Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология родов 5 страница




– А были у вас?

– Жанна Владимировна, по-моему, два раза принимала двойню, я не принимала ни разу. Ну и примерно раз в году попадаются двойни с уходом и выхаживанием. Достаточно редко обращаются, потому что мамы после двойни часто надолго оказываются в больнице, а после больницы они уже очень зомбированы тем, что они обязаны, а что они не должны. Очень часто двойни рождаются меньше по весу, и их на всякий случай в больницу на обследование. Из больницы быстро не выпустят, 2 недели подержат. За это время приучили и к режиму, и к бутылочке. Поэтому с двойней всегда тяжелее.

Про значение естественных родов мы не успеваем, поэтому скажем только самые простые вещи. Вы, наверно, и сами понимаете очевидные последствия естественных родов. Если роды проистекают в соответствии с этими законами, а эти законы – это то, что нам дано. Мы их просто изучили и изложили вам в таком виде, но до этого может дойти любой, кто будет наблюдать или перелопатит гору литературы. Это то, что дано виду человека, а не то, что мы придумали. Оно есть, и эти этапы наблюдаются.

Так вот, если роды идут в соответствии с этими этапами, то, во-первых, они идут по оптимальной схеме для мамы и ребенка. То есть минимальная травматизация обоих – и мамы, и ребенка. Всё, что может растянуться, растягивается; всё, что может не порваться, не рвется; всё, что может восстановиться, восстанавливается. То есть нагрузки именно те, на которые рассчитаны оба организма.

Второе последствие – это то, что идет максимально быстрое восстановление после родов. Быстрое заживление того, что порвалось, если порвалось, потому что этому способствует соответствующий гормональный баланс.

В-третьих, идет хорошо налаженная лактация, которая с самого начала установлена без проблем. Если действительно был первичный и вторичный импринтинг благоприятным, нет проблем ни с прикладыванием, ни с сисей. Дети даже головой не вертят у сиси – им не надо. Они уже все эти люфты успели пройти и понять, где какое расстояние. Ребенок все время выдерживает одинаковое расстояние между кончиком носика и сисей. Он его держит сам, маме даже не надо за этим следить. Поэтому мамы, которые приходят после роддома, или те, которые зевнули… Первичный импринтинг мы отслеживаем и сидим весь первичный импринтинг с мамой, но мы же не можем там жить. Мы показали, за чем надо следить. Одна мама следит честно, все втыкает и поправляет ребенка, а другая считает, что процесс какой-то идет – и ладно, и вторичный зевает. Вот если мама зевает вторичный импринтинг, то ей приходится ребенку показывать границу, придерживать голову, показывать, насколько можно вертеть головой, насколько нельзя. После роддома маме тоже приходится показывать границу, то есть ребенок учится этому 2-3 недели. С момента, когда мама начала учить, за 2 недели устойчивый навык образуется. А когда его так мама учила и не зевала, три дня – и он устойчивый. К концу третьих суток ребенок, у которого все произошло правильно, отворачивается от чужой груди – он не будет ее сосать. Он не возьмет бутылку, он не возьмет пустышку, он вообще всё это плюнет. Потому что ему это не надо, он точно знает, что сосут здесь. А узнавать маму по лицу он начнет к 7 дню. А по форме сиси – к третьему.

– А разве к 7 дню у него зрение адаптируется?

– У него зрение сразу адаптировано к миру. Первые 6 часов он вообще видит гораздо лучше, чем потом какое-то время. Ему же надо запомнить и запечатлеть. Поэтому может успеть и папу увидеть и запечатлеть. Если папа успел появиться в первые 6 часов и подержать на ручках. Зрение у них не перевернутое, оно нормальное. Фокус размыт, но он есть. Расстояние 20-30 см, то есть ровно столько, сколько от лица ребенка до лица взрослого. И он ориентирован на лица: он ищет овальчик с глазками. У него в геноме записано, что он должен искать. Человек – это овальчик с глазками. Поэтому какое-то соответствие с папой тоже запоминает.

Проводили такой эксперимент в Америке лет 30 назад, когда на операцию кесарева сечения приглашали пап. Им говорили, что мама просыпает всю операцию, так хоть вы посмотрите. Делили пап на три группы. Первой группе говорили так: «Там у нас все стерильно, смотрите только за стеклом». Группе второй говорили: «Из-за стекла ничего не видно, одевайте халат и приходите сюда». Он стоял рядом. А третьей группе тоже одевали халат и говорили: «Ой, подержите, сейчас мы кювез достанем!» И он неожиданно оказывался с дитем на руках и держал ребенка несколько минут перед тем, как его перекладывали в кювез. А потом, месяца через 2, обошли эти семьи. И такое описание, что в той семье, где вас встречает папа с бутылочкой, со слюнявчиком и т.д., это был чаще всего папа, который ребенка держал. В той семье, где папа сидит, смотрит телевизор и кричит: «Успокой ребенка, он мне мешает матч смотреть!» – это обычно тот папа, который стоял за стеклом.

– Бывает, что мамой занимаются, а ребенка отдают папе: «Подержите, займитесь». И если он так держит полчаса, то потом оказывается, что успокоить ребенка может только папа. Несмотря на то, что у него нету сиси.

– Поэтому ребенок не должен у папы долго находиться. Ребенок должен находиться у мамы, а у папы – всего чуть-чуть. Встретились, запомнили. Он должен знать, что папа есть. И вернули к маме, потому что им надо устанавливать взаимоотношения «мама-ребенок».

– Есть дети, у которых импринтинг с папой сложился, а не с мамой.

– Хорошего в этом мало, потому что сися у мамы и взаимоотношения нужно строить с мамой и с сисей. Но, с другой стороны, если ситуация, что мама в отключке, в операции, хорошо, что хоть с кем-то родным установил импринтинг. Потом можно потихоньку вытеснять. А не с медсестрой в халате и не с лампочкой, под которой его положили.

– Фактически ребенок просто переполз изнутри наружу, а папа продолжает эту тему обхаживать по первости?

– Да.

– А когда папа начинает участвовать?

– С 3-5 лет. До этого возраста папа участвует в виде хорошей, правильно подобранной декорации. Папа – второй план, потому что папа – взаимоотношения с внешним миром. Когда мы выходим на улицу, папе карты в руки. Идем в гости, кто-то пришел к нам в дом – папа встал стеной. Папа что-то принес оттуда. Папа занимается чем-то безумно интересным, и ребенок начинает все больше стремиться туда. Папа – это авантюры, папа – это походы, папа - окончательное слово в некоторых случаях. А внутренняя территория – это мамина территория. На внутренней территории не может быть двух хозяев. Хозяйка – мама, и тут папа вытирает ноги и ходит по стеночке. Как царь зверей лев лежит на пригорке, и это не царское дело вылизывать попу львятам. Если львенок начнет падать в пропасть, он обязательно одним ударом лапы его оттуда достанет. Если львенок будет играть кисточкой хвоста, он тоже ему разрешит, только если совсем спать не мешает. Но он не будет лезть в мелочи. Он будет думать о войне с Гондурасом, о том, какого выбрать президента. А женщине – все остальное: кормежка, готовка и воспитание.

На самом деле, есть конкретные папины цели. На курсе «Мама + малыш» рассказывают о семейной иерархии, о том, какая роль папы – она достаточно большая. И без хорошего папы хорошей мамы не получится. Потому что женщина может быть хорошей мамой, только если она довольна и счастлива. Если она постоянно думает о том, куда он там пошел, где он задержался – на работе или с бабой, если думает о том, что вечно денег в доме не хватает… А все это папа делает. Поэтому папа конкретно попу не моет, но чтобы мама ее мыла с улыбкой, нужен папа. А попу вымоет и мама – успеет. Если он вот это сделал, если она улыбается, она и попу вымоет, и обед сделает, и все успеет. Так что без папы мы никуда.

Это естественные последствия, которые сами собой читаются. Можно еще сказать о сильной привязанности, раз и навсегда данной, матери к ребенку и ребенка к матери. Потому что такой уровень пролактина не только включает материнский инстинкт. Ведь материнский инстинкт – это что такое? Многие думают, что это такое особое чувство мамы к ребенку. Особое чувство у всех нас есть, потому что мы женщины. Мы с вами видим маленького котеночка, который 10 раз не ребенок, и мы уже умиляемся, и слезы, слюни, сопли, и готовы за ним ухаживать, потому что мы женщины. И это особое отношение, безусловно, к своему ребенку будет гораздо сильнее. Но это не инстинкт.

Материнский инстинкт – это безусловное принятие именно этого ребенка. Мама не испытывает к нему никаких отрицательных чувств. Вообще. Не потому что она такая умная, не потому что она много книг прочитала, не потому что она сидела и работала над собой. Их просто нет. Он ее не раздражает. Вот он два часа орет, а ее не раздражает. Он ее любимые духи вылил – она расстроена фактом потери духов, но к ребенку у нее нет отрицательных эмоций! Вот это материнский инстинкт, который обеспечивает вот эту безусловную любовь. Это не мешает ей его воспитывать, наказывать, строить из него человека, но он ее не раздражает – вот что дают нам эти роды. И, к сожалению, вот этого у большинства современных мам нет. Многие ведут себя похожим образом, но не потому, что оно включилось, а потому, что они над этим работают, они делают для этого усилие. Когда они видят разлитые духи, им хочется его убить, но они себе говорят, что он же маленький. Они себя уговаривают, они его не убивают, они его даже целуют, они ведут себя правильно. Но первая эмоция… А мама, у которой инстинкт, у нее нет этой эмоции. Она в этом не виновата, она не умница, у нее просто нет. На самом деле, только почувствовав вот это, можно понять, о чем идет речь. Все остальное – это разговор о вкусе халвы с теми, кто сладкого никогда не ел.

– А у вас с первым ребенком и со вторым есть разница?

– Огромная! Когда женщина переживает второй опыт, более положительный, чем первый, она видит, чем она обделила первого ребенка, ей становится безумно его жалко, все, как правило, падают в сильное чувство вины, и надо уметь себя из него выскрести. Потому что ребенку мама, извиняющаяся перед ним, нужна еще меньше, чем та, которая на него раздражается. Это еще хуже. Надо уметь выскрестись оттуда и начать пытаться со своим новым пониманием, новым видением принять и этого ребенка таким, какой он есть. Импринтинг – на этого, который получился, но отношение к другим тоже меняется. Но это уже требует работы. То, что с одним получается само, со вторым требует работы, но когда ты знаешь, чего можно достичь, то работать проще. Поэтому через некоторое время начинает получаться – не сразу. Знаю тех, у кого так и не получилось, у кого так и есть: одна – дочурка, а другая – чурка. Особенно часто это бывает, когда большая разница в возрасте между детишками – не 2-4 года, а 7-10 лет. Это дылда такая, она и тут виновата, и тут виновата, а еще помощи и любви требует – они на нее столько всего вешают! Особенно если это девочка.

Хочется сказать, что если это так не получилось – эта информация тоже нужна, иначе все такими грустными и уходят. В геноме есть программа усыновления. С точки зрения генома, вы не потрогали ребенка сразу после, вы его не увидели и не зафиксировали – значит, ребенок умер. Но вы были такие находчивые, что в ближайших кустах подобрали другого нуждающегося. И вы его полюбили. Почему полюбили – потому что он был маленький, требовал заботы, а у вас было все, чтобы эту заботу дать. Вот эта программа усыновления помогает устанавливать связи ничуть не меньшие. Усыновленных часто любят гораздо больше. Поэтому мы и видим вокруг мам, которые выглядят так, будто у них инстинкт уж точно включен. Потом вы узнаете, как она рожала, и понимаете, что там близко ничего включиться не могло. Вместе с тем, вы видите такую любовь, такую самоотверженность! Это отношение мамы к усыновленному. И оно иногда действительно гораздо крепче, потому что над ним работали, потому что там есть элемент разума. Оно включается неосознанно, мы не смотрим на ребенка и не говорим себе: «Теперь я должна тебя полюбить!» Но для организма это вот эта программа. Не значит, что если инстинкт не включился, мы будем ребенка ненавидеть. Мы будем к нему очень сильно привязаны. Но маленькая тонкость: в некоторые моменты, когда он будет вести себя из рук вон плохо, раздражение будет присутствовать. Это не значит, что мы будем его убивать, гнобить или даже говорить это вслух. Мы будем честно это давить и вести себя правильно, но оно будет.

Я люблю завершать таким рассказом. У меня однажды случилась такая ситуация, когда муж был в командировке – он очень редко куда-то уезжает, но вот уехал. А у меня сильная головная боль, я вообще склонна к мигреням. И как-то проснулась среди ночи, и настолько сильно болит, что я пытаюсь встать и накатывает приступ. Даже не могу встать с кровати. Соседние комнаты, особого шума нет, скрипа тоже. Я просто лежу и понимаю, что мужа рядом нет, до утра далеко, дети, хоть и подростки, но спят, им завтра в школу. Я молчала и тихо-тихо лежала уже некоторое время, на часы смотрела, ждала утра. Минут через 15 приходит сонный младший сын – он спит как убитый, ночью никогда не встает – и спрашивает: «Мам, что случилось? Чем помочь?» Вот то, что произошло. Старший спал всю ночь как убитый, он даже не знал, что у нас ночью что-то происходило, что кто-то вставал. Если вы посмотрите на этого сейчас уже усатого, почти бородатого мальчишку, в голову не придет, что он может сказать что-то ласковое маме. Он такой же ершистый, как все. Но вот – что было, то было. Такие вещи происходят. Все мамы, у которых это включалось, могут рассказать какие-то такие истории. Которые с таким ребенком произошли, а с таким – нет.

Теперь пошли неочевидные последствия естественных родов. К неочевидным последствиям относится, прежде всего, формирование гормоностата ребенка, а затем формирование оптимальных моделей поведения.

Что такое гормоностат? Дело в том, что в организме ребенка гормоны, которые будут определять обмен веществ и жизнедеятельность организма в течение всей дальнейшей жизни, впервые зашкаливают до таких страшных цифр. Потому что все время, пока он жил в маме, если только маме не «посчастливилось» попасть в цунами или в автомобильную катастрофу, если она не переживала что-то страшное, ставящее на грань жизни и смерти, то, скорее всего, всю беременность он больших колебаний гормонов не испытывал. Потому что, с одной стороны, мамин организм старался максимально его охранить, с другой стороны, все время был баланс между гормонами, которые вырабатывала мама и которые начал вырабатывать он сам. Постепенно подключились его железы внутренней секреции, и с 28 недели он в этом плане может полностью обеспечить организм даже мамы – настолько хорошо работают эти железки, они настолько крепенькие пока еще, что он может работать за себя и за того парня. Помните, мы с вами говорили про щитовидку, что он может вырабатывать гормоны на двоих, если у мамы не хватает. Там идет сбалансированное состояние, когда один может покрыть дефицит другого.

А роды – это такая ситуация, когда мамин организм продуцирует огромное количество совершенно зашкаливающих уровней гормонов, на которые ребенок не успевает реагировать, понижая или повышая собственный уровень – он просто их фиксирует. Все гормоны проникают через плаценту, и абсолютно тот же уровень, который есть в крови у мамы, будет в крови у ребенка. Для него это впервые фиксируемая планка, которая для организма и воспринимается как планка. Как граница, откуда и докуда может колебаться уровень гормонов. И получается, что роды, когда они идут в соответствии с физиологической схемой, когда все эти повышения не зашкаливают совсем, то они закладывают верхнюю планку, что, например, адреналин выделяется не более чем, кортизол повышается не более чем. И все уровни гормонов, которые падают, – падают не более чем. Почему и называется гормоностат – потому что пограничные уровни фиксируются организмом. И в дальнейшей жизни, когда детеныш растет и попадает в какие-то ситуации, эти гормоны, которые начинают на что-то реагировать (на тот же самый стресс), поднимаются не выше чем.

А теперь представьте себе ситуацию, когда какой-то гормон у мамы в родах зашкаливал больше чем. В связи с тем, что она была в неблагоприятной ситуации, что-то пошло не так. И для того чтобы эту ситуацию преодолевать, там было больше чем. И у ребенка тоже зафиксировалось больше чем. Вот он попадает в какую-то ситуацию в жизни, когда у него начинает подниматься гормон, а планка гораздо выше. И он у него обязательно перевалит. А теперь представьте себе такую ситуацию, что именно в этом месте находится больной орган, генетически предрасположенный к заболеваниям. Раз поднимется выше нормы, два поднимется выше нормы, третий раз будет что? Понятно.

Если все происходит в соответствии с теми законами, которые задумывала природа, то вот эти планки определяют нам относительное здоровье, что уровни гормонов зашкаливать высоко не будут. Ну и наоборот! У кого-то определяет здоровье, а у кого-то изначально программирует нездоровье. Да, можно потом вести такой образ жизни, что никогда уровень этого гормона не будет зашкаливать. Ну, повезло! Это может в основном реализовываться к старости, когда у организма какие-то вещи стареют и так сильно не активизируются. А у кого-то будет другая ситуация, что все начнет активизироваться в раннем детстве – вот мы и получим. Получается, что когда уровни этих гормонов не зашкаливают, то мы изначально закладываем в организм ребенка планочку, которая позволит ему жизненные коллизии переживать без сильных сбоев в организме. То есть физиология страдать не будет. Или будет – что заложили, то и получили.

Многие не связывают эти вещи с родами вообще – поэтому это неочевидное последствие. У ребенка не видно, где у него что записалось; он сразу не просигналит, никакими датчиками это не измеришь. Это все происходит потом, и многие не связывают какие-то заболевания, ту же астму, с тем, как проходили роды у ребенка. А оказывается, что связь есть, причем прямая.

Именно поэтому работает ребефинг. Это своеобразная игра, в которую с вами может поиграть профессиональный психолог или психотерапевт, который этим занимается, когда вас заставляют переживать роды заново. Это делается путем погружения в гипноз, в особое состояние сознания, путем холотропного дыхания. Техник много, но смысл в том, что вы переживаете события своего рождения заново – это возможно. В результате, если этот процесс немножечко контролировать, то поскольку вы переживаете это заново, вы участвуете в записи, которая там была, и на нее можно как-то повлиять. Эти планки гормонов можно чуть-чуть сдвинуть. Тот, кто вами управляет, говорит: «Здесь было не так страшно. Здесь не так сильно давило». Человек вроде бы занимался 2 или 3 часа только тем, что дышал и разговаривал, но выходит оттуда – и у него больше никогда нет приступов астмы. Потому что астма была связана не с тем, какая у него наследственность, а с тем, как он рождался. И как только планка гормонов сдвинулась, ему лечение не нужно. Многие избавляются от головных болей. Потому что когда головочка складывается, там внутричерепное давление. Как реагирует организм на внешнее давление? Привык поднимать давление. И вот атмосферное давление падает, а у вас оно резко поднимается.

Второе неочевидное последствие – по поводу моделей поведения. Достаточно подробно описано в книжке. Но многие, когда книжку читают, воспринимают, что роды закладывают четкую модель. Каждый период родов соответствует какому-то способу реагирования, и если этого не было, то обязательно будет проблема. Проблема, конечно, будет, но, на самом деле, многие ее не понимают и не ощущают. Потому что роды – это первый поведенческий акт, который осуществляет ребенок, это первый случай в его жизни, когда от его действий зависит результат. Это поведение неосознанно, в отличие от того, которое будет потом, когда он будет учиться на что-то реагировать. Но оно впервые делается.

Здесь нужно долго выяснять, что такое осознанные и неосознанные действия. Потому что, с точки зрения новейших исследований психики, нельзя говорить о полном отсутствии осознанности. Мне буквально меньше недели назад привезли книжку из Белоруссии – исследования воздействия психического состояния человека на спектр его слюны. Там хроматограмма слюны человека, находящегося в разных психических состояниях. Это достаточно подробные и точные исследования. Там есть совершенно конкретная зона, которая светится, когда человек находится в состоянии осознанности, размышления, когда он может делать выводы, в отличие от ситуации, когда он в ярости, в агрессии, когда у него эти вещи спутаны. Так вот, у новорожденного ребенка в слюне соответствующие зоны тоже есть.

– А что там может светиться конкретно?

– Я вам могу книжку принести, посмотрите. Там хроматограмма в основном по белкам. Смысл в том, что осознанность есть, но это немножко другая осознанность, чем та, которую мы привыкли воспринимать.

В любом случае, это действия, от которых зависела его жизнь. Такое происходит впервые. Поэтому они запоминаются организмом на уровне запечатления, импринтинга, как клише, матрица. Почему их и называют «перинатальные матрицы». Запоминание идет на уровне устойчивых структур. Каждая стадия родов связана с такой определенной структурой. И практически каждое действие – когда порвался пузырь, когда схватки усилились – закладывает такую программу поведения, которая при выходе из любой острой ситуации оптимальна.

Если что-то у нас случается, все мы действуем примерно по одной и той же программе. Например, захотелось нам с вами кушать. Для начала нам надо осознать, что нам хочется кушать – не пить, не писать, а именно кушать. Сначала нам надо принять решение, что с этим надо что-то сделать. Что оно нам мешает и беспокоит. Потом придумать план, где мы еду возьмем. Если сразу перед глазами и под ногами ничего не валяется, то, как минимум, придется поднять свою попу со стула, дойти до холодильника, достать чего-то, развернуть. Может быть, пойти в магазин, на охоту, на рыбалку – сделать какие-то действия по добыванию. В процессе мы будем нарываться на какие-то мелкие и крупные препятствия; они могут быть небольшие, но придется прикладывать усилия, чтобы их преодолевать. Как минимум, разворачивать обертку, открывать дверцу.

– Замок на холодильнике.

– Придумать, как его взорвать, или перепилить, или найти ключик. Потом это надо как-то приготовить, потом надо съесть – жевать и глотать за вас вряд ли кто-то будет. И только потом мы почувствуем радость и удовлетворение от того, что мы сделали. Все подчинено такому плану: принятие решения – реализация задуманного, возможно, в процессе преодоление каких-то трудностей – и честная победа, радость от сделанного. Под руководством таких простых схем мы живем по любому поводу: что бы у нас ни случилось, мы всегда чем-то подобным занимаемся.

Роды закладывают у ребенка первую запись такую, какими были роды. Да, она очень значимая. Эта запись остается на всю жизнь, и наличие ребефинга говорит о том, что даже у 40-летнего человека эту память можно вытащить и пережить заново. Настолько подробно сохраняет организм запись о событиях рождения. Вплоть до того, что у людей, которые переживают ребефинг, начинает меняться частота сердцебиения, частота дыхания, слюноотделение, могут появиться пятна на коже, соответствующие тем местам, где в свое время придавливалась головка или как-то лежала ручка. Многие принимают соответствующие позы. Настолько подробно всё там записано. Поэтому говорить, что это никак не повлияет на жизнь индивидуума, нельзя. Раз эта память есть, то она, безусловно, работает. Другое дело, когда она работает? Тогда, когда человек находится в бессознательном состоянии. Именно потому, что эта память первая и еще находится на грани сознания и неосознанности.

Когда ребенок будет расти, мы будем учить его действовать. Он будет действовать в соответствии с той программой, которой мы его научили. Естественно, любой родитель будет учить ребенка действовать целесообразно, как он считает нужным. Он может так его натренировать, что воздействие той программы будет нивелировано, его, вроде бы, нигде не будет видно. И человек, когда он будет действовать осознанно, всегда будет действовать так, как его научили. Но когда он попадает в ситуацию неосознанную, неожиданную, стресс, или очень совпадающую по своим отдельным характеристикам – потому что никто не знает, что и как конкретно зафиксировано в памяти – может быть, определенный уровень освещения, звуки, запахи, сочетание струи льющейся воды и звяканья. Вот эти сочетания звуков, запахов, цветов, давления может дать мгновенную вспышку воспоминания – и дальше человек работает по той программе. И то же самое начинает срабатывать, когда он попадает в ситуацию стрессовую.

За примерами далеко ходить не надо. Вы точно знаете, что этот человек – решительный, уверенный, никогда не теряющийся, всегда знающий, как правильно, на которого всегда можно положиться. И вот вы с таким человеком вдруг попадаете в критическую ситуацию. И вместо того, что вы на него укладываетесь, как обычно, и ждете, что он поведет, он стоит растерянный и ждет, кто бы его повел. И приходится вам все брать в свои руки. Вы его вывели из этой ситуации, он попал в знакомую обстановку и опять стал решительным, волевым. И откуда что взялось – совершенно непонятно. И обратная ситуация: есть люди, которые ведут себя решительным и волевым образом только в стрессовой ситуации. А в обычной жизни – тюфяк, рохля, все его могут обидеть, никаких решений не принимает. И вдруг в критической ситуации он ведет себя совершенно по-другому. И будет вести себя так столько, сколько ситуация будет критической. Вот это возрождение тех программ. Они были заложены в родах.

Поэтому говорят, что человек, роды которого были стимулированы, сам решения о своем рождении не принимал. Имеется в виду, стимулированы не в середине, а изначально, то есть когда роды вызывались. Значит, у такого человека всегда будут проблемы с принятием решений. Как это может выглядеть в жизни? Это может выглядеть очень по-разному. Да, у этого человека где-то внутри проблема с принятием решений. Мама это чувствовала, она это увидела, только когда ребенок ползти начал. И она начала тренировать принятие решений. И натренировала. И человек точно знает, по каким критериям нужно принимать решение. Когда он действует головой, он всегда примет вовремя правильное решение. Наоборот, все уверены, что именно к нему и надо обращаться – он настолько досконально изучил этот вопрос. Что именно он принимает самые верные решения. У него там есть проблема, но он ее решил вот так – с маминой помощью или сам в подростковом возрасте понял свою слабину. Вы, наблюдая за этим человеком, никогда не скажете, что у него с этим есть проблема. Наоборот, вы будете уверены, что у него с этим все в порядке. Другой человек в связи с такой проблемой будет постоянно всех подозревать в том, что они хотят за него принять решение, будет постоянно по этому поводу нервничать и стремиться принять все решения самостоятельно. Часто наоборот, часто неправильно, сам от этого будет страдать, но всегда будет возмущаться, если принимают решения за него. То есть у него там проблема. Он в принципе принимать решения не умеет, но он вот так решил. Третий действительно будет ждать, когда за него все примут. Как примут – так и будет. Четвертый не будет принимать решение сам до тех пор, пока перед ним не разложат все обстоятельства, то есть он очень скрупулезно будет подходить, взвешивать. Он их будет постоянно менять, будет идти и с полдороги возвращаться. Пятый будет принимать решения сам, будет всех подозревать, что они хотят это сделать за него и по этому поводу лезть первым в пекло, постоянно попадать впросак. А кто-то будет очень осторожный, всегда лезть последним. Будет казаться, что он очень умный, никуда не лезет вперед.

И всё это – люди с одной и той же проблемой. На то, как это будет выглядеть в жизни, влияет темперамент, воспитание, особенности роста и развития, среда, в которой человек рос – много факторов, которые в результате сформируют поведение взрослого человека. Поэтому у взрослого человека эти моменты разглядит только грамотный психолог. Возможно, путем тестов или длительной беседы. А в обывательских вещах это трудно сделать. Но, опять-таки, специалисты говорят, что в каждом из нас эта программа сидит, работает, и следы ее можно найти, причем без особого труда, до 50 лет. После 50 лет на наше поведение влияют социальные факторы, мы все бессознательное научились преодолевать. Всего-то 50 лет жизни – и мы это дело подавили совсем!

Это я к тому, что отсутствие естественных родов – это не приговор по поводу того, что теперь вот этого и вот этого в жизни ребенка никогда не будет. Давайте тогда вообще не рожать, если мы не можем родить так. Нет, конечно. Это только вариант. Есть масса способов, как с этим попытаться справиться, как с этим жить, и это не единственное, что накладывает отпечаток на поведение ребенка. Я хотела бы, чтобы вы с этой точки зрения перечитали ту главу в книжке. Там конкретно про каждое вмешательство, и к какому нарушению оно приводит. Еще раз говорю: это общие вещи, которые где-то сидят. Они не обязательно будут влиять непосредственно. В жизни человека вы этого, может быть, не заметите. Но говорить о том, что, раз я этого не замечаю, этого нет – это неправда. Потому что любой специалист, который этим всерьез занимается, это находит.

За то время, что работает наш центр, к нам периодически на занятия приходят психологи. Для некоторых из них эта информация давно известная, и они просто кивают, а для некоторых – новая. Они начинают ее изучать. У меня есть два человека, которые работают в разных областях, в основном по управлению и подбору персонала. Они говорят, что если грамотно составить психологический тест, то удивительно, насколько все условия родов можно проследить в том, насколько человек – потенциальный работник. То есть какие-то вещи, которые вытаскивают тесты про человека, можно не узнавать, а можно просто узнать, как он рождался. Они коррелируют замечательно. Причем, говорит, если раньше мы думали, что это просто совпадение, после того как я села и составила опросник, я вижу, что мне половина тестов не нужна. Я просто прошу человека, который приходит к нам на работу, обязательно написать, как он рождался. Если он не знает, пускай сходит и узнает. Менеджер по подбору персонала в этой фирме без сведений о родах не разговаривает. Оказалось, что вполне заменяет парочку тестов. Это не единственный критерий, безусловно. Было бы неправильно не брать человека на работу, если он не так родился. Но это дает основания понять, каких вещей от этого человека ждать не приходится. Потому что если речь идет о приеме человека на должность руководителя, где он должен решать нестандартные задачи, то человек, у которого в родах вот это и вот это обрубили, как раз в нестандартной ситуации может выдавать ничего. А человек, у которого не обрубили, может выдать, хотя внешне кажется, что он звезд с неба не хватает.

Вот такие закономерности, вот такое влияние на модели поведения. Еще раз говорю, что в руках у каждой мамы есть первые три года, когда у нас продолжает формироваться нервная система, расти головной мозг, и мы реально формируем модели поведения те, которые ребенок будет проявлять осознанно. Так что тут маме карты в руки; она многое может сделать практически после любых родов. Я не говорю, что всё, но очень многое. Поэтому мама, которая об этом знает, понимает, что вот тут проблема, и начинает этим заниматься, достигает гораздо больших успехов, чем мама, которая эту информацию игнорирует и думает, что там ничего нет. Вот то, что я хотела, чтобы вы знали о значении родов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.