Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы вопросов




Постановка вопросов и техника ответов

Закрытые вопросы Открытые вопросы
Вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет» Вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет» и которые требуют какого-либо объяснения. Они обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение» и т. д.
Ведут к созданию напряженной атмосферы беседы, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у вашего собеседника. В постановке таких вопросов кроется опасность того, что у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают. Центр тяжести беседы смещается в вашу сторону, вследствие чего собеседник лишается возможности высказать свое мнение С помощью вопросов этого типа вы позволяете своему собеседнику маневрировать, а беседе перейти от монолога к диалогу. Собеседник имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению выбрать ту информацию, которую он хочет вам сообщить. Это выводит его из состояния замкнутости и сдержанности
Закрытые вопросы рекомендуется задавать не тогда, когда вам нужно получить информацию, а только в тех случаях, когда вы хотите ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности Такие вопросы задают тогда, когда вам нужны дополнительные сведения или когда вы хотите выяснить реальные мотивы и позицию собеседника. Опасность заключается в том, что можно вообще потерять контроль за ходом беседы

Классификация вопросов по цели

Тип вопроса Описание Пример
Риторический На эти вопросы не даются прямые ответы, так как их цель – вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы или обеспечить поддержку вашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения «Можем ли мы считать подобные явления нормальными?» «Ведь мы придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»
Переломный Задается в тех случаях, когда вы уже получили достаточную информацию по одной проблеме и хотите переключиться на другую или же когда вы почувствовали сопротивление собеседника и пытаетесь его преодолеть. Если собеседник отвечает на такие вопросы, то ответы обычно позволяют выявить уязвимые места его позиции «Как вы считаете, нужно ли...?» «Как в действительности у вас происходит...?» «Как вы представляете себе...?»
Для обдумывания Вынуждает собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Ему предоставляется возможность внести поправки в изложенную позицию. В результате создается благоприятная атмосфера на основе общего подхода к проблеме «Считаете ли вы, что...?» «Правильно ли я понял ваше сообщение (мнение) о том, что...?»
Информационный Тот, кто задает информационные вопросы, нуждается в знаниях, опыте и советах другого. Речь идет о сборе сведений, которые необходимы, чтобы составить представление о чем-либо. Информационные вопросы – это всегда открытые вопросы. Это значит, что вопрос касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения «Где…?», «Как…?», «Почему…?» и т. д.

Продолжение таблицы

Тип вопроса Описание Пример
Контрольный Их важно задавать во время любого разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли еще к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает «Что вы об этом думаете?» «Считаете ли вы так же, как и я?» «Не находите ли вы, что речь идет о стоящем деле?»
Для ориентации Задается, чтобы установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или прежнего намерения «Есть ли у вас еще вопросы по этой теме?» «Каково ваше мнение по этому пункту?» «И к каким выводам вы при этом пришли?» «Поняли ли вы, какую цель мы этим преследуем?»
Подтверждаю­щий Такой вопрос задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если ваш собеседник пять раз согласится с вами, то на решающий шестой вопрос он не станет давать отрицательный ответ. Если по этому вопросу достигнуто единодушие, то значительно легче переходить к решению следующих проблем. В любой разговор нужно вкраплять подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не на том, что разделяет «Вы, наверное, тоже рады тому, что...» «Если я не ошибаюсь, вы считаете, что...»
Ознакомительный Должен ознакомить вас с мнением собеседника. Таким образом, это тоже открытые вопросы, на которые невозможно ответить односложно «да» или «нет» «Довольны ли вы...?» «Каковы ваши цели относительно...?»
Встречный Хотя в общем невежливо отвечать вопросом на вопрос, вопросы подобного рода ведут к постепенному сужению разговора и подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное «да» Вопрос: «Сколько стоит этот станок?» Ответ: «А сколько их вы хотите закупить?»

Продолжение таблицы

Тип вопроса Описание Пример
Альтернативный Предоставляет собеседнику возможность выбора. Число возможных вариантов, однако, не должно превышать трех. Альтернативные вопросы предполагают быстрые решения. При этом словечко «или» чаще всего является основным компонентом вопроса «Какой день недели вас больше всего устроит: понедельник или вторник?» «Какой цвет вас интересует: желтый или красный?»
Однополюсный Это всего лишь повторение вашего вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Он повторяет вопрос и лишь затем дает ответ. Результат такого вопроса двоякий: у вас складывается впечатление, что ваш вопрос правильно понят, а отвечающий получает возможность тщательнее обдумать свой ответ Повторение вопроса собеседником
Направляющий Не позволяйте собеседникам навязывать вам нежелательные направления разговора. Время идет быстро, не успеете оглянуться, как назначенное для беседы время истечет, а вы едва только начали разговор вместо того, чтобы уже подводить его итоги
Провокационный Кто задает провокационный вопрос, должен осознать, что это подстрекательство. Между тем такие вопросы тоже необходимо использовать в разговоре, чтобы установить, что в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел «Вы действительно считаете, что ваш станок в последующие три года будет еще конкурентоспособен?» «Вы уверены, что сможете еще длительное время продавать это изделие по такой цене?»
Открывающие беседу Искусно поставленный вопрос является хорошим стартом. У партнеров по переговорам или слушателей сразу появляется заинтересованность, возникает состояние положительного ожидания «Если бы я смог вам предложить решение повседневной производственной проблемы, нашли бы вы для меня семь минут?»

Окончание таблицы

Тип вопроса Описание Пример
    «На вашем предприятии ежедневно наблюдаются простои... Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?» «Вам приходится много трудиться, чтобы заработать на жизнь и, кроме того, позаботиться о спокойной старости. Если я предложу вам два способа, с помощью которых можно из ваших денег сделать больше денег, ничем при этом не рискуя, заинтересовало бы вас это?»
Заключающие беседу Цель заключающих вопросов – завершить разговор. Лучше всего сначала задать один-два подтверждающих вопроса, сопроводив их непременно дружеской улыбкой и по возможности одобрительным кивком головы «Смог ли я убедить вас, в чем выгода этого станка для вашего предприятия?» «Убедились ли вы, насколько прост прибор в эксплуатации?» «Заметили ли вы как специалист, насколько аппаратура сочетается с обстановкой в помещении?» А затем без дополнительного перехода можно задать заключающий вопрос. Примеры: «Какой срок монтажа вас устраивает больше – 15 ноября или 15 декабря?» «Какой костюм вам упаковать – зеленый или с рисунком?»



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.