Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловое общение 3 страница




4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. •

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Теперь подсчитайте, сколько раз Ваши ответы попали в соответствующие колонки таблицы-ключа. Количество баллов, набранных Вами по каждой шкале, дает представление о выраженности у Вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Ключ.

соперничество сотрудничество компромисс избегание Приспособление
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
    Б   А  
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А   Б  
    А Б    
    Б     А
  Б   А    
    А   Б  
      Б   А
  А       Б
    Б А    
        А Б
  А Б      
      А Б  
    Б     А

 

Пути разрешения конфликтов.

Деловые конфликты (не деловые тоже) разрешаются с помощью насилия, разъединения, примирения партнеров или с помощью третьей стороны,

При этом надо исходить из того, что деловая стратегия «выигрыш – выигрыш» эффективна всегда; стратегия «выигрыш (ваш) – проигрыш (его)» – эффективна только в экстремальной ситуации; стратегия «проигрыш (ваш) – выигрыш (его)» – эффективна, если у Вас есть тайная причина проиграть; стратегия «проигрыш – проигрыш» – неэффективна всегда.

Насилие. Стратегически мало эффективно, поскольку в любом случае ухудшает отношения. Всегда означает взаимный проигрыш. Предполагает «полное уничтожение противника».

Разъединение. Эффективно, если возможно в территориальном плане (пространство или время). Может произойти в результате «бегства» одного из участников конфликта. Эффективно, если приведет к исчерпыванию конфликта.

Примирение. Возможно в результате выяснения отношений; в результате переговоров; «само собой».

С помощью третьей стороны. «Третья сторона» может выбрать поддержку одной из сторон конфликта или занять независимую позицию. В случае поддержки одной из сторон третья прибегает к насилию в виде наказания, социального давления. В случае независимой позиции третья может быть судьей (наказать обоих); арбитром (следить за аргументацией и поединком обоих) или медиатором (постараться затушить конфликт).

Правила избежания конфликтных ситуаций.

Устранение из делового общения суждений и оценок, грубых, ироничных и ехидных замечаний, ущемляющих самолюбие собеседника. Уважительная манера разговора.

Умение слушать. Отказ от намерения немедленно парировать каждое замечание собеседника. Признание правоты собеседника, особенно в том случае, если его суждения направлены на поддержание его социального статуса и престижа.

Устранение предубеждений.

Стремление вести обсуждение проблемы, а не позиций.

Когда издержки на разрешение конфликта превышают пользу от его прерывания, следует прекратить отношения с партнером.

Если Вы находите, что другой человек действует на Вас отрицательно, подумайте, насколько необходимо для Вас общение с ним. (некоторые другие приемы избежания конфликтов с партнерами будут рассмотрены ниже, при описании ведения переговоров).

Если человек обладает большей властью по сравнению с Вами. Используйте следующие методы:

1. Определите, чего хочет оппонент – контролировать ситуацию, достичь конкретной цели, добиться Вашего подчинения;

2. Если его желания и интересы непонятны для Вас, спросите о них;

3. Дайте ему почувствовать устойчивость своего положения, а потом попросите о своем.

Если человек обладает меньшей властью по сравнению с Вами, используйте метод дифференциации вознаграждений, т.е. сделайте так, чтобы любой деструктивный конфликт уменьшал вознаграждение его участников.

Практическими психологами разработаны различные рекомендации по организации эффективного поведения в коллективе. Приведем один из вариантов. Итак, если Вы хотите добиться успеха в группе, используйте следующие стратегии:

1. Поиск заинтересованных лиц – людей, которые имеют причины и желание решить какой-то вопрос с желаемым для Вас результатом;

2. Работа в комфортных зонах других людей – каждый имеет свою систему ценностей и мотиваций – Вы будете приятны, если не угрожаете ее разрушить, а наоборот, подтверждаете ее значимость;

3. При решении любого вопроса с женщиной необходимо ей понравиться;

4. Для улучшения общения думайте о мотивах своего партнера и используйте это знание.

Как быть, если стратегия не срабатывает? Ставьте целью улучшение ситуации. Избегайте стремления наказать другую сторону: поступки людей – их поступки, а Ваши чувства по этому поводу это Ваши чувства. То есть, не надо говорить: «Вы меня обидели», лучше сказать: «Я обижаюсь, когда Вы так делаете».

Подумайте, чего Вы хотите добиться симпатии или уважения, и на какие жертвы Вы готовы пойти?

Не требует никаких усилий: улыбка, обращение по имени, приятные слова.

Требуют усилий и притворства: умение слушать, льстить, интересоваться собеседником. Требует усилий, но не притворства: умение быть необходимым, компетентным, искренним, решительным и коммуникабельным.

 

Раздел 4. Деловые стили личности.

Личность человека многогранна. Соответственно, имеется множество разных способов описания и теорий личности. В данном пособии мы коснемся только одного аспекта личности – делового стиля, который проявляется в деловом общении.

Элементами делового стиля личности являются: мотивация деятельности, способ принятия решений, характер взаимоотношений с партнером, манера организации работы. В зависимости от данной мотивации мы имеем партнера, беспокоящегося только о себе или о своей организации или об общем деле.

Базовыми отличительными чертами делового стиля личности являются соотношение стратегического планирования и ситуативности при решении вопросов, а также ориентация человека на независимость, на зависимость, на сотрудничество или лидерство. Важным отличительным признаком делового стиля выступает направленности личности на формальное исполнение обязанностей или на человеческие отношения. Психологическими составляющими делового стиля могут быть названы степень пунктуальности, аккуратности, педантичности, отношение личности к служебной иерархии и деловому этикету, преобладание в личной работе традиций или новаций.

В деловом общении крайне важно понимать реальные мотивы поведения в организации начальника, подчиненного, коллеги и партнера, для того чтобы выработать эффективную систему поведения. Люди, имеющие разную мотивацию, ожидают разного вознаграждения за свою работу и вкладывают в нее больше или меньше усилий в зависимости от того, насколько оправдываются их ожидания.

В деловой жизни целесообразно не скрывать свои мотивы от себя и от других. «Я люблю преподавать», «мне нравится брать на себя ответственность», «Я хочу рискнуть», чем точнее Вы определите, ради чего Вы работаете, тем легче будет Вам и комфортнее с Вами.

Типичными мотивационными потребностями, обусловливающими осознанное стремление сделать карьеру, являются следующие:

Статус и чувство принадлежности, – такие люди стремятся сделать карьеру, хотят соответствовать корпоративным ценностям организации, гордятся своей работой, для них важно иметь символы своего положения в обществе (офис, титул и пр.);

Признание – это люди, работающие ради того, чтобы их любили, обращали на них внимание, награждали и хвалили;

Власть – индивиды, стремящиеся сделать карьеру, чтобы иметь авторитет и влияние, получающие удовольствие от распоряжения другими людьми, от принятия решения, от ответственности и риска.

Если Ваш партнер, начальник, коллега, подчиненный скрывает свои мотивы, (что случается довольно часто), понаблюдайте за ним. Люди, стремящиеся к определенному статусу, ценящие принадлежность, заботливо следят за правильным написанием их должности, начальники хотят иметь соответствующие таблички и вешают расписание приемных часов, все любят говорить о «нашей» организации, фирме, команде. Властные типы, как правило, громогласно отрицают любовь к руководству и распоряжению людьми. Те, кому нужно признание, крайне обидчивы и ранимы, их нужно много хвалить. Личности, ориентированные на достижения, так же нуждаются в похвале. Но по конкретному поводу: «Вы это сделали!» Ценящие независимость выделяются сразу своим раздражением по поводу «работы в упряжке». Для части работников мотивом любо деятельности является распоряжение начальника. Таких людей нельзя оставлять без конкретного задания и контроля над ходом его выполнения.

. В деловом общении по модели поведения Вашего начальника, партнера, коллеги, подчиненного следует определить: ради чего он готов работать и ради чего он будет работать больше и лучше. Мотивам должно соответствовать вознаграждение

Существует много психологических методов выявления индивидуальных особенностей мотиваций. Они обычно используются при психологических обследованиях во время собеседований при приеме на работу или для планирования карьеры работника. Может быть интересно использовать такие методы и для самодиагностики. Здесь мы опишем одну из важных характеристик мотивационной сферы человека, которую можно исследовать - личностную установку. Она определяет ориентацию человека при принятии решений и организации деятельности на определенные социально и психологически значимые ценности: альтруизм – эгоизм, процесс – результат, свободу – власть и труд – деньги.

Тест личностной установки

На каждый из приведенных 80 вопросов следует ответить "Да" или "Нет" (иные варианты отсутствуют). Эти ответы удобно занести (как "Д" или "Н") в заранее оформленный "бланк" - лист бумаги, на котором написаны номера вопросов, причем расположены они так:

 

1. 5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.

2. 6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.

3. 7. 11. 15. 19. 23. 27. 31. 35. 39.

4. 8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.

41. 45. 49. 53. 57. 61. 65. 69. 73. 77.

42 46. 50. 54. 58. 62. 66. 70. 74. 78.

43. 47. 51. 55. 59. 63. 67. 71. 75. 79.

44. 48. 52. 56. 60. 64. 68. 72. 76. 80.

 

Текст опросника:

1. Сам процесс выполнения работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

7. Вам легче просить за других, чем за себя?

8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расстаться?

10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достичь результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятность?

16. Вы убеждены, что не нужно для кого-нибудь сильно напрягаться?

17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени помехам со стороны?

19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить интересами других людей?

28. Вы можете назвать себя эгоистом?

29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

31. Ваша отличительная черта - бескорыстие?

32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?

33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

38. Стремление к результату в любом деле - Ваша отличительная черта?

39. Ваша отличительная черта - умение помочь другим людям?

40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

41. Вы согласны, что самое главное в жизни - быть мастером своего дела?

42. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

43. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

44. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

45. Вы согласны, что иметь власть над людьми - наиболее важная ценность?

46. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

47. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

48. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

49. Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти - это ее сила?

50. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

51. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

52. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

53. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

54. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

55. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

56. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

57. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

58. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

59. В жизни Вас радует только отличный результат работы?

60. Самое главное стремление в Вашей жизни - быть свободным?

61. Основное стремление в Вашей жизни - свобода, а не власть и деньги?

62. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

63. Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

64. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

65. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

66. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?

67. Вы согласны, что деньги "не пахнут" и не важно, как они заработаны?

68. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

69. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

70. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

71. Вам трудно ограничивать себя в денежных средствах?

72. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

73. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас большое негодование?

74. Власть может заменить Вам многие другие ценности?

75. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

76. Труд - наибольшая ценность для Вас?

77. Вы согласны ущемить свою свободу, чтобы обладать властью?

78. Наиболее сильное потрясение для Вас - отсутствие денег?

79. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

80. Самое главное стремление в Вашей жизни - быть свободным?

 

Подсчитав количество ответов "Да" в каждой из строк, вы получите значения восьми шкал (первой строке соответствует шкала 1, второй - шкала 2 и т.д.)

Значения по шкалам обозначают важность для человека каждого из описываемых ниже типов мотивов. Важно не только то, какое (или какие) из этих значений наиболее велико, но и то, как они соотносятся между собой и какое из них наименьшее.

При больших значениях по шкале 1 человек имеет установку на процесс. В работе или другой деятельности ему важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели он относительно мало задумывается, поэтому, например, может опоздать со сдачей работы. А уж если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс - например, игрой в театре.

Большие значения по шкале 2 обозначают установку на результат. Человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему - суете, помехам, неудачам... Он может входить в число самых надежных сотрудников. Но он может за стремлением к достижению результата забыть обо всем остальном - например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво ("проехать на бульдозере").

При больших значениях по шкале 3 человек имеет установку на альтруизм, на то, чтобы действовать, прежде всего, на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Традиционно эта установка считается ценной и человек, обладающий ею - заслуживающим всяческого уважения. Действительно, наверное, величайшие деяния добра совершались из альтруизма - но и зла, заметим, тоже. Альтруист может быть весьма опасен для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно "загонять" человечество (или просто семью или группу) в счастье. Но если он не позволяет себе такого, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и, при этом, быть от этого счастливым вне зависимости от личного положения. Хотя подпускать его, скажем, к финансовому управлению коммерческой организацией опасно...

Когда имеется большое значение по шкале 4, человек сосредоточен в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что его интересы сводятся к материальной выгоде - просто при принятии решений он весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Обладать такой установкой могут как злобный вор и скряга, так и просто вполне моральный и добрый человек, придерживающийся "разумного эгоизма".

Большое значение по шкале 5 говорит об установке на труд. Человек все время использует для того, чтобы что-то сделать. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия. В отличие от установки на процесс, здесь человеку важно чувствовать, что он не просто "занят", а именно "работает". При этом то, насколько этот труд на самом деле результативен, имеет мало значения, но важно, насколько он одобряем руководством или обществом. Так, такая установка - одна из причин продолжения работы, когда зарплату не платят и заплатить не могут в принципе, поскольку продукция никому не нужна.

При больших значениях по шкале 6 человек имеет установку на свободу. Она для него - главная ценность. Он не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда от мнимой опасности).

Большое значение по шкале 7 означает, что человек имеет установку на власть. Он хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. Он может оказаться в результате тираном, но может и стать неплохим руководителем.

При больших значениях по шкале 8 человек имеет установку на деньги. Когда у него их нет, он думает, в основном, о том, как их достать, а когда они есть - как их не потерять и преумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Он не обязательно станет их, скажем, воровать, но при выборе работы для себя скорее обратит внимание на зарплату, чем на интересность.

Человек с любой установкой (точнее, набором установок - довольно редко лишь одна установка оказывается полностью доминирующей, т.е. значения по остальным шкалам резко меньше) может найти как свое вполне полезное место в обществе, так и свой способ разрушить все вокруг себя. Но то, зачем (и частично - каким образом) человек сделает то или другое, и показывается результатами данного (и предыдущего) теста. Знания особенностей мотивационной сферы человека важно при профотборе, профориентации и личном консультировании, в частности – семейном. Различия между супругами в установках часто вносят разлад в семейные отношения.

Как уже было сказано, в практической психологии и психодиагностике имеются множество описаний видов мотиваций и соответствующих тестов.

Каждый человек в той или иной степени стремится к успеху. Успех – это событие или достижение, получающее высокую социальную и общественную оценку. Успех обязательно обладает хотя бы виртуальной значимостью. Само понятие успеха зависит от системы ценностей и содержания ожиданий. Психологически, любому человеку необходимо ответить себе на два вопроса: 1. Ради какого успеха я буду трудиться, не покладая рук? 2. Я буду добиваться все большего успеха в желаемом виде деятельности или Я буду считать успехом то, чего удалось добиться? В ответе на этот вопрос: проявляется стремление людей к успеху или к избеганию неудач. Это два принципиально разных психологических типа, что резко сказывается на их поведении в деловой жизни.

Кроме того, психологически, одни предпочитают считать себя главной причиной как успеха, так и неудачи, другие всегда на первое место ставят обстоятельства.

Психологи выделяют поведение А-типа и поведение Б-типа как формы организационного поведения. Каждый человеку на своей работе проявляет определенную активность, но уровень активности может быть разным, и направлена она может быть, в основном, на достижение деловых успехов или на удовлетворение своих потребностей в комфорте и покое. Кроме того, в ходе выполнения своей работы одни люди большую часть времени находятся в согласии с самими собой, в ровном настроении, окружающий мир кажется им в основном доброжелательным, хотя и не без недостатков. Другим людям свойственны внутренние конфликты, тревожность по всякому поводу, напряженность (такое состояние называется фрустрацией). При этом каждому человеку кажется, что именно его тип поведения "нормальный", а люди с другим типом поведения живут "не правильно". Менеджеру полезно не только знать свой тип поведения, но и возможные другие стили для того, чтобы при необходимости, иметь возможность корректировать свое поведение и лучше понимать окружающих людей. Ниже приводится тест-опросник для определения типа поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.