Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи ЕврАзЭС, структура сообщества




Значительными темпами развивалось сотрудничество государств-членов Таможенного союза в гуманитарной сфере. 24 ноября было подписано межправительственное «Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения».

.

Января 1995 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии выступили с Совместным заявлением, в котором подчеркивалось, что по мере формирования Таможенного союза будут создаваться благоприятные условия для приоритетного развития торговли между странами, более полного обеспечения необходимыми видами энергоносителей, сыьевых ресурсов, продовольствием, техническими товарами. Тогда же была утверждена Программа действий правительств по реализации взаимного сотрудничества.

В соответствии с пунктами Соглашения, создание Таможенного союза предполагалось провести в два этапа. На первом этапе отменялись тарифные и количественные ограничения в торговых отношениях стран-участниц и формировались идентичные системы регулирования внешних экономических связей, общих таможенных тарифов и мер тарифного регулирования в отношении третьих стран. Второй этап предусматривал объединение таможенных территорий, решение вопроса о признании Таможенного союза в качестве субъекта мирового права[64].

Предпосылки создания ЕврАзЭС

Уже в первые годы существования СНГ стало очевидно, что руководство новых независимых государств стало подходить к реализации основных задач, стоящих перед Содружеством, с различных позиций, часто продиктованных не экономическими, а политическими интересами (главный из которых – укрепление собственной независимости), по-разному оценивать стратегические цели и механизмы деятельности молодой организации.

В этих условиях ряд государств, в первую очередь, Россия, претендующая на роль лидера в интеграционных процессах, стали искать возможности создания альтернативных структур, способных обеспечить разноуровневую интеграцию в экономической сфере. Первые шаги в этом направлении были сделаны в середине 1990-х гг.

В марте 1994 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, выступая перед профессорско-преподавательским составом МГУ им. М.В.Ломоносова, предложил создать на постсоветском пространстве новое объединение – Евразийский союз (ЕАС). Именно эта идея заложила основы для образования новой формы интеграции суверенных государств – Таможенного Союза.

По мнению ряда исследователей, создание Таможенного Союза являлось для стран-учредителей не самоцелью, а средством достижения определенной задачи: формирования условий для более глубокой интеграции всех сфер экономического развития его членов [62].

Подписание Соглашения о Таможенном союзе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, к которому впоследствии присоединилась Кыргызская Республика, состоялось 20 января 1995 года. В данном документе Таможенный союз определялся как «экономическое объединение государств», основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономики [63]. Создание Таможенного союза служило цели активизации торгово-экономического сотрудничества и углубления взаиможействия между государствами-членами объединения, отмену ограничений во взаимной торговле и оздоровление национальных экономик постсоветских стран.

29 марта 1996 года президентами четырех стран был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Россией, Казахстаном, Белоруссией и Киргизией. Основной целью этого документа было объявлено создание предпосылок к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, формирование общего информационного, образовательного и гуманитарного пространства.

В 1997 году Соглашение о Таможенном союзе было дополнено Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза и Протоколом о международных торговых переговорах государств-участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию. В этих документах были прописаны общие принципы деятельности и обязательства сторон в соответствующих областях.

В 1998 году интенсивность взаимодействия в экономических вопросах заметно расширилась: были заключены соглашения о формировании Транспортного союза, о международном автомобильном сообщении, о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза, о взаимодействии энергетических систем, а также целый ряд межведомственных соглашений и протоколов. Число участников объединения возросло до пяти: членом Таможенного союза стал Таджикистан.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, согласно которому были максимально упрощены процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласованы совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, заложены основы общего таможенного тарифа и определены принципы применения защитных мер в торговле, меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. По многим наименованиям номенклатуры товаров были введены общие таможенные тарифы, реализованы меры нетарифного регулирования. Государства-партнеры сформулировали основные направления сближения и гармонизации национальных законодательных систем, что могло рассматриваться как начало формирования единого правового пространства.

В то же время, несмотря на большое количество совместных соглашений, к концу 1990-х гг. так и не сложились единая таможенная территория с общими внешними границами и единая система ее управления, режим свободной торговли на практике был реализован лишь частично. Во многом это было обусловлено августовским кризисом 1998 года, в результате которого заметно снизилась общая экономическая активность на постсоветском пространстве, а также отсутствием полноценной стратегии отношений с государствами постсоветского зарубежья со стороны российского руководства в этот период.

Однако данные обстоятельства не означали потери государствами-участниками Договора о Таможенном союзе заинтересованности в расширении сотрудничества в экономической сфере. На рубеже третьего тысячелетия инициатором дальнейшей активизации политики экономического взаимодействия и создания условий для более тесной интеграции снова стала Россия. На заседании Межгосударственного совета государств-членов Договора о Таможенном союзе, состоявшегося 23 мая 2000 года в Минске, В.В. Путин высказался за решительный поворот к повышению эффективности сотрудничества и выдвинул инициативу создания полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. Было принято решение о формировании специальной Межправительственной рабочей группы для подготовки предложений по созданию такой организации и проектов ее уставных документов.

Дискуссию среди членов рабочей группы вызвали вопросы об оптимальной структуре органов управления, роли секретариата. Основная полемика развернулась вокруг выдвинутого российской стороной предложения учитывать при формировании общих координационных органов «экономический вес» участников в соответствии с международной практикой. В итоге за основу была принята модель поэтапного движения по пути экономической интеграции с учетом международного опыта в данной области. Все участники переговоров ясно дали понять, что никто из них не готов передать часть своего суверенитета каким-либо наднациональным структурам.Стороны согласились с концепцией создания международной организации, предусматривающей постепенное расширение экономического сотрудничества между полностью суверенными государствами.

10 октября 2000 года в Астане президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Изначально в состав Евразийского экономического сообщества вошли пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателей при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан. Организация получила признание на международной арене. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

 

 

Согласно статье 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС, Организаця была создана «для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися сторонами таможенного союза и Единого экономического пространства, а также для реализации других целей и задач, определяемых в соглашениях о Таможенном союзе, договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» [65].

В соответствии с положениями этого и других документов основными целями ЕврАзЭС является: формирование режима свободной торговли, единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; согласование позиций государств-членов во взаимоотношениях с ВТО; создание общей таможенной территории с единой системой таможенного регулирования и единым управлением таможенными службами.

ЕврАзЭС - открытая организация. Членом Сообщества может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, а также, по мнению членов Сообщества, может и намерено выполнять данные обязательства.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может быть предоставлен государству или международной организации по их просьбе. Наблюдатель получает право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать по мере необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами Сообщества. Статус наблюдателя не дает права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС.

Высшим органом управления ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств. Межгосударственный Совет рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции, принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС. Межгосударственный Совет на уровне глав государств собирается не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Председатель Межгосударственного Совета - выборная должность.

Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принимает решения на консенсусной основе. Реализация этих решений становится обязательной во всех странах–членах Сообщества и происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Заседания Межгоссовета носят, как правило, открытый характер.

Интеграционный Комитет - постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, выполняющий функции исполнительного органа этой структуры. Основными функциями Интеграционного комитета являются обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением.

В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств ЕврАзЭС. В период между заседаниями Интеграционного комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств. Заседания Интеграциионного Комитета проводятся не реже четырех раз в год. По инициативе любого из государств-членов Сообщества, Председателя Интеграционного Комитета либо по решению Межгосударственного совета могут созываться внеочередные заседания.

В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном Комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет Сообщества.

Интеграционный Комитет может создавать комиссии и советы по конкретным направлениям сотрудничества. Советы и комиссии при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС создаются по отраслевому и функциональному принципу взаимодействия между государствами-членами ЕврАзЭС для реализации целей и задач Сообщества и являются органами, осуществляющими деятельность по конкретным направлениям сотрудничества. Членами советов являются руководители соответствующих государственных органов исполнительной власти государств-членов ЕврАзЭС и их заместители (по одному у каждого руководителя).

Интеграционный Комитет ЕврАзЭС определяет основные направления деятельности советов и комиссий. Последние ответственны перед Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС. Советы и комиссии рассматривают вопросы по направлениям своей деятельности и вносят в установленном порядке предложения в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС; осуществляют экономический анализ, а также анализ национальных законодательств государств-членов Сообщества в сферах правоотношений, соответствующих профилю их деятельности.

Местами постоянного расположения аппарата Интеграционного Комитета являются Алматы и Москва. В то же время заседания Интеграционного Комитета могут проводиться в любых государствах-членах ЕврАзЭС.

Информационное, правовое, организационно-техническое обеспечение деятельности советов и комиссий осуществляется Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. Свою работу Секретариат ведет с 1 января 2002 года. Место нахождения Секретариата - город Алматы и город Москва.

Секретариат организует работу и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета. Также Секретариат занимается разработкой проектов документов и программ по углублению интеграционных процессов, проводит консультации и переговоры по согласованию с государствами-членами ЕврАзЭС общей политики по направлениям сотрудничества, осуществляет подготовку и согласование проектов решений Межгоссовета и Интеграционного Комитета, анализирует ход выполнения решений органов ЕврАзЭС и договоров, заключаемых в рамках Сообщества. Кроме того, Секретариат формирует базы данных по конкретным направлениям деятельности ЕврАзЭС и в этих целях взаимодействует с научно-исследовательскими центрами государств-членов Сообщества, проводит правовую и экономическую экспертизу проектов договоров, осуществляет организационно-правовое и информационное обеспечение работы отраслевых советов и функциональных комиссий по конкретным направлениям интеграции.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо Сообщества, назначаемое Межгосударственным Советом. 6 октября 2007 года в Душанбе в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС генеральным секретарем Сообщества был назначен Таир Мансуров.

Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС (МПА) - орган межпарламентского сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС. Основной целью деятельности МПА ЕврАзЭС является правовое обеспечение функционирования ЕврАзЭС и гармонизация законодательств государств-членов Сообщества, приведение их в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.

Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами государств Сообщества. Численность парламентских делегаций составляет: Республика Беларусь - 14 парламентариев; Республика Казахстан - 14; Кыргызская Республика - 7; Российская Федерация - 28; Республика Таджикистан – 7; Республика Узбекистан – 16.

Правовой статус Межпарламентской Ассамблеи регулируется Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества, а также Положением о Межпарламентской Ассамблее, утвержденным Межгосударственным Советом 13 мая 2002 г., в котором были закреплены цели, задачи и компетенция МПА, состав и порядок формирования этой организации. Организационная составляющая деятельности Ассамблеи регулируется Регламентом Межпарламентской Ассамблеи, утвержденным на ее третьем заседании 2 ноября 2002 г. Согласно Положению, МПА образует постоянные и временные комиссии (по правовым вопросам; по вопросам формирования правовой базы Таможенного союза и др.). Председатель Ассамблеи и его заместители избираются на заседании Ассамблеи из числа руководителей парламентов (палат парламентов) государств — членов Сообщества. В настоящий момент пост председателя Межпарламентской Ассамблеи занимает Борис Батура. Организация деятельности МПА осуществляет Бюро Межпарламентской Ассамблеи. В состав Бюро входят по два члена МПА от каждого парламента, председатель Ассамблеи и его заместители. Постоянно действующим исполнительным органом МПА и Бюро МПА является Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи. Место нахождения Ассамблеи и Секретариата Бюро МПА - Санкт-Петербург. Заседания МПА проводятся не реже двух раз в год.

Суд ЕврАзЭС обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами положений Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров, а также решений, принимаемых органами ЕврАзЭС. Кроме того, Суд Сообщества рассматривает споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения и заключения. Местонахождение Суда Сообщества – город Минск.

По результатам рассмотрения спора Суд Сообщества принимает решение, в котором рекомендует меры для исполнения. Решение Суда Сообщества считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа назначенных и приступивших к исполнению своих обязанностей судей. Решение Суда Сообщества является окончательным. На Суд Сообщества также возложено толкование положений действующих в рамках ЕврАзЭС международных договоров и решений органов ЕврАзЭС.

Суд Сообщества формируется из представителей государств-членов ЕврАзЭС в количестве не более двух от каждой страны. Судьи Суда Сообщества назначаются (сроком на шесть лет) и освобождаются от должности Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. На должность судьи Суда Сообщества могут быть назначены судьи верховных и высших арбитражных (хозяйственных, экономических) судов или иные лица, являющиеся специалистами высокой квалификации в области права. Возглавляет Суд Сообщества Председатель, данную должность поочередно занимают судьи Суда Сообщества.

Финансирование деятельности органов ЕврАзЭС осуществляется за счет бюджета Сообщества, подготовка и исполнение которого осуществляется на основе Положения о порядке формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. №16. Согласно этому акту, бюджет Сообщества на каждый бюджетный год разрабатывается Интеграционным Комитетом по согласованию с государствами-членами и утверждается Межгосударственным Советом. В соответствии с положением, бюджет Сообщества не может иметь дефицит.

В случае если задолженность одного из государств-участников перед бюджетом ЕврАзЭС превышает сумму, эквивалентную его годичному долевому взносу, решением Межгосударственного Совета должник может быть лишен права голосования в органах Сообщества до полного погашения задолженности. Принадлежавшие этому государству-участнику голоса распределяются между остальными пропорционально их взносам в бюджет Сообщества.

Ассоциация «Деловой совет ЕврАзЭС» была создана в апреле 2002 года по инициативе Секретариата Экономического Сообщества. Учредителями Ассоциации стали: Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и Ассоциация Финансово-промышленных групп России.

Главной целью Ассоциации стало создание условий для стимулирования деловой активности, обеспечения высокого статуса и защиты интересов бизнеса во взаимоотношениях с органами государственной власти. Основным механизмом реализации стоящих перед Ассоциацией задач стали профессиональные гильдии и их общественные советы, которые организационно объединили родственные предприятия, находящиеся на территории стран-членов ЕврАзЭС.

По инициативе Межгосударственного Совета ЕврАзЭС был учрежден Экономический форум ЕврАзЭС, который является формой сотрудничества деловых и предпринимательских кругов. К основным целям Форума были отнесены: широкий обмен информацией о ходе экономических реформ, формирование нормативно-правовой базы для расширения предпринимательской деятельности, анализ возможностей и направлений действий по согласованному эффективному использованию природного, производственно-технического, транспортно-энергетического и научно-технического потенциала государств-членов ЕврАзЭС, содействие развитию взаимовыгодных торговых и кооперационных связей между хозяйствующими субъектами пяти государств, формированию межгосударственных финансово-промышленных групп, организации совместных предприятий и производств.

Одним из элементов интеграции в рамках ЕврАзЭС стало сближение национальных законодательств. В этом контексте следует отметить деятельность по разработке Основ законодательства ЕврАзЭС, регулируемой Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества и порядке их разработки (Астана, 18 июня 2004 г.). Данным актом был установлен унифицированный порядок разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действий. Согласно ст.1 данного Договора, под Основами законодательства ЕврАзЭС понимаются правовые акты ЕврАзЭС, которые устанавливают единые для Сторон нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений, и которые принимаются путем заключения Сторонами соответствующих соглашений.

Необходимо также упомянуть еще об одном, объединении центрально-азиатских государств. В 1994 г. в развитие заключенных ранее казахстанско-кыргызско-узбекских договоров о формировании единого экономического пространства и даже экономического союза трех стран региона возникло Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). В 1998 г. к договору присоединился Таджикистан, где к тому времени закончилась гражданская война. В 2001 году, уже по инициативе президента Узбекистана Ислама Каримова ЦАС превратилась в ОЦАС, Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества. В 2004 г. в это объединение вступила Россия.[66] Затем эта Организация вошла в состав ЕврАзЭС.[67]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.