КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологической службы высшего учебного заведения
Тренинговые технологии в деятельности
Л.И. Мороз, анализируя деятельность сотрудников органов внутренних дел, предлагает комплекс социально-психологических тренингов, направленных на развитие необходимых профессиональных навыков у будущих специалистов, а также профилактику профессионального выгорания и деформации в будущем [6]. В.О. Лефтеров утверждает, что психотренинговое сопровождение подготовки специалистов является непрерывным процессом обучения и развития личности с помощью психологического тренинга на протяжении всей учебной и профессиональной деятельности [5]. В.Г. Панок, Н.В. Чепелева рассматривают использование тренинговых технологий в работе психологической службы в двух направлениях: общей направленности (например, тренинги навыков саморегуляции, общения, решения конфликтов и т.п.) и специальной направленности (тренинги умения вести переговоры, навыков консультативной деятельности, телесно ориентированные тренинги, тренинги психодраматических умений и т.п.). Автор замечает, что тренинги специальной направленности имеют целью формирование профессионально значимых личностных качеств и умений [7]. Л.В. Тищенко в своих исследованиях, посвященных организации психологического сопровождения студентов с ограниченными функциональными возможностями, как одну из форм работы Психологической службы также выделяет тренинговые технологии. Исследователь выделяет тренинг формирования позитивного Я-образа, тренинг построения жизненных перспектив, тренинг развития профессиональной Я-концепции, тренинг развития коммуникативных навыков и формирование способности к установлению социальных контактов с окружающими, тренинг формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными функциональными возможностями [9]. Немного иной подход к трактовке понятия «тренинговая технология» предлагают такие исследователи, как Ю.М. Швалб, Ю.В. Иванеко и В.А._ Друзь. Тренинговая технология рассматривается ими как комплекс (совокупность, система) не только тренингов, но и других групповых форм и методов работы, соподчиненных определенной цели, рещающей в сумме тренинговые задачи и разбитых на последовательные технологические шаги [4; 11]. Исследователи указывают на основные принципы построения тренинговой технологии: 1. В основе тренинговой технологии должна лежать теоретическая модель, которая содержит нормативное описание способов действий. 2. На основе теоретической модели технологический процесс разбивается на «технологические шаги», которые должны соответствовать принципам: а) последовательности (каждый шаг должен быть логическим продолжением предыдущего); б) цикличности (каждый шаг является завершенным циклом последовательных действий); в) целостности (каждый шаг является необходимым на пути достижения конечной цели и получения ожидаемого результата). 3. На каждом шаге определяется цель и задачи ведущего, результаты участников, а также признаки эффективного прохождения данного этапа участниками, которые становятся критерием перехода к следующему технологическому шагу. 4. Важно учитывать, что продвижение участника и его результаты характеризуются также определенной этапностью и последовательностью. Каждый этап является обязательным и не может начинаться без завершения предыдущего. На каждом этапе происходят опреденные изменения, которые должны фиксироваться ведущим, так как это выступает критерием возможного продвижения участника по этапам. 5. Затем составляется сценарный план тренинговой технологии, которая разбивается на блоки, сессии (занятия), модули в занятиях и процедуры, которые могут содержать различные формы и методы групповой работы, способные решить поставленные задачи. В рамках данного теоретического подхода к разработке тренинговых технологий автором разработана и апробирована интегрированная тренинговая технология в деятельности Психологической службы высшего учебного заведения на примере Николаевского национального университета имени В.А._Сухомлинского, модель которой представлена на рис.1. Цель тренинговой технологии - развитие личностных качеств, необходимых для эффективного профессиогенеза будущего специалиста, формирования его личностной конкурентноспособности и активной жизненной позиции. Рисунок 1. Модель интеграции тренинговой технологии в деятельность Психологической службы вуза Задачи тренинговой технологии: - развитие личностной рефлексивности; - развитие учебных интересов и учебного целеполагания; - развитие организационно-управленческих качеств; - развитие проектного мышления; - развитие субъектности и активной жизненной позиции. Тренинговая технология состоит из четырех технологических шагов, которые реализуются в процессе всего периода обучения в следующей последовательности: - 1-3-ий технологические шаги - на І курсе обучения, предполагают обязательное участие в академических группах всех первокурсников. Студентов, у которых выявлены проблемы психологического плана (проблемы адаптации, личностные проблемы, острые эмоциональные состояния и т.п.), для нормализации их психоэмоционального состояния в период организации 1-го технологического шага параллельно перенаправляют для участия в работе групп поддержки или на психологическое консультирование, что позволяет избежать выпадения отдельных участников из группового процесса. - 4-ый технологический шаг - на 2-5 курсах обучения, предполагает участие по запросу, исходя из собственных проектов профессиогенеза, в интегрированных группах студентов с разных специальностей и курсов обучения. Содержание тренинговой технологии: Технологический шаг №1 «Знакомство-Диагностика-Психологическая помощь» Цель: подготовка и включение участников в тренинговую технологию. Задачи тренера: - установление доверительных, партнерских отношений между тренером и участниками; - диагностика психологического климата в коллективе, психологического состояния участников и проблем, которые возникают во время адаптации к обучению; - решение проблем, которые влияют на психоэмоциональное состояние участников и могут снизить эффективность тренинговой технологии. В группах, в которых отмечаются проблемы группового взаимодействия, включаем дополнительно тренинги на сплочение коллектива, а студентов, которые имеют проблемы личностного плана и сильные эмоциональные переживания, направляем для участия в группах поддержки и на психологическое консультирование. Результат участников: - открытость и доверие к тренеру и участникам; - получение опыта участия в тренинге; - мотивация участия в тренинговой технологии, настрой на групповую работу; - осознание возможностей и перспектив студенческой жизни, а также средств преодоления трудностей и проблем, которые возникают; - отработка личностных психологических проблем. Формы работы: социально-психологический тренинг (СПТ), группы поддержки и психологическое консультирование. Про эффективность прохождения этапа свидетельствует наличие таких признаков: - сплоченность в группе, доверительная атмосфера, открытость участников; - стабильный эмоциональный фон участников; - отсутствие психологических проблем личностного плана; - интерес и активное участие в тренинговых занятиях. Технологический шаг №2 «Проблематизация» Цель: проблематизация участников. Задачи тренера: - проблематизация стратегий поведения участников в коммуникации, взаимодействии, групповой работе; - проблематизация представлений участников о студенчестве, высшем образовании, профессиональном становлении, будущем; - проблематизация стереотипов мышления участников о значимости собственной субъектности и активной жизненной позиции в построении и развертывании будущего. Результат участников: - способность к рефлексивному анализу собственных ограничений и достижений в групповом взаимодействии и деятельности; - способность к рефлексивному анализу представлений участников о студенчестве, высшем образовании, антиципация профессионального становления, будущего; - способность к рефлексивному анализу стереотипов мышления участников о значимости собственной субъектности и активной жизненной позиции в построении будущего; Формы работы: социально-психологический тренинг (СПТ), учебные организационно-деятельностные игры (УОДИ). Про эффективность прохождения этапа свидетельствует наличие таких признаков: - способность к рефлексивному анализу собственных ограничений и достижений; - критичность относительно собственных принципов и догм; - понимание участниками других позиций и точек зрения; - мотивация к изменениям собственных стереотипов и стратегий. Технологический шаг №3 «Проектирование» Цель: создание участниками проектов собственного профессиогенеза. Задачи тренера: - активизация проектного мышления участников и включение их в проектную деятельность для создания собственного проекта профессионального становления (профессиогенеза); - развитие навыков целеполагания. Результат участников: - проектирование собственного профессионального становления (профессиогенеза); - приобретение навыков целеполагания; - осознание собственных профессиональных целей и жизненных перспектив; - планирование собственной деятельности для реализации проекта; - мотивация к саморазвитию и самореализации. Формы работы: социально-психологический тренинг (СПТ), учебные организационно-деятельностные игры (УОДИ). Про эффективность прохождения этапа свидетельствует наличие таких признаков: - наличие четких целей и жизненных перспектив; - наличие проекта собственного профессионального становлення; - наличие плана собственной деятельности для реализации проекта; - мотивация реализации собственного проекта. Технологический шаг №4 «Психологическое сопровождение реализации проекта» Цель: психологическое сопровождение реализации участниками проектов профессионального становления. Задачи тренера: - включение участников (по запросу) в участие в тренинговых программах различной направленности; - мониторинг и психологическое консультирование участников по проблемам реализации проекта; - включение участников (по запросу) в работу групп самопомощи, клубов, кружков, групп личностного роста. Результат участников: - активизация собственной деятельности для реализации созданного проекта; - формирование субъектной позиции по отношению к собственному будущему; - развитие учебных интересов и учебного целеполагания; - развитие навыков, эффективных стратегий поведения, личностных компетенций в зависимости от тематики и целей посещаемых тренингов; - развитие навыков проектирования жизненных сценариев; - профессиональное становление. Формы работы: социально-психологический тренинг (СПТ), учебные организационно-деятельностные игры (УОДИ), группы самопомощи, группы личностного роста, психологическое консультирование, социальное проектирование. Про эффективность прохождения этапа свидетельствует наличие таких признаков: - повышение учебной мотивации; - включенность в работу различных неформальных форм образования: тренинговых групп, групп личностного роста, клубов и др.; - активная социальная и общественная деятельность; - способность к рефлексивному анализу собственных действий и проектов. Тренинговая технология включает разнообразные формы групповой работы, которые были включены в зависимости от целей и задач каждого отдельного технологического шага. Среди них - социально-психологические тренинги, учебные организационно-деятельностные игры, психотерапевтические группы различной направленности (группы личностного роста, поддержки, самопомощи, клубы и т.д.). Анализ и обобщение опыта использования социально-психологических тренингов действующих психологических служб высших учебных заведений, теоретическое осмысление существующих положений и подходов, а также собственный опыт психологической работы в вузе позволили нам разработать авторскую концепцию использования социально-психологических тренингов, включенных в представленную технологию. В основу концепции лег компетентностный подход к подготовке будущего специалиста, предусматривающий включение в жизненные перспективы студентов рефлексивной компоненты необходимых личностных и профессиональных компетенций, а также деятельностный подход, предполагающий субъектную позицию относительно собственного будущего через включенность студентов в сферу неформального образования и проектирования собственного профессионального становления и развития. Поэтому социально-психологические тренинги рассматриваются автором как одна из форм неформального образования, которая включена в проекты профессиогенеза будущих специалистов как средство профессионального становления и развития. Социально-психологические тренинги включены в тренинговую технологию следующим образом: На 1 курсе (1-3 технологические шаги) проводится цикл тренингов, а именно: адаптационный тренинг, тренинг сплочения студенческой группы, тренинг целеполагания и построения жизненных перспектив, тренинг развития личностной рефлексивности в академических группах - является обязательным для участия. На 2-5 курсах (4 технологический шаг) студентам предлагается перечень разнообразных социально-психологических тренингов, выбор которых осуществляется ими, исходя из собственных проектов профессиогенеза. Студенты могут посещать неограниченное количество тренингов, планируя самостоятельно их очередность и этапность, исходя из собственных интересов, планов и потребностей. Тренинговые группы на этом этапе являются интегрированными, т.е. могут включать студентов различных курсов и специальностей. При построении программ социально-психологических тренингов и выбора их тематики автором были проанализированы проекты профессиогенеза студентов и выделены следующие группы: - тренинги обучения различным навыкам социального взаимодействия и эффективного общения; - тренинги развития различных познавательных процессов, например, памяти, мышления, внимания и т.д.; - тренинги профилактики разных негативных явлений и эмоциональных состояний; - тренинги обучения эффективным навыкам учебно-профессиональной деятельности (умение планировать время, ставить цели и достигать их и т.д.); - тренинги коррекции личностных качеств (заниженная самооценка, депрессия, страх, тревога, неуверенность в себе и др.); - тренинги социальной активности (развитие лидерских и управленческих качеств, обучение различным навыкам публичного выступления, самопрезентации и т.п.); - тренинги развития личности (познание и усовершенствование себя, развитие личностных качеств). Тематика учебных организационно-деятельностных игр посвящена проблемам конкуретноспособности будущего специалиста; возможностей формального и неформального образования в подготовке конкурентоспособного специалиста (2-ой технологический шаг); проектирования собственного профессионального становлення и развития (3-ий технологический шаг); проектирования альтернативных жизненных сценариев (4 технологический шаг). Включение участников в работу психотерапевтических групп различной направленности организовано по принципу личностного запроса, поэтому эти группы всегда интегрированны (включены студенты различных курсов, групп и специальностей) и решают задачи регуляции психоэмоционального состояния и нормализации психического здоровья студентов. Количество и проблематика групп зависят от актуальной ситуации в семье студентов, вузе, стране. Например, в вузах, где происходят процессы реорганизации, могут возникать группы поддержки для студентов с проблемами адаптации или (в связи с последними событиями на Украине) возникают группы поддержки для тех студентов, чьи близкие ушли на войну и т.д. Представленная тренинговая технология, интегрированная в деятельность Психологической службы высшего учебного заведения, позволяет комплексно и с максимальным охватом участников решать задачи успешного профессиогенеза будушего специалиста, формирования его личностной конкурентоспособности и активной жизненной позиции. Перспективой дальнейших исследований является разработка методических рекомендаций по реализации представленной тренинговой технологии в деятельности Психологической службы высшего учебного заведения.
Список литературы: 1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М: Издательство"Ось-89", 1999. – 446 с. 2. Євдокімова О.О. Теорія і практика психологічного супроводу навчально-виховного процесу у вищому технічному навчальному закладі: дис. … д-ра психол.наук. – К., 2011. – 499 с. 3. Євдокимова Н.О. Психологічні засади формування суб’єкта правничої діяльності у вищому навчальному закладі. – Миколаїв: Іліон, 2011. – 420 с. 4. Особливості застосування тренінгових технологій у соціальній роботі: дис... канд.пс.н. – Кив, 2010. – 231 с. 5. Лефтеров В.О. Психологічні тренінгові технології в органах внутрішніх справ: Монографія: У 2-х томах. – Т.1: Методологія психотренінгу та його використання у професійно-психологічному розвитку персоналу, задіяного в екстремальних видах діяльності. – Донецьк: ДЮІ, 2007. – 242 с. 6. Мороз Л.І. Професійно-психологічний тренінг у становленні особистості фахівця (на прикладі працівників ОВС). – Івано-Франківськ: ЗАТ «Надвірянська друкарня», 2007. – 312 с. 7. Панок В.Г. Психологічна служба: Навчально-методичний посібник для студентів і викладачів. – Кам’янець-Подільський: TOB Друкарня Рута, 2012. – 488 с. 8. Суховершина Ю.В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов службой практической психологи вуза: дисс.... канд.пс.н. – Курск, 2006. – 172 с. 9. Тищенко Л.В. Психологічні особливості життєвих перспектив студентів з обмеженими функціональними можливостями дис. … канд. психол. наук – К., 2010. – 194 с. 10. Чуйко О. В. Особистісне становлення суб'єктів професійної діяльності у соціономічних професіях. – К.: АДЕФ-Украина, 2013. – 279 с. 11. Швалб Ю.М. Функциональные возможности использования тренинговых технологий при подготовке специалистов // Психологические тренинговые технологии в правоохранительной деятельности: научно-методические и организационно-практические проблемы внедрения и использования, перспективы развития: Материалы ІІІ международной научно-практической конференции. Донецк, 24-26 мая 2007 года. – Донецк: Донецкий юридический институт ЛГУВД, 2007. – С. 290-294.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |