействия, а представляет собой процесс, характеризующийся изменением содержания, форм, методов, которые циклически повторяются при решении каждого нового задания. В своей совокупности содержание такого цикла от момента возникновения задачи до его полного решения составляет технологический процесс. Ю.М. Швалб указывает, что передать психологическую технологию можно только при условии выдерживания технологии вместе с той целью, с которой мы ее используем [11].

Тренинг часто рассматривают как технологию, относящуюся к разным отраслям знаний. В зависимости от направленности тренинга он может предусматривать в одном случае акцентирование на психологических признаках личности, в другом - на формировании определенных знаний, умений и навыков, связанных с той или иной профессиональной деятельностью, в третьем – вырабатывание умений и способов действий в практических ситуациях, т.е. расширяет у индивида набор моделей поведения, аналоговых схем и создает умение пользоваться ними в соответствии с ситуацией.

Понятие «тренинговой технологии» многими авторами (Н.А. Евдокимова, Е.А. Евдокимова, В.А. Лефтеров, В.Г. Панок, Т.В. Синельникова, Ю.В. Суховершина, О.Я. Чебыкин и др.) рассматривается либо как синонимичное понятию «тренинг», либо как комплекс тренингов различной направленности, объединенных общей целью [2; 3; 5; 7; 8].

При разработке тренинговых технологий (или комплексных тренинговых программ) исследователи опираются на модели Психологических служб высшего учебного заведения и их стратегические задачи и учитывают запрос студентов или администрации, профиль высшего учебного заведения (гуманитарный, технический, классический) или направление специзации.

В таблице 1 представлены концепции использования тренинговых технологий в деятельности психологических служб высшей школы с учетом профиля высшего учебного заведения и направления специзации.

Так, например, О.В. Чуйко в своих исследованиях опирается на особенности личностного становления студенческой молодежи и противоречий (кризисов), возникающих при этом [10]. Е.А. Евдокимова, Ю.В._Суховершина выстраивают свои модели с учетом особенностей динамики личностно-профессионального развития студентов [2; 8].

Н.А. Евдокимова утверждает, что социально-психологические тренинги помогают студентам адаптироваться к обучению в высшем учебном заведении, сформировать психологическую готовность к профессиональной деятельности, способность к коммуникации, конфликтоустойчивость и стрессоустойчивость. Автор рассматривает тренинговые технологии как один из компонентов концептуально-содержательной модели субъектного образовательного пространства профессионально-учебной юридической деятельности и решает задачи социально-психологического сопровождения профессионального образования [3].

 

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.