Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к уровню освоения материла курса на зачете




Общие требования к освоению материала курса «Психология творчества» на зачете обусловлены целями и задачами преподавания курса. Студент должен: 1)продемонстрировать на зачете наличие представлений об основных категориях психологии творчества, владеть психологической терминологией, заданной курсом; уметь формулировать основные законы и тезисы научной психологии, этические принципы профессиональной деятельности психолога; 2) показать место психологии творчества в системе научного знания, ее связь с естественными и гуманитарными дисциплинами; 3) в основном виде изложить системные основы психологии творчества; 4) обозначить предмет, проблемное поле и принципы изучения творчества и одаренности. Студент допускается к зачету при условии полного выполнения учебного плана. Освоение содержания дисциплины оценивается по 100-балльной системе со следующими диапазонами традиционных оценок: «зачтено» - свыше 40 до 100 баллов включительно.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА»

Понятие и феноменология творчества. Основные категории психологии творчества: творчество, способность, креативность, оригинальность, одаренность, талант, гениальность. Парадокс творчества. Критерии новизны. Спонтанность творчества. Основные методологические позиции анализа проблемы творчества. Методы изучения творчества. Структура психологии творчества (по Я.А. Пономареву).

Творчество как предмет осмысления философии. Понимание творчества как проявление божественного дара в философии античности и средних веков. Решение проблемы взаимодействия творца и культурной среды в контексте философии Возрождения и Нового времени. Представление о природе творчества в немецкой классической философии и философии 20 века (философия жизни, экзистенциализм и др.)

Первые экспериментальные исследования феномена «творческости». Взвешивание мозга одаренных людей. Френология Ф.Галя. Концепция Ф. Гальтона.

Ассоциативная, рефлексологическая и энергитическая модели творчества. «Джи – фактор» как объяснительный принцип творчества Ч. Спирменом. Типы соотношения личности и среды в концепции А.Ф. Лазурского. Принцип гомеостаза в объяснении феноменологии творчества в бихевиоризме, психоанализе и гештальтпсихологии.

Редукционистский подход к творчеству. Тестология и факторный анализ IQ. Кризис тестологического подхода. Креативность в концепции Дж.Гилфорда и Э. П. Торранса и развитие идеи о творческих способностях в психометрическом подходе (М. Воллах и Коган, С. Медник, В. Н. Дружинин и др.). Тесты на креативность. Исходные противоречия концепции дивергентного мышления и их решение. Выделение порога интеллекта П. Торрансом. Четыре типа соотношения IQ и Cr, выделенные М. Воллом и Коганом. Тест отдаленных ассоциаций и концепция С. Медника. Ревалидизация теста Медника Т.В. Галкиной. Диапазон интеллекта как область проявления креативности. Методика диагностики креативности В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой. Идея отсроченного влияния креативности на интеллект М.С. Егоровой. «Наивная» и «культурная» креативность в концепции В.С. Юркевич. Исследования зависимости между оригинальностью и патогенными механизмами психики. Критика идеи дивергентного мышления. Теория инвестирования Р. Стернберга.

Логическое и бессознательное начало в творчестве. Изучение продуктивного мышления. Основные тенденции изучения мышления в Вюрцбурской школе. Исследование продуктивного мышления в отечественной психологии. Инсайт в работах С.Л. Рубинштейна и его последователей. Метод проблемных ситуаций и его роль в изучении продуктивного мышления. Анализ через синтез и его вариации (А.В. Брушлинский, М.Матюшкин, нормативный подход к творчеству И.П. Калошиной). Бессознательные механизмы в решении проблемных задач (О.К.Тихомиров). Эвристические приемы. Проблема соотношения сознания и бессознательного в творческом процессе. Стадии творческого процесса (Г. Уоллес). Системно-структурный подход к творчеству Я.А. Пономарева и развитие идей о природе творчества в школе Пономарева: рефлексивный подход (С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов), информационный подход Г.А. Галицина, коммуникационный подход Ч.М. Гаджиева. Процессуально-деятельностная парадигма Д.Б. Богоявленской. Изучение творчества в психологической виртуалистике (Н.А. Носов, О.И. Генисаретский).

Личностный подход в изучении творчества и одаренности. Проблема соотношения творческости и личностных факторов. Психопатологические феномены творческой личности. Гипотеза «гений и безумие» (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон, Х. Айзенк). Оригинальность как компенсация и защитный механизм. Специфичность протекания творчества и патологии. Соотношение безумства и гениальности (Т. Саймонтон). Психогенетические исследования В.П.Эфроимсона. «Комплекс неполноценности» (А. Адлер) и «психологическая преграда» (Ю.Д. Бабаева). Личностные черты, мотивы и самоактуализация творческой личности. Творчество самовыражение (Г.А. Безеян, К. Рождерс, А.Маслоу и др.). Творчество как адаптивность (В.А. Моляко, Е.Л. Яковлева). Творчество как личная увлеченность (Д.И. Кирнос, А.А. Мелик-Пашаев). Проблема абсолютизации личностных факторов и подходы к ее решению. Антиномия творчества: личность и культура. Концепция «эстетической реакции» Л.С.Выготского. Теория В.Г. Ярошевского. Соотношение интеллекта и личностных черт в контексте анализа творческой личности. Понятие способностей. Способности и одаренность. Понятие одаренности. Признаки одаренности (Д.Б.Богоявленская). Виды одаренности. Феноменология детской одаренности (Н.С.Лейтес).

Возрастная динамика творческой активности. Динамика творческих проявлений (Г. Леман, Л. А. Рудкевич). «Эффект поколения» Р. Стернберга. Сензитивные периоды креативности (В. Дружинин). Феноменология детской одаренности (Н.С.Лейтес). Возрастные и социальные факторы творческой продуктивности (Л.А.Рудкевич, Е.Ф.Рыбалко).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.