КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины создания. Основные этапы развития ДКБ и его трансформация в ОДКБ
Распад СССР оказал огромное влияние на военно-политическую ситуацию на всем евразийском пространстве. Результатом этого масштабного процесса стало образование пятнадцати суверенных государств, обладающих собственными вооруженными силами. Для большинства появившихся независимых политических образований была характерна внутриполитическая нестабильность, зачастую приводившая к вооруженным конфликтам. В них во все большей интенсивностью вовлекались внешние силы. Более того, заметно снизилась эффективность защиты границ. Актуальными рисками стали сокращение, и пресечение наркотрафика, ликвидация террористической угрозы. Перед Россией и другими странами постсоветского зарубежья остро стояла необходимость решения вышеперечисленных проблем. Логичным шагом на пути их решения могло стать оформление нового военно-политического союза на базе общего вооружения, инфраструктуры и единой системы подготовки рядового и командного состава, оставшихся со времен СССР. Ведущую роль в данной организации объективно должна была играть Россия, обладающая наибольшим военно-техническим и экономическим потенциалом, внешнеполитическим весом и выгодным геостратегическим положением. Для Российской Федерации создание нового образования было потенциальной возможностью сохранения тесных военно-политических связей с сопредельными государствами, а также развития интеграционного потенциала через активное взаимодействие в военно-технической сфере. Однако такая модель оказалась приемлема не для всех стран постсоветского пространства. Государства Балтии, главной целью внешней политики которых с момента обретения независимости стала подготовка к вступлению в НАТО и Евросоюз, исключали возможность военно-политического сотрудничества с Россией. Украина заняла промежуточную позицию, продолжая взаимодействие с Москвой в военных вопросах, но не рассматривая вариант вхождения в военно-политическую организацию под эгидой РФ. Идею объединения также не поддержала и Молдавия, чьи отношения с Россией существенно осложнились из-за приднестровского конфликта. Иной подход к вопросу обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве продемонстрировали государствам Закавказья и Центральной Азии. В этих регионах на рубеже 1980-90-х гг. наблюдалось резкое осложнение политической ситуации, сопровождавшееся возникновением ряда «горячих точек». Политический класс большинства государств Закавказья и Центральной Азии (за исключением Таджикистана, для которого военная поддержка со стороны России была единственной возможностью обеспечить защиту внешних границ и поддержать внутренний мир, и Туркменистана, который в условиях формирования и укрепления режима Сапармурата Ниязова отказался от идеи коллективной безопасности) разделилась на тех, кто видел в создании военно-политического блока с Москвой угрозу собственной независимости, и на тех, кто считал необходимой выработку общей военно-политической стратегии для адекватного ответа новым вызовам. Итогами переговоров и согласований между заинтересованными в объединении странами, стало то, что 15 мая 1992 г. в Ташкенте главы Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). В 1993 г. к соглашению присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Однако ратифицирован ДКБ был всеми участниками 20 апреля 1994 г. с пролонгацией срока действия через 5 лет. 1 ноября 1995 года Договор был зарегистрирован в Секретариате Организации Объединенных Наций. В соответствии с Договором был образован Совет коллективной безопасности (СКБ). На первом этапе развития организации (1994-1998 гг.) были определены основные этапы и сроки формирования системы коллективной безопасности, утверждены Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ (1995 г.), приоритетные направления углубления военного сотрудничества, рассчитанные на период до 1998 г. Важную роль в выработке стратегии коллективной безопасности на данном этапе играла идея создания общих вооруженных сил стран-участников ДКБ. Главными проводниками этой идеи были Россия и (в первые годы существования ДКБ) Узбекистан. Так, президент Узбекистана Ислам Каримов был одним из инициаторов Договора, предложив в 1992 г. создать единую армию с долевым участием всех республик. Предпринимались попытки создания единого управления отдельными родами войск. Первым шагом в этом направлении стало подписание Соглашения о создании объединенной системы противовоздушной обороны (ОС ПВО). Впервые ДКБ смог продемонстрировать свою эффективность в процессе обеспечения национального примирения в Таджикистане в первой половине-середине 1990-х гг. (существенная политическая, военная и военно-техническая поддержка Таджикистану со стороны преемника ДКБ - ОДКБ оказывается и сегодня). В этой постсоветской Республике сформированы коллективные миротворческие силы, проявившие себя осенью 1996 г. и летом 1998 г. – в предотвращении угрозы проникновения вооруженных отрядов из сопредельного Афганистана, а также в 1999 и 2000 гг. в ходе операций по ликвидации групп боевиков на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии. Однако отношение ряда государств к ДКБ в середине-второй половине 1990-х гг. претерпевало изменения. Большую роль в судьбе Договора на данном этапе сыграли противоречия между отдельными странами, входившими в ДКБ. Особенно сложными были отношения между Грузией и Россией (по вопросу о статусе Абхазии), Узбекистаном и Таджикистаном, Арменией и Азербайджаном (по вопросу о принадлежности Нагорного Карабаха). В подобных условиях ДКБ постепенно утрачивало свою эффективность. В 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ДКБ. Между тем, это обстоятельство не привело к отказу от идеи создания системы коллективной безопасности. 2 апреля 1999 г. главы шести государств-участников объединения (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) на сессии СКБ подписали Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. В 1999-2002 гг. ДКБ переживал второй, переходный этап своего существования. Стала очевидной необходимость корректировки подходов к коллективной безопасности с учетом новых реалий. В апреле 1999 г. было принято решение о создании Рабочей группы экспертов при Генеральном секретаре СКБ для подготовки предложений о возможной адаптации ДКБ; утверждены План основных мероприятий второго этапа формирования системы коллективной безопасности (до 2001 г. и Положения о Совете министров иностранных дел ДКБ. На сессии СКБ 24 мая 2000 г. в Минске было подписано Заявление глав государств-участников ДКБ, в котором говорилось о приоритетности военно-политических отношений между государствами-участниками ДКБ по сравнению с военными связями и контактами с третьими странами. Был сформирован Совет министров обороны государств-участников ДКБ. Рассмотрен и утвержден Меморандум о повышении эффективности ДКБ от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации. Кроме того, СКБ утвердил Положения о порядке принятия и реализации коллективных решений относительно применения сил и средств системы коллективной безопасности, Модель региональной системы коллективной безопасности, Основные положения коалиционной стратегии, Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества. В июне 2000 г. в Москве главы правительств государств-участников ДКБ подписали Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками ДКБ, предусматривающее льготные поставки для национальных воинских формирований, выделенных в состав многосторонних группировок коллективной безопасности. На бишкекской сессии СКБ (октябрь 2000 г.) было подписано Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, утвержден План основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ на 2001-2005 гг. В мае 2001 г. в Ереване был подписан Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ, предполагающий формирование единой системы коллективной безопасности, включающей в себя существующие российско-белорусские и российско-армянские коалиционные силы. При этом постепенно все большее внимание государств-участников Договора стало привлекать создание коллективных сил быстрого развертывания, предназначенных для решения более локальных задач по пресечению деятельности террористических, экстремистских групп. В результате, 25 мая 2001 г. в Ереване Совет коллективной безопасности утвердил Положение о Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, Положение об органе управления КСБР, Протокол о составе и дислокации национальных формирований (контингентов) КСБР и Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности. Летом 2001 г. были сформированы КСБР численностью до 1600 чел. (по 1 батальону от Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана), назначен командующий КСБР, сформирован штаб в Бишкеке. Был разработан план развития КСБР до 2010 г., предусматривающий единую экипировку и единообразное вооружение. В Бишкеке была создана Постоянная оперативная группа (ПОГ) КСБР ЦАР. На сессии СКБ в Москве 14 мая 2002 года было принято решение о целесообразности преобразования действующих механизмов и структур сотрудничества государств-участников ДКБ в международную региональную организацию – «Организацию Договора о коллективной безопасности». На сессии СКБ в Душанбе 18 сентября 2003 года вступил в силу Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Таким образом, действующие в рамках Договора механизмы и структуры сотрудничества были преобразованы в новую международную региональную организацию - ОДКБ. 2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Впервые о необходимости серьезно увеличить военную составляющую ОДКБ заявил Президент России Д.Медведев на саммите организации в Москве от 6 сентября 2008 года, когда впечатления от августовского конфликта в Южной Осетии были еще совсем свежи. Тогда российский Президент особенно подчеркивал важность "наращивания военной составляющей ОДКБ" и призывал к "углублению коалиционного военного строительства».
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 5295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |