КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика товарных запасов на рынке товара Q
Динамика продажи и цен товара Q Указания к задаче № 8
Задача № 8 выполняется по теме «Статистика рыночной конъюнктуры». Рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или ограниченный отрезок времени. Для ее оценки строится соответствующая система показателей: 1) предложение товаров; 2) покупательский спрос; 3) показатели пропорциональности – соотношение спроса и предложения и его динамические сдвиги; объемы заявок на продажу и на покупку на товарной бирже; цены и товарные запасы, их изменение в динамике; 4) показатели динамики отражают развитие рынка во времени – показатели динамических рядов и их анализа, трендовые модели, графические методы; 5) колеблемость различных параметров рынка. Статистически она характеризуется различными показателями вариации продажи, цен, товарных запасов; 6) региональные различия состояния и развития рынка: региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка; 7) показатели риска и деловой активности; 8) оценки уровня монополизации и конкуренции. В качестве инструментов оценки конъюнктуры рынка могут быть использованы конъюнктурные индикаторы – цены, товарные запасы, показатели деловой активности. Рассмотрим условный пример оценки и анализа конъюнктуры рынка отдельного товара. На рынке Q сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать с помощью трех индикаторов: индексов продажи, цен и товарных запасов:
Таблица 1.8.1.
Положение на рынке характеризуется падением спроса в результате роста цен. Если до 3-го периода рост цен обеспечивал увеличение валового дохода предпринимателей, то после него рост цен не смог компенсировать падение спроса, что и привело к значительному сокращению товарооборота (денежной выручки) и валового дохода. Товарооборот в 3-м периоде был в 1,7 раза больше начального уровня, а к 5-му периоду он уменьшился по сравнению с 3-м более чем в два раза и по сравнению с первоначальным уровнем на 20%. Вероятно, рост цен превысил точку равновесия и спрос начал падать. За изучаемый период объем продажи (в натуральном выражении) сократился за весь период более чем в 5 раз. Рост цен за весь период составил 4,6 раз. Рассмотрим следующую таблицу.
Таблица 1.8.2.
После незначительного уменьшения абсолютный размер запасов вернулся к своему исходному размеру. Но так как объем продажи при этом сократился в 5 с лишним раз, то значительно увеличились удельные товарные запасы. Анализ динамики удельных товарных запасов (в днях продажи, т.е. в расчете на однодневную продажу) убеждает, что происходит процесс затоваривания, нарастание кризиса сбыта. Можно сделать вывод, что мы имеем дело с регрессирующим, мало перспективным рынком, требующим интенсивных маркетинговых усилий. Основным фактором падения спроса является рост цен.
Потенциал рынка – это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. В общем виде формула потенциала рынка выглядит следующим образом:
где Ni – единицы производства (производителей или единиц оборудования); Wi – показатели мощности производственной единицы; F j – прочие факторы и элементы потенциала; n – число единиц потенциала.
Расчет потенциала в развернутом виде:
где Ni – единицы производства (производителей или единиц оборудования); Wi – показатели мощности производственной единицы; Di – степень загрузки производственной мощности; Ri – степень обеспеченности производства ресурсами; Tпр.ц. – темп прироста цен производителей; Эр – коэффициент эластичности предложения по цене; K – поправка на конкурентоспособность товара; В – внутреннее производственное потребление; Си – объем импорта аналогичного продукта; n – число единиц потенциала.
Емкость рынка – количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени. Емкость потребительского рынка рассчитывается по формуле:
где E – емкость рынка определенного товара; Si – численность i-й группы потребителей; пi – уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде, или норматив потребления i-й группы потребителей (нормативы: физиологические – для продуктов питания, рациональные – для непродовольственных продуктов и услуг); Tпр.ц. – темп прироста цен; Эip – коэффициенты эластичности спроса по цене; Tпр.дох. – темп прироста дохода; Эiдох – коэффициенты эластичности спроса по доходу; Dстим – искусственно стимулированный рост спроса вследствие активной рекламы, различных акций и т.п.; H – насыщенность рынка — объем товаров, имеющихся в домашнем хозяйстве населения; ИФ – физический износ товаров; Им – моральный износ товаров; А – альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей (натуральные источники потребления, черный рынок и т.п.), а также потребление товаров-заменителей; С – часть рынка, захваченная конкурентами.
Пропорциональность – оптимальное соотношение между различными элементами рынка. В анализе пропорциональности рынка используются: доля (удельный вес) и коэффициент соотношения, т.е. непосредственное сопоставление двух явлений или частей одной совокупности. При изучении пропорций рынка широко используется графический метод, в частности секторные диаграммы. Анализ пропорций рынка должен осуществляться как в статике, так и в динамике. При сравнении (динамическом, территориальном, отраслевом и т.п.) доли исчисляется относительный показатель: индекс доли. Особый показатель пропорциональности – компаративный индекс – позволяет сравнивать динамические пропорции. Компаративный индекс представляет собой отношение индексов (темпов роста) двух явлений или частей совокупности. Например, отношение индекса продажи потребительских продуктов к индексу продажи услуг или отношение индекса розничного товарооборота к индексу денежных доходов населения. Важнейшим показателем пропорциональности рынка товаров и услуг следует считать соотношение спроса и предложения. Пропорции спроса и предложения определяются как в целом по рынку товаров и услуг (в его оптовом и потребительском подразделениях), так и в региональном разрезе, по всей товарной массе и по отдельным товарам. Самостоятельной задачей является оценка соотношений спроса различных социально-экономических групп потребителей, т.е. характеристика места каждой такой группы на потребительском рынке. Одним из способов измерения данной пропорции по всей совокупности товаров и услуг служит баланс спроса и предложения (см. табл. 1.8.3). Выявленное таким образом сальдо служит характеристикой диспропорции рынка и в соответствии со знаком (+ или -) отражает либо наличие дефицита, либо кризис сбыта.
Таблица 1.8.3 Схема баланса спроса и предложения
Однако этот способ трудно использовать для оценки пропорциональности рынков отдельных товаров. В этом случае чаще используются оценки с помощью набора показателей – индикаторов рынка: можно сравнивать объемы и темпы роста производства (по отдельным товарам или в целом по отрасли) с соответствующими показателями продажи. Центральным моментом оценки и анализа рыночной конъюнктуры является изучение тенденций и особенностей развития рынка, его устойчивости. Тенденции развития рынка могут быть наглядно выражены графически. Нанесенные на график уровни или темпы чаще всего отражают неравномерность развития: ускорения, замедления, скачки подъема и спада и т.д. Выявленная таким образом линия характеризует основную тенденцию развития рынка. Она может быть также использована для экстраполяции. Оценки колеблемости показателей рынка в статике, в географическом или экономическом пространстве (по регионам или по конкурентным фирмам, или по собственным предприятиям и т.п.) осуществляются с помощью коэффициента вариации:
σy – среднеквадратическое отклонение:
где yi – показатель рынка (товарооборот, цена, запасы и т.п.) в регионе, фирме и т.п.; – среднее значение показателя по всей изучаемой совокупности; fi – веса, величина, характеризующая размерность единицы совокупности, например, объем товарооборота, численность потребителей и др.
Сущность эластичности спроса заключается в чрезвычайной его гибкости и изменчивости, зависимости от влияния различных социально-экономических факторов, в первую очередь таких, как цена и денежный доход. Аналогичным свойством обладает товарное предложение, которое в условиях рынка чутко реагирует на изменения цен. Эластичность спроса и предложения – это их реагирование на изменение социально-экономических условий на рынке. Меру эластичности определила статистическая наука, выразив ее в виде количественного показателя – коэффициента эластичности – процентное изменение одного (результативного) признака при увеличении на 1% другого (факторного) признака. А. Маршалл вывел формулу эмпирического коэффициента эластичности в виде следующего отношения:
где Δy – прирост спроса; Δx – прирост факторного признака; у – базовый показатели спроса; х – базовое значение факторного признака.
Значение коэффициента эластичности: - при Э < 1 проявляется явление инфраэластичности, товар считается малоэластичным или неэластичным; - при Э > 1 отмечается явление ультраэластичности, товар является эластичным или сильно эластичным; - при Э = 1 товар является слабоэластичным (так называемый унитарный спрос), в этом случае, как правило, снижение цены не приводит к коммерческому эффекту (росту денежной выручки). Положительное значение коэффициента эластичности означает, что при увеличении факторного признака спрос растет, т.е. связь прямая (обычно такая зависимость проявляется от дохода); отрицательное значение – что при увеличении факторного признака спрос сокращается, т.е. связь обратная, такая зависимость спроса характерна при воздействии цен. В практических расчетах коэффициент эластичности может быть исчислен в динамике и статике, т.е. он отражает или изменение спроса во времени, или по сравнению с какой-то другой единицей совокупности (например, спрос различных потребительских групп, различных регионов и т.п.). В первом случае формула трансформируется следующим образом:
где у0 и у1 – спрос соответственно базисного и текущего периодов; х0 и х1 – факторный признак соответственно базисного и текущего периодов.
В статике (обычно по данным группировок) эта формула выглядит следующим образом (по каждой i -й группе):
где yn – спрос в характеризуемой n-ой группе потребителей (например, группе с более высокими доходами); yn-1 – спрос в предшествующей группе (например, группе с меньшими доходами); xn, xn-1 – значения факторных признаков в соответствующих группах.
Общий по всем группам коэффициент эластичности рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из групповых коэффициентов. В качестве весов могут быть использованы частоты или частности (доли) по каждой группе:
где Эi – групповой коэффициент эластичности; Wi – веса каждой i -й группы.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |