Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соц.помощь и соц.страх-е,их различие




Объекты соц.защиты. Критерии выделения первоочередных объектов соц.защиты.

- Соц.защита насел. - основная часть соц.политики люблго Гос-ва,представл.собой сис-му законодательных,эконом. и соц.гарантий. [Конституция РФ ст.7]. К важнейшим гарантиям относ.:-охр.тр.и зд-я граждан;-min размер ОТ;-Гос.поддержка,матер-ва,отцов-ва и дет-ва,инвалид.и пожилых людей.- устан-е Гос.пенсий,пособий.

Два типа соц.защиты:1)-АКТИВНАЯ (ориентир.на трудосп.членов общ-ва и предполаг.созд-е усл.,для самозащиты{созд-е на рынке труд. мест;соц.страхов-е}); 2)-ПАССИВН. (на нетрудосп.и соц.-уязвимых слоев насел. {прамая тетер.поддержка}). Критерии выдел.первоочеред.объектов защиты: 1)ур-нь дох. (размер ср.мес.дохода на члена семьи);2)наличие источника ср-в существован.(безработ.;нетрудосп-полн./частично) 3)эколог.и соц.неблагополуч.;4)потребн.в помощи (бывшие заключ.,беременные). Для каждой категории разраб.собственная программа соц.защиты.

 

СОЦ.ПОМОЩЬ - забота гос-ва, общества о граж., нужд.в помощи, содействии в связи с возрастом, сост.зд-я, соц.положением, недостаточной обеспеченностью ср-вами существования. Соц. помощь (соц.защита, соц.обеспечение) проявл.в виде пенсий, пособий, предоставл.матер.помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обесп. нетрудоспособных называют социальным страхованием. СОЦ.СТРАХ-Е - установленная, контролируемая и гарантир-ная гос-вом сис-ма обеспечения, поддержки престарелых, нетрудосп.за счет госуд.страхового фонда, а также коллект.и частных страх.фондов.-ЭТО одна из основных форм соц.обеспечения; гос.сис-ма материального обеспечения трудящихся в старости, в случае врем. или постоянной потери трудосп., а также охр.их зд-я. В нашей стране соц. страхование распространено на всех трудящихся. Ср-ва соц. стр. образ.за счет обязат.(страховых) взносов предприятий, организ.и учреждений, а также дотации из гос.бюджета.

За счет средств соц.стр. трудящимся выплач.различные пособия (по врем.нетрудосп., беременности и родам), полностью или частично возмещаются расходы на санаторно-кур.лечение и отдых в санаториях, пансион., домах и базах отдыха, санаториях-профилак., а также на лечебное питание, пребывание в студ.оздоровительных лагерях и т.п. Кроме того, средства Соц. сстр. расходуются для дотации на содержание летних детских садов и пионерских лагерей, в т.ч. санаторного типа. Рассм.две группы соц.выплат, осуществл.на основе социального страх-я и соц. помощи, можно установить след.различия м/у ними

Социальное страхование Социальная помощь
Осущ. на основе фед.х законодательных актов Осущ.на основе как фед. законод. актов, так и нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления
Право лица основывается на участии в страх.взносах без учета нуждаемости Право лица основывается на ур-не доходов, а также статусе соответств лиц.
Ограниченность форм и видов соц.помощи. Разнообразие видов социальной помощи
Источниками финанс.служат социальные отчисления раб-телей и работников, имеющие обязат. хар-р Осуществл.из бюджетов всех уровней и собственных ср-в общественных организаций, в том числе благотво.
Размер устанавл. законодат. актами и увязывается с предшествующим ур-нем оплаты труда Допуск.определенная свобода в становлении размеров

 

22.Мех-зм гос. регулир-я дох-в насел(методы, способы, ср-ва). Гос. рег-е дох-ов и з/п закл. в их перераспределении через бюджет путем дифференц-го налогооблож. различ. групп получателей дох-в и соц. выплат насел.. При этом знач-я доля нац-го дох. переходит из слоев насел. с высок. дох-ми к слоям с относит. низк. дох., что приводит к увел-ию общих расх-в потреб-ей и, след-но, объемов потребления тов.в и услуг. Гос., организуя через бюджет перераспред-е дох-в насел., созд-т условия для норм-го воспр-ва раб. силы, способствует ослаб-ю соц-й напряж-ти. Степень возд-я гос. на процесс перераспр-я дох можно измерить объемом и динамикой расходов на соц. нужды за счет бюджетов всех уровней. Методы регулирования доходов и потребления:1.Прямые-админ-е меры: -трансфертные платежи,-соц. гарантии (прожит. мин., мин. размер з/п, мин. разм. помощи в сферах здравоохр. и образования), -админ-е регулир. цен,-индексация и компенсация доходов,-соц. прог-мы; 2. Косвен. — эконом-е меры: - налоги с продаж, НДС, акцизы, тамож-е пошлины, -налог. льготы малоимущим, -гос. контроль цен,-соц. налоги, отчисл-я во внебюдж. фонды,. -благотвор. фонды. Особ. роль играют трансфертные платежи, кот. должны сущ-нно снижать степень имущественного нерав-ва. Проводя соответ. фин. политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, гос. аккумулирует ср-ва в бюджете и во внебюдж. фондах, чтобы затем осущ-ть трансф.. платежи, исп-ть их на соц. нужды. Т. о., за счет бюджета и внебюд. фондов (пенс., занятости, обяз. мед. и соц. страх.), используя сис-му соц-х гарантий и соц-й защиты, гос. провод. широкомасштабное перераспр-е и регул-ие дох. Осн. инстр-м соц-й политики, направ-й на гос-ое регул-е дох-в и з/п, служит ФЗ «О прож. минимуме», Опираясь на его полож-я, необх. увязывать и постепенно сближать с мин. сто-тью жизни мини. ОТ, мин. труд. пенсию, а также более эффективно осущ-ть соц-е выплаты тем семьям, кот. имеют среднедушевой доход ниже прожит. мин.. Действ-м методом гос.регул-я дох-в и з/п явл. законодат-е устан-е размера мин. з/п. минимум з/п на общегос-ом ур-не уст-ся в разм. 40-50% от сред.з/п. Создание эфф-го мех-ма индексации дох., т.е. повыш. гос-м и р/дат. денеж. дох-в граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг. 26. Формы и системы з/п. Формы и системы з/п уст-т связь м/у величиной заработка и количеством и качеством труда и обуслав-ют опред-й порядок ее начисл. в завис. от орг-ии про-ва и резул-в самого труда. 2 осн. формы ОТ: повременная и сдельная. При повременнойф. ОТ з/п раб-м начисл. по уст-й тарифной ставке или окладу за фактически отраб-ое на пр-ве время. Основой построения тариф.став. и окладов явл. мин. з/п. Поврем. ОТ стимулир. повыш. квалиф-и раб-в и укреп. дисциплины труда. 2 осн. сис-мы з/п: простая повремен.и прост.премиальная. При сдельнойф., ОТ произв-ят в завис. от кол-ва произв-й прод. или объема вып-х работ. Основой сдел. ф. явл.сдельная расценка, выраж-щая размер з/п по кажд. раб-е или операции за ед. времени.При испо-ии сдел. ф. ОТ сохран. опасность сниж-я кач-тва выпуск-й прод., наруш. режимов технологич. проц., ухудш. обслуж-я оборуд-я и его преждеврем-го выхода из строя, наруш. треб-й техники безоп., перерасхода матер-х рес-в. сис-мы з/п: Прямая сдельная - при кот. расценка за ед-цу выработанной прод-ии не измен-ся в завис. от ур-ня выполнения норм выработки. Сдельно-прогрессивная - при кот., как правило, в пределах выполнения норм выработки оплата производ-ся по норм-ым сдельным расценкам, а вся продукция, изгот-ая сверх нормы, оплач-ся по повыш. расц-м по спец. шкале. Сдельно-премиальная - раб-му сдельщику кроме заработка по прям.сдельн. расценкам выпл-ся премия за вып-е и перевып. устан-ых кол-ных и кач-ных показ-ей. Косвенно-сдельная - примен. при ОТ вспомог-х рабочих (наладчиков, ремонтников, электриков и т.д.). Аккордная- исп-ся при вып-ии авар-х и срочн. работ. При этом сдел. расц. уст-ся на весь объем работ без деления по операциям. 15. Методы формир-я потреб.б. Потреб. бюджет - стоим-ой пок-ль объема и стр-ры потребл-я мат. благ и услуг. Различ. фактич. и нормативные потребит. бюджеты. 1. Нормативный(когда б. опр-ся на основе нормативов потр-я отд. тов и услуг и их ст-ти). 2. Статистич.(когда б. устан-ся на ур-не доходов, кот. реально располаг. опред. слои нас-я). 3. Комбинированный (1+2) 4. Субъективный(на основе вопросов обществ. мнения и мнения экспертов о необх. ур-не соответ-го бюджета). 5. Ресурсный(опр-ся, исходя из возм-тей гос-ва в данный период обеспечивать опред. ур-нь min бюджета).     10. Кач-во жизни нас-я: понятие, осн. индикаторы. Кач-во жизни опред-ся как субъективная оценка степени удовл-я мат. и дух. потреб-тей людей(террит. дост-ть, коррупция, эколог.) Пок-ли с пом-щью кот. оцен. ур-нь и кач-во жизни:однофакторные, двухфакторные, интегральные. К интегральным, обобщ., индикаторам кач-ва жизни от­н-ся индекс развития чел. потенциала (индекс чел. развития), индекс интеллект. потенциала общ-ва, чел. капитал на душу нас-я, коэфф-т жизнесп-ти нас-я. Индекс развития чел. потенциала предст. собой среднеарифм. 3-х ин­дексов - ожидаемой средней прод-ти жизни, ур-ня об­раз-я и ВВП на душу нас-я: где I ж - индекс ожид. сред. прод-ти жизни; I о - индекс ур-ня образ-я; ВВП/Н - валовой внутр. продукт на душу нас-я. Индекс ин­теллект. потенциала общ-ва отражает ур-нь затрат гос-ва на образ-е и науку. Чел. капи­тал на душу населения отраж. ур-нь затрат гос-ва, пред­пр-ий и гр-н на образ-е, здравоохр-е и др. отрасли соц. сферы в расчете на душу нас-я. Коэфф-т жизне­сп-ти нас-я хар-ет возмож-ти сохр-я ге­нофонда, интеллект. развития нас-я в усл-ях прове­дения соц.-эк. политики, осущ-мой в мо­мент обслед-я в стране. Этот коэфф-т измеряется по 5-тибальной шкале. В РФ был определен в 1,4 балла. Балл ниже 1,5 озн-ет кризисное положение, падение ур-ня и кач-ва жизни до той черты, за кот. нач-ся вымирание нас-я. 12. Интегральная оценка ур-ня жизни(индекс чел. развития): с-ма пок-лей, методы измерения. Индекс развития чел. потенциала предст. собой среднеарифм. 3-х ин­дексов - ожидаемой средней прод-ти жизни, ур-ня об­раз-я и ВВП на душу нас-я. Кроме общего рассч-ся индекс чел. развития для мужчин и женщин, различ. этнич. и соц. групп, а так же географич. регионов. Сред. прод-ть предстоящей жизни при рождении - оценивает долголетие; Ур-нь образ-я (грамм-ти), опред. комбинацией 2-х пок-лей – грамм-ти взрос. нас-я и охвата нас-я 3-мя ступенями образ-я (нач., сред. и высш.); Материал. ур-нь жизни, оцен. величиной реального ВВП на душу нас-я, т.е. величиной, переведенной в $ с пом-щью паритета покупательной сп-ти. Достиж-я в каждой из этих 3-х областей сначала оцен-ся в % от некой идеальной, ни в одной стране еще не достиг. сит-ции: Ожид. прод-ти жизни = 85 годам; Грам-ти на ур-не 100%; Реального ВВП на душу нас-я на ур-не 40000 долл. Затем выч-ся простое сред. из этих 3-х индексов. где I ж - индекс ожид. сред. прод-ти жизни; I о - индекс ур-ня образ-я; ВВП/Н - валовой внутр. продукт на душу нас-я. Max возможное зн-е ИРЧП - 1, min - 0. ИРЧП = 1, будет иметь страна, в кот. сред. прод-ть жизни =85 годам (это фиксир. верхний порог для всех стран), ВВП на душу нас-я (по паритету покупательной спос-ти) = 40000 $ США (это также фиксир. верхний предел для всех стран), в кот. 100% нас-я явл. грамотными.Ближе всего сегодня к этому пок-лю нах-ся Норвегия, ИРЧП кот. = 0,944. ИРЧП = 0, будет иметь страна, в кот. сред. прод-ть жизни = 25 годам, ВВП на душу нас-я = 100 $ США, в кот. 100% нас-я неграмотны. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП кот. = 0,275. 11. Факторы, определ. ур-нь и кач-во жизни нас-я. Внешние: 1. эк.-геогр. пол-е; 2.прир.- клим. усл-я; 3.прир.-рес. потенциал; 4.демографич. потенциал и стр-ра нас-я; 5. стр-ра и спец-я хоз-ва; 6.финанс. обеспеч-ть; 7. тип(ур-нь) соц.-эк. разв. региона Внутренние: 1.доходы нас-я; 2. потребл-е и расход нас-я; 3. ден. сбер-я, накопл. им-ва, жилище; 4.соотн-е ур-ня доходов и ст-ти жилища; 5.соц. дифференциация нас-я; 6. малообеспеч. слои нас-я; 7. хар-ка сост-я отраслей соц. сферы. 36.Виды и формы соц.защиты. Механизм соц.защиты насел. вкл. в себя:- обязат.соц.страх-е;- добров. доп. страх-е; - Гос.соц.помощь; -Гос.соц.гарантии,- услуги обществ.организ.взаимомпомощи.(благотворит.организ,церкви) I-Соц.-ден.выплатыII-Натур.помощь;III-Соц.услуги;IV-Соц.поддержка. I- вкл. 2 гр.:1)-соц.выплаты, обуслов.труд.деят-ю гр.и обеспечив. сис-мой соц.страхования;страх.пособия по врем.нетруд. (страховаядеят-ть); 2)-соц.выплаты, в основном не связ.с гр. и их труд.обязанностей,кот обеспечив.за счет бюджетов всех ур-ней в рамках соц.помощи. (ч/з соц.помощь).II- Предст.в виде предметов первой необходимости:продукты пит.;мед.предметы;топливо;одежда/обувь;спец.тех-ка. III- -мед;-психолог.;-соц.педогогич.;-соц.консультативные;-соц.реабилитац. IV- Речь идет о трудосп. гр.населения.     1.Цель и задачи политики доходов и ЗП. Политика доходов – сис-ма мер, осущ-ая участниками соц-го трудовых отношений в области формирования, распределения, перераспределения доходов. Она позволяет согласовать интересы этих участников и обеспечить их реализацию в виде соц-го мира в обществе, также в виде повышения уровня жизни населения. Субъекты политики доходов: 1.Представители гос. структур власти всех уровней, 2.Работадатели, 3.Работники, 4.Остольн. часть населения. В рыночной эк-ке политика доходов и ЗП осущ-ся на 2-х уровнях: Макроуровень и Микроуровень. Макроуровень – гос-во, органы гос. и исполнительной власти. Устан. общие институциональные нормы, кот-е закрепляют в различных нормативных документах. (Разграничивают федеральный, региональный, муниципальный уровни доходов.) Микроуровень – купля – продажа раб. силы, устан. формы и сис-мы ОТ, соц. выплат и соц. услуг, формируется предприним-ий доход, заключаются трудовые и коллективные договора. Функ-ии политики доходов: 1.Стимулирующая – направлена на активизацию деят-ти предприятий и отдельных граждан с целью повышения благосостояния населения. 2.Соц. защита: а)програмностратегическая – разработка различн. соц. программ и т.д.; б)распределительная – формирование и распределение дох., созд. и развитие стимулов к труду. в)нормотворческая – разрешение законов норм-х актов, нормативов и контроль за их исполнением. г)мобилизирующая – привлечение и концентрация рес-ов для решения важных соц. проблем. д)консолидирующая – выявл-е и соглас-е интересов различн. соц. групп, предпр-ий, отраслей, регионов. Принципы политики доходов: 1. Принцип соотв-я международным нормам – соблюдение общепринятых междунар. норм и стандартов. 2.Преферинциального регистр-я – содействие занятости, получению дохода, обемпеч-го достойную жизнь и соот-го трудовому вкладу, устан-е гарантий, мин размер ЗП. 3.Сплошной страховки – созд-е комплексных систем соц-го обеспечения для нетрудоспос-х и трудоспос-х граждан, не имеющих воз-ть осущ-ть трудовую деят-ть или имеющих низкие доходы. 4.Соледарности – обеспечение коллективной ответств-ти за кажд-го нужд-ся м/у раб-ми и безраб-ми, здоровыми и нездор., что предполагает разумную централизацию ср-в и их распределение в пользу тех кто в них нуждается. 5.Персонификации – осущ-е дифф-ции усл-ий и норм соц. выплат гражданам с учетом их трудового вклада, причины и степени нетрудосп-ти, нуждаем-ти в соц. помощи и др. факторов. 6.Разграничение правомочий – разган-е компетенции гос-ва и его субъектов в сфере соц. обеспечения граждан. 39. Система пенсионного обеспечения в РФ. В систему гос. внебюджетных фондов входит пенс.фонд РФ, кот.осущ.пенсионное страх-е граждан РФ и формируется за счет страх.взносов, уплач-мых в обязат. порядке работодателями и индивид.предпринимателями. С 1янв.2001 г.в соотв.с гл.24 НК РФ введен единый соц. налог (ЕСН), кот.заменяет страховые взносы в госуд.внебюджетные фонды. Пенсионное обеспечение – одна из главных гарантий соц.защиты граждан. Сис-ма пенсион.обеспечения выполняет две основные функции: социальную и стимулирующую. Суть соц.заключается в обеспечении нормального ур-ня жизни тем, кто вышел за пределы трудосп.возраста или утратил трудоспособность. Стимулир.функция обесп.связь результатов трудовой деят-сти с размером буд. пенсии, что напрямую связано с активностью трудосп.части населения. До 2001 г.пенсионная с-ма в Рос.явл.распределительной и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии пенсионерам выплачивали за счет перечисл. взносов работающих граждан. Реформирование пенсионной системы было вызвано рядом недостатков ранее действ.системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсион. взносы, сложность и запутанность пенсионного законод-ва и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.   41.Дох.от предприним.деят-ти. Этот доход явл.вознаграждением предпринимателя за выполнение им след.функций:1)соединение капитала, труда и естеств.р-сов в единый процесс производства товаров и услуг; принятие им решений по управл. фирмой; введение новых продуктов, техн.; риск, относящ.к вложенным ресурсам. Предприним.доход различен по величине, методам получения, направлениям использ. Например, когда собственник капитала одновр.выступает в роли предпринимателя, тогда предприним.доход получается как остаток после вычета из валовой прибыли ссудного %, налога и др.платежей в бюджет. Если собственник капитала и предприниматель – разные лица, то возможны след.варианты: 1) собственник передает ф-цию управления фирмой менеджерам, кот.несут ответств-сть за успешное функцион.данной фирмы. В этом сл.доход предприним.выступает как плата за монополию собственности капитала;2) собственник капитала может отдать капитал под определенный % предпринимателю для организации им собственного дела. В данном сл.предпринимательский доход выступает в виде вознаграждения за проявление инициативы в функционировании пр-дства, внедрение новых технол., пр-дство нового продукта, принятие решений по управлению фирмой и ответственность за риск. Риск – это вероятность убытков и недополуч. доходов по сравнению с прогнозом, планом, проектом, программой. В предприним.деят-сти важное зн-ние имеет сниж-риска. Можно выделить след-основные сп. снижения риска:-привлечение к разработке проекта компет.партнеров и консул-тов;-глубокая предпроектная проработка сопутств.проблем;-прогноз-ние тенденций развития рын.конъюнктуры, спроса на данную продукцию или усл.;-распределение риска м/у участниками проекта, его соисполнителями (распр-ние риска сост. в том, что ответств.за риск должен стать тот партнер, кот.лучше др.может рассчитывать и контролир.риски);-страхование. Дох. от предприним.деят-сти вкл.в себя и доходы граждан от коммерческой деят-сти, кот. осуществляется без образования юр.лица (частная неорганизованная торговля, надомное и кустарное пр-дство, оказание частных услуг). 25.Экономич.природа и сущность з/п. З/п-цена за труд(плата), вознагр-е. Сущностьз/п закл.в функциях: 1)воспроизводственная-з/п должна обеспеч.расширенн.или простое воспр-во раб.силы. Осн.мех-м-иаргинализация з/п(установление предела-МРОТ). 2)стимулирующ.-з/п должна стимул-ть раб-ов к повыш.произ-ти и эффек-ти труда; к сниж.издержек, улучш.кач-ва товара, усл-й, к росту профессионализма. Осн.мех-выбор формы и сис-мы(сдельн.форма ОТ для повыш.произ-ти); 3)регулирующая(распределит.) обесп.перемещ.раб-ов с одного места на др.(террит.,професс…). Сдельная сис.: -простая; -сдел.-премиальн.; -прогрессив.; -аккордн.; -косвенносдельн. Повременн.сис.: -простая; -премиальн.; -с нормир.заданием; 28.Сдельн.форма ОТ. Велич.заработка завис. от объема сделан. (продан.) прод-ии или оказ.услуг, от рез-ов труда и его продукт-ти. При сдел.ОТ полезность раб-ка завис.от его способностей. «+»: Для раб/дат.: 1. Работн.заинтер-ан в увелич. выработки. 2. Колебания в производ-ти в большей мере ложатся на работника. 3. Снижение издержек контроля за раб-ом. 4. Уменьш.риска у раб/дат.. 5. Готовность к труду на усл-ях сдельн.ОТ — сигнал о желании работ.производительно Для раб-ка: 1. Есть возм-ть увелич. свой заработок путем выполн. Больш. объема работ, роста производ-ти труда. 2. Практич.любой раб-к (независ. от его репут-и, Здор. и др.) может получ. работу. «-«:Для раб/дат.: 1. В погоне за кол-ом раб-ки перест.удел. вним. кач-ву прод-ии. 2. Затраты по контролю за кач-ом могут свести на нет экономию на др.формах контроля. 3. Излишн.спешка привод. к поломкам оборуд-я, нарушен. норм техники безоп-ти, росту травматизма. 4. Возможен перерасход сырья и мат-ов. 5. Сущ-ют сложности при установлен.норм выработки, особ.при их пересмотре. 6. Сущ-ют сложности в опред-ии объема выпуска: нельзя измер. все аспекты деят-ти — раб-к работ. на измеряемые показатели. 7. Происх.ослаблен. чув-ва принадлежности к коллективу; сдельщику не важны успехи коллег и общ.рез-ты фирмы. 8. У раб-ка нет стимулов к деят-ти в долгоср.пер. (ему важно, ск-ко он заработал сейчас), отсюда — выше текучесть кадров. 9. Необх. Вырав-щие различия в оплате, что бы компенс. Беспок-во раб-ов по поводу возм-х колеб. в их заработке. Для раб-ка: 1. Налич. колебаний в заработке, что нежелат. для раб-ов, обычно не располож-х к риску. 2. Возм-ть недоучета факторов, не завис. от раб-ов, но влияющ. на выр-ку, на рез-ат. 3. Увелич. Вероят-ть нарушен. техники безоп-ти. 4. опасность снижения ставки заработной платы из-за высокой выработки. Усл-я применен.: Сущ-ют колич-ые показ-ли выр-ки (произ-ва, продаж, обслуж.). У раб-ов сущ-ет реальн. Возм-ть увелич. выр-ку. Необх. Стимулир.раб-ов в дальнейшем увелич. объемов выпуска. Целесообразно в массовом произ-ве, где раб-ки выполн.прост. повторяющиеся операции, поэтому нетрудно измерить рез-ты их работы. 13. Понятие потребит. бюджета. Виды и стандарты потребительских бюджетов. Потреб. бюджет - стоим-ой пок-ль объема и стр-ры потребл-я мат. благ и услуг. Различ. фактич. и нормативные потребит. бюджеты. Сущ-ет 3 осн. ур-ня удовлетв-я потребителей: min, норм., ур-нь роскоши. min- min потреб. бюджет, кот. хар-ет стр-ру и ур-нь удовл-я потребителей, кот. об-во считает min допустимыми; норм. ур-нь (достатка)- рационал. бюджет, или бюджет соц. достатка; ур-нь роскоши - элитарный потребит. бюджет.С-ма потреб. бюджетов различ. стандартов обеспеч. вып-е след. задач: 1.объектив. оценку ур-ня жизни нас-я; 2.помог. обосновать гос. политику доходов и сис-му распред-х отношений общ-ва и эк-го полож-я отдел-х соц. групп.3.обеспеч. анализ соц. дифференциац. об-ва и эк-го пол-я отдел. соц. групп; 4.явл. базой для адресной соц-ной политики, критерием эк. пол-я конкрет. семей.     33.Бедность. Понятие «черты бедности» и ее колич-ое значен. Бедность-хар-ка экономич.полож-я индивида или соц.группы, при кот.они не могут удовлет.опред.круг мин.потреб-ей необх.для жизни, сохр.трудоспос-ти, продолж.рода. –сост-е отсут-я достат.рес-ов для обеспеч.образа жизни принятом в общ-ве, явл.привычным для значит.части населен. ЧЕРТА БЕДНОСТИ - нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум. Подходы по опред.бедности: 1) абсолютн.(нормативн.) основыв.на нормах потреб.мат-х благ и услуг и размера рес-ов треб-го для их удовлетв. 2) относит.базир-ся на соотнош.показ-ей благосост.с ур-ем мат.обеспеч-ти преоблад.в конкрет.стране. При этом подходе «порог бедности» опред.исх.из опред.% от сред.(медианного)дохода по стране. 3)статистическийэто когда к катег.бедн.относ.опред.долю(10-15%) населен.наход.в нижн.границах распред.населения по размерам получ.доходов или тех у кого ср.душеой доход меньше 1/3 ср.з/п по стране. 4)стратификационный, когда к бедн.относ.людей объективно огранич.в возм.самообеспечен.-старики, инв.,сироты, мамы с мал.детьми. 5)депривационный(депривация-лишение), когда бедн.опред-ся исх.из признака «лишений». Бедность хар-ся: -распространен-ю(числом бедных в абс.и относ.выраж.); -глубиной(сумма дифицитов доходов(расх.), кот.надо предост.бедным для достиж.ими порога бедности); -формой по времени: 1)застойная; 2)времен.; по соотнош.разм.дох.с прож.мин.: 1)нищета(дох.не обесп.продукт.части прожит.мин); 2)нуждаемость(бедность); 3)малообеспеч-ть(дох.превыш.прож.мин., но ниже мин.потреб.бюджета; 4.Классификация доходов по источникам получения, по вещественной форме и по степени их легальности. Доход – сумма всех ден. и натуральных поступлений граждан, обусловленных их участием в труд. деят-ти, владением и испол-ем люб. видов произ-х ресурсов, а также принадлежностью к тем соц. группам, кот-м по законодат-ву положена выплата соц-х трансфертов. Доходы: денежные и натуральные. Совокупный дох. – сумма ден. и натур. дох., получ-х из всех ист-ков с учетом ст-ти бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет соц. фондов. Номинальные дох. – хар-ют уровень ден. дох. до уплаты и обязательных платежей независимо от изменения цен. Располагаемые дох. – номинальные дох. за вычетом налогов и обязат. платежей, т.е. это те дох. кот. остаются в распоряжении населения (конечный дох.) Дискреционный дох. – это располаг. дох. после вычета фиксированных расходов с оттенком вынужденности (квартплата). Реальный дох. – хар-ся кол-вом потребительских товаров и платных услуг, кот-е м.б. приобретены на располаг. (кон.) дох. Соотв-е реального дох. зав-ят от динамики цен на потребит. товары и услуги. (Дреальн.=Дкон./Jиндекс потребит. цен). Брутто дох. – совокупн. дох. до вычета налогов. Нетто дох. – после вычета налогов. Легальные дох. – законные Нелегальные – незаконные. Теневые – полученные от занятости в неформальном секторе эк-ки. 5.Факторы динамики доходов. Доход – сумма всех ден. и натуральных поступлений граждан, обусловленных их участием в труд. деят-ти, владением и испол-ем люб. видов произ-х ресурсов, а также принадлежностью к тем соц. группам, кот-м по законодат-ву положена выплата соц-х трансфертов. ДИНАМИКА ДОХОДОВ - изменение доходов, получаемых от какого-либо рода деятельности, под влиянием действующих на них факторов. Факторы:1 уровень – индивидуальный – образование, навыки, компетенция, опыт, статус семьи. 2 ур – предприятия – отраслевая принадлежность предприятия, положение предприятия на рынке, отношение руков-ей к политике, форма собственности предприятия. 3 ур. – гос-ва (макроуровень) – положение страны эк-ое, политика гос-ва, приоритетеы данной политики, территориальное расположение данной стрны, экономические циклы, погодные условия и т.д. 3.Понятие «личные доходы» и их виды в соответствии с теорией факторов. Доход – сумма всех ден. и натуральных поступлений граждан, обусловленных их участием в труд. деят-ти, владением и испол-ем люб. видов произ-х ресурсов, а также принадлежностью к тем соц. группам, кот-м по законодат-ву положена выплата соц-х трансфертов. Первичные доходы (факториальные) – это дох-ды, полученные от доходов факторов пр-ва. Вторичные дох. – это те дох., кот-е появл-ся в рез-те перераспределения первичных дох-в.     7.Методология оценки степени расслоения населения по уровню доходов (Парето-Лоренца-Джини). Это относительный показатель коллеблемости и расслоения дох. населения. Чтобы рассчитать коэф. Джини рассмотрим пример: 4 чел-ка (назовем -A,B,C и D) получают суммарный доход в 10000 рублей в месяц, который распределяется м/у ними в соот-вии с табл. Такое распр-е дох. не равномерное. Полученные последовательным суммированием долей новые удельные веса и называются накопленными, или кумулятивными, частотами.
Кумулятивный ряд числ-ти,%    
Уд. вес кажд. чел. в их общем числе    
Кумулятивный ряд дох. (накопленные частоты),%    
Уд. вес дох. чел. в общем доходе,%    
получаемый дох., руб   10 000
чел А B С D  

Графически изобразить и измерить неравенство доходов можно с помощью кривой Лоренца. Для ее построения отложим по оси абсцисс последовательно просуммированные удельные веса индивидуумов в их общем числе, учитывая, что удельный вес каждого из них составляет ¼, или 25%, а по оси ординат – кумулятивные доли доходов этих людей. Соединив все точки, получим кривую Лоренца. Неравенство доходов характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы 1-го координатного угла. Это отклонение можно измерить через отношение площади фигуры S между кривой Лоренца и прямой OD к площади всего треугольника OKD. В результате получим показатель, который называется коэффициентом концентрации (или коэффициентом Джинни) G. С помощью кривой Лоренца можно судить о степени неравенства при распределении дохода в той или иной стране. Абсолютное равенство в распределении дохода соответствует прямой OD, то чем дальше кривая Лоренца отстоит от этой прямой, тем сильнее неравенство. Это равносильно утверждению, что неравенство в распределении дохода тем выше, чем больше площадь фигуры, ограниченной прямой OD и кривой Лоренца (заштрихованная область).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.